конспект занятия по шахматам "Каспаров Топалов"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Чикмарёва Алёна Валерьевна

Раздел программы: Шахматное наследие.

Тема занятия: «Обсуждение шахматных партий» Каспаров Топалов

Тип занятия: Повторение пройденного материала

Цель занятия: научить обучающихся читать партии и обсуждать, видеть хороший ход 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chikmareva_3_god_kasparov_topalov.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Педагог: Чикмарёва Алёна Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования, МБУДО «ЦРТДиЮ»

Объединение: «Спортландия»

Название образовательной программы: «Юный шахматист»

Год обучения: 3-ий

Раздел программы: Шахматное наследие.

Тема занятия: «Обсуждение шахматных партий» Каспаров Топалов

Тип занятия: Повторение пройденного материала

Цель занятия: научить обучающихсячитать партии и обсуждать, видеть хороший ход

Задачи:

  1. Предметные:

знакомство  с шахматными партиями сильнейших шахматиств

  1. Метопредметные:

развитие внимания, логического мышления

  1. Личностные:

воспитание настойчивости, уверенности в своих суждениях

Оборудование и дидактические материалы: демонстрационная доска с магнитными фигурами, шахматные набор на столах, бумага для письма  и ручка у каждого участника

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие. Перекличка. Проверка Объявление темы, цели и задач. Вступительное слово. Проверка готовности участников к занятию: правильно ли расположена шахматная доска между партнерами.

Разминка: «Доскажи чемпиона»

1-ый ...........

2 -ой ...........

3 -ий ............

4 -ый ...........

5-ый ............

6-ой ............

7-ой ............

2.Проверка и закрепление терминов изученных ранее, знакомство с новыми:

На прошлом занятии мы о шахматных разрядах и как их присуждают, кто такие КМС, МС, гроссмейстеры и чемпионы по шахматам

- Давайте вспомним   (ответ ребят).

3. Постановка целей занятия:

        Объявление темы, цели и задач.

Тема: Обсуждение шахматных партий. Каспаров -  Топалов

Цель: Научить обучающихсячитать партии и обсуждать, видеть хороший ход

4. Организация  творческой среды для восприятия новой информации:

Учащимся предлагается знакомство с шахматной литературой, чемпионами мира Каспаровым и Топаловым        

5. Основная часть занятия:

- Объяснение новой темы в форме рассказа и беседы с использованием демонстрационной доски с шахматными фигурами и индивидуальными шахматными наборами. Закрепление пройденного материала:

Рассказ педагога:

У шахмат есть выгодная черта, заключающаяся в том, что любую шахматную партию можно сохранить для истории и потом воспроизвести, не прибегая к помощи видео или аудиоаппаратуры. Все, что для этого нужно – это записывать все ходы в процессе партии. Потом по этой записи вы можете во всех деталях и в любой момент просмотреть всю игру или её фрагмент.

Напоминаю как указываются шахматные фигуры: Король – Кр, ферзь – Ф, ладья – Л, слон – С, конь – К, пешка – указывается только координаты полей.

На демонстрационной доске: Крb7, Фс4, Ле5, Сf8, Кg2 (коллективная работа – обсуждая, каждый записывает у себя).

6. Обобщение изученного материала на занятии:

(практическая деятельность): вот вы познакомились с шахматной партией чемпионов по шахматам Каспаровым и Топаловымнотацией и значит теперь можете разыграть любую напечатанную партию и записать свою. Но прежде выполним несколько простых заданий по вариантам:

1. Пройдите королем с поля е1 на поле h8 через поле f5 и записать путь короля.

2. Пройдите ферзем с поля d1через поле в7 на q8 и записать путь ферзя.

Затем взаимопроверка и обсуждение результатов выполненной работы.

Коллективная работа на демонстрационной доске: попробуйте конем с поля q1стать на f1. За сколько ходов удастся? (один ребенок показывает на доске, остальные записывают этот путь  в тетради). А кто может пройти этот путь быстрее?

 Разминка: а) расскажите любую легенду о возникновении шахмат; б) ответы на вопросы из «Шахматной шкатулки»: сколько линий на доске?  сколько всего полей  и какие бывают поля?  на каких линиях располагаются белые и черные фигуры в начальной позиции? в) мини-тест (работа в малых группах)

Физкультминутка.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать три важных правила:

  1. первыми записываются белые фигуры, затем черные.
  2. записываются фигуры по старшинству: Кр, Ф, Л, С, К, пешки.
  3. если несколько одинаковых фигур или пешек, то их надо записывать в алфавитном порядке от «а» до «h»  

На столе у каждого лежат диаграммы. Попробуем записать эту позицию.

Итак, начинаем с белых: Крс1, Фf2, Ле1, Лh1, Кd4, Кd6, а3, b2, с2, с5, g3. а черные фигуры запишите самостоятельно: …   (Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Сg4, Сg7, b7, с6, f7, g6, h7). Проверка выполненной работы.

 Разыгрывание учебной партии с записью в тетради первых 5 – 10  ходов. Внимательно изучите бланк для записи ходов.

Дата_________________  фамилии партнеров (фамилия игрока с белыми фигурами записывается первой, затем фамилия игрока – с черными фигурами. Например: Пятаков – Нитаев).

Белые

Черные

  1. е2 – е4

е7- е5

2.Кq1 – f3

Кв8 – с6

3.Сf1 – с4

Кс6 - d4

4. Лh1 - f1

Фd8 - q5

5. Сс4  - е2

Кd4 –f 3

7.  Рефлексия

- Молодцы! хорошо сегодня поработали, а как вы себя оцениваете, педагога?

8.Подведение итогов:

Сегодня мы говорили о шахматной нотации.

- что это такое? (это запись партии).  Для чего нужна шахматная нотация? (для того чтобы проанализировать свою собственную игру или партию сыгранную другими людьми, чтобы продолжить отложенную партию). На следующем занятии мы попытаемся разобрать партии известных шахматистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....