«Формирования навыка певческой дикции в работе с хоровым коллективом»
план-конспект занятия по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
- Речевые игры и вокальные упражнения.
- Формирование певческого аппарата у школьников
- Выработать умение четкого произношения слов во время исполнения;
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
открытого занятия по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп»
Учитель: Байбикова Альфия Назиповна
Классы: 5-7
Дата проведения: 24 февраля 2016г
Тема: речевые игры и вокальные упражнения.
Цель: формирование певческого аппарата у школьников
Образовательные: выработать умение четкого произношения слов во время исполнения;
Воспитательная: вовлечь в активную певческую деятельность учащихся;
Развивающие:
- Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен;
- Развивать речевой аппарат посредством скороговорок и речевых упражнений
Планируемые результаты:
Личностные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Предметные: устойчивый интерес к вокальному пению и различным видам творческой деятельности
Метапредметные: продуктивное сотрудничество (взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия, работа в парах);
- здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;
Форма деятельности: групповая
Ресурсы:
Основные:
- ноутбук учителя, монитор;
- УМК.
Дополнительные:
- музыкальные записи + минусовки;
- фортепиано, нотные сборники
Тип урока: Урок закрепления предметных знаний, умений навыков
Цель: формирование применения знаний, умений, навыков.
Личностные: формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект.
Регулятивные: создать условия для принятия, планирования и реализации учебной задачи.
Коммуникативные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Структура | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Психологический настрой учащихся. | Создание благоприятной рабочей обстановки.-доброжелательный настрой учителя и учащихся; -быстрое включение класса в деловой ритм; -организация внимания всех учащихся; | - Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами сегодня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. Улыбнитесь и мне тоже, и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости. Поприветствуйте, гостей нашего занятия. -Как вы думаете, какими вы должны быть на занятии, чтобы работу на нём можно было бы назвать успешной? -Начинаем наше занятие. Будьте активными, внимательными, заинтересованными предстоящей работой и у вас всё получится. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. -Молодцы! | Учащиеся улыбаются друг другу в паре, учителю, приветствует гостей занятия кивком головы. Предположения детей: -Быть внимательным, активным, заинтересованным. |
II. Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками. | Беседа. - активность ученической позиции (связана с формой организации деятельности: фронтальная+индивидуальный опрос, коллективная дискуссия. | Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: как? Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас. Вопрос ученику: Что же это за инструмент?... Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат. Вопрос ученику: А какие это органы? Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков. Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его. Вопрос ученику: А зачем нам это нужно? Может быть это совсем и необязательно? Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. Вопрос ученику: - Таким образом, на что мы обратим главное внимание на этом занятие? – А из чего состоит зарядка вокалиста? А так как мы эту зарядку делаем на каждом занятии , поэтому мы будем её просто закреплять. Соответственно, цель нашего занятия….? | -чистить, - настроить -человеческий голос Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. - ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок). Всё, что мы с вами перечислили это называется?... Артикуляционный аппарат. …Из вокальных упражнений и скороговорок. -….. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. - Будем делать зарядку для голоса. --… Из распевок и скороговорок. Закрепить вокальную зарядку с помощью распевок и скороговорок. |
| Настройка дыхательного аппарата перед пением | -Что делает спортсмен перед соревнованиями? Что он разминает? -А что необходимо для пения? -Дыхание для пения то же что бензин для машины. - Если хороший бензин – хорошо поедет машина? -А если плохой бензин? Вот так же и при пении – если дыхание ровное, спокойное, то и звук льется ровно и плавно. А для этого нам необходимо потренировать наше дыхание. А что для этого нужно? Давайте встанем и проведем нашу зарядку 1 упр. «Обнимемся» 2 упр. «Насос» 3 упр. «Силачи» -Молодцы! Настроили свое дыхание | -Разминается. -Мышцы -Дыхание -Да -Плохо поедет машина -Дыхательную зарядку |
| Распевка Речевые упражнения | -Ребята, что нам еще необходимо для пения? -А что это такое –голос? --Как появляется голос? -Да, и их тоже нужно разогревать перед пением и сейчас мы с вами отправимся небольшое путешествие А теперь наш класс превращается в луг. Мы все пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук. Кто это? – корова, теленок. По дороге проехала машина –едет в гору и с горки. Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук
В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»-, «зь-зь» - «маленький комар » - Как интересно в лесу! Вот пробежал ёжик Он так смешно бегает Но пора возвращаться обратно. Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? – | -Голос Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре, голосообразование происходит путем выдыхания воздуха из легких через рот и нос Работа учащихся:- голосовым аппаратом (закрытым ртом низко «мм») (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). («пр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку и с горки»). (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней). («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле) («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы). Ответ: Развиваем мышцы лица, артикуляционный аппарат. |
- Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. на четкое произношение слов. Ребята скажите что такое дикция и для чего это нам нужно? Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на три команды. Какая из команд четче проговорит скороговорку? Работаем по показу дирижера 5кл-от топота копыт….. 6кл-ехал Грека через рек……. 7кл-Карл у Клары украл кораллы…. Общий – Белый снег, белый мел…. Муз – Бык, бык тугодуб | Ди́кция (лат. — произношение) — ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи Дети по выбору рассказывают скороговорки | ||
| Закрепление приобретенного навыка | -Я хочу загадать вам загадку Я ваша подруга, Я ваша попутчица, В пути без меня Ничего не получиться. Со мною, друзья, Всегда интересно, Узнали, кто я? Ну, конечно же ... (Песня.) Давайте споем песню «Простая песенка» этой песней мы закрепим приобретенные навыки | Исполняют песню |
| Снятие мышечного напряжения. | -Когда кошка просыпается, что она делает? -Давайте и мы сделаем «Кошачью зарядку» | -Потягиваются, делают упражнения. |
| Продолжение разучивания песни | -Сегодня мы с вами продолжим разучивание песни «Мамино сердце». -Давайте сначала проговорим 1 куплет О ком эта песня? Как вы думаете как нужно петь эту песню? | Слушают, повторяют, разучивают 1 куплет и припев. |
| Закрепление полученных знаний. | - И в конце давайте споем самую любимую вашу песню | Поют песню по выбору |
| -А теперь мне хотелось бы узнать какое у вас настроение. И если перевести на музыкальный лад то какому ладу соответствует наше настроение? вам было сегодня на занятии интересно? Давайте поаплодируем, себе как настоящим артистам. Ребята, если вам понравилось наше сегодняшнее занятие , вы поаплодируете дружно, а если очень, очень, значит, аплодировать будем очень дружно и громко. А мне тоже понравилось, какие вы сегодня были старательными, внимательными. И всем спасибо! | Отличное Мажор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.
В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Методическое пособие «Формирование навыков певческого дыхания в хоровом коллективе»
На сегодняшнем этапе проблема совершенствования и приемов методов эффективного формирования вокально-хоровых навыков постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Накопле...