Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
статья на тему

Зудина Наталья Фёдоровна

Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_iv.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса

В современных условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих выпускников к самостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность за себя и свои действия. Качественно меняется и диалектическая модель обучения – характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – организатором последнего. Таким образом, современное образование можно рассматривать как переход от обучения “фактам” к овладению смыслом событий, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа.

Во 2 главе (статья 43) Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на образование, получать которое гражданин России начинает в семь лет, до этого его основными педагогами являются родители. Но с поступлением в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Таким образом, законодатель, обязав родителей отвечать за получение детьми образования, также предоставляет родителям право влиять на ход учебного процесса. В связи с этим, основной задачей школы, является помощь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду школы качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере школьного образования ребенка.

Всё вышесказанное определяет необходимость формирования активной жизненной позиции всех субъектов образовательного процесса, которая, в свою очередь, должна формироваться интерактивными формами взаимодействия (дискуссии, конференции, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивные обучающие системы на основе мультимедиа и др.)  и тем новым в их развитии, что обусловлено изменением всех сфер жизни нашего общества. Рассматривая необходимость применения интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса можно отметить, что современное образование открывает перед школой широкий выбор решений теоретических и практических задач. Новые принципы образования, выдвинутые самой жизнью, – гуманизация и демократизация – влекут за собой коренной пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, а также требуют пересмотра администрацией школы и её педагогами своей функции в реализации этих принципов.

Набирающая темп информатизация общества предполагает интеллектуализацию профессиональной деятельности каждого человека. Одним из основных следствий информатизации общества является виртуализация коммуникаций. Виртуальная коммуникация является очередным этапом развития традиционного взаимодействия в эпоху Интернета и отличается, прежде всего, использованием опосредованных форм человеческого общения, расширением источников и способов получения и продуцирования информации, изменением роли образования в обществе.

Для реализации успешного, качественного образовательно-воспитательного процесса необходимо взаимодействие всех его участников, коими являются не только педагоги и обучающиеся, но и родители, и администрация школы, а также общественные организации, принимающие активное участие в жизни образовательного учреждения. Весь образовательно-воспитательный процесс, осуществляемый одним конкретным образовательным учреждением, в нашем понимании, возможно, представить в виде модели интерактивного взаимодействия между участниками данного процесса, состоящей из трёх основных уровней, взаимопроникающих друг в друга.

Рис. Модель организации интерактивного взаимодействия между участниками образовательно-воспитательного процесса.

Центром модели интерактивного взаимодействия, является организованный в образовательном учреждении электронный внутришкольный мониторинг (ЭВМ) качества образования и воспитания обучающихся и обучающих, с целью выявления и своевременной корректировки образовательно-воспитательного процесса. Необходимая часть данных внутришкольного мониторинга, так или иначе, отражается во внешнем пространстве  образовательного учреждения (2 уровень), таковым можно считать - сайт школы, целью которого в первую очередь, является открытость и доступность всей необходимой информации об образовательном и воспитательном процессе для родителей и общественности. Во - вторую очередь, школьный сайт, это как маячок, сигнализирующий об успешности деятельности школы (отражение учебных успехов обучающихся, профессиональных – педагогов). Также не последнее место во внешнем пространстве школы занимают сайты педагогов, классов школы, и, конечно же, социально-методическая сеть «Два берега» http://2berega.spb.ru/ – единая информационная среда для учителей, учеников и их родителей, посредством которых происходит взаимодействие в рамках диалога педагог – родитель - ученик, а использование социально-методической сети «Два берега», позволяет, включится в вышеуказанную схему диалога администрации школы.

Третий уровень, желательный, но не обязательный,  отражает деятельность школы в рамках всероссийского и международного сотрудничества. В какой-то степени, выход в образовательное интернет-пространство уже позволяет расширить рамки взаимодействия образовательного учреждения со многими субъектами образовательной сферы и представителями разнообразных общественных организаций в пределах своего района и города, но выход за их пределы позволят обучающимся  приобщиться к мировому культурно-историческому наследию, позволит формировать целостное понимание мировых процессов, целостную картину мира, формировать ценностное отношение к миру и разным культурам. Развитие и укрепление международных связей также будет способствовать социализации обучающихся. Общение с представителями разных стран в рамках международных учебно-воспитательных программ позволит сформировать у обучающихся школы уважительное отношение к своей стране, понять её роль в мировой истории и реальности и, конечно же, развивать у них чувство патриотизма.

Описанная выше модель взаимодействия, с нашей точки зрения, позволит преодолеть противоречия между необходимостью учащегося овладевать знаниями, умениями, навыками, в конечном счете, общественно-историческим опытом, заложенными в учебных планах и программах, реализуемыми в учебном процессе, и с другой стороны - собственными интересами ребенка, его желаниями, потребностями, эмоциональным состоянием, а также включить в процесс развития ребенка их родителей.

Информационные и коммуникационные технологии дают дополнительный импульс для развития школьного образовательно-воспитательного процесса. Для оптимального использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения и была создана единая информационная среда, создание которой цель совместной продуктивной деятельности учащихся, педагогов и родителей. Предметно - практический характер деятельности участников образовательного - воспитательного процесса в условиях единой информационной среды формирует новые качества их личностей, стимулирует сотрудничество, помогает раскрыть свои способности и позволяет перейти к  новым условиям и возможностям интеллектуального труда, создает условия для интерактивного взаимодействия между педагогами, учащимися и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационных технологий

Современные информацилнные технологии предоставляют большой спектр возможностей для организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса....

Проектирование модели организации психологического сопровождения выпускников 9 кл . в процессе подготовки к ГИА

Модель отображает участников процесса подготовки к ГИА ,а так же раскрывает их роль....

Модель организации психологического сопровождения выпускников 11 классов в процессе подготовки к ГИА

Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологическ...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...

«Опыт организации сетевого взаимодействия в ходе реализации воспитательного процесса»

«Либо мы научимся сосуществовать во взаимодействии и сотрудничестве, либо послужим причиной собственного вымирания»                      ...

Рекомендации по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса

Возможные варианты работы по налаживанию взаимодействия...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...