Методические материалы по психодиагностике школьной походной группы - "Эмоции: до и после похода" - автор Савин А.В.
методическая разработка на тему

Савин Антон

Методические материалы по психодиагностике школьной походной группы. 

Данные материалы адресованы руководителям школьных походных (туритских) объединений. Данные материалы помогут руководителям туристских групп сделать первый шаг на пути психодиагностики эмоционального климата внутри группы школьников, оценить взаимоотношения ребят, вовремя заметить назревающий конфликт и предупредить его возникновение. Ведь от настроения внутри группы зависит не только уклад жизни в походе, но и эмоциональный комфорт, а, следовательно, в значительной степени, безопасность его участников.Использование любых психолого-диагностических методик дают неоднозначные ответы, а фоновое представление о психологических процессах, которое трактовать необходимо в контексте каждой группы, учитывая множество аспектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Савин _____________________«Эмоции до и после похода»

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Южный берег»

«Эмоции: до и после похода»

Методические материалы

по психодиагностике

школьной походной группы

Издание второе

редактированное

Санкт-Петербург

2008


Автор-составитель: А.В.Савин

Консультант: О.С. Лазоренко

«Эмоции: до и после похода»

Методические материалы по психодиагностике школьной походной группы. Издание второе редактированное. – Санкт-Петербург, ГОУ ДОД ЦДЮТ «Южный берег», 2008. – 12 с.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма.

Уважаемый руководитель походной группы!

Данные материалы адресованы именно Вам.Вы, конечно, знаете, что руководитель похода должен быть хорошим психологом, уметь оценить взаимоотношения ребят, вовремя заметить назревающий конфликт и предупредить его возникновение.

Мы надеемся, что данные материалы помогут Вам сделать первый шаг на этом пути, ведь от настроения внутри группы зависит не только уклад жизни в походе, но и эмоциональный комфорт, а, следовательно, в значительной степени, безопасность его участников. И помните: использование любых психолого-диагностических методик дают неоднозначные ответы, а фоновое представление о психологических процессах, которое трактовать необходимо в контексте каждой группы, учитывая множество аспектов. Удачи!


Методика "Позитивная социометрия"

модифицированная и адаптированная

Назначение: Выявление межличностных отношений в группе.

Оборудование: Бланки с таблицей из трех граф, карандаш.

1) Кого из группы ты взял бы с собой в поход? _________________

2)С кем  из группы ты хотел бы жить в одной палатке?

_________________

3)С кем из группы ты хотел бы дежурить на обеде?

_________________

Инструкция: Заполните табличку, отвечая на вопросы указанные в графах: 1) Кого из группы ты бы взял с собой в поход?
2)С кем бы  из группы ты бы хотел жить в одной палатке?

3)С кем из группы ты бы хотел дежурить на обеде?

В каждой графе укажите не более одного человека.

Процедура: Исследуемые получают бланки с таблицей из трех граф. Заполняют графы. Далее на основании ответов заполняется таблица, которую вносите Ф.И. участников группы и рядом в скобках ставите количество выборов этого человека другими участниками.

Взяли бы в поход

Хотели бы жить в одной палатке

Хотели бы дежурить на обед

Ф.И……………-

Ф.И……………-

Ф.И……………-

Обработка: За каждый выбор выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов: Определяющим уровень принятия группой участника и симпатии отдельных ее членов является количество выборов этого участника в любой ситуации из трех названных. Если исследуемые будут подписывать бланки, то можно будет конкретизировать данные по межличностным отношениям.

Например,

Взяли бы в поход

Хотели бы жить в одной палатке

Хотели бы дежурить на обед

Попова Мария  - 5

Иванов Сергей  - 2

Это значит, что Попову Марию взяли бы в поход 5 участников, а Иванова Сергея 2 человека и т.д. Следовательно – Попова Мария является более коммуникабельным и привлекательным участником похода для половины состава походной группы.


Методика "Эмометр"

Назначение: Выявление эмоционального фона в группе

Оборудование: Карточки со шкалой эмометра и карандаш (по количеству обследуемых)

1) Настроение группы

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

2) Готовность группы к походу

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

Инструкция: Отметь кружком в карточке на первой шкале общее настроение всей походной группы в настоящее время и на второй шкале отметь кружком готовность группы в ближайшее время идти в поход без учета подготовки снаряжения и опыта каждого участника при условии, что

–10 – все плохо,  никто  не  готов, участники  друг  друга  ненавидят,   а

+10 – все отлично, все друг друга уважают и открыты для общения, готовы совершить поход.

Процедура: Исследуемые получают карточки с двумя шкалами эмометра. Отмечают на каждой шкале не более одного значения. Далее на основании ответов заполняется таблица, в которую напротив каждого уровня шкалы вносится количество ответов исследуемых, совпадающих с этим делением.

Обработка: За каждое выбранное деление по одному значению, равному «1».

Уровни оценки результатов: Большее количество совпадений у одного деления шкалы эмометра, является определяющим средний эмоциональный фон группы.

Протокол исследования:

-10 –

-9 –

-8 –

-7 –

-6 –

-5 –

-4 –

-3 –

-2 –

-1 –

0 –

+1 –

+2 –

+3 –

+4 –

+5 –

+6 –

+7 –

+8 –

+9 –

+10 –


Например,

1) Настроение группы

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

И

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

1)

-10 –

-9 –

-8 –

-7 –

-6 –

-5 –

-4 –

-3 –

-2 –

-1 –

0 –

+1 –

+2 – 2

+3 –

+4 –

+5 –

+6 –

+7 –

+8 –

+9 –

+10 –

2)

-10 –

-9 –

-8 –

-7 –

-6 – 1

-5 –

-4 – 1

-3 –

-2 –

-1 –

0 –

+1 –

+2 –

+3 –

+4 –

+5 –

+6 –

+7 –

+8 –

+9 –

+10 –

2) Готовность группы к походу

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

и

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

Это значит, что в группе из 2 человек среднее настроение +2, а свою готовность к походу участники оценивают как -5.

Следовательно, настроение группы – удовлетворительное, но большинство участников считает группу не готовой к походу, в связи с какими-то причинами (материальное обеспечение, навыки и знания).


Методика "Походная Социометрия"

адаптированная и модифицированная

Назначение: Выявление межличностных отношений в походной группе после совершения путешествия.

Оборудование: Бланки с двумя столбцами, имеющими пронумерованные строки прямым числовым рядом от 1 до 10, карандаш.

«С кем приятнее всего было тебе общаться в походе?»

  1. ________________
  2. ________________
  3. ________________
  4. ________________
  5. ________________
  6. ________________
  7. ________________
  8. ________________
  9. ________________
  10. ________________

«С кем ты пошел бы в следующий поход?»

  1. ________________
  2. ________________
  3. ________________
  4. ________________
  5. ________________
  6. ________________
  7. ________________
  8. ________________
  9. ________________
  10. ________________

Инструкция: Постройте рейтинг участников похода, отвечая на вопрос к первому столбцу «С кем приятнее всего было тебе общаться в походе?» и ко второму – «С кем ты пошел бы в следующий поход?». Для этого в бланке рейтинга проставьте напротив каждого места от 1 до 10 имя участника, исходя из того, что 1 место - наиболее приятный участник, а 10 место – наименее приятный для вас участник похода.

Процедура: Исследуемые получают карточки с двумя столбцами. Заполняют столбцы.

Далее на основании ответов заполняется таблица, в которую вносятся Ф.И. участников группы, и рядом -количество выборов каждого участника другими исследуемыми.

Обработка: За каждый выбор выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов: Количество выборов одного участника является определяющим рейтинг участника и его уровень принятия группой.

«С кем приятнее всего было общаться в походе участникам путешествия»

  1. …………………..-
  2. …………………..-
  3. …………………..-
  4. …………………..-
  5. …………………..-
  6. …………………..-
  7. …………………..-
  8. …………………..-
  9. …………………..-

10)…………………...-

«С кем пошли бы в следующий поход участники путешествия»

  1. …………………..-
  2. …………………..-
  3. …………………..-
  4. …………………..-
  5. …………………..-
  6. …………………..-
  7. …………………..-
  8. …………………..-
  9. …………………..-

10)…………………...-


Для записей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Для записей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Для записей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Потенциал использования геоинформационных технологий в дополнительном образовании детей - автор Савин А.В.

Статья по использованию геоинформационных технологий в системе дополнительного образования детей. В первую очередь для объединений туристско-краеведческой направленности. В статье рассматривается возм...

Направление «Школа безопасности» в современной системе детско-юношеского туризма - автор Савин А.В.

В статье рассмотрено современное состояние движения "Школа безопасности" в рамках одного из направлений системы детско-юношеского туризма без привязки к конкретному субъекту и образовательно...

Формы патриотического воспитания в рамках образовательного туризма в объединениях ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» - автор Савин А.В.

Формой патриотического воспитания по принципу «здесь и сейчас» обладает образовательный туризм и туристско-краеведческое направление объединений ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» и системы д...

Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родите...