Программа занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
рабочая программа
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования «богатых» возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Так в возрасте 5-6 лет у детей закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дислексии и дизграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.
Данная программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Программа является авторской, составлена с учетом требований ФГОС ДО, опирается на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_gramotey-ka.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» руководитель СП «Детский сад № 58 «Сказка» МБОУ «Усть-Вельская СШ № 23» ________________ /И.С. Бригадина/ | Принята на педагогическом совете СП «Детский сад № 58 «Сказка» _______________ 201__ года, протокол №___ |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ учителя-логопеда Лукиной Т.А. «Детского сада № 58 «Сказка» СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УСТЬ-ВЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23» |
Содержание программы
Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
- Актуальность …………………………………………………………… 3
- Цель. Основные задачи ………………………………………………… 4
- Принципы построения программы …………………………………… 6
- Целевые ориентиры освоения программы …………………………… 7
Содержательный раздел
- Учебно-тематический план ……………………………………………………… 8
Организационный раздел
1. Организационные условия деятельности ……………………………………….. 16
2. Планируемые результаты ………………………………………………………… 16
Литература ……………………………………………………………………………. 17
Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования «богатых» возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Так в возрасте 5-6 лет у детей закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.
Даннаяпрограмма представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Программа является авторской, составлена с учетом требований ФГОС ДО, опирается на основнуюобразовательнуюпрограмму«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.
3
- Цель. Основные задачи
Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.
Основные задачи:
- Формирование словаря и грамматического строя речи
- расширять лексический запас в процессе изучения новых тем;
- формировать понятия: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»; формировать умение задавать вопросы к этим словам;
- активизировать процессы словообразования и словоизменения;
- формировать навыки согласования прилагательных в роде, числе, падеже;
- формировать навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже;
- обогащать словарь относительными, качественными и притяжательными прилагательными;
- учить понимать многозначность слов;
- формировать умение подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;
- учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
- формировать умение подбирать и объяснять значение слов.
- Развитие связной речи
- формировать понятие «предложение», дать представление о том, что первое слово в предложении начинается с заглавной (большой) буквы, в конце ставится точка;
- учить различать на слух слова в предложении, указывать их количество и последовательность, правильно согласовывать;
- упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов, предлогов;
- совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера по лучевым схемам;
- формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы;
- формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности;
- формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и употреблять их в рассказах;
- совершенствовать навыки пересказа текстов;
- учить составлять рассказы с элементами творчества.
4
- Формирование фонематического слуха и восприятия
- формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки», «твердые (мягкие) звуки», «звонкие (глухие) звуки», «слог», «слово»;
- упражнять в умении давать характеристику звукам;
- формировать понятие «буква», знакомить с графическим изображением букв;
- формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- формировать умение звуко-слогового, звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить пользоваться звуковой схемой слова;
- закреплять навыки четкого произношения звуков;
- упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры;
- формировать умение делить слова на части (слоги), определять их количество;
- упражнять в чтении прямых и обратных слогов;
- формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
- Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики; графо-моторных навыков
- уточнить и расширить знания об органах артикуляции; развивать артикуляторную моторику;
- формировать осознание собственного тела и ориентировки в пространстве относительно его;
- формировать общую моторику и координацию движений;
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги; работать в тетради в клеточку;
- формировать мелкую моторику и графо-моторные навыки (обведение контуров предметов, букв; штриховки; печатание букв; зарисовывание схем предложений, слов).
- Формирование физиологического и речевого дыхания
- учить правильному физиологическому (диафрагмальному) и речевому дыханию;
- формировать фиксированный и форсированный выдох, упражнять в их сочетании.
- Развитие высших психических функций
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;
- формировать зрительно-пространственный гнозис и праксис.
- Воспитание правильного поведения
- воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего;
- воспитывать умение работать в парах, мини-группах;
- воспитывать усидчивость, способность к самостоятельному выполнению заданий.
5
- Принципы построения программы
Программа опирается на системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО и реализует его принципы:
- Принцип субьектности воспитания (каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки);
- принцип учета ведущего вида деятельности (задания преподносятся в игровой форме, насыщены дидактическим материалом);
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых (часть нового материала дети узнают в ходе совместной деятельности, не получая при этом четких инструкций педагога);
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности (дети видят результаты своей деятельности, умеют применять полученные знания);
- принцип высокой мотивированности деятельности (в начале каждого занятия дети мотивируются на выполнение заданий: решение проблемы, помощь герою и т.п.);
- принцип обязательной рефлективности (при подведении итогов вопросы педагога направлены не только на пересказ детьми основных этапов занятия, но носят и проблемный характер);
- принцип нравственного обогащения (оказание помощи) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах; не мешать друг другу; не перебивая слушать высказывание педагога и других детей);
- принцип сотрудничества (ненавязчивая организация деятельности детей и руководство ею);
- принцип активности детей (для активизации детей педагог задает вопросы: «Как ты думаешь», «Что ты можешь предложить?» и т.п., отмечает конкретные заслуги каждого ребенка).
Так же в программе учтены общие дидактические принципы: гуманизации, научности, дифференциации и индивидуализации, системности, постепенности усложнения, перспективности, доступности, непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным образованием).
6
- Целевые ориентиры освоения программы
- Ребенок различает на слух все звуки родного языка, четко их произносит.
- Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
- Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Владеет звуковым анализом и синтезом слов.
- Знает буквы алфавита, как знаки обозначения звуков.
- Читает открытые слоги.
- Самостоятельно выполняет графические изображения букв алфавита.
- Умеет делить слова на слоги.
- Различает на слух слова в предложении, умеет составлять предложения по заданной схеме с предлогами и без предлогов, правильно их согласовывая.
- Умеет составлять рассказы описательного и повествовательного характера, пересказывать короткие тексты.
- Может изменять слова по родам, числам, падежам; подбирать синонимы, антонимы, родственные слова.
- Ориентируется в пространстве и плоскости; выполняет графические задания на листе бумаги в клеточку.
- Способен самостоятельно выполнять задания, работать в парах, микро-группах, анализировать качество выполнения своей работы и работы других детей.
7
Содержательный раздел
- Учебно-тематический план
№ | Тема | Задачи | Количество занятий |
1 | Знакомство с язычком и его «домиком». Знакомство с речевыми и неречевыми звуками |
| 1 |
2 | Знакомство. Слова-предметы. |
| 1 |
3 | Слова-действия. |
| 1 |
4 | Слова-признаки. |
| 1 |
8
5 | Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки. |
| 1 |
6 | Предложение из двух слов. |
| 1 |
7 | Предложение из трех слов. |
| 1 |
8 | Предложение со словами-признаками |
| 1 |
9
9 | Предложения из трех и более слов. Пересказ. |
| 1 |
10 | Предложения с предлогами НА, В, ПОД, К, ОТ. |
| 1 |
11 | Предложения с предлогами С, ИЗ, У, ЗА, НАД. |
| 1 |
12 | Гласные звукии буквы А, О, У, И, Э, Ы. |
| 1 |
10
13 | Согласные звуки и буквы М, Л. |
| 1 |
14 | Звуки «Н» и «НЬ». Буква Н. |
| 1 |
15 | Согласные звуки «Б», «БЬ», «П», «ПЬ» и буквы Б, П. Звонкие и глухие согласные звуки. |
| 1 |
16 | Согласные звуки «Д», «ДЬ», «Т», «ТЬ» и буквы Д, Т. |
| 1 |
11
17 | Согласные звуки «К», «КЬ», «Г», «ГЬ» и буквы Г, К. Деление слов на слоги. |
| 1 |
18 | Звуки «В» и «ВЬ». Буква В. |
| 1 |
19 | Звуки «Ф» и «ФЬ». Буква Ф. |
| 1 |
20 | Звуки «С» и «СЬ». Буква С. |
| 1 |
12
21 | Звуки «З» и «ЗЬ». Буква З. |
| 1 |
22 | Согласные звуки и буквы Ж, Ш |
| 1 |
23 | Звуки «Х» и «ХЬ». Буква Х. |
| 1 |
24 | Звук и буква Ц |
| 1 |
13
25 | Звук и буква Щ. |
| 1 |
26 | Звук и буква Ч. |
| 1 |
27 | Звуки «Р» и «РЬ». Буква Р. |
| 1 |
28 | Звук и буква Й |
| 1 |
14
29 | Гласные буквы: Я, Е, Ё, Ю |
| 1 |
30 | Закрепление пройденного материала |
| 1 |
15
Организационный раздел
- Организационные условия деятельности. Ожидаемые результаты
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по данной программе – 8 месяцев.
Формы занятий – подгрупповые, режим занятий – 1 (30 минут) подгрупповое занятие в неделю. Всего 30 занятий.
Структура каждого занятия построена на основе системно-деятельностного подхода:
- Введение в ситуацию (организация детей).
- Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
- Проектирование решения проблемной ситуации.
- Выполнение действий.
- Подведение итогов, анализ деятельности.
Ожидаемым результатом по реализации данной программы будет создание предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дисграфии, так же создание предпосылок для формирования навыка чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного), профилактики дислексии.
Данная программа может быть рекомендована учителя-логопедам; воспитателям дошкольных образовательных организаций; педагогам дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.
16
Литература
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. М: ООО Издательство «Скрипторий», 2011.
- Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 1. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011.
- Газатулина Д.Х. Русский язык в играх: Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и воображения на занятиях по русскому языку. – СПб: «Акцидент», 1996.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера. 2011.
- Жукова Н.С. Букварь. - М: Издательство «Эксмо», 2009.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М: «Акалис» 1996.
- Медеева И.Г. Школа до школы. Тетрадь. Часть 1,2,3,4. – М: Издательство «Адонис», 2013.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:Просвещение, 1991.
- Созонова Н.Н.,Куцина Е.В.,Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь.Часть 1,2,3. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М: «Просвещение», 2010.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ логопедического группового занятия по подготовке к обучению грамоте с применением ИКТ «Похищение буквы В».
Коррекционно-развивающие задачи....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.
На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»
Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: Звук к.Буква К
Тема занятия: Звук к.Буква К....