Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Олексенко Анжела Павловна

Программа по внеурочной деятельности «Кладовая истории» для 5-6-х классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_kladovaya_istorii.docx37.76 КБ
Файл 5_klass.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного  общего образования

приказ №462ос от 31.08.2022г.

 

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       

Рабочая программа 

по внеурочной деятельности

« Кладовая истории»

для 6 класса

 

2022/2023 учебный год

                                                   Составитель:  Олексенко А.П.

                                                                 учитель   истории

                                               

         

п.г.т. Новоаганск,2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Меняются времена.  Практически все мы, родились в ХХ веке, в индустриальную эпоху, поэтому изменения окружающей реальности и разрыв между нашим поколением и поколением современных школьников, поколением Z, воспринимаем особенно остро. Мы можем закрывать глаза на это, но на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, сменились ценностная и экономическая парадигмы. Основа постиндустриального общества — информация.

Всё это заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным результатам, поэтому главной целью образования является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей, обеспечивающих эффективную деятельность во всех сферах общественной жизни.

Существуют десятки моделей обучения, не все из них одинаково эффективны для всех детей. Например, модели, предполагающие только онлайн-занятия по предмету с минимальным участием преподавателя, работают только у высокомотивированных детей или при активном участии тьютора. Кроме того, если в модель не включена проектная работа как необходимое условие, ребёнок не получает достаточной практики применения новых знаний, а при отсутствии групповой работы не формируются соответствующие навыки. Поэтому, выбирая свою модель работы и ставя перед собой высокие цели, надо тщательно продумать и понять, как будут влиять на результаты все компоненты выбранной модели.

По моему мнению, такая среда должна быть индивидуализированной по отношению к каждому ученику. У каждого ребёнка есть цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут движения к этой цели. При этом дети должны понимать, что они принимают решения сами, а результаты — это их зона ответственности. Серьёзной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения.

Расширить область интересов учащихся можно через внеурочную деятельность, которое стало неотделимой частью основного общего образования школьников. В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования - особенно в контексте «воспитания историей» -вызывают всеобщий интерес как со стороны государства, общества, педагогической общественности, так и отдельных граждан.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы, желания, интересы детей и родителей, мной была разработана программа внеурочной деятельности «Кладовая истории» для учеников 6 класса.  

 Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться, и направлена на повышение мотивации учащихся к изучению истории, географии и культурного наследия своего края.  Содержит основные требования ФГОС основного общего образования.

Программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре:

  • компетентностный подход к образованию, его индивидуализация;
  • развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования;
  • повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кладовая истории» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

•        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        приказа Минпросвещения от 30.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

•        приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

•        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

•        СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

•        концепции преподавания учебного курса «История России»;

•        основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом МБОУ "Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова" от 31.08.2022 №462ос «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС третьего поколения»;

•        примерной рабочей программы по истории для 5–9-х классов.

Цель: создание условий для интеллектуального развития и формирования коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность.

Задачи:

Познавательные:

  • формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению истории;                                                                                                    
  • формировать коммуникативные навыки учащихся;
  • приобщать учащихся к историческим ценностям.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  •  развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;    
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Данная программа дополняет школьный курс истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к истории Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

 Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничеств.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кладовая истории» рассчитана на 1 год, 34 часов (1 час в неделю).  Возраст детей, участвующих в реализации программы - 10-12 лет.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Формы самостоятельной работы и их практическая направленность.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся.            

Формы самостоятельной работы и их практическая направленность

Формы работы

Практическая направленность

Различные виды работы с текстами

Формирование умений смыслового (продуктивного) чтения

Подготовка письменного сообщения (текста)

Формирование умения работы по составлению сообщения

Работа с исторической картой

Формирование картографических умений

Выступление  с докладами, сообщениями, презентациями

Овладение навыками публичных  выступлений, умениями формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией, критически оценивать работу и выступать в роли  оппонента

Работа с историческим словарем

Составление словаря исторических названий, терминов.

Проектно-исследовательская деятельность

Формирование умений проектной и исследовательской работы

Программы предусматривает использование современных учебных материалов. Созданы методические рекомендации, содержащие алгоритмы занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения различных заданий. Предложенные задания вызывают интерес школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Программа предусматривает использование современных образовательных технологий. Большое внимание уделяется формированию информационной грамотности на основе информационно - коммуникационных технологий, использования развивающего потенциала информационной среды     образовательного     учреждения     и     возможностей     современного школьника.  

       Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям

Вид УУД

Ведущая технология

Познавательные УУД

Проектно-исследовательская деятельность, проблемное обучение, ИКТ

Коммуникативные УУД

Технология сотрудничества, критического мышления, игровые

Регулятивные УУД

Технология критического мышления, проблемное обучение

Личностные УУД

Воспитательные, здоровьесберегающие  технологии

  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный, наглядный, практический.

  Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый;

исследовательский.

Кроме индивидуальной формы организации деятельности учащихся программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

К материально-техническому обеспечению образовательного процесса относятся:

  • учебно-иллюстративный материал: презентации по темам, видеоматериалы по темам, дидактический материал по темам, наглядные пособия (исторические карты, таблицы).
  •  методические материалы: методическая литература для учителя, литература для учащихся.
  • материально-техническое обеспечение: игровые средства обучения, персональный компьютер, интерактивная доска.

Вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учеников, а именно то, что нужно в жизни в ходе решения различных практических задач, т.е. программа предусматривает использование современных оценочных средств - метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.  Новые формы контроля результатов: 

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
  • самооценка и саморефлексия ученика;
  • результаты учебных проектов;  
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Программа предусматривает развитие образовательной среды школы.  

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. На занятиях необходимо создавать проблемные, поисковые и исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. 

Программа предусматривает привлечение социальных партнеров: участие   родителей, общественной организации ВИП (связь поколений), взаимодействие с библиотеками (читательские конференции), привлечение других школьных коллективов (праздники), Врьёганский музей под открытым небом (экскурсия).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные  результаты:  учащийся  должен  осознавать  себя гражданином  России;  осознавать  целостность  природы,  населения, хозяйства;  проявлять  патриотизм, проявлять  эмоционально-ценностное  отношение  к окружающей среде;   уважать  историю,  культуру,  традиции  и  обычаи  других  народов;  любовь  к  своей  малой Родине,  своей  стране; уметь работать  в  коллективе,  вести  диалог,  дискуссию,  вырабатывая  общее решение;  ориентироваться  в  окружающем  мире,  выбирать  цель  своих действий и поступков, принимать решение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: ставить учебные задачи, вносить изменения в их содержание; планировать и  корректировать свою  деятельность;  оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные УУД: классифицировать, систематизировать, перерабатывать информацию; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации (в том числе с помощью средств   ИКТ), анализировать и  оценивать  ее  достоверность; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблем.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласовывая сними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты:

Ученик научится:  

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные   исторические эпохи;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Каждый обучающийся в соответствии с индивидуальным маршрутом научится  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Введение (1ч). История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Исторические источники. Символы российской истории. Расселение человека на территории современной России. Народы Сибири

РАЗДЕЛ I.  Восточные славяне (3ч.)

Жизнь древних славян. Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Славянские боги и праздники. Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.

 Практическая работа:  «Восточные славяне».

РАЗДЕЛ II. Русь в IХ-первой половине XII в. (9ч.)

 Первые русские князья. Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Творческая лаборатория. «Варяги» «Повесть временных лет». Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Крещение Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Игра-путешествие. «Особенности архитектуры Древней Руси». Владимир Мономах.  

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Практическая работа. «Памятники культуры Киевской Руси».

Практическая работа: Первые русские князья.

РАЗДЕЛ III. Русь во второй половине XII—XIII в. (9ч.)

Раздробление Древнерусского государства. Интерактивная экскурсия. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Героические обороны земель русских. Творческая лаборатория. «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат». Оборона Козельска. «Битва на Сити».

Борьба русских земель с западными завоевателями.  Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Творческая лаборатория.  «Ледовое побоище». «Невская битва»

Русь и Орда.  Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». 

РАЗДЕЛ IV. Образование централизованного государства (8 ч.)

  Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Творческая лаборатория.  Куликовская битва. Иван III. – государь всея Руси. Творческая лаборатория. Стояние на реке Угре. Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Интерактивная экскурсия. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина».

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян».

РАЗДЕЛ V.  Наш   округ  в истории страны (4ч.)

Культура ХМАО – Югры. Памятники округа. Интерактивная экскурсия.

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны. Начало Великой Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Трудовые подвиги земляков. 

Практическая работа: Наш край в годы Великой Отечественной войны

 Выпуск газеты «Страницы истории». Оформление и защита творческих работ.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол/час

Виды  деятельности учащихся

1

2

3

4

Введение

1

Беседа

РАЗДЕЛ I.  Восточные славяне

3

Жизнь древних славян.

1

Работа в группах.

Славянские боги и праздники.

1

Составление Православного календаря.

Практическая работа:   «Восточные славяне»

1

Работа с источниками. Анализ.

9

Первые русские князья. Рюриковичи.

1

Составление родословной

Творческая лаборатория. «Варяги» «Повесть временных лет»

1

Работа с источниками.

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

1

Просмотр учебного фильма, обсуждение

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

1

Написание мини- сочинения

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Поиск информации.

Игра-путешествие. «Особенности архитектуры Древней Руси».

1

Игра

Культура Древней Руси IX – XII вв.

1

Просмотр презентации. Беседа

Практическая работа. «Памятники культуры Киевской Руси».

1

Составление таблицы

Практическая работа: Русь в IХ-первой половине XII в.

1

Подготовка сообщений

РАЗДЕЛ III. Русь во второй половине XII—XIIIв

9

Раздробление Древнерусского государства.  

1

Заполнение  контурной карты

Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий

1

Выступление с сообщением

Великий Новгород.

1

Выступление с сообщением

Монгольское нашествие на Русь.

1

Работа с источниками

Творческая лаборатория. «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат». Оборона Козельска. «Битва на Сити».

1

Защита презентаций

Борьба русских земель с западными завоевателями.

Князь Александр Ярославич.

1

Беседа

Творческая лаборатория.  «Ледовое побоище». «Невская битва»

1

Составление кластера

Русь и Орда.

1

Работа в группах

Культура русских земель. «Слово о полку Игореве».

1

Работа с историческим источником

РАЗДЕЛ IV. Образование централизованного государства.

8

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.

1

Беседа

Куликовская битва.

1

Работа с источниками

Творческая лаборатория.  Куликовская битва.

1

Сообщение

Иван III. Василий III.– Государи всея Руси.

1

Просмотр учебного фильма

Творческая лаборатория. Стояние на реке Угре.

1

Защита рисунков

Церковь и государство.

1

Беседа

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Интерактивная экскурсия

1

Презентация Составление таблицы

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян».

1

Инсценировка Работа в группах

РАЗДЕЛ V.  Наш   округ  в истории страны

4

Культура ХМАО – Югры. Памятники округа. Интерактивная экскурсия

1

Экскурсия

Защита докладов

Наш округ в годы Великой Отечественной войны. 

1

Беседа с участниками  общественной организации ВИП

Практическая работа: Наш  округ  в  годы  Великой  Отечествен ной  войны.

1

Работа с источниками. Защита сообщений

Выпуск газеты «Страницы истории».

1

Защита газеты

ПРИЛОЖЕНИЕ

В процессе реализации можно вносить корректировки в ИОМ.

Программа предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ученика 6 а класса (ФИ) Весёлого Льва. 

I. «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Дата

Сентябрь - октябрь

Содержание

1.Жизнь древних славян.

Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян.

Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.

Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

2. Славянские боги и праздники.

Религия древних славян. Язычество на Руси.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.

3. Практическая работа: «Восточные славяне».

Источники

1. УЧИ.РУ

https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/national-history/teacher-page?grade=6

2. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ, УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

3. СБОРНИК СЛАВЯНСКИХ ЗНАНИЙ

https://славяне.сайт/slavyanskie-bogi/

4. ЗАКРЫТЫЙ КОНТЕНТ НА КАНАЛЕ

https://studio.youtube.com/video/oUWaKMFYX8U/edit

5. ВД «КЛАДОВАЯ ИСТОРИИ»

Цели и задачи

1. Научиться работать с историческим источником

2. Продолжить работу с исторической картой

3. Научиться составлять схему

4. Узнать больше о прошлом народа, нашей страны

Виды

Работы

Занятие в предметном кружке

Создание презентации. Создание видеоролика. Работа в парах, группах

Частично-поисковый

Участи в подготовке видеоролика «Мы разные Мы вместе»

Ожидаемые результаты

1. Смогу объяснить, о чём рассказывает исторический источник (письменный, вещественный)

2. Заполню контурную карту

3. Составлю схему «занятия восточных славян»

4.Узнаю на каких музыкальных инструментах играли восточные славяне, из чего и как изготавливали.  

5. Приму участие в съемке видеоролика «Мы разные Мы вместе»

Формы контроля

Составление кроссворда,  разработка буклета, участие в предметной недели.

Самооценка

Оценочный лист (лист самооценки)

Подпись родителей:                                          Н.М. Весёлая

Подпись учителя:                                   А.П. Олексенко

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  4. УМК «История России» для 6–9-х классов под ред. Торкунова А.В.;
  5. История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2019.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Единое содержание общего образования. Внеурочная деятельность. https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
  2. Электронная антология «Культурное наследие Югры». Нижневартовский район.

Историческая справка. http://hmao.kaisa.ru/?lc=ru

  1. Виртуальная экскурсия. [Электронный ресурс]//  https://www.culture.ru/s/virtualnye-progulki/



Предварительный просмотр:

 Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

приказ №3719ос от 28.08.2017г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       

Рабочая программа 

по внеурочной деятельности

«Кладовая истории»

для 5а,б классов

 

2017/2018 учебный год

                                                   Составитель:  Олексенко А.П.

                                                                 учитель   истории, обществознания

                                                         

                                                п.г.т. Новоаганск

Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кладовая истории» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
  • Примерной программы основного общего образования по истории. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М.: Просвещение, 2014.

Цели:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого  и настоящего России;
  • освоение знаний о важнейших событиях отечественной  и всемирной истории  их взаимосвязи  и хронологической преемственности.

Задачи:

  • способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
  • приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
  • развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;  
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
  •  коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Формы контроля       

  • Текущий: конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов;
  • промежуточный: выставки работ, презентации проекта.

Виды контроля

Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Практические работы

Игры, турниры, викторины, творческие задания

ВВЕДЕНИЕ  

3ч.

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР 

3ч.

1

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК  

6ч.

1

1

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

8ч.

2

1

ТЕМА  IV.  ДРЕВНИЙ РИМ

4ч.

1

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

6ч.

2

ТЕМАVI. НАШ  КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ  

5ч.

2

1

 ИТОГО

35

7

4

  1. Планируемые результаты
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших  исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего 35 часов.

  1. Содержание

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

Что такое история?

Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».  

Богиня Клио раскрывает тайны.

Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.

Науки-помощницы истории.

Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.  Нумизматика – старинные монеты.

Лингвистика – наука о языке. Метрология -  старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.

РАЗДЕЛ  I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 ч.) 

Жизнь древнейших людей.

Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Возникновение религии и искусства

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших  рисунков.

Игра «Что? Где? Когда?»

РАЗДЕЛ  II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (6 ч.)

Военные походы фараонов.

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов.

Религия древних египтян. Практическая работа.

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов.  Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в  мифах  и легендах. Представление о загробном мире.

Храмы и пирамиды.

Вавилонский царь Хаммурапи.

Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.

Китайский мудрец Конфуций.

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг.

Великая китайская стена. 

Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены.

Турнир «Знатоки Востока».

Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ  III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (8 ч.)

Троянская война.

Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои.

Подвиги Герекла.

12 подвигов Геракла

Боги Древней Греции. Практическая работа 

Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы.  Мифы и легенды о людях и богах.

Воспитание спартанцев.

Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте.

Олимпийские игры.

Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.

Александр Македонский.

Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После Александра. Память об Александре Македонском.

Путешествие по Древней Греции. Практическая работа.

РАЗДЕЛ   IV.  ДРЕВНИЙ РИМ (4 ч.)

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.

Восстание Спартака.

Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке.  Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.

Юлий Цезарь.

Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря.  Брут и Цезарь. Убийство Цезаря  в сенате.

Викторина «Древний Рим».

История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.

РАЗДЕЛ  V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 ч.)

Жизнь древних славян.

Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Славянские боги и праздники.

Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.

Практическая работа: Славянские боги и праздники

Первые русские князья.

Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. 

Практическая работа: Первые русские князья.

Русские летописи.

Летописец и летопись. «Повесть временных лет».

Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи.

РАЗДЕЛ  VI. НАШ  КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (5 ч.)

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны. 

Начало Великой Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Трудовые подвиги земляков. 

Практическая работа: Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

Героизм на фронтах войны. Вклад в победу над врагом. Дети войны.

Практическая работа: Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

Выпуск газеты «Страницы истории».

Оформление  и  защита  творческих  работ.  

Формы  организации учебной деятельности:

  • беседы;
  • практикумы;
  • самостоятельная работа;
  • групповые и индивидуальные исследования;
  • игры-исследования;
  • творческие мини-проекты;
  • консультации;
  • презентации результатов проектной деятельности.


  1. Календарно - тематический  план   5а класс           (1 ч в неделю; 35учебных недели)

Номер

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

факт

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ

3 ч

1

Что такое история?

1

 06.09

2

Богиня Клио раскрывает тайны

1

13.09.

3

Науки-помощницы истории

1

20.09

 РАЗДЕЛ I.         ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР  

3

4

Жизнь первобытных людей

1

27.09.

5

Возникновение религии и искусства

1

04.10

6

Игра «Что? Где? Когда?»

1

11.10.

 РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ  ВОСТОК

6

7

Военные походы фараонов

1

18.10

8

Практическая работа: Религия древних египтян

1

25.10

9

Вавилонский царь Хаммурапи

1

08.11

10

Китайский мудрец Конфуций

1

15.11

11

Великая китайская стена

1

22.11

12

Турнир «Знатоки Востока»

1

29.11

  РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ  

8

13

Троянская война

1

06.12

14

Подвиги Геракла

1

13.12

15

Практическая работа: Боги Древней Греции

1

20.12

16

Воспитание спартанцев

1

27.12

17

Олимпийские игры

1

10.01

18

Александр Македонский

1

17.01

19

Практическая работа: Путешествие по Древней Греции

1

24.01

20

Игра Древняя Греция

1

31.01

  РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ  

4

21

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

1

07.02

22

Восстание Спартака

1

14.02

23

Юлий Цезарь

1

21.02

24

Викторина «Древний Рим»

1

28.02

 РАЗДЕЛ V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ  

6

25

Жизнь древних славян

1

07.03

26

Славянские боги и праздники

1

14.03

27

Практическая работа: Славянские боги и праздники

1

21.03

28

Первые русские князья

1

04.04

29

Практическая работа: Первые русские князья

1

11.04

30

Русские летописи

1

18.04

РАЗДЕЛ VI. НАШ  КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ

5

31

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

25.04

32

Практическая работа: Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

05.05

33

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

1

16.05

34

Практическая работа: Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

1

23.05

35

Выпуск газеты «Страницы истории»

1

30.05

  1. Календарно - тематический  план   5б класс           (1 ч в неделю; 35учебных недели)

Номер

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

факт

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ

3 ч

1

Что такое история?

1

07.09

2

Богиня Клио раскрывает тайны

1

14.09.

3

Науки-помощницы истории

1

21.09

 РАЗДЕЛ I.         ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР  

3

4

Жизнь первобытных людей

1

28.09.

5

Возникновение религии и искусства

1

05.10

6

Игра «Что? Где? Когда?»

1

12.10.

 РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ  ВОСТОК

6

7

Военные походы фараонов

1

19.10

8

Практическая работа: Религия древних египтян

1

26.10

9

Вавилонский царь Хаммурапи

1

09.11

10

Китайский мудрец Конфуций

1

16.11

11

Великая китайская стена

1

23.11

12

Турнир «Знатоки Востока»

1

30.11

  РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ  

8

13

Троянская война

1

07.12

14

Подвиги Геракла

1

14.12

15

Практическая работа: Боги Древней Греции

1

21.12

16

Воспитание спартанцев

1

28.12

17

Олимпийские игры

1

11.01

18

Александр Македонский

1

18.01

19

Практическая работа: Путешествие по Древней Греции

1

25.01

20

Игра Древняя Греция

1

01.02

  РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ  

4

21

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

1

08.02

22

Восстание Спартака

1

15.02

23

Юлий Цезарь

1

22.02

24

Викторина «Древний Рим»

1

01.03

 РАЗДЕЛ V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ  

6

25

Жизнь древних славян

1

15.03

26

Славянские боги и праздники

1

22.03

27

Практическая работа: Славянские боги и праздники

1

05.04

28

Первые русские князья

1

12.04

29

Практическая работа: Первые русские князья

1

19.04

30

Русские летописи

1

26.04

РАЗДЕЛ VI. НАШ  КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ

5

31

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

03.05

32

Практическая работа: Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

10.05

33

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

1

17.05

34

Практическая работа: Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

1

24.05

35

Выпуск газеты «Страницы истории»

1

31.05

РАЗДЕЛ

Практическая работа, игра, турнир………



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...