Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"
план-конспект урока по музыке на тему
Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Тема: « Вокальное слово и дикция»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных.
Развивающие:
-развить дикционные способности и навыки;
-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;
-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;
Воспитательные:
-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры;
-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей.
Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок артикуляционного аппарата.
Организационный момент
Педагог (П): Здравствуй, Лера! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).
- Вводная часть. Введение в тему.
(П – преподаватель, Л – учащийся)
П: Лера, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.
П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?
Л: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться
П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Лера, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?
Л: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
Л: без чёткой дикции и слов
П: совершенно верно!
- Основной этап.
Объяснение темы:
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех звуков и слов текста.
Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.
Тема нашего сегодняшнего занятия. «Вокальное слово и дикция».
Итак, начнем. Как всегда наше занятие мы начинаем с дыхательной гимнастики.
Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
П: А теперь приступим к теме нашего занятия.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
П: А от чего она зависит?
Л: (Ответ ученика)
П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
Л: (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок» (ученик пробует). Видишь, ничего не получается.
Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3. «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые
5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.
6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.
Пакет под попкорн.
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
П.: молодец, Лера! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.
Теперь приступим к вокальным упражнениям.
П. Лера, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить.
П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»
3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.
6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
7. По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй.
П.: молодец. Лера! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?
Л. Разборчивая, понятная.
П. Как нужно произносить слова в пении?
Л. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?
Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки)
Работа над дикцией в вокальном произведении
П.: Лера, сейчас мы будем работать над песней «Атаманши». Твоя задача хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.
- Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)
- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
Заключительный этап
Подведение итогов
П.: подведём итоги нашего занятия. Лера, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
Л. (ученик анализирует свою работу на уроке).
П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом?
Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.
Спасибо за урок. Ты сегодня молодец. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
Вокальное слово и дикция
План-конспект занятия по вокалу...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...
Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".
Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...
Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».
Одним из первых навыков, приобретаемым детьми в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения....