Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
статья на тему
Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
В современных условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих выпускников к самостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность за себя и свои действия. Качественно меняется и диалектическая модель обучения – характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – организатором последнего. Таким образом, современное образование можно рассматривать как переход от обучения “фактам” к овладению смыслом событий, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа.
Во 2 главе (статья 43) Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на образование, получать которое гражданин России начинает в семь лет, до этого его основными педагогами являются родители. Но с поступлением в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Таким образом, законодатель, обязав родителей отвечать за получение детьми образования, также предоставляет родителям право влиять на ход учебного процесса. В связи с этим, основной задачей школы, является помощь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду школы качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере школьного образования ребенка.
Всё вышесказанное определяет необходимость формирования активной жизненной позиции всех субъектов образовательного процесса, которая, в свою очередь, должна формироваться интерактивными формами взаимодействия (дискуссии, конференции, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивные обучающие системы на основе мультимедиа и др.) и тем новым в их развитии, что обусловлено изменением всех сфер жизни нашего общества. Рассматривая необходимость применения интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса можно отметить, что современное образование открывает перед школой широкий выбор решений теоретических и практических задач. Новые принципы образования, выдвинутые самой жизнью, – гуманизация и демократизация – влекут за собой коренной пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, а также требуют пересмотра администрацией школы и её педагогами своей функции в реализации этих принципов.
Набирающая темп информатизация общества предполагает интеллектуализацию профессиональной деятельности каждого человека. Одним из основных следствий информатизации общества является виртуализация коммуникаций. Виртуальная коммуникация является очередным этапом развития традиционного взаимодействия в эпоху Интернета и отличается, прежде всего, использованием опосредованных форм человеческого общения, расширением источников и способов получения и продуцирования информации, изменением роли образования в обществе.
Для реализации успешного, качественного образовательно-воспитательного процесса необходимо взаимодействие всех его участников, коими являются не только педагоги и обучающиеся, но и родители, и администрация школы, а также общественные организации, принимающие активное участие в жизни образовательного учреждения. Весь образовательно-воспитательный процесс, осуществляемый одним конкретным образовательным учреждением, в нашем понимании, возможно, представить в виде модели интерактивного взаимодействия между участниками данного процесса, состоящей из трёх основных уровней, взаимопроникающих друг в друга.
Рис. Модель организации интерактивного взаимодействия между участниками образовательно-воспитательного процесса.
Центром модели интерактивного взаимодействия, является организованный в образовательном учреждении электронный внутришкольный мониторинг (ЭВМ) качества образования и воспитания обучающихся и обучающих, с целью выявления и своевременной корректировки образовательно-воспитательного процесса. Необходимая часть данных внутришкольного мониторинга, так или иначе, отражается во внешнем пространстве образовательного учреждения (2 уровень), таковым можно считать - сайт школы, целью которого в первую очередь, является открытость и доступность всей необходимой информации об образовательном и воспитательном процессе для родителей и общественности. Во - вторую очередь, школьный сайт, это как маячок, сигнализирующий об успешности деятельности школы (отражение учебных успехов обучающихся, профессиональных – педагогов). Также не последнее место во внешнем пространстве школы занимают сайты педагогов, классов школы, и, конечно же, социально-методическая сеть «Два берега» http://2berega.spb.ru/ – единая информационная среда для учителей, учеников и их родителей, посредством которых происходит взаимодействие в рамках диалога педагог – родитель - ученик, а использование социально-методической сети «Два берега», позволяет, включится в вышеуказанную схему диалога администрации школы.
Третий уровень, желательный, но не обязательный, отражает деятельность школы в рамках всероссийского и международного сотрудничества. В какой-то степени, выход в образовательное интернет-пространство уже позволяет расширить рамки взаимодействия образовательного учреждения со многими субъектами образовательной сферы и представителями разнообразных общественных организаций в пределах своего района и города, но выход за их пределы позволят обучающимся приобщиться к мировому культурно-историческому наследию, позволит формировать целостное понимание мировых процессов, целостную картину мира, формировать ценностное отношение к миру и разным культурам. Развитие и укрепление международных связей также будет способствовать социализации обучающихся. Общение с представителями разных стран в рамках международных учебно-воспитательных программ позволит сформировать у обучающихся школы уважительное отношение к своей стране, понять её роль в мировой истории и реальности и, конечно же, развивать у них чувство патриотизма.
Описанная выше модель взаимодействия, с нашей точки зрения, позволит преодолеть противоречия между необходимостью учащегося овладевать знаниями, умениями, навыками, в конечном счете, общественно-историческим опытом, заложенными в учебных планах и программах, реализуемыми в учебном процессе, и с другой стороны - собственными интересами ребенка, его желаниями, потребностями, эмоциональным состоянием, а также включить в процесс развития ребенка их родителей.
Информационные и коммуникационные технологии дают дополнительный импульс для развития школьного образовательно-воспитательного процесса. Для оптимального использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения и была создана единая информационная среда, создание которой цель совместной продуктивной деятельности учащихся, педагогов и родителей. Предметно - практический характер деятельности участников образовательного - воспитательного процесса в условиях единой информационной среды формирует новые качества их личностей, стимулирует сотрудничество, помогает раскрыть свои способности и позволяет перейти к новым условиям и возможностям интеллектуального труда, создает условия для интерактивного взаимодействия между педагогами, учащимися и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-589163-1423459873.jpg)
Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационных технологий
Современные информацилнные технологии предоставляют большой спектр возможностей для организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-90008-1472977522.jpg)
Проектирование модели организации психологического сопровождения выпускников 9 кл . в процессе подготовки к ГИА
Модель отображает участников процесса подготовки к ГИА ,а так же раскрывает их роль....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-90008-1472977522.jpg)
Модель организации психологического сопровождения выпускников 11 классов в процессе подготовки к ГИА
Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологическ...
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...
«Опыт организации сетевого взаимодействия в ходе реализации воспитательного процесса»
«Либо мы научимся сосуществовать во взаимодействии и сотрудничестве, либо послужим причиной собственного вымирания» ...
Рекомендации по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса
Возможные варианты работы по налаживанию взаимодействия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1058753-1538238204.jpg)
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах
Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...