Педагогический проект "Профи"
проект на тему

Крупина Марина Михайловна

Сегодня одной из приоритетных задач системы образования становится   оказание учащимся помощи в развитии склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения. Действительно, в настоящее время тема, связанная с профильным обучением и профессиональным самоопределением обучающихся становится очень актуальной. Поэтому в центре дополнительного образования детей «Подросток» разработан проект, цель которого - создание условий для профессионального и жизненного самоопределения детей и подростков в отношении своей будущей профессии.

Авторы  представленного проекта «ПРОФИ» надеются, что  его целевые установки, содержание, интересные  и разнообразные формы проведения будут способствовать решению этой важной задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_profi.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Актуальность проекта                                                стр.3

Цель и задачи проекта                                                        стр.5

Основное содержание проекта                                        стр.6

План график                                                                 стр.8

Механизм реализации проекта                                        стр.11

План работы по внедрению проекта                                 стр.12

Кадровый потенциал                                                       стр.18        

Схема межведомственного взаимодействия                        стр.19

Ожидаемые результаты проекта                                        стр.20

Предполагаемые затраты и источники                            

финансирования                                                                стр.21

Смета расходов                                                                стр.22

Литература                                                                      стр.23

Аннотация.

Сегодня одной из приоритетных задач системы образования становится   оказание учащимся помощи в развитии склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения. Действительно, в настоящее время тема, связанная с профильным обучением и профессиональным самоопределением обучающихся становится очень актуальной. Поэтому в центре дополнительного образования детей «Подросток» разработан проект, цель которого - создание условий для профессионального и жизненного самоопределения детей и подростков в отношении своей будущей профессии.

Данный проект разработан педагогами: Крупиной Мариной Михайловной, Тверитиной Евгенией Владимировной, Казаковой Лидией Аркадьевной, направлен на обучающихся, посещающих объединения центра «Подросток».

Авторы  представленного проекта «ПРОФИ» надеются, что  его целевые установки, содержание, интересные  и разнообразные формы проведения будут способствовать решению этой важной задачи.

                  

Актуальность проекта.

В нашей жизни бывает не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Одним из таких важных дел является выбор профессии. С этим главным жизненным выбором молодым людям приходится сталкиваться еще в школе или сразу же после её  окончания.

Найти себя в мире профессий означает получить возможность чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение, достойно зарабатывать.

С одной стороны, выбор профессии – это всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне придется встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя: каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для меня состоит этот самый успех?

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что из себя представляет та или иная профессия, которую решаешь приобрести, поэтому в большинстве случаев будущую профессию подростку «навязывают» родители. Осознанное же понимание выбора профессии приходит к человеку, по мнению учёных, к 24 годам.

Согласно опросу, проведённому среди учащихся с 8 по11 класс, посещающих Центр «Подросток»,  только 26,8 % из числа опрошенных определились с выбором профессии, 73,2% - не определились.

Действительно, в настоящее время, в настоящее время тема, связанная с профильным обучением и профессиональным самоопределением старшеклассников является актуальной. Данному вопросу уделяется внимание в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. Среди условий, необходимых для повышения качества образования, выделяют следующие: оказание учащимся помощи в развитии склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Наряду с общеобразовательными учреждениями,  учреждения дополнительного образования могут сыграть  немаловажную роль в формировании профессиональных интересов, в самоопределении учащихся.

Можно выделить ряд причин, которые позволяют учреждению дополнительного образования претендовать на значительную роль в этом процессе:

-максимально доступный для детей вид образования (приход ребёнка в творческие объединения по интересам, прежде всего, зависит от его желания, добровольного выбора, мотивации);

-качественный вид (поскольку в системе дополнительного образования работают высокопрофессиональные и творческие педагоги, специалисты своего дела);

-эффективный (так как в дополнительном образовании усилие педагога и ребёнка, их увлечённость, интерес к той или иной области знаний, желание достичь в деле определённых успехов дают самые положительные результаты);

-вариативный вид с учётом социального заказа.

Многие учреждения дополнительного образования в нашей стране занимаются профориентационной подготовкой учащихся. Наш Центр не может оставаться в стороне от происходящих процессов, т.к. соответствует всем вышеназванным требованиям. Поэтому, было принято решение с этого учебного года систематизировать работу Центра в данном направлении.

Специфика нашего учреждения состоит в обучении детей и подростков по направлениям, что само по себе является допрофессиональной подготовкой. Многие выпускники центра, поступая после школы в учебные заведения,  выбирают профессии в том направлении, по которому обучались в Центре «Подросток».

 На базе Центра создан молодёжно-трудовой отряд «Трудовой десант», в котором обучающиеся знакомятся с различными рабочими профессиями (занимаются озеленением, уборкой территории и различных массовых мест отдыха, выполняют функции социальных работников на дому: покупают продукты нуждающимся, убирают квартиры, на приусадебных участках убирают мусор, складируют дрова, готовят приусадебные участки к посадке. В летний период ребята работают инструкторами по туризму и вожатыми.

Таким образом, наше учреждение дополнительного образования детей может стать частью системы по профориентационной подготовке обучающихся.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта - создание условий для профессионального и жизненного самоопределения детей и подростков в отношении своей будущей профессии.

Задачи проекта:

-создать комплексную систему мероприятий, направленную на профессиональное самоопределение обучающихся центра «Подросток»;

-организовать допрофессиональную подготовку воспитанников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;

-способствовать профессиональному самоопределению воспитанников;

-способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

-организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов индивидуальных образовательных траекторий продолжения обучения в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

Основное содержание.

Реализация проекта предполагается на базе МАОУ ДОД ЦДОД «Подросток», так как здесь имеется необходимая материально-техническая база, кадровый потенциал, а также специфика этого учреждения позволяет заниматься предпрофессиональной подготовкой.

Целевая аудитория. Проект ориентирован на обучающихся объединений  с 4 по 11 класс. Его реализация будет осуществляться по нескольким направлениям.

I направление  - проведение воспитательных мероприятий для обучающихся.

Для воспитанников объединений (учащихся 4  и 5 классов) планируется в игровой форме знакомить с профессиями. В ходе игры происходит творческое овладение детьми изучаемым материалом, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением.

Для воспитанников объединений (учащихся с 5 по 7 класс) предполагаются встречи с представителями разных профессий. Чтобы сообщить учащимся как можно больше информации о профессиях, предполагается использование таких форм работы, как беседы с использованием видеоматериалов, экскурсий, мини-конференций.  После того, как учащиеся получат представление о разнообразии профессий, познакомятся с характерными особенностями каждой из них, возникает необходимость проведения диагностических исследований в области профессиональной ориентации подростков.

Для воспитанников объединений (учащихся с 8 по 11 класс) планируется проведение мероприятий 1 раз в два месяца с приглашением специалистов Междуреченского центра занятости «Населения» и представителей различных профессий. Успешной реализацией этого этапа будет предоставление специалистами Центра занятости необходимой информации по профориентационной работе.

Воспитательные мероприятия готовят и проводят педагоги-организаторы совместно с педагогами объединений.

II направление - допрофессиональная подготовка обучающихся в объединениях различных направлений (художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, спортивно-оздоровительное, социальное). Данное направление не требует дополнительной подготовки.

III  направление   - будет осуществляться в самых разнообразных формах и методах. Это элективные курсы, тренинги, консультации, дискуссионные клубы выходного дня, ученические научно-практические конференции, проектная деятельность, деловые игры, семинары, конкурсы. За подготовку и проведение мероприятий отвечают педагоги - организаторы с привлечением педагогов центра. Некоторые мероприятия проходят в центре традиционно и не требуют дополнительной подготовки.

Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами: РУО, службой занятости, образовательными учреждениями района.

Проект «Профи» – долгосрочный. Начало реализации проекта запланировано с 1 сентября 2012 года, но подготовка идет уже с марта 2011 года.

План-график мероприятий на 2012-2013 учебный  год.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

1

Знакомство с нормативными документами по профильному обучению

В течение года

2

Поиск в интернете информации о конкурсах, инновационных разработках в рамках профильного обучения. Участие в конкурсах.

Март-апрель

3

Определение теоретической базы для развития данного направления:

Формирование пакета профориентационных диагностик, тестов, разработка семинара для педагогов Центра «Подросток» «Технология профильного обучения».

В течение года:

Март-апрель-май

Октябрь

4

Организация рекламной компании:

-объявление на ТВ в бегущую строку;

-статья в газету:

-информация на сайте «Подросток.кнд.рф»;

-разработка рекламных буклетов, листовок и их распространение

В течение года

5

Воспитательные мероприятия:

Цикл игровых мероприятий «Кем работать мне тогда, чем заниматься?» для обучающхся объединений (с 4 по 5 класс):

Быть или не быть:

-журналистом;

-юристом;

-менеджером;

-психологом;

-социальным работником;

-педагогом;

-врачом;

-экономистом;

-рабочие профессии.

1 раз в месяц в течение года;

6

Цикл мероприятий «Классификация профессий» для воспитанников объединений (учащихся 5-7 классов) с приглашением представителей различных профессий:

-тип профессии «Человек - природа»;

-тип профессии «Человек - техника», «Человек-знак»;

-тип профессии «Человек – человек»;

Тип профессии «Человек – художественный образ»

1 раз в два месяца

сентябрь

ноябрь

январь

март

7

Цикл мероприятий «Мир профессий или какую дверь открыть»  для учащихся объединений  (с 8 по 11 класс):

1 раз в четверть;

8

- Экскурсии на предприятия

В течение года

9

- Индивидуальное консультирование  «Склонности и профессиональная направленность»;

В течение года;

10

- Родительские собрания по результатам диагностики;

Ноябрь, апрель

11

- Написание проектов обучающимися: «Мой образовательный маршрут»

Февраль-март;

12

-Профобучение через отряд МТО «Трудовой десант»

Февраль-август

13

- Заключение договоров о совместной деятельности:

-с «Междуреченским Центром занятости Населения»;

-с Комитетом по делам молодёжи;

Апрель;

Февраль;

Февраль

14

- Налаживание взаимодействий с различными учебными заведениями:

-Участие в ярмарке «Мир профессий»;

-Участие в дне открытых дверей различных учебных заведений.

В течение года.

Март;

Апрель

Механизм реализации.

Подготовительный этап:

-  написание проекта «Профи»;

- сбор и анализ специализированной литературы;

- анализ фактического состояния деятельности учреждений в рамках профильного обучения.

- налаживание контактов с «Междуреченским Центром занятости населения»;

- оснащение материально-технической базы;

- изучение нормативных документов по профильному обучению;

- формирование пакета профорентационных диагностик;

- разработка и проведение семинаров;

Основной этап:

- проведение мероприятий в рамках реализации проекта по всем направлениям;

-участие подростков в трудовой деятельности через работу МТО (профобучение).

Итоговый этап:

- обобщение и анализ результатов;

- мониторинг эффективности проделанной работы.

Срок реализации проекта – долгосрочный;

План работы по внедрению проекта

«Профи».

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

Подготовительный этап – март 2012г. – август 2012г.

Нормативно-правовое обеспечение

1

Разработка пакета нормативных документов, обеспечивающих реализацию проекта

апрель-май 2012г.

Зам.директора по ВР

Обеспечение ОУ нормативными рекомендательными материалами, изучение нормативных документов, адаптация их к ВП Центра «Подросток»

2

Установление соответствия Устава ОУ целям профильного обучения

май 2012 г.

Директор

Соответствие Устава и лицензии целям профильного обучения. Внесение необходимых дополнений

Кадровое обеспечение

1

Проведение анализа кадрового потенциала ОУ для реализации проекта

август – сентябрь 2012г.

Директор,

зам.директора по ВР, методист

Банк данных педагогических кадров ОУ

2

Проведение социологического исследования по изучению профессиональных намерений педагогов на предмет участия в экспериментальной деятельности

август – сентябрь 2012г.

Методист

Банк данных педагогических кадрах ОУ

3

Проведение занятий по профилям:

- художественный;

- социальный;

- технологический;

- туристско-краеведческий;

- экологический

круглогодично начиная с сентября

2012 г.

Педагоги Центра «Подросток»

Педагогическая копилка занятий по профилям

Организационно-методическая и информационная деятельность

Проведение информационной работы с педагогами ОУ, учащимися, родителями: «Цели, содержание и организация работы по предпрофильному обучению»

май – сентябрь 2012г.

Директор,

зам.директора по ВР, методист

Обеспечение понимания целей и задач проекта всеми участниками

Создание банка актуальной информации по проблемам профильного обучения

август 2012мг.

Зам.директора по ВР,

методист

Информационный банк

Изучение, обобщение и распространение имеющегося опыта в ОУ, в городе, регионе и т.д.

Май – сентябрь 2012г.

Педагоги - организаторы

Информационный банк

Инвентаризация учебных программ по профильному обучению.

Май 2012г.

Директор,

зам.директора по ВР

Банк учебных программ с учетом профиля, профильных и элективных курсов

Инвентаризация методических ресурсов по профильному обучению.

Май – сентябрь 2011г.

Зам.директора по ВР, методисты, педагоги-организаторы

Банк методических рекомендаций с учетом профиля обучения.

Исследовательская и экспериментальная деятельность

Разработка модели «портфолио» выпускников

Апрель 2012г.

Педагоги Центра «Подросток»

Портфолио выпускника

Разработка модели организации предпрофильного обучения.

Апрель 2012г.

Педагоги -организаторы

Учебный план предпрофильной (на возраст подростка по 9кл.) подготовки

Разработка курсов по выбору: предметно-ориентированные, межпредметные, ориентирующие:

- художественный;

- социальный;

- технологический;

- туристско-краеведческий;

- экологический

Май – август 2012 г.

Методический совет (утверждает),

педагоги (разабатывют)

Курсы по выбору

Основной этап

Нормативно-правовое обеспечение

Составление плана работы на 2012-2013 учебный год и последующие.

Май 2012г.

Директор,

зам.директора по УВР

Планы работы

Кадровое обеспечение

Привлечение специалистов Междуреченского центра занятости «Население»

В течение срока реализации проекта

Зам.директора по УВР

Организация сотрудничества с образовательным пространством школ и Междуреченского центра занятости «Население».

Организация методического семинара для педагогов по разработке программ проведения курсов по выбору на основе региональных рекомендаций

Сентябрь 2012г.

Зам.директора по УВР

Разработка, корректировка, программ для проведения курсов по выбору.

Организационно-методическая и информационная деятельность

Проведение информационной работы с педагогами ОУ, учащимися, родителями:

  1. Организация курсов по выбору.
  2. Деятельность по профильной и профессиональной ориентации.
  3. Информационная работа и «Образовательная карта» для учащихся выпускных классов.

В течение учебного года

Директор,

зам.директора по УВР

  1. Апробация курсов по выбору. Отработка критериев оценки изучения курсов.
  2. Уточнение содержания, форм и ресурсов профильной и профессиональной ориентации.
  3. «Образовательная карта» для выпускников

2.

Родительские собрания «Профильное и профессиональное самоопределение выпускников»

В течение срока реализации проекта

Педагоги

Наличие у родителей учащихся выпускных классов информации о возможных индивидуальных образовательных маршрутов детей.

3.

Месячник профориентационной работы «Твой профессиональный выбор»

Январь

педагоги Центра, педагоги-организаторы

Встреча учащихся объединений с 8 по 11 класс с представителями различных профессий.

Завершающий этап

Нормативно-правовое обеспечение

Уточнение плана работы на последующий учебный год

Май 2013 и в последующие учебные годы

Директор,

зам.директора по УВР

План работы на 2011 – 2012 учебный год

Составление аналитического документа

Май 2013 и в последующие учебные годы

Директор,

зам.директора по УВР

Аналитический документ по реализации проекта.

Временные этапы реализации:

  • подготовительный – март 2012г. – август 2012г.
  • основной – в течение нескольких лет.
  • завершающий – ежегодный промежуточный анализ по итогам учебного года и итоговый анализ по реализации всего проекта.

Кадровый потенциал ЦДОД «Подросток»,

привлекаемые специалисты.

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Название

организации

Участие в проекте

1.

Зубова Светлана Сергеевна

директор

ЦДОД «Подросток»

Общее руководство

2.

Уланова Галина Феликсовна

Зам.директора Центра по воспитательной работе

ЦДОД «Подросток»

Общее руководство и курирование воспитательного процесса

3.

Казакова Лидия Аркадьевна

Педагог-организатор

ЦДОД «Подросток»

Осуществляет реализацию проекта

4.

Крупина Марина Михайловна

Методист

ЦДОД «Подросток»

Мониторинг

4.

Коробова Ю.А.

Старший инспектор

МЦЗ «Населения»

Участие в мероприятиях, консультирование.

6.

Гордеева Тамара Петровна

Специалист по профориентации

Комитет по делам молодежи

Предоставление рабочих мест

8.

Педагоги ЦДОД «Подросток»

Занятия в объединениях

Ожидаемые результаты проекта.

  1. На локальном уровне.
  1. Реализация мероприятий проекта.
  2. Приобретение учащимися навыков пробно-поисковых действий в решении учебно-исследовательских задач, закрепление самостоятельной позиции в совершаемом выборе.
  3. Создание портфеля индивидуальных достижений воспитанника - “портфолио”.
  4. Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности или профессионального самоопределения выпускниками.
  1. На муниципальном и районном уровне.
  1. Создание в центре образовательной профориентационной среды.
  2. Создание информационно – образовательной карты для выпускников по различным профилям.
  3. Создание нормативно-правового, информационного, методического банка.
  4. Возможность педагогам сопоставлять свой опыт с опытом коллег, оценивать его, предлагать на рынке образовательных услуг.
  5. Информированность социума о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения учащимся.
  6. Разработка программ по изучению социального заказа общества на образовательные услуги (в перспективе).
  7. Разработка программ по изучению рынка труда, востребованности выпускников (в перспективе).

Предполагаемые затраты и источники финансирования.

Предполагаемые затраты:

- канцелярские принадлежности;

- призовой фонд (для проведения мероприятий);

- расходные материалы для оргтехники;

- средства для оплаты выхода в Интернет (прохождение профориентационных on-line тестов);

(вся необходимая оргтехника в ЦДОД «Подросток» имеется: компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедийная доска и др.)

  1. Предполагаемые источники финансирования:

- Районное управление образования;

    - Спонсорская помощь.

Смета расходов.

Наименование

Количество

(шт.)

Цена

(руб.)

Стоимость

(руб.)

Канцелярские товары

6410

Бумага ксероксная

2

130

260

Ватман

10

8

80

Тетрадь

29

2

40

Гуашь

2

70

140

Ручки шариковые

10

2

20

Фломастеры

6

20

120

Альбомы

10

5

50

Цветная бумага

6

15

90

Кнопки

2

5

10

Скотч

2

25

50

Скрепки

2

5

10

Призы

На сумму

5000

Грамоты

60

9

540

Расходные материалы

13470

Картридж для черно-белого принтера

1

400

400

Картридж для цветного принтера

1

1600

1600

Пленка для ламинирования

5

200

1000

Услуги типографии

На сумму

3000

Фото-услуги

На сумму

1500

Пластик

На сумму

2000

Ракала

1

2000

2000

Видеокассета Mini DV

5

160

800

Диск CD-R

60

17

1020

Диск DVD-R

5

30

150

Дидактические материалы

9800

Серия обучающих программ

«Тренировка ума»

1 компл.

3000

3000

Карты ПРОФИСЬЯНС

1 компл.

5000

5000

Диски с тестами

6

300

1800

Расходы на Интернет (в год)

10 000

Всего:

39680

Литература.

  1. Бендюков М.А. Твой компас на рынке труда. – СПб.: «Правда», 2000.-334 с.
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. – СПб.: «Питер» 2007. – 224 с.
  3. Карташов С.А. Трудоустройство. – М.: «Экзамен», 2002. – 384 с.
  4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников– М.: ТЦ «Сфера» 2005. – 128с.
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже. – М.: ВАКО, 2006.-288 с.
  6. ШмидтВ.Р. Классные часы и беседы по профориентации. – М.: ТЦ «Сфера» 2005. – 128 с.
  7. Журнал "Куда пойти учиться", № 4, 2003
  8. Журнал "Обучение в России", № 3, июнь 2002
  9. Журнал "Образование без границ. STUDY IN" №5'2002

10. http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html
11. http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm
12. http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov
13. http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm
14. http://www.zarplata.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях

Это разработка семинара заместителей директоров...

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....