Информационные технологии в дополнительном образовании детей
методическая разработка по теме
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных технологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.
Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Изучение информационных технологий целесообразно проводить на основе использования новых педагогических технологий (проектный метод обучения), а также интегрированных творческих сред обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_informacionnyh_tehnologiy_v_udod_2009.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Уренгойский Дом детского творчества»
(доклад к методическому объединению)
Подготовила
методист Коба И.А.
Уренгой
2009 г.
В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясает воображение. Сфера его деятельности пронизывает многие виды деятельности человека.
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных технологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.
Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Изучение информационных технологий целесообразно проводить на основе использования новых педагогических технологий (проектный метод обучения), а также интегрированных творческих сред обучения.
В условиях динамичного развития средств информационных технологий стоит задача привить навыки пользования такими средствами информационных технологий, как технология обработки текстовых документов, графических, табличных и приемам работы с базами данных. И хотя информационные технологии быстро изменяются: одни устаревают, не отвечают новым требованиям действительности, другие усовершенствуются, появляются абсолютно новые технологии, но важно привить учащимся культуру их использования в решении практических задач, общие принципы работы.
Подготовка учащихся в области информационных технологий включает в себя два компонента:
обучение технологии работы на персональном компьютере;
обучение работе с прикладными пакетами программ, используемыми для подготовки учащихся.
Занятия для учащихся в условиях учреждения дополнительного образования на базе использования средств информационных технологий позволяют достигнуть эффекта быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет:
акцентирования на интересы учащихся;
создание мотивационно-проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы;
подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий.
Общие цели и задачи обучения информатике в учреждениях дополнительного образования детей таковы:
способствовать учету интересов каждого из учащихся;
учитывать направленность подготовки и уровень знаний и умений учащихся, полученных в школе;
формировать основы научного мировоззрения;
способствовать развитию мышления учащихся;
готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования;
развивать практические навыки работы с компьютером.
Обучение детей информатике в условиях муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОУ ДОД) можно отнести к прикладному типу, то есть обучение дифференцируется по критерию вида информационной деятельности (а не по предметным областям). Основное назначение такого обучения – формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.
Появление и широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции учащегося в общество. Новые возможности открываются в области художественно-эстетического, экономического, политического воспитания учащихся. Инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, эффективно используемые сегодня в преподавании информатики, такие как проектный метод, использование проблемного и исследовательский методов обучения, разнообразные самостоятельные формы работы школьников, основанные на применении информационных технологий, позволяют ставить вопрос о проектировании методической системы воспитания в курсе информатики в муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и школе.
Информатика на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.
Но роль НИТ в образовании не так однозначна: если будет применяться занижение роли учителя, то результат такого обучения не будет гуманистическим.
Поэтому важна успешность реализации учителем информатики наиважнейшей гуманистической функции в процессе решения главной задачи – формирование у учащихся системно-информационной картины мира. Решение этой задачи связанно с формированием у каждого учащегося на основе такого курса истинных представлений о границах виртуальных и реальных миров, о роли и месте человека в информационном обществе.
Опираясь на современное представление о школьной дисциплине «Информатика» как системообразующей и интегрирующей дисциплине, можно однозначно утверждать, что именно активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательной деятельности позволит нам существенно снизить влияние случайных факторов социализации в условиях информатизации, осуществить целенаправленную подготовку личности ребенка к жизнедеятельности в информационном обществе.
Те возможности для управляемой социализации, творческой самореализации, которые предоставляют средства информатизации: компьютер и Интернет; взгляд на компьютер как на специфическое средство и особую сферу коммуникации позволяют педагогам – учителям информатики внести сегодня существенный вклад в решение задачи социального воспитания подрастающего поколения – поколения нового информационного общества.
Изучение информатики в условиях обучения в МОУ ДОД имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся "информационном" обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...
Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"
Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...
Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей
Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества"...
Информационные технологии в инклюзивном образовании детей
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает...
Презентация "Информационные технологии в дополнительном образовании детей"
Автор рассматривает возможности использования информационных технологий в дополнительном образовании детей, в том числе демонстрируя собственный опыт работы с Интернет-ресурсами в детском творче...
Использование информационных технологий в дополнительном образовании
В данной методической разработке рассмотрены возможности использования информационных технологий для проведения занятий дополнительного образования....
Видеовопрос в профориентационном проекте для старшеклассников "Путешествие в страну знаний" как внедрение новых информационных технологий в дополнительное образование
В работе рассмотрен процесс, результаты и перспективы внедрения новых информационных технологий в профориентационный проект для старшеклассников «Путешествие в страну знаний». Особое внима...