«Организация социального партнерства с родителями и включение их в воспитательный процесс»
методическая разработка на тему
Социально-педагогическое партнёрство - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие педагогов и родителей, объединённых общей целью и установками на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МО Дома детского творчества
«Организация социального партнерства с родителями и включение их в воспитательный процесс» (педагог-организатор Ю.К.Гордиенко).
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги могут
дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Одним из направлений деятельности Дома детского творчества является работа с родителями, в которой ребенок растет и воспитывается. Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, и основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им.
Социально-педагогическое партнёрство - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие педагогов и родителей, объединённых общей целью и установками на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка.
Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Таким образом, далеко не всегда используя в полной мере комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка.
Нам необходимо взаимодействовать с родителями в интересах ребёнка. Для этого нужно разрабатывать и реализовывать новые формы работы с родителями для пропаганды педагогических знаний и привлечение внимания родителей.
В работе с родителями мы применяем коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
Хотелось бы выделить наиболее удачные на наш взгляд формы работы с родителями:
Мастер-класс, построенный на совместной творческой деятельности обучающихся и их родителей.
Уникальность мастер- класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных ролей «родитель» - «ребенок», путем создании равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является участником той же деятельности. Изначально мастер-классы проводились только для учащихся, но заметив, что родители проявляют активный интерес и сами становятся участниками мастер-классов. Мы стали использовать данную форму в работе с родителями. Дети и родители с удовольствием лепят из теста, вяжут, и мастерят из бумаги различные поделки и сувениры.
Организация работы с родителями через интернет ресурсы.
Современные родители являются участниками различных Интернет-сообществ, тематических порталов, сайтов и других Интернет-ресурсов.
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями заключается в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность педагога продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• информация изучается родителями в удобное для них время,
• оперативное получение информации родителями;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Эффективные формой взаимодействия, является сайт ДДТ.
Часто родители сами выступают в роли модератора. После проведённых мероприятий самостоятельно добавляют снимки и видео в группу "Полесск". Используя Интернет-ресурс, мы имеем возможность предоставить родителям оперативное получение информации о жизни ДДТ, увидеть весь анонс проводимых мероприятиях, достижения, полезные советы.
Интернет переписка с родителями позволяет оперативно в письменной форме информировать родителей о предстоящей совместной деятельности в объединении или учреждении дополнительного образования, поздравлять с праздниками и т. д. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Из традиционных форм хотелось бы выделить:
Досуговые мероприятия - совместные праздники.
Проведение досуговых мероприятий способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения. При подготовке досуговых форм уделяется особое внимание педагогическому содержанию мероприятий.
Применение данных форм даёт возможность нам организовывать родителей в совместную деятельность. Главное не забывать о том, что прежде чем ждать заинтересованности и участия родителей в совместной деятельности, необходимо что бы родители видели результат работы с их детьми.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует проблема недостаточного взаимодействия родителей и педагогов. Основная причина данной проблемы, это недостаточное информирование родителей о проводимой работе с детьми.
Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности.
Существуют формы, которые мы пока ещё не используем в своей работе. Хотелось бы немного рассказать и о них.
Семейные клубы
Интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей Семейные клубы.
Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине 18 века и означало «объединение людей». В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар».
В педагогическом словаре «клуб – самодеятельное учреждение персонифицированного характера, организующее досуг с целью удовлетворения потребностей и интересов посетителей способствующее повышению общего культурного и творческого уровня, в том числе и культуры общения.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Тимбилдинг
Тимбилдинг (англ. Team building - построение команды), или командообразование. Идею тимбилдинга приписывают японцам, но каждый из нас может вспомнить одни из первых его проявлений с детства на элементарном примере - перетягивание каната. Задачами тимбилгинга являются создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общения.
Тимбилдинг – это набор активных мероприятий, направленных на сплочение и формирование навыков решения общих задач в команде. Способствующий развитию чувства уверенности в себе, являясь при этом неразрывным звеном одной команды. С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.
Квест
Одной из интересных инновационных и результативных форм совместной деятельности детей и взрослых является проектная деятельность. В рамках проектной деятельности эффективной формой взаимодействия с семьями является квест.
Квест - это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Проведение данных приключенческих игр создаст условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.
В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Такое наименование целого класса игр пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» — это поиск, разыскиваемый предмет.
Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических новаций, В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые возможности информационной среды
Веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учасники, выполняя ту или иную задачу. Особенностью веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб- квестом является публикация готовых работ на веб-странице .(локально или в Интернет)»
Примеры веб - квестов, существующие в сети
Веб - квест:
«Семья вместе - душа на месте"
Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
∙ Необходимо использовать новые и интересные формы работы с родителями.
∙ Использовать в работе Интернет-ресурс для информатизации родителей о работе педагогов.
В целом, организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную и воспитательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, педагогам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями учащихся.
В работе с семьей существует немало проблем. Но мы должны понимать, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут подлинными союзниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»
В данной статье говорится о новых подходах в формировании социальных навыков детей- сирот. живущих в школе-интернате....
Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом
В брошюре «Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом» описан многолетний опыт организации работы по управлению качеством образования инструментом внут...
ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Игровая деятельность для ребенка с умственным недоразвитием, обучающимся на дому, значительно отстает в своем становлении и развитии, а сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекцион...
Доклад Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе школы-интерната
Игра -самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться....
Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса....
«Опыт организации сетевого взаимодействия в ходе реализации воспитательного процесса»
«Либо мы научимся сосуществовать во взаимодействии и сотрудничестве, либо послужим причиной собственного вымирания» ...
Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической
В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса, в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...