Воспитательский час "Общение "
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Общение… Это что? Деятельность и общение обуславливают социальные контакты людей. Разумеется, что между деятельностью и общением, как видами активности, существуют определенные различия. Результат деятельности – это либо какой-то идеальный, либо материальный продукт, тогда как результатом общения является некоторое взаимное влияние личностей друг на друга. Несмотря на подобные различия, деятельность и общение – это взаимосвязанные стороны социальной активности людей. Без интенсивного общения деятельность возникнуть не может. Кроме того, общение – это специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизни человека они выступают в единстве, однако в отдельных ситуациях могут реализовываться отдельно и независимо друг от друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00087860-b4d3677f.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа –интерната психолого –педагогической поддержки»
Составил воспитатель: Елисейкина Ирина Муяссаровна.
Тема: «Учимся общению»
Цель: Создание условий для формирования у воспитанников навыков группового взаимодействия и общения.
Задачи:
Образовательные: Закреплять навыки группового взаимодействия, учить определять свои личностные особенности и видеть индивидуальность окружающих. Дальнейшее развитие у воспитанниц навыков общения, формирования у них представлений об особенностях различных видов общения. Практическое выполнение заданий и упражнений, повышающие уровень коммуникативной компетенции воспитанниц;
Коррекционные: развитие и коррекция эмоционально волевой сферы, внимания, памяти через выполнение заданий. Развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать. Развитие диалогической речи через вопросно – ответную форму, пополнение словарного запаса воспитанников.
Воспитательные: Воспитание нравственных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательного отношения друг к другу, коммуникативных качеств личности, развитие эмпатических способностей, умение слушать других.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга, практическая работа по подгруппам.
Оборудование: Лозунг с темой и эпиграфом занятия, кластер, листы самопознания, краски, фломастеры, шаблоны людей.
Ход занятия
1.Вводная часть
1.1 Психолого – педагогический настрой
Воспитатель: Здравствуйте девочки,мальчики, уважаемые гости. Я рада видеть вас всех здесь.
- Игра «Выброс пальцев»
Воспитатель: Наше занятие я хочу начать с такой разминки, которая называется “Выброс пальцев”. Прошу встать всех, создав круг.
Воспитатель: В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом и открыты для общения.
Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет “три” мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки (повторить 3 раза).
1.3 Ввод в тему
Воспитатель: Прошу всех садится. Мы с вами пожали друг другу руки и значит открыты для общения. Но искусству общения надо учиться. Итак, тема нашего занятия «Учимся общению».
2. Основная часть
2.1 Работа над кластером «Общение»
Воспитатель: А что значит для вас общение? Как вы понимаете это слово? Ответьте: «Общение это…»
Воспитатель: Правильные у вас ассоциации, понимание слова общение. Общение – необходимое условие полноценной жизни, так как удовлетворяет главную потребность – потребность человека в человеке. Общение – это взаимодействие людей, при котором происходит обмен информацией, чувствами, опытом, деятельностью.
Известный философ Л.Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве…»
Ваш жизненный опыт еще мал, и вы порой не знаете, как себя вести в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов, чтобы общение было взаимным.
2.2 Работа в группах
Воспитатель: Мы провели тест «Конфликтны ли вы в общении?» Я предлагаю поделиться на две психологические группы по результатам тестирования. ВЫ подходите ко мне и берете карточку со своим именем. У кого желтая карточка прошу сесть сюда, а у кого зеленая - вот сюда. Думаю, нам всем хочется стать чуточку лучше. Но для того, чтобы научиться общению, надо лучше узнать себя.
Проведем упражнение «Закончи предложение». Я вам раздаю «Листы самопознания» с 5 незаконченными предложениями. Ответьте на вопросы, долго не задумываясь.
Кто я ? Мой тип темперамента… Какой я ? (Это ваши чувства, манеры поведения) Я могу… Я хочу…. На работу 2 минуты. (записи зачитываются желающими).
Воспитатель: Вот такие мы все разные, индивидуальности, личности, со своим темпераментом, характером ,но это не мешает нам общению друг с другом. И чтобы общение доставляло удовольствие, было взаимным, мы должны соблюдать речевой этикет.
2.3 Словарная работа
Воспитатель: (Прочесть запись) Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Как трактует философский словарь по этике это явление? (ответ детей). А ещё есть прекрасное высказывание писателя Сервантеса «Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Вежливость это проявление уважения.
2.4 Игра «Цветок вежливости»
Воспитатель: У меня в руках ромашка, на лепестках которой написано: «приветствие», «просьба», «благодарность», «извинения», «прощания». Вспомните обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях и запишите на лепестках. Сейчас мы будем работать парами. (делаются записи, зачитываются и закрепляются на «ромашке»).
Воспитатель: Спасибо за работу, я вижу, что вы владеете навыками речевого этикета, необходимого при общении.
Воспитатель: Скажите, а как происходит общение? (девочки: «С помощью языка, речи, жеста, мимика, взгляда») Значит, общение может быть двух видов: вербальное (язык, речь) и невербальное (жесты, мимика, взгляд). Что важнее вербальное или невербальное общение? Давайте определим.
2.5 Инсценирование
Воспитатель: Ты увидела расплакавшуюся подругу. Как ты её успокоишь? (девочки инсценируют способы «успокаивания»). Многие одновременно со словами могут погладить, положить руку на плечо, обнять. Вывод: преобладание одного вида общения над другим зависит от ситуации. Но иногда между ними возникают противоречия, давайте проведем психологические опыты.
2.5 Угадай эмоцию
Воспитатель: Одна группа пытается выразить свои эмоции, вторая группа угадывает.
«Я тебя боюсь», «я тебя люблю», «я тебе задам», «я ничего не хочу».
Теперь группы должны сообщить: «Урока математики сегодня не будет!» и «Завтра мы всей группой едем в цирк!»
Воспитатель: Вывод: невербальное общение лучше всего подходит для эмоций, а для передачи информации нужно общение вербальное. Однако невербальное общение делает наше общение богаче красочней, более глубоким для понимания и упрощает процесс общения. Наше время- время активных, предприимчивых деловых людей. Не за горами ваш выпуск из детского дома и умению находить общий язык с людьми этому искусству нужно учиться. Ведь общительный человек чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, и профессионального общения. Такой человек легко вступает в контакт, умеет нравиться людям, он не будет одинок, у него будет много друзей.
Когда вы впервые видите человека, на что вы обращаете внимание? (Ответы детей) Впечатление о человеке создается за первые 10-15 сек.
2.6 Об искусстве общения
Воспитатель: Чтобы вы могли расположить к себе собеседника нужно сделать 4 “психологических подарка”: улыбка, имя собеседника, комплимент, поднятие его значимости. При обращении наше лицо должно выражать доброжелательное отношение, не угрюмое и не хмурое, с улыбкой на лице мы произносим имя собеседника. Ведь ничто не ласкает так слух, как собственное имя.
2.7 Игра «Комплимент»
Воспитатель: Называете имя рядом сидящего и с улыбкой на лице делаете ему комплимент (это может быть черта характера его умения или внешние данные). А, что значит поднятие значимости собеседника? (Он ценен, важен для тебя) Делать надо это искренне. Здесь уместны такие слова: «Я хотела бы с вами посоветоваться, Я хотела бы узнать ваше мнение… Я хотела бы услышать вашу точку зрения…
2.8 Динамическая пауза «Друг к дружке”.
Воспитатель: А теперь я предлагаю сделать небольшую паузу. Проведём игру-активатор “Друг к дружке”. Предлагаю всем выбрать пару, стать напротив друг друга. Это интересная игра, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке! - Нос к носу! - Спина к спине! - Друг к дружке! - Бедро к бедру!
- Ухо к уху! - Пятка к пятке! - Друг к дружке! - Носок к носку! - Живот к животу! - Лоб ко лбу! - Друг к дружке! - Бок к боку! - Колено к колену! - Мизинец к мизинцу! - Друг к дружке! - Затылок к затылку! - Локоть к локтю! - Кулак к кулаку! И правую ладонь к ладони!
Все, всем спасибо. Прошу садиться.
2.9 Создание портрета общительного человека
Воспитатель: Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть деловым, разносторонним, общительным. А, давайте задумаемся, а какой же это человек, и какие качества ему присущи? Наша с вами задача – создать портрет общительного человека. У меня в пакете находится “необщительный человек” (показывается шаблон фигуры человека). У него нет ничего, даже одежды. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры. Ваша задача попытаться отобразить внешние черты общительного человека (цвет глаз, форму носа, мимику лица). На отдельных листах припишите этому общительному человеку его внутренние качества – характер, способности. Как вы думаете, какой это должен быть человек? Вам дается время – 5 мин.
От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя «портрет» и рассказывают о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, присущи общительному человеку. Закрепляются портреты на магнитной доске, чтобы они были видны всем. Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами 2 человека, обладающих деловыми, коммуникативными качествами, (называет 5–6 качеств, присутствующих в работах ребят). При этом, я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему общительным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу.
2.10 Игра на самооценку «Насколько я общителен»
Воспитатель: Я предлагаю сделать следующее. Пусть каждый из вас встанет на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас от по-настоящему общительного человека. Поразмыслите, походите в поисках своего места. Я тоже вместе с вами поищу это место. Запомните свое место, вы на него вернетесь через какое-то время. Садимся на места. Как видите, мы все находились на разном расстоянии от нашего идеала - общительного человека.
2.11 Составление списка основных качеств общительного человека
Воспитатель: А давайте объединим два ваших положительных портрета и выделим 5 основных качеств и умений, необходимых при общении. Девочки выделяют следующие:
1.Умение слушать собеседника. 2.Способность сочувствовать и сопереживать. 3.Тактичность. (А как вы понимаете это необходимое качество при общении?) 4.Вежливость;
5.Доброжелательность.
2.12 Самоанализ, самооценка
Воспитатель: А теперь давайте определим, в какой мере вам самим присущи эти качества. Для этого заполним «Оценочные листы». (Воспитанницы должны будут оценить степень развития определяемых качеств, как у самих себя, так и у всех членов своей группы.
Критерии этих оценок: 5 – определяемые качества проявляются всегда, общение с этим человеком приносит радость и удовлетворение; 4 – эти качества проявляются часто;
3 – трудно сказать, часто проявляются или редко; 2 – проявляются редко, общение часто приносит разочарование и неудовлетворение; 1 – не проявляются никогда, общение грозит конфликтом. Получив оценочный лист, воспитанницы должны написать в верхней его части свою фамилию, а в нижней части поставить себе оценку по приведенным критериям. Затем нижний край оценочного листа загибается таким образом, чтобы проставленная оценка не была видна. Далее лист передается соседу. Он оценивает степень развития качеств общения у того, чья фамилия написана наверху. Оценка снова ставится внизу, закрывается, и лист передается дальше. После того как все оценочные листы обойдут полный круг, они возвращаются к своим владельцам.
Воспитатель: Разверните листы, вы видите, как вас оценивают ваши подруги. Подсчитайте среднюю оценку, выставленную подругами, и сравните ее со своей самооценкой (она самая первая, самая нижняя в оценочном листе).
Воспитатель: Обратите внимание, что психологи заметили, человек при оценке других склонен приписывать им свои черты и качества. В данном случае это означает, что если кто-то на оценочных листах выставлял в основном “4” или “5”, то он сам с большой вероятностью обладает определяемыми качествами. Сейчас мы не будем говорить о результатах, мы к ним вернемся на следующем занятии, а пока это каждому из вас пища для размышления, покопайтесь в себе, задумайтесь о своих качествах, и о том, какими вас видят ваши подруги.
2.13 Тренинг «Кирпичики»
Воспитатель: А теперь, мы должны вернутся на те места - расстояния, которые отделяли Вас от идеального общительного человека. Мы попробуем все вместе преодолеть этот путь между нами и идеалом. Для этого подойдите ко мне и возьмите по цветному “кирпичику” (полоска цветного картона). Из этих кирпичиков мы выложим дорогу до нашего идеала.
Но сначала каждый должен написать на своем “кирпичике” то качество, то условие, которое ему необходимо для того, чтобы стать коммуникативным, общительным человеком. Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться такой вот карточкой, где есть списки качеств, необходимых для общения. Каждый из вас по очереди будет класть свой “кирпичик” на пол, громко называть то качество или условие, которое он написал, и мы все вместе будем продвигаться по выложенной дорожке к нашему идеалу – общительному человеку. Я предлагаю всем встать на свои места. (Девочки по очереди кладут свои полоски, называют качества, и все делают шаг вперед. Когда все полоски-“кирпичики” выложены, ребята оказываются у самой доски, рядом со своими портретами общительного человека). Вот мы и приблизились к нашему идеалу, к общительному, коммуникабельному человеку. Я думаю, что многое зависит от вас самих. Если в общении с людьми вы будете придерживаться этих качеств и умений, которые вы для себя открыли, то это послужит источником благополучного общения, взаимности.
3. Заключительная часть
3.1 Игра «Да!»
Воспитатель: Завершая наше занятие, я хочу предложить игру «Да».
Все девочки встают в круг. Руки расположите перед собой, ладонями вверх. “Мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а все то, что вы узнали нового – в правую” И когда я скажу: “Готово, давай!”, вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Да!”
3.2 Рефлексия
Воспитатель: Скажите, вам понравилось занятие? Пусть каждая выскажется, ответит на вопросы: Что мне понравилось? Что запомнилось? Что было интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"
Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....
Воспитательский час "Время выбрало вас..."
Материал посвящён воинам-интернационалистам. Данное мероприятие будет полезно воспитателям и классным руководителям, работающим в 6-7 классах коррекционной школы VIII вида...
Воспитательский час "Экологический калейдоскоп".
ЦЕЛИ:Пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе;Расширять кругозор детей;Учить детей общаться с природой....
Воспитательский час "День народного единства".
Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», «единение»,«гражданская солидарность»;формировать гражданскую позицию,воспитывать интернационализм....
копилка воспитательских занятий
здесь собраны занятия для младших школьников...
Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...
Воспитательский час "Дюбру откроются сердца"
Данный воспитательский час предназначен для учителей и воспитателей 5-7 классов коррекционных общеобразовательных школ. Развивает у детей чувство товарищества, взаимопомощи и уважения к людям, умение ...