Воспитательский час "День народного единства".
материал (8 класс) по теме
Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», «единение»,
«гражданская солидарность»;формировать гражданскую позицию,
воспитывать интернационализм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_narodnogo_edinstva.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», «единение»,
«гражданская солидарность»;формировать гражданскую позицию,
воспитывать интернационализм.
Ход мероприятия.
1.Рассказ с элементами беседы.
Воспитатель. День народного единства.
• В память о каких событиях установлен этот праздник?
Ответы детей. Праздник единения России установлен в память о
событиях 4 ноября 1612 г., когда народное ополчение под
предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
освободило Мостку от интервентов.
Воспитатель. Всем известно, что для Русского государства в 1611г.наступили трудные дни. Польские отряды захватывали го рода и монастыри, грабили и убивали население. Продолжалась осада Смоленска. Шведы удерживали Новгород. Гетман Жолкевс- кий вёл себя в Москве как завоеватель. Под угрозу была поставлена
независимость страны.
Осознание этого факта привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.
Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение. В марте 1611г. Передовой отряд ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского занял окраину Москвы. Против поляков выступили и жители Москвы. В городе завязались бои, начались пожары. Слабые отряды ополченцев и москвичей под ударами захватчиков вынуждены были отступить. В одном из боёв Пожарский был ранен, но продолжал сражаться. Казаки князя Тру бецкого закрепились на окраине Москвы.
После 20-месячной осады в июне 1611г. войска польского короля овладели Смоленском. В июле шведам был сдан Новгород.В Моск ве продолжали хозяйничать поляки.
Центром освободительского движения с осени 1611г.стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста ,торговый человек Кузьма Анкудинович Минин, обратился к жителям городас призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных зах ватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди.
Кузьма Минин прекрасно понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом к совместной борьбе. В Ниж ний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничест вом с самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Ещё не оправившийся от ран, Пожарс кий принял предложение возглавить ополчение. Его верным сподвижником стал Кузьма Минин. Он отвечал за пополнение и обеспечение войска.
С ревностью отнеслись к деятельности Минина и Пожарского руководители первого ополчения Трубецкой и Заруцкий. Заруцкий организовал покушение на Пожарского, окончившееся неудачей.
В марте 1612г. ополчение вышло из Нижнего Новгорода и двинулось на Москву не совсем обычным маршрутом-через Ярос лавль и города Северо-Восточной Руси. В Ярославле Дмитрий Пожарский пополнив ряды ополченцев, в течении четырёх месяцев занимался обучением воинов, добиваясь слаженности в боевых действиях всех отрядов.
В июле 1612 г. ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, выступило на Москву. В это время на помощь осаждённым в Москве полякам спешил с большим войском гетман Ходкевич. Но Пожарскому удалось опередить Ходкевича и расположиться на западной окраине города. Остатки первого ополчения под командованием Трубецкого находились на восточной окраине столицы. Первый бой с отрядом Ходкевича произошёл 22 августа. Кремлёвский гарнизон поляков совершил на рассвете вылазку навстречу гетману.
Но русские отряды заставили неприятеля укрыться за кремлёвскими стенами. Затем ополченцы вступили в сражение с войсками Ходкевича. Трубецкой не хотел участвовать в нём, но часть его отрядов самовольно бросились помогать ополченцам Пожарского. Объединенными усилиями они обратили поляков в бегство.
Главное сражение началось рано утром 24 августа. Гетман двинулся к Кремлю с Поклонной горы, напал на конницу Трубецкого и принудил его к бегству. Но пехота нижегородцев остановила натиск поляков. Затянулся упорный бой, длившийся до вечера. Казалось, еще не много и поляки одержат победу. Положение спас Кузьма Минин. Во главе отборной дружины он переправился через Москву - реку и с тыла дерзко ударил по лагерю неприятеля. В стане врага началась паника. Оставив артиллерию и весь обоз, Ходкевич с позором бежал из Москвы.
Положение польских войск, засевших в Кремле и Китай-городе, стало без надёжным. Они испытывали страшный голод, но на предложения Пожарского сдаться ответили отказом. 22 октября ( 4 ноября по новому стилю) ополченцы взяли Китай-город, а через 4 дня остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. Но польский король не оставлял попыток захватить Москву и воцариться на русском престоле. Однако, потерпев поражение под Волоколамском, он вынужден был вернуться в Польшу.
Освобождение Москвы вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Воспитатель.
■ К чему призывает нас этот праздник?
Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, - единый народ с общей исторической судь бой и общим будущим.
• В чём состоит суть Дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государст венности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей в служении обществу. Алексий I! подчеркивает, что в ны нешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христиан скими идеалами жертвенности и мужественного стояния за Истину».
• Для чего нам нужно единство?
Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.
2. Просмотр кинофильма « Минин и Пожарский»
Литература:
- Гражданско – патриотическое воспитание в 7 – 8 кл. : беседы, праздники, игры / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В единстве наша сила.(к дню Народного единства)
Данный урок проводится в рамках модуля «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...
Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс
Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1. Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....
План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства
Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...
Воспитательский час: «День воинской славы России — День народного единства»
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые коллеги!Сегодня мы поведём разговор о празднике России - «День народного единства». Это праздник нашего народа и нашей Родины. Глубокий смысл з...