Развитие навыков социализации детей с ОВЗ на занятиях дополнительного образования "Творческая мастерская".
статья
Актуальность программы кружка дополнительного образования "Творческая мастерская" определена тем, что занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и восприятия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме по самообразованию:
Развитие навыков социализации детей с ОВЗ на занятиях дополнительного образования «Творческая мастерская».
Педагог дополнительного образования:
Анисимова Светлана Александровна.
ГКОУ СКОШИ № 52
г. Москва 2019г.
Введение
Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка.
ДО предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Теоретическая часть
Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
Практическая часть
Учащиеся нашей школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий объединения дополнительного образования «Творческая мастерская». Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.
Целью занятий кружка декоративно-прикладного творчества стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
В программу включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, бисероплетение, макраме, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из бумаги и ниток, изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
В ходе работы педагогу нужно было найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяются различные дидактические игры. Занятия разработаны с учетом возрастных, психо-физических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с тканью. Дети выполняют работы в различной технике (мягкая игрушка, аппликация, коллаж, мозаика, моделирование). В руках учениц ткань превращается в красивые полезные вещи. Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации, вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности (например: при сочетании цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображении собственного рисунка). Предоставление учащимся возможности самостоятельного придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса, формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, сочетанию фактур ткани помогут учащимся в дальнейшем избежать грубых ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба, индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.
Бумага, картон, кожа – доступный для ребенка универсальный материал - нашел широкое применение в работе на наших занятиях. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в оформлении школьных уголков, в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Детские работы представляются на выставках.
Через различные действия с бумагой, кожей, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Особенно заинтересовала учащихся кружка работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит школьникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости. Квиллинг отлично успокаивает детей с различными психическими проблемами.
Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит техника холодный батик - роспись по ткани. Занятия в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии. Ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие. В ходе работы воспитывается аккуратность, развивается внимание.
Начав рисовать витражными красками, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного, но простота материала позволяет добиться прозрачности и создать интересные эффекты. Детям необходимо выбрать эскиз, с помощью копировальной бумаги перевести рисунок, а потом раскрасить узор или предмет. В этой технике выполняют работы: «Цветы», «Птицы», «Рыбы», «Орнамент».
Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка-самоделка, сделанная из бисера. Этот творческий труд ребенка всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Игрушки получаются разного вида и настроения, но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, расширяют свой небольшой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.
Занятия бисероплетением уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себе знания из таких предметов программы как математика, природоведение, изобразительное искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Большой интерес на занятиях кружка вызывает тема «Народная кукла». Эти куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
Занятия по изготовлению народной куклы дают широкие возможности для развития у детей творческих способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое - выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы, выразить свои внутренние особенности, фантазии и мечты. На таких занятиях отсутствует понятие неудачи, неправильности выполнения куклы. Кукла каждого ребенка является особенной, неповторимой, как и сами дети.
У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.
Дети испытывают чувство радости от игрового общения с куклой, становятся податливы и пластичны, легко вступают в диалоговое общение друг с другом. В конце занятий проводится рефлексия – дети общаются с куклами, дают им имена, рассказывают о своих впечатлениях от занятия. Многие потом принимают участие в конкурсах, выставках.
Макраме помогает воспитывать чувство меры и вкус, дает возможность для творчества, что позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никогда и ничего не копируя. Изделия, выполненные в этой технике, отличаются не только прочностью, но и красотой и изяществом. В будущем ребенок может плести уже крупные вещи, такие как панно, кашпо или шторы и сможет сделать неповторимой, оригинальной и уютной свою квартиру. На занятиях по макраме используются доступные детям виды практической деятельности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструмента совершенствует мелкую моторику рук. Необходимо, чтобы воспитанники овладели умением высказывать просьбы и желания, могли задавать вопросы и отвечать на них, то есть мы как педагоги способствуем формированию диалогической речи воспитанников.
На первый взгляд освоение данных техник с детьми ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом педагог постоянно корректирует деятельность ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.
Выводы:
Наша задача помочь детям с ОВЗ – расширить круг их общения, научить их реализовать себя и показать широту внешнего мира.
В кружке дополнительного образования дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
На каждом занятии стараюсь увеличивать социальную активность детей, развивать доверие к педагогу, создаю ситуации, или даю учащимся такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми и происходит получение ребёнком первого положительного опыта социализации.
Для более эффективного развития творческих способностей структура занятия может выглядеть следующим образом:
1.Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).
Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений детей.
- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.
- стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей.
- ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.
2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения
- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству
3.Творческий этап – закрепление.
Цель: подведение итогов занятия.
Задачи:
- получить положительную самооценку детей
-осознать и поверить в свои возможности
Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление линии выставок, защиту своей работы.
В целом, работа кружка дополнительного образования позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.
В процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия.
Список литературы
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
2. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/. -М.: Просвещение, 1991.-128с.
3. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010г.- с.106-109
4. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/. -Смоленск, 2004. – с.108-109
5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического
развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
6. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007
7. Берстенёва Е., Догаева Н. /Кукольный сундучок/ традиционная народная кукла своими руками/Москва 2016г.
8. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа - 2004.-№5.-с.36-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.
Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...
Проектная деятельность, как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ
Использование метода проекта на уроках швейного дела...
Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ
По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования
В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды» на тему:«Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»
Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением ...