Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей
статья по теме

Кислицына Татьяна Ивановна

Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kislicynoy_t.i.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают общество и государство, дети и их родители. Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются в зависимости от уровня умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.

Деятельность МКОУ ДОД «Центр детского творчества» строится на таких принципах, как дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде. Учебный план Центра предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.

Обновление содержания педагогического процесса с целью решения проблем воспитания в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Обращение к новым педагогическим технологиям позволило коллективу ЦДТ сформировать базу для использования наиболее оптимальных вариантов. Основанием для этой базы стали следующие педагогические технологии: технология личностно – ориентированного обучения и воспитания, групповая технология, технология творческой деятельности, игровая технология, проектная технология, информационная технология.

Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс Центра детского творчества и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.

В системе дополнительного образования созданы благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику. В центре внимания наших педагогов– неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Целью ставится максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, важной задачей является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Методической службой Центра разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает: ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей; тестирование развития специальных способностей; определение готовности и области интересов вновь поступающего ребенка; профориентационную диагностику; определение интересов и других показателей для дифференциации. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, когда выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей. Эта технология широко используется в объединениях научно - технической, художественно-эстетической направленности.

В практике широко используются групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Учебные группы делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задания выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого воспитанника. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого, а педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Эта технология часто используется на этапе закрепления изученного материала во многих детских объединениях Центра независимо от направления деятельности.

С целью раскрепощения личности, формирования гражданского самосознания, развития его способностей к социальному творчеству, воспитания общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества применяем технологию творческой деятельности. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Развиваются стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Большинство детских объединений ЦДТ активно используют указанную технологию, кроме того в Центре созданы и реализуются комплексные программы «Патриотическое воспитание», «Золотое колесо», «Выходи играть во двор» и другие, направленные на достижение наилучших результатов совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Игровая технология применяется педагогами в работе с детьми различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Поэтому цели применения технологии обширны: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. В работе с дошкольниками, посещающими студию раннего развития «Солнышко», применяются различные развивающие игры, предназначенные как для формирования у детей познавательных и коммуникативных навыков, так и для адаптации их к школе. 

Организация проектной, исследовательской деятельности – одна их наиболее популярных форм организации работы с обучающимися в объединениях эколого–биологической, туристско–краеведческой, художественно–эстетической направленности. Образовательный процесс организуется так, чтобы обучающиеся приобрели знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов, в основу положена идея о направленности учебно-познавательной творческой деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры, дети становятся интеллектуально богаче, творчески активны и самостоятельны. Результаты проектной и исследовательской деятельности воспитанников представляются на районных, областных, Всероссийских конференциях, конкурсах исследовательских работ, что имеет большую практическую значимость.

Отсутствие стандартов в дополнительном образовании открывает широкие возможности для применения информационных (компьютерных) технологий, но пока оно носит спонтанный характер. Наряду с тем, что в современной системе образования информационная  технология широко внедряется в образовательный процесс, в нашем учреждении эта технология применяется как проникающая - компьютерное обучение ведется по отдельным предметам, темам, разделам для отдельных дидактических задач. Но компьютер и новые информационные технологии являются мощным средством становления и развития ребёнка как личности, субъекта познания и практической деятельности, помогают педагогу сделать учебный материал более ярким, доступным, интересным, разнообразным и более лёгким для усвоения.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития, они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных  технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...

Семинар по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Слово - «технология» происходит от гр...

Семинар-практикум по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».

Выступление методиста МКОУДОД ЭБЦ Горлановой Н.А.Уважаемые коллеги, на протяжении двух лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились проектировать учебные занятия, пр...

Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании

Статья расскрывает характеристики современных педагогических технологий и определяет возможность использования в дополнительном образовании как на занятиях, так и для проведения аттестационных или отк...

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о ма...

Современные образовательные технологии педагога дополнительного образования

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии.Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый с...

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.   Слово - «технология»...