Рабочая программа кружка «Первый раз в первый класс»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 31.08. 2018 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 9» от 31.08.2018 г. № 112 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Первый раз в первый класс»
для учащихся 1 классов
(социально – познавательное направление)
2018 -2019 учебный год
в рамках организации внеурочной деятельности
по реализации ФГОС
Руководитель: педагог – психолог В.А. Куровская
г. Рославль
2018г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа психологического кружка «Первый раз в первый класс» разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 9». 4. Программы внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 9». 5. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 9».
6.Авторской программы Ивановой И.Д. на основе разработок занятий Холодовой О.А., Языкановой Т.Е., Локаловой Н.П. и др.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
3. Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам»
Цель программы: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучающихся. Задачи: 1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 2 .Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Содержание программы
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Развитие аналитических способностей, логического мышления (8 занятий)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в ходе занятия применяются упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Тренировка внимания (7 занятий)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (5 занятий)
В занятия включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (5 занятий)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Задания по развитию воображения и перекладыванию палочек (4 занятия)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
При освоении курса «Первый раз в первый класс»» формируются следующие результаты:
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- повышение мотивации к любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - повышение самооценки на основе критериев успешности этой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- В сфере познавательных универсальных учебных действий
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий участники изучат и овладеют индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий участники научатся навыкам сотрудничества, снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
4. Календарно-тематическое планирование
Дата/ план | Дата/ факт | № | Тема урока |
5.09.18 | 1. | Вводный урок. Выявление уровня внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. | |
12.09.18 | 2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
19.09.18 | 3. | ||
26.09.18 | 4. | ||
03.10.18 | 5. | ||
10.10.18 | 6. | ||
17.10.18 | 7. | ||
24.10.18. | 8. | ||
31.10.18 | 9. | ||
14.11.18 | 10. | ||
21.11.18 | 11. | ||
28.11.18 | 12. | ||
5.12.18 | 13. | ||
12.12.18 | 14. | ||
19.12.18 | 15. | ||
26.12.18 | 16. | ||
16.01.19 | 17. | ||
23.01.19 | 18. | ||
30.01.19 | 19. | ||
06.02.19 | 20. | ||
13.02.19 | 21. | ||
20.02.19 | 22. | ||
27.02.19. | 23. | ||
06.03.19 | 24. | ||
13.03.19 | 25. | ||
20.03.19 | 26. | ||
03.04.19 | 27. | ||
10.04.19 | 28. | ||
17.04.19 | 29. | ||
24.04.19 | 30. | ||
08.05.19 | 31. | ||
15.05.19 | 32. | ||
22.05.19 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Первый раз в первый класс"
Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...
Рекомендации для родителей: "Первый раз в первый класс"
Адаптация первоклассников...
Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"
Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками. Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...
Первый раз , в первый класс
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...
Рабочая программа "Первый раз в 5 класс"
Рабочая программа "Первый раз в 5 класс" составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы по психологии Е.Г. Коблик, О.В. Хухлаевой...
Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)
Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)...