Потенциал использования геоинформационных технологий в дополнительном образовании детей - автор Савин А.В.
статья на тему
Статья по использованию геоинформационных технологий в системе дополнительного образования детей. В первую очередь для объединений туристско-краеведческой направленности. В статье рассматривается возможность использования в образовательном процессе GPS-технология, программа Google Earth, технология «Геокешинг».
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.В. Савин
ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В настоящее время образование, как одна из важнейших систем социума, развивается и изменяется под нарастающим влиянием информационного общества. Для качественных, целенаправленных изменений и модернизации в образовании необходимо использование новых технологий, методов и форм образовательного процесса. В Российской Федерации эта необходимость отражена и закреплена в требованиях к содержанию образования «Закона об образовании». Требования к современной школе отражены в концепции «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Основная тенденция, заложенная в модели «Российское образование-2020» – расширение возможностей для каждого, построение и реализация гибких образовательных программ, которые призваны обеспечить четыре направления: во-первых, доступность качественного образования; во-вторых, содержание образования должно быть обновлено таким образом, чтобы обеспечить инновационное развитие экономики и общества; в-третьих, образование должно стать непрерывным, то есть человек в течение всей жизни сможет учиться и переучиваться, чтобы всегда быть успешным на меняющемся рынке труда; в-четвертых, система образования должна стать по-настоящему открытой для общества и быть ориентирована на потребителя образовательных услуг (http://www.hse.ru/temp/2008/files/education-2020.pdf).
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению (http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf).
В задачах регламентирующих развитие образования документов различного уровня обозначена потребность в использовании новых информационных технологий, необходимость создания условий для включения учащихся в разностороннюю деятельность. Именно поэтому в данной статье мы будем рассматривать некоторые возможности использования геоинформационных технологий (ГИТ) в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), потому что учреждения дополнительного образования в большей степени нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, формирование творческих способностей, реализацию возможности непрерывного образования.
На сегодня ГИТ проникли во все сферы научной и практической деятельности человека, в том числе и в образование. Современные геоинформационные технологии могут быть использованы в преподавании различных предметов, таких как география, история, литература, природоведение, экология. Так же геоинформационные технологии очень наглядны. В чём состоит главная трудность восприятия учебной информации? Часто бывает, что учащимся не понятна связь изучаемых вопросов с реальной жизнью. Именно для преодоления этой трудности и целесообразно использовать геоинформационные технологии. Система дополнительного образования детей дает педагогу возможность использования более широкого спектра форм и методов организации образовательного процесса в отличие от школы, в связи с особенностями программного обеспечения и условиями реализации образовательных программ.
Наиболее распространенные геоинформационные технологии используемые в УДОД России – GPS-технология, программа Google Earth, технология «Геокешинг». Рассмотрим их по отдельности.
«GPS-технология» или «GPS-навигация» – это программно-аппаратный комплекс наземных и космических технических средств GPS, позволяющий определять местонахождение и скорость наземных, водных и воздушных объектов, измеряя расстояние от них до спутников. GPS – это американская система Global Positioning System (глобальная система позиционирования). Главным оборудованием в этой технологии является GPS-приемник (навигатор). GPS-приемник работает, измеряя время, за которое радиосигнал доходит от спутника до нас, а затем по этому времени вычисляет расстояние до спутника. Приемнику необходимо отражать минимум 3 спутника для определения своих координат. В последние 5 лет GPS достаточно широко используются в дополнительном образовании детей. При прохождении туристских маршрутов, при планировании походов (нанесение контрольных точек на карту) современным объединениям туристско-краеведческой направленности помогает GPS-приемник. Объединения детей эколого-биологической направленности также не обошли вниманием навигатор. Экологи, при выполнении определенных исследований, вынуждены определять их координаты, проводить различные мониторинги с указанием точек замера и при составлении отчетов, презентации итогов работы. Используя навигаторы, учащиеся экологических объединений при проведении мониторингов на лоне природы, легко находят места исследований и забора исследовательских материалов.
Методические материалы и литература по использованию GPS-приемников в дополнительном образовании детей широко не распространяются, точнее сказать, не распространены для массового использования. Все то, что есть, существует и используется на базах тех УДОД, которые их разработали.
Программа Google Earth (Планета Земля) – разработка фирмы Google - дает возможность просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Достоинство данной программы – трёхмерное отображение земной поверхности (с учётом рельефа), возможность наблюдения под произвольным углом, постепенное уточнение изображения по мере загрузки более детальных фотоснимков, возможность плавного изменения масштаба. Также программа поддерживает создание и отображение пользовательских информационных слоев, которые можно организовать в иерархическую структуру, а затем включать и выключать в произвольных комбинациях. «Планета Земля» в первую очередь используется учащимися секций эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Планирование экологической экспедиции с активными способами передвижения, туристского маршрута с использованием Google Earth, дает возможность в режиме 3D рельефа пройти, например, горный поход от начала и до конца, или виртуально пройтись по маршруту предстоящей экспедиции, не выходя из учебного помещения. Возможность записи видеоролика в данной программе дает дополнительную форму отчета об экологической экспедиции или походе, а функция «игра» – симулятор самолета F 16 или SR 22, делает Google Earth очень привлекательной для мальчиков. Краеведы смогут посмотреть на запланированные экскурсионные места с различных ракурсов. Потенциал использования программы Google Earth в УДОД очень велик, но реализуется не полностью и методически не описан.
Технология «Геокешинг» появилась относительно недавно - около10 лет назад. В Российскую Федерацию геокешинг пришел как новая игра в 2002 году, суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а другие по этим координатам пробуют найти тайник. Здесь, конечно, ведущую роль играет наличие GPS-навигатора, но сама технология - это не просто аппарат, а условия его использования. Российский геокэшинг немного отличается от своего западного прототипа. По правилам российской игры, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое имеет историческое, культурное, географическое, экологическое значение или является памятником природы. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, привлекательна не только для владельцев GPS, но и для людей, интересующихся историей родного края, географией и т.п. Одним из самых полных отечественных ресурсов по геокешингу является веб-сайт http://www.geocaching.su/. Геокешинг может использоваться и в целях обучения по таким предметам как история, литература, краеведение. В этом случае внимание уделяется не столько кладам, сколько вопросам и заданиям, которые даются ученикам. Также в дополнительном образовании – в выше упомянутых эколого-биологических объединениях, например, при организации какого-либо соревнования (конкурса) по геокешингу. Возможность его использования зависит от фантазии педагога.
Регламентное рассмотрение вопроса использования геоинформационных технологий в дополнительном образовании детей позволило нам сделать вывод о том, что ГИТ достаточно широко используется в УДОД, но лишь отдельных регионов РФ.
Что же мешает их распространению? На мой взгляд, существуют такие проблемы:
- отсутствие методического сопровождения применения ГИТ, либо ограниченное распространение;
- отсутствие специальных исследований по определению условий и эффективности использования ГИТ в образовании;
- недостаточная оперативность учета изменений, происходящих в области геоинформационных технологий;
- ограниченность средств для закупки дорогого специального оборудования и программного обеспечения для УДОД.
Использование геоинформационных технологий в учебном процессе помогает учащимся получить навыки чтения двухмерных и трехмерных карт, лучше усвоить материал предметов естественнонаучного и эколого-биологического циклов. Вариативность применения ГИТ в образовании развивает логические способности и творческие компетенции, дает детям возможность освоить современные средства ориентирования на местности и в виртуальном пространстве, что, в конечном итоге, способствует их социализации в современном мире новых технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...
Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"
Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...
Информационные технологии в дополнительном образовании детей
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного о...
Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей
Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества"...
Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.
Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...
Использование информационных технологий в дополнительном образовании
В данной методической разработке рассмотрены возможности использования информационных технологий для проведения занятий дополнительного образования....