Направление «Школа безопасности» в современной системе детско-юношеского туризма - автор Савин А.В.
статья
В статье рассмотрено современное состояние движения "Школа безопасности" в рамках одного из направлений системы детско-юношеского туризма без привязки к конкретному субъекту и образовательной организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направление «Школа безопасности»
в современной системе детско-юношеского туризма
В настоящее время при любом территориальном ранжировании общей тенденцией в системе дополнительного образования детей вне зависимости от педагогического целеполагания по направлению детско-юношеского туризма и движению «Школа безопасности» ориентация происходит на конечный результат, то есть изменения обучающегося в сравнении его начального образовательного состояния с формированным комплексом знаний, умений и навыков - те ориентиры, которые четко описаны в качественных и/или количественных характеристиках. В «Школе безопасности», как и в любом образовательном явлении, предполагающем результат, конечный ориентир определить можно в системе конкурсных/соревновательных мероприятий. В основе или во главе данных мероприятий Российской Федерации находятся соревнования «Школа безопасности» с вершиной в виде Всероссийского уровня (межрегиональные соревнования). И первой задачей, на решение которой направлены соревнования - это «формирование культуры безопасного поведения, отработка приемов обеспечения личной и общественной безопасности, оказания само- и взаимопомощи, умелых и быстрых действий в чрезвычайных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах». В программе соревнований обозначены следующие виды: пожарная подготовка, комплексное силовое упражнение, поисково-спасательные работы, организация быта в полевых условиях, ориентирование на местности, конкурсная программа, маршрут выживания, большая часть из которых полностью или во многом пересекается с активными формами туризма. Программа аналогична на всех уровнях проведения соревнований «Школа безопасности». Следовательно в основе создания и развития направления «Школа безопасности» учредители данного движения опирались на фундаментальные понятия и явления детско-юношеского туризма, такие как поход, группа, команда, маршрут, туристские навыки… Поэтому и соревновательные виды «Школа безопасности» на любом уровне проведения копируют, модифицируют, переносят содержание из туристских и около-туристских соревнований, а участники используют те же тактически-технические приемы/методы/действия, что и на туристских маршрутах или дистанциях, в той же экипировке и с тем же снаряжением.
Движение «Школа безопасности», реализация дополнительных общеобразовательных программ и большинство мероприятий, направленных на развитие данного направления осуществляется на уже имеющихся площадках (образовательных организаций) теми средствами и ресурсами, которые есть в наличии. Чаще всего это материально-технический потенциал туристских фондов и профильных классов (МЧС, ОБЖ). Что есть - на том и везем…
В настоящее время кадровое обеспечение движения «Школа безопасности» и реализацию дополнительных общеобразовательных программ данного направления осуществляют педагогические работники системы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности и/или владеющие компетенциями активного туризма.
В основе содержания большинства дополнительных общеобразовательных программ: типовых, модифицированных, авторских и экспериментальных (если таковые есть), существующих и реализующихся в образовательных организациях Санкт-Петербурга (и не только) по направлению «Школа безопасности», лежит самодеятельный образовательный туризм и его вариации. В календарно-тематических планах таких программ значительную часть занимают основные туристские дисциплины: организация автономного существования в природной среде (быт), движение по маршруту, ориентирование на местности, преодоление препятствий, туристская группа, первая помощь. Такие программы, чаще всего, утверждают в образовательных организациях, их реализующих, как туристско-краеведческой направленности. Но зачастую аналогичные программы утверждают и относят к социально-педагогической направленности, а иногда, и к физкультурно-спортивной направленности. Такое явление усложняет в первую очередь мониторинговые процессы для построения перспективных траекторий движения «Школа безопасности», как формы детско-юношеского туризма. Кроме этого программное обеспечение движения «Школа безопасности» включает только избирательную часть безопасностей, на которые делает акцент: пожарную, природную и чрезвычайные ситуации в природной, техногенной и социальной средах; при чем акцентное внимание уделяется локальным понятиям в этих безопасностях.
Как принято говорить в большей части бюджетных образовательных организациях при развитии чего-либо или открытии какого-либо образовательного ноу-хау на первых стадиях - в рамках текущего финансирования… Есть целевое финансирование массовых мероприятий, есть финансирование материально-технической базы отдельных структурных подразделений и организаций в целом. Объемы финансирования индивидуальны. Но на конкретное движение, в том числе «Школа безопасности» целевой статьи расходов в образовательных организациях нет (или мы не знаем).
Перспективы развития «Школы безопасности» как направления системы детско-юношеского туризма имеют хороший потенциал, но их раскрытие зависит от административной поддержки, кадрового ресурса, материально-технического и методического сопровождения реализации на любом уровне от учрежденческого до федерального.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой
Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...
Приказ СОГБУДО "Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта" "Об итогах проведения областного краеведческого конкурса творческих работ «Русские землепроходцы», посвященного 170-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая".
Приказ №183 от 21.11.2016 г....
СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма краеведения и спорта» от 09.01.2020 г № 13
ПОЛОЖЕНИЕо проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-ле...
Приложение к приказу СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма краеведения и спорта» №95 от 27.04.2020 г.
Протокол результатов областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся«Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященно...
Аналитические материалы по развитию системы Детско-юношеской спортивной школы Называевского муниципального района.
Материалы развития системы дополнительного образования в ДЮСШ...
Приложение к приказу СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма краеведения и спорта» №97 от 08.04.2021 г.
Приложение к приказу СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма краеведения и спорта» №97 от 08.04.2021 г....