Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска»
методическая разработка по психологии

Жутикова Любовь Сергеевна

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, педагогический коллектив в целом. Необходимо не только выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, но и устранить причины отклонений в поведении школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гриф   

Пакет

методических материалов по работе с детьми, требующих повышенного педагогического внимания

/с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья/ «группы риска»

/психологический блок/

составлен педагогами-психологами Жутиковой Л.С., Подоксеновой И.В.

г. Советский

Пояснительная записка

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в гимназии является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одна из основных целей деятельности психологической службы в образовании - обеспечение условий для сохранения психологического здоровья  детей. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ, способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, педагогический коллектив в целом. Необходимо не только выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, но и устранить причины отклонений в поведении школьника, что подразумевает:

  • изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
  • вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
  • изменение условий семейного воспитания.

И только комплексный подход к решению данной задачи и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения позволит эффективно ее реализовать.

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность (учащиеся со стойкой неуспеваемостью)
  • взаимоотношения со сверстниками;
  • взаимоотношения с взрослыми (педагогами, родителями и другими);
  • проведение свободного времени;
  • отношение к труду и профессиональная ориентация;
  • поведение и поступки (нарушение поведения, пропуски уроков; правонарушения и преступления – учащиеся, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), ОДН (отделе по делам несовершеннолетних);
  • психические состояния и свойства личности (склонность к суицидальному риску, состояния ПТСР- посттравматическим синдромом);

Психологическая составляющая в системе профилактики правонарушений и преступлений школьников, в целом в сопровождении детей «группы риска» включает решение следующих задач:

  • определение сферы жизнедеятельности, в которой ребенок испытывает проблемы (личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, межличностные, взаимоотношения в семье, классе);
  • определение  причин неблагополучия школьника;
  • подобрать адекватные методы психодиагностики и провести исследование учащихся с дальнейшим анализом полученных результатов и заполнением карты индивидуального развития;
  • индивидуальное и групповое (в зависимости от возникшей проблемы) консультирование учащихся, педагогов, родителей по вопросам развития личности и возникающих трудностей, с целью определения точек взаимодействия и построения учебного процесса с этими учащимися;
  • проведение различных мероприятий по выявленным проблемам: обучающие тренинги (личностного развития, поведения, саморегуляции), беседы, ролевые игры, тематические занятия, индивидуальные консультации с детьми и подростками и их родителями, педагогами.

В своей работе с детьми «группы риска» мы используем профилактические и тренинговые мероприятия, разработанные тематические занятия, тренинги таких авторов как Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой, Программу первичной позитивной наркопрофилактики Л.Самошкиной, Е.Гришиной, А.Перекрестова, разработанную для учащихся от 10 до 15 лет.

С целью сбора информации о детях данной категории и составления банка данных о них, нами модифицированы и адаптированы методические материалы, предложенные авторами Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой и другими и составлен свой Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска», в который входят:

  • карта-характеристика личности подростка (составляется педагогом-психологом и классным руководителем) (Приложение 1);
  • анкета «Подросток «группы риска»» в социуме (для подростков, состоящих на учете в отделе внутренних дел) (Приложение 2);
  • схема наблюдения за учащимися на уроке (педагог-психолог) (Приложение 3);
  • схема реальных учебных возможностей учащихся включает уровни работоспособности, темп деятельности; интеллектуальное развитие – умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, самоконтроль при изучении учебного материала, преобладающие склонности к циклу учебных предметов, предшествующая образовательная деятельность, сформированность учебно-познавательного мотива; (заполняется учителями предметники, работающими с данным подростком) (Приложение 4);
  • педагогическая характеристика учащихся включает интересы, увлечения /для учащихся 9-11 классов – профессиональное самоопределение/, самооценку, социальный статус в коллективе, сформированность волевых качеств, тип поведения, особенности характера (классный руководитель) (Приложение 6).

В помощь педагогам нами разработано приложение с критериями оценивания реальных учебных возможностей школьников и описанием параметров, заложенных в педагогическую характеристику (Приложение 5).

  • психологическая характеристика учащихся «группы риска» (педагог-психолог, на основе результатов психодиагностики, указанные в циклограмме) (Приложение 7).    

С целью определения причин стойкой длительной неуспеваемости ребёнка, вида его образовательной программы, формы обучения, нами проводится индивидуальное углубленное диагностическое исследование структуры и оценки уровня интеллекта детей и подростков с использованием батареи методик Д.Векслера (тест интеллекта WISC Д.Векслера, адаптированный А.Ю.Панасюком и унифицированный Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеевым). Кроме этого, диагностируется уровень развития аттентивно-мнестических и когнитивных процессов (свойства памяти и мнестической деятельности – слуховая память - «10 слов», опосредованная, особенностей мышления - «Пиктограмма», внимания, восприятие, речь /учитель-логопед/, проективные методики). В качестве дополнительных методик используется набор вербальных проб (интерпретация идиом, сравнение пар понятий, методики «Исключение четвертого»), определяется актуальный уровень развития мышления (качественная оценка выполнения заданий).

Далее работа по сопровождению ребенка с проблемами в развитии, а также детей «группы риска» в учебно-воспитательном процессе осуществляется через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) гимназии. /Положение о ПМПк гимназии. Введено в действие пр. № 488 от 28.12.2011, Положение о ППк обновлено в 2019 г. / 

Важную роль в работе с детьми, и не только «группы риска», мы отводим профилактической работе по предупреждению девиантного поведения, в задачи которой входит:

  • формирование личной и социальной компетентности (развитие позитивного отношения к самим себе и окружающему обществу, укрепление чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, развитие умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения);
  • обучение способам саморегуляции (владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами);
  • освоение неагрессивных способов реагирования на критику, умения твердо сказать «нет» (в ситуации попробовать наркотик или совершить преступление);
  • формирование ценностей, позволяющих решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Решение данных задач возможно через уроки психологии с учащимися 5-11 классов, специально организованные циклы занятий, тренингов, проведение диагностических процедур-исследований, индивидуальных и групповых консультаций, анализа и рефлексии полученных результатов.

Циклограмма психологической диагностики

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

 Определение причин отклоняющегося поведения (трудновоспитуемость, девиантность, делинквентность, суицидальный риск, нарушенные – конфликтные отношения с родителями)

Определение депрессии, суицидной настроенности, агрессивных проявлений, определение психологических последствий перенесенного насилия, оценка эмоционального состояния, когнитивной сферы

Рисуночная психодиагностическая методика (РПМ)-тест «Нарисуй историю»

Копытин И.А.

с 7

по необходимости

ДО

психолог

Выявление социально-психологических, эмоциональных, педагогических проблем ребенка.

Проективная методика РНЖ. Постановка типологического диагноза. Архиреева Т.В.

с 7

по запросу

1 раз в год

психолог

Направленность, акцен-туации характера, личность

ПДО Личко, Леонгарда. Многофакторное исследование личности Р.Кеттелла

с 14

с 8

н.г

1 раз

в год

психолог

Выявление осознанности и адекватности самооценки, самоконтроля.

Состояние учебной деятельности

Методика Л.М.Фридмана «Неоконченные предложения»

с11-

по необходимости

1 раз

в год

психолог

Темперамент

Г.Айзенк

с 13

н.г

1 раз

в год

психолог

Личностная тревожность;

школьная тревожность;

Определение уровня школьной, самооценоч-ной, межличностной тре-

вожности

Спилбергер,

Филипса

А.М.Прихожан

с12

н.г; к.г.

2 раза

в год

психолог

Склонность к агрессивному поведению

Проективная методика исследования личности “HAND-TEST”. Т.Н.Курба-това, О.И.Муляр;

7-17

н.г

1-11

1 раз

в год

психолог

Профиль реагирования

на эмоц.ситуации (склон-

ность к враждебности,аг-

рессивности, мститель-

ности

А.Басса-А.Дарки, Ильина

с 12

н.г

1 раз

в год

психолог

Эмоциональные отно-шения в семье (прив-лекательные / значимые лица)

ЦТО Е.Ф.Бажин,

А.Н.Эткинд

с 7

н.г

1 раз

в год

психолог

Определение склонности к враждебности (к обидчивости и мстительности, вспыльчивости)

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева)

с 7

по необход.

1 раз в год

психолог

Проективная методика по выявлению преобладающих эмоциональных состояний у ребенка

«Карта эмоциональ-ных состояний» С.Панченко

с 7

по необходимости

1 раз в год

психолог

Особенности семейного воспитания

методика Рене Жиля,

АСВ (анализ семейного воспитания) Эйдемиллера

уч-ся,

родители

н.г

1 раз

в год

психолог

Эмоциональный фон,

энергетика, внутрилич-ностные конфликты

М.Люшер

учащиеся

н.г

1 раз

в год

психолог

Интеллектуальное разви-

тие

Тест интеллекта в зависимости от возраста

учащиеся

н.г

1 раз

в год

психолог,

педагог

Социально-психологический статус в классе, межличностное взаимодействие в классе.

Особенности внутри классных отношений.

Социометрия М.Битяновой, методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуа-циях» К.Томаса.

Графический тест «Рисунок класса» (инд.)

учащиеся

н.г

1 раз

в год

психолог,

педагог

Изучение фрустрацион-

ных реакций;

Определение ур.тревож-

ности,фрустрации, агрес-

сии, ригидности

С.Розенцвейга.

Г.Айзенк

учащиеся

н.г

психолог

Преобладающий тип поведения

наблюдение

учащиеся

н.г

1 раз

в год

психолог,

педагог

Самооценка

Т.А.Фалькович.

Дембо-Рубинштейн

учащиеся

12-17

н.г, к.г

2 раза в год

психолог,

педагог

Преобладающие склонности к циклу учебных предметов,

интересы, увлечения

Анкета,

Опросник профес.

Самоопределения

Е.А.Климова

учащиеся

н.г – с.г

1 раз

в год

9-11

педагог, психолог

Воля

А.В.Батаршев

учащиеся

н.г

психолог,

педагог

Определение склонности к отклоняющемуся поведению

Методика СОП (А.Н.Орел)

учащиеся

12-17

по запросу

1 раз в год

психолог

Выявление суицидального риска

Кучер А.А., Костюкевич В.П.

с 5 – 11 кл.

по необходимости

1 раз в год

психолог

Карта-характеристика

личности подростка.

Анкета: «Подросток «группы риска» в социуме

анкета, Т.А.Фалькович,

Н.С.Толстоухова,

Н.В.Высоцкая

учащиеся

на учете

КДН,

ОДН

н.г,

с момента постановки на учет

6-11

психолог

Определение суицидального риска

Компьютерная версия

«Сигнал»

учащиеся

педагоги

родители

по необходимости

7-11

психолог

Определение уровня депрессии

Методика В.А.Жмурова

учащиеся

педагоги

родители

по необходимости

7-11

психолог

Приложение 1

Карта-характеристика личности подростка

  1. Личные данные
  1. Ф.И.О.___________________________________________________________________________________
  2. Возраст______________ (полных лет)  
  3. Класс _____________

  1. Семья
  1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Год рождения каждого _____________________________________________________________________
  2. Образование______________________________________________________________________________
  3. Профессия, занимаемая должность___________________________________________________________
  4. Материальная обеспеченность семьи – ниже прожиточного уровня, средняя, высокая
  5. Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире?

       (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий)

  1. Личность подростка
  1. Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто)
  • с родителями____________________________________________________________________________
  • с учениками _____________________________________________________________________________
  1. с учителями (с кем именно) _______________________________________________________________ Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками?

- инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель

3.   Проявляет ли положительные качества и формы поведения (если да, то редко, часто или всегда)?

  • уважение к старшим____________________________________________________________________
  • внимательность, чуткость, доброту________________________________________________________
  • скромность ___________________________________________________________________________ трудолюбие ___________________________________________________________________________
  • добросовестность ______________________________________________________________________
  • организованность ______________________________________________________________________
  • самостоятельность _____________________________________________________________________
  • дисциплинированность _________________________________________________________________
  • другие положительные качества поведения ________________________________________________

4.Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (если да, то редко, часто или всегда)?

  • грубость, хамство______________________________________________________________________
  • индивидуализм, эгоизм _________________________________________________________________
  • зазнайство, высокомерие ________________________________________________________________
  • легкомыслие, беспечность _______________________________________________________________
  • лживость _____________________________________________________________________________
  • упрямство ____________________________________________________________________________
  • жестокость ____________________________________________________________________________
  • бестактность __________________________________________________________________________
  • прогулы уроков________________________________________________________________________
  • нарушение школьной дисциплины ________________________________________________________
  • нецензурную брань _____________________________________________________________________
  • порчу школьного имущества _____________________________________________________________
  • срыв уроков ___________________________________________________________________________
  • драки_________________________________________________________________________________
  • побеги из дома_________________________________________________________________________
  • невыполнение домашних обязанностей (в семье) ____________________________________________
  • противоправные поступки (бродяжничество, кража, вымогательство) __________________________
  • вредные привычки – курит, употребляет спиртные напитки ___________________________________

5. Ярко выраженные особенности поведения:

     а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен;

     б) контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт;

     в) повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность, двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность, замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности;

     г) резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость;

     д) поведение лишено мотивов, плохо учитывает ситуацию;

     е) упрямство, замкнутость, ведомость.

IV. Личность подростка в коллективе

  1. Какое положение занимает в коллективе: лидер, популярный принятый, непопулярный, отверженный, изолированный, противопоставление себя коллективу, дезорганизатор, вожак «трудных» учащихся
  1. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей?

      - благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно

3.   Как выполняет общественные поручения?

      - хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет,

4.   Какое влияние чаще оказывает на сверстников?

  • положительное (редко, часто) ____________________________________________________________
  • отрицательное (редко, часто) ____________________________________________________________
  • взаимоотношения со сверстниками – жестокое обращение со слабыми и младшими, пренебрежительное, принадлежность к молодежной группе __________________________________
  1. Имеются ли близкие друзья, кто они __________________________________________________________

V. Учение

  1. Какое отношение проявляет к учебным предметам? – увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное, затруднения в освоении учебных программ (предметы)___________________________, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам ___________________________
  2. Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям:

- активно-положительно, пассивно-положительно, пассивно-отрицательно, активно-отрицательно, безразлично.

VI. Труд

  1. Отношение к труду:
  • отрицательное отношение к работе
  • невыполнение трудовых обязанностей в школе
  • недобросовестное отношение к труду
  1.  Отношение к трудовому обучению: увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно.
  1. Как овладевает трудовыми навыками: быстро, средне, медленно

VII. Досуг

  1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то к какой)____________________________________________________________________________________
  2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет):
  • технической___________________________________________________________________________
  • литературной__________________________________________________________________________
  • изобразительной_______________________________________________________________________
  • музыкальной__________________________________________________________________________
  • другой (какой)_________________________________________________________________________
  1. Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где):
  • кружка (объединения)___________________________________________________________________
  • секции________________________________________________________________________________
  • факультатива__________________________________________________________________________
  1. Занимается ли самообразованием (если да, то в каком направлении) _______________________________
  1. Профессиональная направленность
  1. Какими профессиями интересуется___________________________________________________________
  2. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть) ____________________
  3. Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии – да, частично, нет.
  4. К какому типу профессий имеет склонность:
  • человек-человек _______________________________________________________________________
  • человек-природа_______________________________________________________________________
  • человек-техника________________________________________________________________________
  • человек-знаковая система________________________________________________________________
  • человек-художественный образ___________________________________________________________
  1. Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (если да, то каким образом) _________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:

Классный руководитель:

Даты заполнения: ____________________

Приложение 2
Анкета «Подросток «группы риска» в социуме

Фамилия, имя______________________________Возраст______________Класс_____________

Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов с вариантами ответов. Пожалуйста, прочитайте их и выберите тот, который наиболее вам подходит.

  1. Я стою на учете в милиции, потому что:
  • я хуже, чем другие
  • я как все, но попался именно я;
  • надо быть более хитрым;
  • я невезучий;
  • я несчастный;
  • я глупый;
  • другое ______________________________________
  1. Я часто прогуливаю школу, потому что:
  • мне трудно учиться, я многое не понимаю
  • надо мной смеются в школе
  • меня не любят одноклассники
  • ко мне плохо относятся учителя
  • мне неинтересно в школе, скучно
  • меня надо контролировать: заставлять ходить в школу, заставлять учиться
  • другое ______________________________________
  1. Окружающие взрослые меня:
  • не понимают
  • ненавидят
  • считают меня плохим, ни на что негодным
  • относятся ко мне, как к маленькому ребенку
  • не доверяют мне
  • уважают меня
  • другое ________________________________________
  1. Учителя:
  • хорошо ко мне относятся
  • не замечают меня совсем
  • всегда мне помогут и защитят меня
  • считают меня ни на что хорошее не годным
  • считают меня глупым, неспособным, плохим
  • уважают и ценят меня
  1. Сверстники:
  • меня уважают и ценят
  • меня не любят и не дружат со мной
  • считают меня глупым, неумным
  • считают, что я хороший друг и товарищ
  • меня не любят, но боятся меня
  • хотят со мной дружить, но я сам к этому не стремлюсь
  • другое __________________________________________
  1. Комиссия по делам несовершеннолетних и милиция меня:
  • не любят, ненавидят
  • не понимают меня, считают, что я способен только на плохое
  • относятся ко мне уважительно, понимают все мои проблемы, стараются помочь
  • стараются почаще и построже наказать меня
  • я не уважаю их и не обращаю внимания на их попытки меня перевоспитать
  • думают только о себе, им наплевать на меня
  • другое __________________________________________
  1. Мои родители:
  • любят меня, но не уважают, не считаются со мной
  • любят меня, уважают, заботятся обо мне, считаются со мной
  • безразличны ко мне, меня почти не замечают
  • одобряют мое поведение, безразличны к моим правонарушениям
  • наказывают меня за правонарушения
  • толкают меня на правонарушения
  • другое ___________________________________________
  1. Моя жизнь, моя судьба – все, что со мной происходит, мне:
  • нравится, я доволен
  • не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все было по-другому.

Приложение 3

Схема наблюдения за учащимся на уроке

Фамилия, имя ___________________________________класс_____________дата_____________

Причина наблюдения________________________________________________________________

  1. Поведение.
  • Как ученик входит в класс__________________________________________________________________
  •  как ведет себя перед уроком________________________________________________________________
  •  на уроке (отвлекаемость, наличие импульсивных реакций, двигательная и/или речевая расторможенность)_________________________________________________________________________
  • внешний облик учащегося (одежда, прическа, макияж, чувство вкуса и стиля в облике)___________________________________________________________________________________
  • эмоции после удачных и неудачных ответов (не/адекватные)_____________________________________
  • реакции на обращение, требования учителя, похвалу, порицание__________________________________
  • владение собой при выполнении задания у доски (излишняя суетливость в движениях, возбуждение, торопливость, резкость, заторможенность)_____________________________________________________
  • может ли сдерживать себя, если кто-то из учеников пытается мешать, отвлекать_____________________
  • является выдержка привычным, естественным состоянием ученика или оно требует значительных усилий___________________________________________________________________________________
  1. Особенности аффективной и эмоциональной сферы.
  • эмоциональный фон настроения: преобладание сниженного / повышенного, тревожного (дисфоричность), агрессивного (злобного) фона, выраженная лабильность реакций по знаку __________
  • конфликтность: высокий уровень, избирательно высокая конфликтность___________________________
  • конкретные эмоциональные особенности______________________________________________________
  1. Особенности операциональных характеристик деятельности:
  • работоспособность (колебание, снижена, выраженно снижена)____________________________________
  • темп деятельности (неравномерный, сниженный, ситуативно снижен)______________________________
  1. Познавательная деятельность на уроке.
  1. Восприятие: осмысленность (не/выделяет существенное, не/отвечает на вопросы)___________________
  2. Мышление:
  • обобщенность мышления: легко/с трудом улавливает общее в отдельных фактах, не/ умеет выделить главное, не/придерживается темы, рассуждения_________________________________________________
  • логичность мышления: связывает отдельные части рассуждения, не/умеет их показать, не/делает выводы___________________________________________________________________________________
  1. Внимание:
  • сосредоточенность: поглощенность деятельностью______________________________________________
  • отвлекаемость: разговоры, посторонние дела, ответы невпопад____________________________________
  • устойчивость: длительность работы над объектом_______________________________________________
  • распределение: выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища, у доски_____________________________________________________________________________________
  • переключение: скорость перехода от одного дела к другому______________________________________
  1. Память:
  • осмысленная (выделяет главные мысли / механическая (на внешних связях) ________________________
  • воспроизведение материала: осмысленное (своими словами, примерами, зарисовками, конспекты) / механическое (бессмысленное)_______________________________________________________________
  1. Мотивация деятельности.
  • наличие интересов, их активность: поднимает руку, задает вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения, пассивен к происходящему_____________________________
  • отношение к предмету, учителю, к учению: не/добросовестен, не/прилежен, бездеятелен, занимается посторонними делами______________________________________________________________________
  • умение работать самостоятельно с учебником, тетрадью _________________________________________
  • наличие творческой/исполнительской позиции_________________________________________________

Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:

Приложение 4

Схема реальных учебных возможностей учащихся «группы риска»

на ______________учебный год

Список учащихся, класс

Работоспособность

Темп деятельности

Интеллектуальное развитие

Самоконтроль при изучении учебного материла

Сознательность учебной дисциплины

Учебно-познавательный

мотив

(учебный, оценочный, отсутствие интереса)

Уровень

предшествующей образовательной подготовленности

Умение

выделять существенное в изучаемом

Самостоятельность мышления

Интеллектуальные

способности

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

Уч

Оц

ОИ

в

ср

н

                                                             

Педагог-психолог:                                            Классный руководитель:

Приложение 5

Приложение к схеме реальных учебных возможностей школьников

1. Работоспособность: 

  • высокий – сохраняет работоспособность в течение всех уроков, вынослив.
  • средний – сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.
  • низкий – обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине дня, что проявляется в усталости, вялости, сонливости и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок; в элементарных вычислениях при переписывании текста.

2. Темп деятельности:

  • высокий – работает экономично, в быстром темпе;
  • средний – соответствует темпу класса, (темп чтения 120 слов), неравномерный.
  •  низкий – работает медленно и невнимательно, либо быстро, но деятельность «хаотична и бестолкова»

                                                       Интеллектуальное развитие.

 3. Умение выделять существенное в изучаемом.

  • высокий – легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;
  • средний – в основном справляется с выделением существенного в изучаемом тексте, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.
  • низкий – обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.

4. Самостоятельность мышления:

  • высокий – проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемных рассуждениях, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельный элемент в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и прочее, может сам составить задачи;
  • средний – обнаруживает средний уровень развития самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнить учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытку решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;
  • низкий – не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа опеки.

5.   Самоконтроль при изучении   учебного материала:

  • высокий – самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома материала с помощью вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильное вычисление обратными действиями, правильное решение физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность полученных результатов;
  • средний – в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков;
  • низкий – практически не имеет навыков самоконтроля.

6. Преобладающие склонности к циклу  учебных предметов:

  • Общественно-гуманитарные(ОГ) - литература, русский, история, обществознание, иностранные языки;
  • Физико-математические (ФМ) – физика, математика;
  • Естественнонаучный (ЕН) – биология, география, естествознание, природоведение, анатомия.

7. Уровень предшествующей образовательной подготовленности:

  • высокий- практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу;
  • средний – практически не имеет существенных пробелов в ранее пройденном учебном материале, которые бы мешали последующей учебе;
  • низкий – имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного учебного материала, в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.

8. Учебно-познавательный мотив:

  • интерес к процессу учения (ИУ )-( или внутренний мотив) - интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолевать трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др;
  • мотив оценки (Оц) – или внешний мотив, стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др.;
  • отсутствие интереса (ОИ) – отрицательный интерес, вплоть до отвращения к учению.

Педагогическая характеристика класса

  1. Интересы, увлечения – увлеченность ребенка каким либо делом, занятием, видом внеучебной деятельности. Для учащихся 9-11 классов – профессией.
  2. Самооценка:  – адекватная (А) – адекватно оценивает свои возможности в учебной работе, как личности; - завышенная (ЗВ), заниженная (ЗН).
  3. Социальный статус в коллективе: звезда, принимаемый (среднестатусный) – есть группа товарищей, с которыми общается; отверженный – больше негативного к нему отношения; изолированный – нет друзей, ни с кем сам не общается и с ним никто. Социальные контакты – больше с одноклассниками, со сверстниками из других классов, вне школы, др.
  4. Сформированность волевых качеств: способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, личном поведении, умение проявлять собранность, организованность, преодолевать отвлекающие от учения влияния и др. (высокая, средняя, низкая).
  5. Тип  поведения:
  • уравновешенное поведение) - ровное настроение, не склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, в меру подвижен и активен, положительно восприимчив к педагогическому воздействию;
  • возбудимый тип поведения (В) – двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, неудержимое веселье или плач по незначительному поводу, патологические влечения (курение, алкоголизация, склонность к побегам и бродяжничеству, воровство, жестокость);
  • заторможенный тип поведения (З)- замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, несамостоятельность, пониженное настроение, робость, застенчивость, замкнутость, необщительность.
  1. Особенности характера –  основные характерологические черты личности (2-3 положительные черты).

Приложение 6

Педагогическая характеристика учащихся «группы риска» на________________

Фамилия, имя / класс

Отношение к учебе, учебно-познавательный мотив

(внутренний – интерес к процессу учебы, внешний – мотив оценки,отрицательный)

Волевые качества

(выс., ср., низ. ур. сформированности

волевой активности)

Соц-психологический статус

(звезда, принимаемый,

отверженный,

изолированный,

социальные контакты)

Преобладающий

тип поведения (уравновешенный, возбудимый, заторможенный)

Интересы, склонности

(в т.ч. внеучебные)

Самооценка (адекватная, завышенная)

                                                                      Педагог-психолог:                                                  Классные  руководители:        

Приложение 7

Психологическая характеристика учащихся «группы риска» на _____________учебный год

ФИО

Особенности/

направленность характера

(акцентуации, возможные нарушения поведения - ВНП)

Риск суицида, ПАВ, алкоголизма

депрессии

Темперамент

Школьная/личностная тревожность

/Спилбергер /модификация А.Д.Андреевой/

Профиль реагирования на эмоц.ситуации

(склонность к враждебности

агрессивности, мстительности.

/Басса-Дарки; индекс агрессивности,враждебности; Ильина/

Эмоц.отношения в семье (привлекательные /значимые лица)

/ЦТО/

Склонность к отклоняющему поведению (Вологодский цент «Развитие»)

Профессиональное самоопределение

                       

                                                                          Педагог-психолог:                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по теме Работа с детьми группы риска

Презентация и статья по работе с детьми группы риска. Приложения. Для социальных педагогов, классных руководителей и психологов....

методические рекомендации по работе с детьми группы риска

Данные рекомендации дают краткую характеристику "групп риска",  определяют формы и методы работы педагога, социального педагога с различными группами...

Методическая разработка "Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска»".

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, ...

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Методическая разработка по работе с детьми группы риска

Психолого - педагогическая работа с детьми «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключаетс...