Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"
план-конспект урока по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_14.02.2023_shevtsovoy_o.v._1.docx | 28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа над дикцией в младшем хоре мальчиков «Парус»».
Предмет: коллективное музицирование (хор)
Класс: 2-5
Преподаватель: Шевцова Ольга Викторовна
Цель: формирование у обучающихся основных дикционных навыков на уроках в младшем хоре.
Задачи:
- Образовательные:
- обучение основным приёмам и правилам дикции;
- обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале.
- Развивающие:
- овладение артикуляционными и дикционными навыками в пении;
- нахождение и преодоление дикционных трудностей в пении;
- развитие и закрепление навыков пения в упражнениях для выработки правильного певческого тона, атаки звука, активности диафрагмы.
Воспитательные:
- воспитание речевой культуры;
- умение работать в коллективе;
- осознание исполнительской дисциплины, воспитание требовательности к себе.
Методы и приёмы обучения.
1.Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
cоздание ситуации занимательности;
cоздание ситуации успеха.
2.Методы организации учебно-познавательной деятельности:
методы словесной передачи (обьяснительно-иллюстративный);
метод практической передачи (упражнения, исполнение произведений);
методы степени творческой самостоятельности, репродуктивный (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного, учеником).
3.Методы контроля и самоконтроля.
Приёмы обучения и воспитания, реализуемые на уроке:
1. Приёмы развития дыхания, дикции, слуха и голоса:
- вокализация на слог «лё» с целью выравнивания тембрового звучания;
- пение на сочетание «тра-та-та» для выработки подвижности голоса, и активизации артикуляционного аппарата;
- упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные дикционные трудности;
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
2. Приёмы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- постоянное побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты, хоровые партии.
План урока:
- Организационный момент.
- Дыхательная гимнастика, вокально-хоровые и артикуляционные упражнения.
- Работа над произведением П. Чеснокова «Птицеловы Сеня и Ксеня».
- Физминутка.
- Работа над произведением а,capella р.н.п. «Русь».
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
Певческая установка.
Тема: «Работа над дикцией в младшем хоре мальчиков «Парус»».
Преподаватель: Добрый день дорогие дети, сегодня мы с вами закрепим основные приёмы и правила дикции, продолжим развивать навыки пения в упражнениях и в музыкальных произведениях, научимся находить и преодолевать дикционные трудности в пении.
Преподаватель: - Кто мне скажет, что такое дикция?
Ученик: - Это чёткое и ясное произношение текста, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Преподаватель:- Как вы знаете, формирует нашу речь артикуляционный аппарат. Какие части тела помогают нам разговаривать?
Ученик: - Губы, язык, зубы, гортань с голосовыми связками.
Преподаватель: - Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. А работа над дикцией, делает текст песен понятным для слушателей.
Преподаватель: - Скажите, что мы делаем, чтобы подготовить и активизировать артикуляционный аппарат?
Ученик: - В начале каждого урока мы делаем артикуляционные упражнение и распевание.
Преподаватель: - Правильно, но сначала мы с вами поработаем над нашим дыханием, которое помогает нам правильно петь и формировать звук.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над дикцией, культурой и правильностью произношения, красотой звука и тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на изучаемом музыкальном материале. Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения.
- Дыхательная гимнастика, вокально-хоровые и артикуляционные упражнения.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнения на тренировку брюшного пресса и равномерного распределения взятого воздуха: активные движения передней стенки живота. Развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Упражнение «Свечки на торте».
Перед собой поставить две руки, пальцы изображают свечи, которые надо задуть. Делается глубокий вдох носом в низ живота и активно на одном дыхании, на букву «ф» шумно задуть все «свечки».
Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Упражнение «Воздушный шар».
Взять глубокий вдох, затем медленно со звуком «с» разводить руки, и делать экономный продолжительный выдох, изображая, как надувается шар. Затем резко хлопнуть руками и сделать резкий выдох оставшегося воздуха.
- Артикуляционные упражнения
Разогрев мышц лица и губ; освобождение нижней челюсти.
Закрытый рот. Вращение языка влево, вправо, вверх, вниз, круговое движение. Щелканье языком, чередуя с широко открытым и прикрытым ртом. После чего расслабить губы и сделать глубокий выдох.
Упражнение «Лошадки».
- Вокально-хоровые упражнения.
Упражнение «Ма-мэ-ми-мо-му» и «Лесенка»
Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка. Озвучить слоги с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры. Звуковедение legato, все гласные плотно «сцеплены» между собой.
Упражнение «гамма с сюрпризом».
Пение мажорной гаммы на legato вверх на слог «лё», обратно нисходящее движение по гамме на stаccato на слог «зи-и». Упражнение на улучшение звукообразования, расширение диапазона. Следить, чтобы звук не был форсированным .
4 Дикционные упражнения.
Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными. Проговаривать их нужно в различном темпе, и динамике. Это своеобразный уникальный тренажёр для всех органов речи.
Упражнение «Тир».
Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу. Начало распевки с высокого звука и двух согласных «тра»,что требует особенной подготовки перед пением: готовность высокой позиции «момент удивления» и активного артикуляционного аппарата.
Скороговорки: «От топота копыт, пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка». Следить, чтобы мышцы лица не напрягались.
Упражнения помогают развить технику беглости и освободиться от мышечного зажима. Упражнения петь подвижно, на одном дыхании, все согласные произносить легко и быстро. Певческий аппарат все время держать в положении вдоха, независимо от движения гаммы вверх или вниз. Слова всех упражнений произносятся твердыми губами при активной работе кончика языка.
- Работа над произведением П. Чеснокова «Птицеловы Сеня и Ксеня».
Преподаватель:
-Дорогие дети, давайте с вами вспомним произведение, которое мы начали изучать «Птицеловы Сеня и Ксеня» П. Чеснокова.
а) беседа о произведении (характер, настроение, сюжет);
б) прочитать текст, выделяя опорные слова, сначала в строчках, затем в куплетах. Это позволит прочувствовать смысл произведения и использовать при пении правильную эмоциональную окраску;
в) разобрать значение некоторых слов, такие как: «гомон», «проволочек», «голосят» и др.;
в) прочитать текст «нараспев», протягивая гласные и коротко поизносить согласные, возможное пропевание мелодии на слог «кач»;
г) исполнение разученного материала сначала в медленном темпе, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку.
4. Физминутка
Игра «Хлопаем в такт»
Учащиеся остаются на своих местах. Руки кладут друг другу на колени так, чтобы чередовались с соседской. Задача детей хлопать по ноге по очереди не сбиваясь с ритма, и не путая руки друг друга.
- Работа над произведением а,capella р.н.п. «Русь»
Преподаватель: - Теперь мы с вами откроем русскую народную песню «Русь» второй куплет. Первый вы уже знаете, поэтому сегодня мы поработаем над вторым куплетом.
а) прочитать текст, выделяя опорные слова, сначала в строчках, затем в куплетах;
б) провести работу над словами «просится», «бранный», которые начинаются на сложносочетаемые согласные звуки. Следить, чтобы согласные были исполнены на той же высоте, где и гласные звуки.
в) исполнение разученного материала сначала в медленном темпе, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку.
6. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Уделили внимание развитию речевого аппарата, работали над нашей дикцией в распевках, скороговорках и в песнях. Закрепили понятия, что такое дикция и артикуляция. Дома вы прочитаете текст песен до конца, а на следующем уроке мы продолжим наше занятие вместе.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
Методическая разработка . Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...
Работа над дикцией в детском хоре
Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хор...
План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.
Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...
«Вокально-хоровое воспитание в младшем хоре (певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)»
Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развит...