Программы внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
программы внеурочной деятельности обучающихся направлены на развитие детской одаренности в области биологии, экологии, химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_vseznayka_programma_2017.docx | 39.35 КБ |
6_issledovateli_prirody_programma_2017.docx | 38.87 КБ |
7_mir_prevrashcheniy_programma_2017.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса естественно научного направления «Всезнайка» составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положения о рабочей программе учебного предмета по биологии в МБОУ Сусатская СОШ (утвержденного Приказом № 205 от 24.07.2017 г. МБОУ Сусатская СОШ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089).
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ Сусатская СОШ: ФГОС ООО.
- Учебного плана МБОУ Сусатская СОШ на 2017-2018 учебный год.
Программа реализуется в течение одного 2017-2018 учебного года.
Цель программы – создание условий для развития в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности и к исследованию.
Задачи:
- Овладение обучающимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.
- Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами, явлениями, состоянием собственного организма.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
- Установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ Сусатская СОШ на внеурочную деятельность по программе «Всезнайка» в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Фактически 33 часа, так как два часа приходятся на выходные праздничные дни (23 февраля, 9 марта)
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: астрономия, история, география, природоведение, экология, ИЗО, ОБЖ.
Содержание программы
Введение. 1 ч.
Природа многолика и разнообразна. Последствия вмешательства человека в природу. Изучить элементы живой и неживой природы. Связь организмов и среды. Необходимость изучения природы. Познакомить с первыми попытками человека познать окружающую природу. Изучить методы: наблюдение, эксперимент, измерения.
Вселенная. 3 ч.
Звезды на небе. Земля – наш дом. Оболочки Земли. Луна – естественный спутник Земли. Солнце. Солнечная система.
Л.Р.№ 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».
Л.Р.№ 2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий».
Пр.р. 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса».
Пр.р. 2 «Ориентирование по солнцу и часам».
Пр.р. 3 «Определение сторон горизонта по звездам»
Строение и свойства вещества. 5 ч.
Тела и вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Вещества и смеси. Молекулы. Атомы. Элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц. Разнообразие веществ. Физические и химические явления. Горение. Окисление.
Воздух. 3 ч.
Воздух – смесь различных газов. Свойства воздуха. Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Охрана воздуха.
Вода. 2 ч.
Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Работа воды в природе. Охрана воды.
Горные породы. 3 ч.
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Металлы.
Л.р. № 4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».
Л.р. № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»
Почва. 2 ч.
Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. Влияние растений на почву. Разрушение и охрана почв.
Организмы. 3 ч.
Организм и его свойства. Где живут организмы? Многообразие организмов. Увеличительные приборы. Микроскопические организмы. Строение организмов.
Пр.р. № 5 «Наблюдение за простейшими под микроскопом»
Растения – посредники между небом и Землей. 4 ч.
Признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений. Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». Красная книга растений. Многообразие культурных растений.
Л.р. № 6 «Распознавание органов цветкового растения».
Л.р. № 7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».
Л.р. № 8 «Определение названия растений».
Экс. «Весенние явления в жизни растений»
Грибы. 2 ч.
Грибы – растения ли это? Разнообразие грибов. Одноклеточные, шляпочные, плесневые грибы.
Л.р. № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
Животные. 3 ч.
Животные – братья наши меньшие. Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных. Значение диких животных и их охрана. Домашние животные. Связи живого и неживого.
Л.р. № 10 «Узнавание животных своей местности».
Человек. 3 ч.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Л.р. № 11 «Определение показателей развития своего организма».
Л.р. № 12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, кровотечениях»
Л.р. № 13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при переломах»
Л.р. № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе»
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы.
- Формирование экологического мышления, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Высказывать своё предположение (версию), работать по предложенному учителем плану.
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение. | 1 | ||
1 | Природа многолика и разнообразна | 1 | |
Вселенная. | 3 | ||
2 | Звезды на небе. Луна. | 1 | |
3 | Земля – наш дом. Солнце. | 1 | |
4 | Ориентирование. | 1 | |
Строение и свойства вещества. | 5 | ||
5 | Тела и вещества. Их свойства. | 1 | |
6 | Вещества и смеси. Молекулы. Атомы. Элементы. | 1 | |
7 | Движение частиц вещества. | 1 | |
8 | Явления природы. Физические явления. | 1 | |
9 | Химические явления. | 1 | |
Воздух. | 3 | ||
10 | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. | 1 | |
11 | Вес воздуха и атмосферное давление. | 1 | |
12 | Погода и ее предсказания. Описание погоды. | 1 | |
Вода. | 2 | ||
13 | Три состояния воды. | 1 | |
14 | Работа воды в природе. Охрана водоемов. | 1 | |
Горные породы. | 3 | ||
15 | Внутреннее строение Земли. | 1 | |
16 | Горные породы. Выветривание. | 1 | |
17 | Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами | 1 | |
Почва. | 2 | ||
18 | Почва - особое тело Земли. Состав и свойства. | 1 | |
19 | Уход за почвой. Разрушение почв | 1 | |
Организмы. | 3 | ||
20 | Организм и его свойства. | 1 | |
21 | Увеличительные приборы. Строение растительной клетки. | 1 | |
22 | Наблюдение за простейшими под микроскопом | 1 | |
Растения – посредники между небом и Землей. | 4 | ||
23 | Признаки растений. Разнообразие растительного мира. | 1 | |
24 | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». | 1 | |
25 | Красная книга растений. | 1 | |
26 | Весенние явления в жизни растений | 1 | |
Грибы. | 2 | ||
27 | Разнообразие грибов. | 1 | |
28 | Узнавание съедобных и ядовитых грибов. | 1 | |
Животные. | 3 | ||
29 | Признаки животных. | 1 | |
30 | Значение диких и домашних животных. | 1 | |
31 | Охрана животных. | 1 | |
Человек. | 2 | ||
32 | Как беречь свое здоровье и жизнь? | 1 | |
33 | Вредные привычки и их предупреждение. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса естественно научного направления «Исследователи природы» составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положения о рабочей программе учебного предмета по биологии в МБОУ Сусатская СОШ (утвержденного Приказом № 205 от 24.07.2017 г. МБОУ Сусатская СОШ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089).
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ Сусатская СОШ: ФГОС ООО.
- Учебного плана МБОУ Сусатская СОШ на 2017-2018 учебный год.
Программа реализуется в течение одного 2017-2018 учебного года.
Цель программы – создание условий для развития в детях любознательности, интереса к исследовательской, самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету через исследовательскую деятельность, популяризация интеллектуального творчества; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проводить наблюдения за биологическими объектами, явлениями, состоянием собственного организма.
- развивающая: развивать логическое мышление, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
- воспитательная: развивать навыки коллективной работы; воспитание понимания эстетической ценности природы; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
В соответствии с учебным планом МБОУ Сусатская СОШ на внеурочную деятельность по программе «Исследователи природы» в 6 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Фактически 33 часа, так как два часа приходятся на выходные праздничные дни (23 февраля, 9 марта).
Содержание программы
Тема 1. Введение. 1 ч .
Попытки человека познать окружающую природу. Методы познания. Изобретение микроскопа. Заслуги Р.Гука, А.Левенгука.
Тема 2. Времена года и природные явления. 2 ч.
Времена года, месяцы. Пословицы и поговорки о временах года, природных явлениях. Наблюдение за погодой. Календарь погоды. Народные приметы. Старинный русский календарь. Загадки о явлениях природы.
Тема 3. Царства живой природы. 20 ч.
Бактерии. Выращивание бактерий и исследование их под микроскопом. Бактерии сапрофиты и паразиты. Роль бактерий. Меры профилактики бактериальных заболеваний.
Грибы. Многообразие грибов. Исследование дрожжей, мукора, пеницилла под микроскопом. Шляпочные грибы. Лукошко грибника. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Правила сбора грибов.
Растительный мир. Мир растений в пословицах и поговорках. Разнообразие растительного мира. Исследование органов растений под микроскопом. Травянистые растения. Комнатные и садовые растения. Легенды о происхождении цветов. Деревья и кустарники. Задания для умников и умниц. Народные приметы и интересные факты о растениях. Растения лугов, полей и огородов.
Животный мир Земли. Разнообразие животных. Исследование одноклеточных животных под микроскопом. Дикие животные. Звери. Мир животных в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Интересные факты о животных. Домашние животные. Птицы. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Экзотические животные. Обитатели живого уголка. По страницам энциклопедии.
Тема 4. Природные сообщества. 2 ч.
Лес – природное сообщество. Луг – природное сообщество. Природное сообщество водоемов. Взаимоотношения в сообществах. Цепи питания.
Тема 5. Экология. 2 ч.
Тревожные факты. Поиск информации об исчезнувших с лица Земли живых организмах. Установление причин вымирания видов. Красная книга природы. Проблема охраны растений и животных. Виды, находящиеся под охраной в Ростовской области.
Тема 6. Организм человека. 6 ч.
Человек и его здоровье. Человек и его питание. Составление меню. Режим дня. Правила здоровья. Вредные привычки. Сон. Органы чувств и их гигиена. Советы Доктора Айболита. Активный образ жизни. Физкультура и спорт. Азбука витаминов. Сбалансированный рацион. Игры на свежем воздухе.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы.
- Формирование экологического мышления, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Высказывать своё предположение (версию), работать по предложенному учителем плану.
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение. | 1 | ||
1 | Методы биологических исследований. Ученые – исследователи. | 1 | |
Времена года и природные явления. | 2 | ||
2 | Времена года, месяцы. Природные явления. | 1 | |
3 | Наблюдение за погодой. Погода и ее предсказания. | 1 | |
Царства живой природы. | 20 | ||
4 | Бактерии. Выращивание бактерий и исследование их под микроскопом | 1 | |
5 | Бактерии сапрофиты и паразиты. Роль бактерий. | 1 | |
6 | Грибы. Многообразие и значение. | 1 | |
7 | Исследование дрожжей, мукора, пеницилла под микроскопом. | 1 | |
8 | Шляпочные грибы. Распознавание грибов. | 1 | |
9 | Растительный мир. Легенды о происхождении цветов. | 1 | |
10 | Мир растений в пословицах и поговорках. | 1 | |
11 | Травянистые растения. Деревья и кустарники. | 1 | |
12 | Комнатные и садовые растения. | 1 | |
13 | Народные приметы и интересные факты о растениях. | 1 | |
14 | Растения лугов, полей и огородов. | 1 | |
15 | Исследование органов растений под микроскопом. | 1 | |
16 | Викторина о растениях. | 1 | |
17 | Животный мир Земли. | 1 | |
18 | Домашние животные. | 1 | |
19 | Многообразие простейших. | 1 | |
20 | Исследование одноклеточных животных под микроскопом. | 1 | |
21 | Мир животных в пословицах и поговорках. | 1 | |
22 | Интересные факты о животных. Экзотические животные. | 1 | |
23 | По страницам энциклопедии. | 1 | |
Природные сообщества. | 2 | ||
24 | Природные сообщества суши и водоемов. | 1 | |
25 | Взаимоотношения в сообществах. Пищевые цепи. | 1 | |
Экология. | 2 | ||
26 | Тревожные факты. | 1 | |
27 | Красная книга природы. | 1 | |
Организм человека. | 6 | ||
28 | Человек и его здоровье. Режим дня. Сон. | 1 | |
29 | Человек и его питание. Составление меню. | 1 | |
30 | Вредные привычки. | 1 | |
31 | Определение показателей развития своего организма. | 1 | |
32 | Советы Доктора Айболита. | 1 | |
33 | Активный образ жизни. Игры на свежем воздухе. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7б класса естественно научного направления «Мир превращений» составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положения о рабочей программе учебного предмета по биологии в МБОУ Сусатская СОШ (утвержденного Приказом № 205 от 24.07.2017 г. МБОУ Сусатская СОШ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089).
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ Сусатская СОШ: ФГОС ООО.
- Учебного плана МБОУ Сусатская СОШ на 2017-2018 учебный год.
Цель: пробудить у школьников интерес и выявить склонности к химической науке, психологически подготовить обучающихся к изучению нового трудного учебного предмета, расширить кругозор, способствовать формированию у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Задачи:
образовательные:
- сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
- познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
- сформировать практические умения и навыки разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- расширить представление обучающихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
- показать связь химии с другими науками.
развивающие:
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения;
- навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
воспитательные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;
- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;
- воспитание экологической культуры.
Согласно учебному плану МБОУ Сусатская СОШ рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса предусматривает обучение в объеме 1 час неделю. 35 учебных недель – 35 часов. Фактически 32 часа, так как 3 занятия приходятся на выходные праздничные и каникулярные дни (6 ноября, 2 апреля, 30 мая).
УМК - О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, «Химия. Вводный курс» 7 класс, Москва, Дрофа, 2018. – 159, (1) с.: ил.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Введение. (2 часа)
Естественные науки и их роль в понимании законов природы. Превращения в природе. Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов.
Тема 2. Методы изучения естествознания и химии. (4 часа)
Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. «Изготовление моделей молекул различных веществ». «Изготовление знаковых химических моделей»
Тема 3. Чудеса для разминки (6 часов)
Диффузия. Опыт Перрена. «Невесомость газов» – понятие относительное. Признаки химических реакций. «Фейерверк» из эфирных масел. Определение крахмала в продуктах питания. Химические ребусы, кроссворды. Занимательные опыты и их объяснение.
Тема 4. Химическая радуга (6)
Определение реакции среды индикаторами. Получение меди. Окрашивание пламени. Получение хлорофилла. Секрет тайнописи. Природные индикаторы.
Тема 5. Полезные чудеса (6)
Определение жесткости воды. Способы очистки воды. Как удалить накипь? Чистим посуду. Почему мыло моет? Получение мыла. Моющие средства для посуды. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Удаляем ржавчину. Кукурузная палочка – адсорбент.
Тема 6. Химия напитков (4)
Тайны воды. Влияние газированных напитков на здоровье человека. Полезные свойства чая. Исследование молока.
Тема 7. Сладкие превращения на кухне (2)
Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Готовим домашние леденцы. Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
Тема 8. Экологические чудеса (2)
Кислотные дожди. Значение химических превращений в природе и жизни человека.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- савнивать осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
- умение классифицировать;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы;
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
- понимать информацию.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
- умение определять признаки химических реакций;
- умения и навыки при проведении химического эксперимента;
- умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора или пластелина;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в быту.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела/ тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение | 2 | |||
1. | Естественные науки и их роль в понимании законов природы. | 1 | ||
2. | Превращения в природе. | 1 | ||
Методы изучения естествознания и химии | 4 | |||
3. | Наблюдение. | 1 | ||
4. | Эксперимент. | 1 | ||
5. | Моделирование. «Изготовление моделей молекул различных веществ». | 1 | ||
6. | Моделирование. «Изготовление знаковых химических моделей». | 1 | ||
Чудеса для разминки | 6 | |||
7. | Диффузия. Опыт Перрена. | 1 | ||
8. | «Невесомость газов» – понятие относительное. | 1 | ||
9. | Признаки химических реакций. | 1 | ||
10. | «Фейерверк» из эфирных масел. | 1 | ||
11. | Определение крахмала в продуктах питания. | 1 | ||
12. | Знакомство с углекислым газом. | 1 | ||
Химическая радуга | 6 | |||
13. | Определение реакции среды индикаторами. | 1 | ||
14. | Получение меди. | 1 | ||
15. | Окрашивание пламени. | 1 | ||
16. | Получение хлорофилла. | 1 | ||
17. | Секрет тайнописи. | 1 | ||
18. | Природные индикаторы. | 1 | ||
Полезные чудеса | 6 | |||
19. | Определение жесткости воды. Способы очистки воды. | 1 | ||
20. | Как удалить накипь? Чистим посуду. | 1 | ||
21. | Почему мыло моет? Получение мыла. | 1 | ||
22. | Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 1 | ||
23. | Удаляем ржавчину. | 1 | ||
24. | Кукурузная палочка – адсорбент. | 1 | ||
Химия напитков | 4 | |||
25. | Тайны воды. | 1 | ||
26. | Влияние газированных напитков на здоровье человека. | 1 | ||
27. | Полезные свойства чая. | 1 | ||
28. | Исследование молока. | 1 | ||
Сладкие превращения на кухне | 2 | |||
29. | Определение глюкозы в овощах и фруктах. Готовим домашние леденцы. | 1 | ||
30. | Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей. | 1 | ||
Экологические чудеса | 2 | |||
31. | Кислотные дожди. | 1 | ||
32. | Значение химических превращений в природе и жизни человека. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...