Доклад Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе школы-интерната
учебно-методический материал на тему
Игра -самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Личностью человек не рождается, а становиться. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека». А.Ф.Малышевский) Проблема социальной адаптации младших школьников в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации*детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.
Ведущая идея воспитательной системы В.А.Караковского – развитие личности школьника, его интересов и способностей. Детям предоставляется возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными, ощутить свою значимость в коллективе, через вовлечение их в различные сферы деятельности. Таким образом создаются условия для формирования их самооценки как компонента самосознания.
Если вести речь о детях данной категории, то процесс адаптации для них должен быть ориентирован на проявление творческой активности, направленной на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют.
В своей педагогической деятельности мы придерживаемся идей педагогов-новаторов: А.Ф.Малышевского (автор возрастных этапов социализации), И.О.Иванова (автор методики коллективных творческих дел), В.В. Давыдова (автор технологии деятельностного подхода). При организации воспитательной среды в классе опираимся на принципы Симона Львовича Соловейчика:
Нами выделены следующие способы взаимодействия с классным коллективом по формированию творческой активности: 1. Организация творческой деятельности детей в различных направлениях(декоративно-прикладное творчество (рисование, художественный труд); литературное творчество; сценическое творчество (театральная деятельность); хореография; музыкальное (праздничные концерты, сольные выступления); спортивное). 2. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого ребенка через вовлечение в конкурсное движение, спортивные состязания («Самый, самый, самый…», товарищеские встречи по футболу, показательные выступления по художественной гимнастике); реализацию школьных проектов («Школа любимых дел», «Новогодний калейдоскоп», «Осенний марафон»), классных дел («А, ну-ка, мальчики!», «Мастер художественного слова», «Художник года») и т.д. 3. Организация деятельности воспитанников по формированию отношения к разным сторонам действительности, определяющей их поведение (коллективные игры на формирование коммуникативных умений, развитие толерантности; моделирование жизненных ситуаций с целью нахождения позитивного выхода из них; система классных часов, решающая проблемы нравственного и эстетического воспитания). 4. Внедрение системы отслеживания и оценки результативности творческой активности учащихся через экран участия в классных и школьных делах, творческие книжки «Мои успехи», одновременно являющиеся стимулом к творчеству. Основная идея создания творческой книжки – отследить индивидуальные достижения обучающихся и оценить уровень их познавательной творческой активности. Творческая книжка носит индивидуальный характер и оформлена в виде таблицы (Таблица 1), в которой фиксируется название работы (мероприятия), уровень участия (классный, школьный, городской, региональный и российский), а также на страницах отражается результат участия в данных мероприятиях. Таблица 1
Обучающиеся, которые посещают кружки и секции в других образовательных учреждениях, также вправе предъявлять результаты своего участия в конкурсах и соревнованиях.Таким образом, данная книжка подразумевает достаточно широкое наполнение, причем представить результаты своей деятельности могут все ученики, включая неуспешных в обучении.Для повышения стимула и роста творческой активности разработана рейтинговая система начисления баллов (Таблица 2). Таблица 2
По окончанию четверти, совместно с ребятами, подводятся итоги (баллы, набранные как в течение четверти, так и за период обучения суммируются) и, в зависимости от набранного их количества, присваивается звание с вручением значка (Таблица 3). Таблица 3
В зависимости от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, балльная система может варьироваться (как внутри класса, так и на параллели).
Такие приемы и формы работы с детьми решают задачу формирования творчески активной личности, способной успешно адаптироваться в школьном социуме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ | До |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о.Самара
Доклад
Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе
школы-интерната
Прочитан на м/о воспитателей 05.11.2014
Шепитько Л.П.
САМАРА 2014
В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для умственного, нравственного и физического развития этих детей проводятся различные соревнования, конкурсы, фестивали.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.
В 1913 году З.Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.
Даша Иванова, несмотря на полноватую фигуру с удовольствием танцевала на дискотеках в лагере "Березка", в школе же девочка долго не могла танцевать. Но праздник осени "Листопад", создавший необыкновенную атмосферу понимания и тепла, помог Даше раскрепоститься и преодолеть свои страхи выступления перед публикой - девочка с большим удовольствием пошла танцевать (Из опыта работы).
На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность». Многие наши занятия - есть имитация нашей реальной жизни. В занятии-игре "Путешествие в кафе "Полянка" шло обучение общественным правилам, установление отношений со сверстниками, вступление в значимую личностную связь со взрослыми. Через игру дети получают возможность для развития полноценной личности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.
Игра и игротерапия появились, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Этому способствуют такие игры как "Поход в супермаркет", "Экскурсия в аптеку", "Мы познаем родной край" (экскурсия в краеведческий музей). Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни. Хорошие результаты достигаются по время занятий по ОБЖ (Экскурсии в трамвайное депо, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД, с врачами наркодиспансера, беседы-игры "Изучаем права играя")
Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Игротерапия выполняет следующие функции:
- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
- обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Для реализации задач, поставленных "игротерапией" используются следующие игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения (спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, "У медвеля во бору", "Третий лишний", "Два мороза" и т.д.)
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Это такие игры как "Чудесный мешочек", "Угадай мелодию", разгадывание загадок, викторина "Что растет на дереве?"и т.д.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. Это такие игры как "Кафе "Полянка", "Магазин", "Аптека", "Почта". В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Дети с большим интересом участвовали в сюжетно-ролевых играх, таких как "О правах играя", "Путешествие в страну сказок", "Путешествие в страну фантазии", инсценировании песен "Пусть всегда будет солнце", "Маленькая страна", "Песня о пограничнике".
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. Ребята с интересом вышивают салфетки, создают поделки из природного материала, изготавливают тематические игрушки, занимаются "Оригами". Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
Таким образом, необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия), развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
Благодаря игротерапии у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснять, помогать ребенку выполнять сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Игротерапия осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности
Данная работа содержит материалы по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...
Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»
. Идея проекта и обоснование его востребованности и актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...
Выступление на педагогическом совете по теме "«Самообразование как ценность профессионального становления педагога, влияющая на доступность и высокое качество образования и воспитания социально-адаптированной личности»
Разработка выступления заместителя директора по воспитательной работе...
Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества
Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...
Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"
Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...
«ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ТЕАТРЕ МОДЫ «ФЕНТЕЗИ» - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО – АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ».
В 2003 году на базе школы – интерната № 3 г. Тольятти начал свою работу детский театр – моды «Фентези». Театр моды стал некоторым синтезом обучения, творчества и воспитания подрастающего поколен...
Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося
Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан...