Рабочая программа волейбол первый год обучения
рабочая программа (5 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Данная программа является общеразвивающей и предназначена для работы с обучающимися на ступенях начального общего образования и основного общего образования.
Программа адресована учащимся 10-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_voleybol_2017_pervyy_god_obucheniya.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
Принята педагогическим советом Протокол № 32_от 31.08.2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 57 от 31 августа 2017 г. Директор ГБОУ гимназии №628 Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга «Александринская гимназия» ________________С.И.Квашнина |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Волейбол»
Срок реализации –3 года
Возрас учающихся 10-13 лет
Разработчик:
Кузнецова Алина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
Актуальность программы заключается в минимальности материальных затрат: достаточно иметь спортивный зал, волейбольные мячи и сетку, поэтому занятия волейболом приветствуются администрацие образовательных учреждений. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения, большой зрелищности. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм - вот что привлекает в волейболе миллионы людей различных возрастов и профессий Занятие волейболом - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития.
Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и т.д. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствует развитию таких ценных психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность.
Адресат программы:
Данная программа является общеразвивающей и предназначена для работы с обучающимися на ступенях начального общего образования и основного общего образования.
Программа адресована учащимся 10-13 лет.
Цель программы: гармоничное физическое развитие, удовлетворение потребности в двигательной активности, самореализации детей и подростков посредством обучения основам общей и специальной физической подготовки при освоении техники волейбола.
Задачи:
обучающие:
- овладение основными двигательными навыками при игре в волейбол;
- овладение техникой выполнения элементов волейбола;
- формирование правильной осанки;
- расширение представления обучающихся о здоровом образе жизни.
развивающие:
- развитие координации движений, гибкости, силы, быстроты;
- развитие общей физической выносливости и прыгучести;
- развитие внимательности;
- развитие наблюдательности.
воспитательные:
- формирование интереса и привычки к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям;
- воспитание коммуникативных качеств личности ребенка;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание целеустремленности и настойчивости для достижения цели.
- содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к
сопернику и судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
Условия реализации программы.
Условия набора в объединение. Принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость в группах:
1 год обучения от 15 человек
2 год обучения от 12 человек
3 год обучения от 10 человек.
Учащеся могут поступить на любой год обучения без предварительной подготовки.
Срок реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Продолжительность реализации программы - 144 часа в год
Режим занятий. Занятия проводятся: на первом, втором и третьем году обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
Кадровое обкспечение.Занятия проводит педагог дополнительного образования.
Материально - техническое обеспечение:
- мяч волейбольный большой 15 шт
- набивной мяч 15 шт
- скакалки 15 шт
- обручи 15 шт
- гимнастические маты 10 шт
- гимнастическая стенка 24 пролета
- Волейбольная сетка
Особенности организации образовательного процесса
(формы организации занятий):
- Практическое занятие
- Участие в турнирах и соревнованиях
- Открытое занятие.
Планируемые результаты, соответствующие поставленным задачам (личностные,
метапредметные и предметные):
Личностные
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
-потребность в систематических занятиях спортом,
-регулярном участии в спортивных соревнованиях,
-стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
-умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; -спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
-стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, одноклассников и т.д.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 года обучения (140 часов)
№ п/п | Содержание | Кол- во часов всего | Теория | практика | Контроль |
1. | Вводное занятие.Правила игры. Инструктаж по ОТ и ТБ | 2 | 1 | 1 | показатели уровня фактической обученности по итогам предыдущего учебного года в виде знаний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки |
2. | Правила игры | 4 | 2 | 2 | Опрос по знаниям правил игры, ТБ и ОТ |
3. | Общая и специальная физическая подготовки | 32 | 4 | 28 | Контрольные испытания |
4. | Техника игры | 56 | 4 | 52 | Педагогическое наблюдение |
5. | Тактика игры | 16 | 2 | 14 | Педагогическое наблюдение, опрос |
6. | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 10 | 1 | 9 | Контрольные испытания |
7. | Инструктаж и судейская практика | 10 | 1 | 9 | Опрос по знаниям правил игры, действиям игроков, жестам судей и т.д. Зачёт по судейству и организации соревнований |
8. | Игры и соревнования | 8 | 1 | 7 | Анализ результатов игр |
9. | Итоговые и контрольные занятия | 2 | 2 | 0 | Анализ результатов. Обсуждение. |
Итого | 140 | 18 | 122 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 11 сентября | 25 мая | 35 недель | 140 часа в год | Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Александринская гимназия»
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Волейбол»
Год обучения – первый
Программа реализуется Кузнецовой Алиной Николаевной, педагогом дополнительного образования
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по игре волейбол относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Характеристика (отличительные особенности) данного года обучения
Группы детей со средними способнстями. В объединении занимаются как девочки, так и мальчики.
Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации программы-1 год обучения
Продолжительность реализации программы-140 часов
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа
Адресат программы
Данная программа предназначена для работы с обучающимися на ступенях начального общего образования .
Программа адресована детям - 10-13 лет. В группах дети разного возраста.
Задачи 1 года обучения:
обучающие:
- овладение основными двигательными навыками при игре в волейбол;
- овладение техникой выполнения элементов волейбола;
- формирование правильной осанки;
- расширение представления обучающихся о здоровом образе жизни.
развивающие:
- развитие координации движений, гибкости, силы, быстроты;
- развитие общей физической выносливости и прыгучести;
- развитие внимательности;
- развитие наблюдательности.
воспитательные:
- формирование интереса и привычки к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям;
- воспитание коммуникативных качеств личности ребенка;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание целеустремленности и настойчивости для достижения цели.
- содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к
сопернику и судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
Планируемые результаты, соответствующие поставленным задачам (личностные,
метапредметные и предметные):
Личностные
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
-потребность в систематических занятиях спортом,
-регулярном участии в спортивных соревнованиях,
-стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
-умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; -спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
-стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, одноклассников и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2 часа). Теория. История возникновения волейбола. Развитие волейбола.
Правила игры (4 часа). Теория. Правила игры в пионербол, пионербол с элементами волейбола, волейбол.
Практика. Игра пионербол.
Общая и специальная физическая подготовки (32 часа).
Теория. Значение, польза и техника упражнений.
Практика. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч - упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц шеи и туловища. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с
гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика), согнув ноги через планку (веревочку). Высоко- далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Повторный бег 3*20м, 3*30м. Бег 60 м с низкого старта(100м). Эстафетный бег с этапами до 40м. Бег 100м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300м). Бег или кросс (до1000м).
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком, спиной к стартовой линии) – сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом – отягощением или куртке с весом. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Техника игры (56 часов). Теория. Техника выполнения приемов, передач, подач, нападающих ударов.
Практика.Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером- с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая; подача мяча в стенку; через сетку, через сетку с расстояния 6 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактика игры (16 часов). Теория: Индивидуальные действия,групповые действия, командные действия, тактика защиты.
Практика. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней прямой подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Упражнения общей и специальной физической подготовки (10 часов). Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами4 в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.
Инструктаж и судейская практика (10 часов).Теория. Правила судейства,правила игр.
Практика: Организация и проведение судейства внутришкольных соревнований и подвижных игр во время тренировки.
Игры и соревнования ( 8 часов). Теория. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Практика: Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.
Итоговое занятие (2 часа). Теория. Подведение итогов года, рефлексия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й год обучения
(140 часов)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема учебного занятия | Всего часов |
1 | 11.09.17 | 11.09.17 | Вводное занятие. Правила игры. Инструктаж по ОТ и ТБ. | 2 |
2 | 13.09.17 | 13.09.17 | Правила игры | 2 |
3 | 18.09.17 | 18.09.17 | Правила игры | 2 |
4 | 20.09.17 | 20.09.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
5 | 25.09.17 | 25.09.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
6 | 27.09.17 | 27.09.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
7 | 2.10.17 | 2.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
8 | 4.10.17 | 4.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
9 | 9.10.17 | 9.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
10 | 11.10.17 | 11.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
11 | 16.10.17 | 16.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
12 | 18.10.17 | 18.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
13 | 23.10.17 | 23.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
14 | 25.10.17 | 25.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
15 | 30.10.17 | 30.10.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
16 | 1.11.17 | 1.11.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
17 | 8.11.17 | 8.11.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
18 | 13.11.17 | 13.11.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
19 | 15.11.17 | 15.11.17 | Общая и специальная физическая подготовки | 2 |
20 | 20.11.17 | 20.11.17 | Техника игры | 2 |
21 | 22.11.17 | 22.11.17 | Техника игры | 2 |
22 | 23.11.17 | 23.11.17 | Игры и соревнования | 2 |
23 | 27.11.17 | 27.11.17 | Техника игры | 2 |
24 | 29.11.17 | 29.11.17 | Техника игры | 2 |
25 | 4.12.17 | 4.12.17 | Техника игры | 2 |
26 | 6.12.17 | 6.12.17 | Техника игры | 2 |
27 | 11.12.17 | 11.12.17 | Техника игры | 2 |
28 | 13.12.17 | 13.12.17 | Техника игры | 2 |
29 | 18.12.17 | 18.12.17 | Техника игры | 2 |
30 | 20.12.17 | 20.12.17 | Техника игры | 2 |
31 | 25.12.17 | 25.12.17 | Техника игры | 2 |
32 | 27.12.17 | 27.12.17 | Техника игры | 2 |
33 | 15.01.18 | 15.01.18 | Техника игры | 2 |
34 | 17.01.18 | 17.01.18 | Техника игры | 2 |
35 | 22.01.18 | 22.01.18 | Техника игры | 2 |
36 | 24.01.18 | 24.01.18 | Техника игры | 2 |
37 | 29.01.18 | 29.01.18 | Техника игры | 2 |
38 | 31.01.18 | 31.01.18 | Техника игры | 2 |
39 | 5.02.18 | 5.02.18 | Техника игры | 2 |
40 | 7.02.18 | 7.02.18 | Техника игры | 2 |
41 | 12.02.18 | 12.02.18 | Техника игры | 2 |
42 | 14.02.18 | 14.02.18 | Техника игры | 2 |
43 | 19.02.18 | 19.02.18 | Техника игры | 2 |
44 | 21.02.18 | 21.02.18 | Техника игры | 2 |
45 | 26.02.18 | 26.02.18 | Техника игры | 2 |
46 | 28.02.18 | 28.02.18 | Техника игры | 2 |
47 | 5.03.18 | 5.03.18 | Техника игры | 2 |
48 | 7.03.18 | 7.03.18 | Техника игры | 2 |
49 | 12.03.18 | 12.03.18 | Тактика игры | 2 |
50 | 13.03.18 | 13.03.18 | Тактика игры | 2 |
51 | 14.03.18 | 14.03.18 | Тактика игры | 2 |
52 | 19.03.18 | 19.03.18 | Тактика игры | 2 |
53 | 21.03.18 | 21.03.18 | Тактика игры | 2 |
54 | 26.03.18 | 26.03.18 | Тактика игры | 2 |
55 | 28.03.18 | 28.03.18 | Тактика игры | 2 |
56 | 2.04.18 | 2.04.18 | Тактика игры | 2 |
57 | 4.04.18 | 4.04.18 | Тактика игры | 2 |
58 | 9.04.18 | 9.04.18 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 2 |
59 | 11.04.18 | 11.04.18 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 2 |
60 | 16.04.18 | 16.04.18 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 2 |
61 | 18.04.18 | 18.04.18 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 2 |
62 | 23.04.18 | 23.04.18 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 2 |
63 | 25.04.18 | 25.04.18 | Инструктаж и судейская практика | 2 |
64 | 30.04.18 | 28.04.18 | Инструктаж и судейская практика | 2 |
65 | 7.05.18 | 7.05.18 | Инструктаж и судейская практика | 2 |
66 | 14.05.18 | 14.05.18 | Инструктаж и судейская практика | 2 |
67 | 16.05.18 | 16.05.18 | Инструктаж и судейская практика | 2 |
68 | 21.05.18 | 21.05.18 | Игры и соревнования | 2 |
69 | 23.05.18 | 23.05.18 | Игры и соревнования | 2 |
70 | 23.05.18 | 23.05.18 | Итоговое занятие | 2 |
ИТОГО: | 140 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения.
Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии , кинофильмы). Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях.
Словесные методы: название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах.Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Учебно – методический комплекс
педагога дополнительного образования
1. Учебные и методические пособия:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru
- Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта: http://sportlaws.infosport.ru
- Сообщество педагогов на портале «Сеть творческих учителей»http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com
- Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс».http://www.openclass.ru
- Журнал «Теория и практика физической культуры». http://lib.sportedu.ru/Press/TRFK/2006N6/Index.
- Воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-метадический журнал Российской Академии Образования, Российской Государственной Академии Физической Культуры. http://www.infosport.ru/press/fkvot
- Методика преподавания по игровым видам спорта (волейбол)
- http://www.o-volley.ru› ,
- http://www.samvolley.ru,
- http://www. VolleyMos.ru,
- http://www. fizkultura-na5.ru›volejbol/volejbol
8. Ю.Д. Железняк Ю.П. Портнова «Спортивные игры техника, тактика, методика . обучения». Изд. АСDЕМА 2002 г.
9. В.И. Лях А.А. Зданевич «Физическая культура 8-9 класс»
Изд. Просвещение Москва 2005 г.
10. В.И. Лях А.А. Зданевич «Физическая культура 10-11 класс»
Изд. Просвещение Москва 2007 г.
11. Официальные волейбольные правила 2007 г.
Изд. Олимпия Человек Москва 2007 г.
2. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся:
1. Фестиваль пед.идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/, .https://ds04.infourok.ru
2. Газета "Здоровье детей" http://zdd.1september.ru/
3. Журнал «Культура здоровой жизни» http://kzg.narod.ru/
4. Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала. http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index/
5. Рефераты на спортивную тематику. http://www.sportreferats.narod.ru/
6. Ю. Д. Железняк В.А. Кудянский « Волейбол у истоков мастерства»
Изд. ГРАНД Москва 1998 г.
7.Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
8.Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
9.Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Система формы контроля уровня достижений
учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Метание набивного мяча массой 1 кг из- за головы двумя руками.
Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Техническая подготовка.
Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия , при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты , обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3 – 3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки – не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток ; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи ( передачи с нарушением правил не засчитываются).
Испытания на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 – размером 2х 1 м, в зоне 1 и в зоне 6 – размером 3х 3м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4 – 5 (1 – 2), площадь у боковых линий в зонах 5 – 4 и 1 – 2 (размером 6х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах – 5 попыток).
Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4, 2.
Испытания в защитных действиях («защита зоны»). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.
Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки – первый год обучения – 5; второй год – обучения 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения -15, второй год обучения - 20.
Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток , а с 14 – 16 лет -15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Нормативно-правовой блок:
№ п/п | Образовательная программа | № п/п | Нормативные документы по специализации (инструкции по охране труда и технике безопасности) |
1 | «Волейбол» | 1 | Инструкция № 8 по охране труда |
2 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 | ||
3 | Концепция развития дополнительного образования детей //распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р | ||
4 | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 г. об организации внеурочной деятельности | ||
5 | Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468). | ||
6 | Конвенция о правах ребёнка (Генеральная Ассамблея ООН 05.12.1989, ратифицирована Верховным Советом СССР) | ||
7 | СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); |
БЛОК КОНТРОЛЯ
Система контроля результативности с описанием форм выявления, фиксации и предъявления результатов и их периодичности
Формы контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Периодичность | постоянно | 1(2) раз(а) в полугодие | По окончании программы |
Формы выявления результата | Педагогическое наблюдение, беседа, устный (фронтальный) опрос и т.д. | Анализ педагогических наблюдений | Итоговое тестирование, экзаменование, Итоговые контрольные испытан6ия, соревнованиях, |
Формы фиксации результата | Оценочные ведомости, Дневники педагогических наблюдений, Матрицы (таблицы) учета успеваемости и т.д. Учет участия в массовых мероприятиях (журнал уч. группы) | Матрица субъективного показателя (декабрь, май) Матрица «Творческий показатель» (май) Программы конкурсов, мероприятий, соревнований Учет участия в массовых мероприятиях | Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося |
Формы предъявления результата | наличие дипломов, грамот, кубков, медалей | открытые занятия, праздники в школе , первенство объединения, школы | открытые занятия, праздники в гимназии №628, первенство объединения, школы |
Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося
Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в программе «_____________________________» в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
№ | Вопросы | Пояснения | Мнение учащегося |
Освоил теоретический материал по разделам и темам программы | Могу ответить на вопросы педагога | 1 2 3 4 5 | |
Знаю специальные термины, используемые на занятиях | Понимаю и использую в разговоре | 1 2 3 4 5 | |
Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | Могу определить цель предполагаемой работы, спланировать ход ее выполнения, спрогнозировать и оценить результат | 1 2 3 4 5 | |
Умею выполнять практические задания (упражнения, задачи...), которые дает педагог: | Усвоил и могу воспользоваться алгоритмом выполнения задания | 1 2 3 4 5 | |
Научился самостоятельно выполнять творческие задания | Умею самостоятельно продумывать действия при решении задач творческого и поискового характера | 1 2 3 4 5 | |
Умею воплощать свои творческие замыслы | Понимаю ради чего, какой смысл, вкладывается в замысел предполагаемой работы | 1 2 3 4 5 | |
Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | Понимаю, чему хочу научить, какой будет результат и как его достичь. Могу свои идеи сформулировать другим. Могу отрефлексировать после выполнения работы | 1 2 3 4 5 | |
Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | Могу обсуждать с ребятами пути решения учебных задач; искать информацию; готов к сотрудничеству; умею грамотно в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка выражать свои мысли | 1 2 3 4 5 | |
Научился получать информацию из различных источников | Могу найти и выделить необходимую информацию с помощью разных источников: книг, компьютерных средств и пр. | 1 2 3 4 5 | |
Научился сотрудничать со взрослыми в решении поставленных задач | Могу обсуждать со взрослыми пути решения учебных задач; участвовать в распределении обязанностей; выполнять поручение за контролем выполнения поставленных задач, обсуждать на основе сотрудничества пути и способы решения, высказывать корректно свое мнение | 1 2 3 4 5 | |
Мои достижения в результате занятий | Могу ответить на вопросы «Что дают мне занятия, полученные знания, в чем их ценность для меня, для семьи, общества?» | 1 2 3 4 5 |
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить учащемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог. Оценка производится педагогом по пятибалльной шкале.
Обработка результатов: Самооценка обучающегося и оценки педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
- Пункты 1, 2, 4 – предметный результат
- Пункты 3,7 – метапредметный (регулятивный) результат
- Пункты 5, 9 – метапредметный (познавательный) результат
- Пункты 8, 10 – метапредметный (коммуникативный) результат
- Пункты 6, 11 – личностный результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная рабочая программа "Волейбол"
Программа спортивной секции...
Рабочая программа: "Волейбол"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВОЛЕЙБОЛУДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬПедагог дополнительного образования: Сухов И.И....
Рабочая программа "Волейбол"
Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также...
Рабочая дополнительная предпрофессиональная программа "Волейбол" (тренировочный этап обучения)
Программа предназначена для учащихся тренировочного этапа 4-го года обучения...
Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (первый год обучения)
Рабочая программа для работы с обучающимися по программе "Цветоводство"...