Игровое конструирование
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго – Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино»
«УТВЕРЖДЕНО»
Учебно-методическим советом
ЦРТДиЮ «Жулебино»
(протокол №____ от____.____. 201__ г. )
«Игровое конструирование»
Адаптированная образовательная программа
для обучения детей 5 лет
в системе дополнительного образования
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Мокшанова Алла Бенедиктасовна,
педагог дополнительного образования
Центра развития творчества детей и
юношества «Жулебино»
Москва 2014 г.
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра. Игра – специфический, самоценный, добровольный вид деятельности, в котором человек осознает, переживает себя свободным, способным к самовыражению и развитию. Для детей игра – это особая среда и модель освоения культуры, способ имитации взрослой жизни и адаптации к ней. Известный специалист – культуролог, исследователь феномена игры И. Хейзинга убежден, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра. Сохранить в педагогическом процессе игру - значит закрепить за ребенком право на активное выражение чувства свободного выбора, без которого невозможно становление личности.
Игра – основополагающий элемент творчества, изобретательства, конструирование. Поэтому программа «Игровое конструирование», студии “Огоньки”, имеющая социально-педагогическую направленность, помогает пробуждать, усиливает стремление ребенка к познанию, увлекает и заинтересовывает его. Программа нацелена, прежде всего, на развитие мира человеческих эмоций, формирование поведенческих качеств и нравственных установок.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.д. Новизна открытий и продукта субъективна и это – важная особенность детского творчества.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Программа «Игровое конструирование» носит многоаспектный характер: ее реализация развивает у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно – пространственную ориентировку, концентрация внимания, память, цветоощущение, воображение, логическое мышление; формирует навыки анализа плоских и объемных геометрических фигур, навыки классификации, способствует мягкой социализации, творчеству, гибкости и самостоятельности мышления. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.
Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Целью программы является: формирование и коррекция конструктивных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование и развитие навыков проектирования и конструирования;
- формирование геометрических понятий.
Развивающие:
- формирование и развитие гибкости и самостоятельности мышления;
- создание мотивационного пространства для детского творчества;
- формирование и развитие конструктивных навыков.
Воспитательные:
- формирование и развитие коммуникативных навыков;
- нравственное воспитание;
- воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Эти задачи решаются в комплексе. Новый материал на занятиях вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
Программа «Игровое конструирование» рассчитана на 1 год обучения, с общим объемом часов 36. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут. Наполняемость учебной группы 10-12 человек.
Программа «Игровое конструирование» составлена с опорой на «Закон об образовании РФ», «Типового положения об учреждении дополнительного образования», «Устав ЦРТДиЮ Жулебино».
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение. | 1 | - | 1 |
2 2.1 2.2 2.3 | Конструирование из строительного материала: - по образцу; - по условиям; - по собственному замыслу. | 2 2 2 | 2 2 2 | 4 4 4 |
3 3.1 3.2 | Конструирование из деталей конструкторов: - детское экспериментирование; - сюжетное конструирование. | 1 1 | 2 2 | 3 3 |
4 | Конструирование из объемных форм. | 1 | 2 | 3 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | Плоскостное конструирование: - счетные палочки; - плоские фигуры; - схемы и карты; - мозаика. | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | 3 3 3 3 |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
7 | Тестирование | - | 1 | 1 |
Итого: | 15 часов | 21 часов | 36 часов |
Содержание программы:
- Введение.
Знакомство с целью и задачами программы «Игровое конструирование». Совместная игровая деятельность детей и родителей. Пробные конструкции.
- Конструирование из строительного материала.
История создания строительного материала. Ассоциативный ряд понятий. Классификация по форме, размеру, цвету. Основные приемы соединения и конструирования. Геометрические формы в природе. Графическое и конструктивное изображение различных форм, опирающееся на личный опыт ребенка.
- - конструирование по образцу.
Знакомство с самим предметом как в целом, так и с частями. Определение формы этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу.
Темы: Дома, Машины, Мосты, Гаражи.
- - конструирование по условиям.
Обучение планированию последовательности сооружения, подбирая детали по форме, размеру и устойчивости.
Темы: Транспорт, Микрорайоны, Арки, Дороги.
- - конструирование по собственному замыслу.
Предварительное обдумывание конструкции, реализация замысла, рассказывание способов постройки.
Темы: Суда, Здания, Роботы, Животные.
Игры: «Отбери детали», «Башни», «Что изменилось?»,
«Что получилось?», «Дострой конструкцию»,
«Придумай робота», «Что можно построить?»,
«Чудесный мешочек».
- Конструирование из деталей конструкторов.
Знакомство в игровой форме с историей изобретения LEGO. Изготовление конструкций на заданные и свободные темы. Использование самостоятельно изготовленных конструкций в игре. Формирование навыков правильного соединения. Игровая диагностика сложившихся геометрических и пространственных представлений о форме.
3.1. - детское экспериментирование.
Широкая ориентировочно- поисковая деятельность, нахождение вариантов решения одной и той же задачи через воплощение разнообразных замыслов.
Темы: Городской транспорт, Архитектура, Дизайн, Люди мира.
3.2. - сюжетное конструирование.
Разыгрывание мотивированных ситуаций. Стихи, загадки, художественная литература.
Темы: Сказочные терема, Дача, Детский сад, Лес.
Игры: «Сложи узор», «Поиграем с компьютером»,
«Построй такую же», «Сконструируй робота по памяти»,
«Построй здание».
- Конструирование из объемных форм.
Куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, цилиндр. Основные признаки. Начальные представления об объеме. Аналогии из опыта работы. Графическое изображение и моделирование объемных форм.
Темы: Зоопарк, Сказка за сказкой, Лесная школа,
Космические станции, Суда.
Игры: «Конструкторские задачи», «Угадай, что это?», «Лабиринт»,
«Собери такой же », «Что получилось? », «Придумай… ».
- Плоскостное конструирование.
Представления о пространственном расположении предметов: «справа», «слева», «верх», «низ», «между», «над», «под» и т.д. Формирование правильных пространственных представлений на основе игровых сред, рисунков и графических диктантов.
Анализ, сравнение, классификация предметов. Игровое моделирование. Представления о схематическом изображении планов, карт, схем.
Темы: Архитектура и дизайн, Мастерская художника,
Флора и фауна, Мир вокруг нас.
Игры: «Найди ошибку в чертеже», «Собери такой же»,
«Меняемся схемами», «Нарисуй план», «Анализ объекта»,
«Лего живопись», «Составь фигуру».
- Итоговое занятие.
Итоговое занятие за первое полугодие: «Веселые картинки».
Контроль знаний по пройденным темам из базовых разделов.
Сюжетная линия – Петрушка приносит коробку с сюрпризом. Дети собирают по изображениям (аппликация, контуры) свою картинку, такую как на конверте.
Итоговое занятие за второе полугодие: «Микрорайон города».
Проверка уровня сформированности мыслительных операций, познавательного процесса, способностей, навыков.
Сюжетная линия – по чертежам дети строят дома, отгадывая из каких деталей какой дом строится.
- Тестирование.
Определение уровня усвоения программного материала.
Формами фиксации прогнозируемых результатов являются: участие в конкурсах, выставках, праздниках, игровых программах, итоговых занятиях. Полученные путем наблюдения за детьми на занятиях результаты анализируются и систематизируются посредством мониторинга за определенный период (за первое и второе полугодие). В результате проведения исследования ребенку присваивается один из уровней освоения программы:
- высокий (ребенок активен, может самостоятельно применить на практике знания, доводит работу до конца, способен сделать самостоятельный вывод, у ребенка высокая познавательная потребность);
- средний (ребенок часто активен на занятиях, время от времени затрудняется самостоятельно применить их к ситуации, способность сделать вывод неустойчива, ребенок опирается на помощь взрослого, иногда включается в деятельность частично-поискового характера по заданию педагога);
- низкий (ребенок редко бывает активен на занятиях, не может применить усвоенные знания на практике, редко включается в выполнение творческих заданий, делает выводы только совместно со взрослым, у ребенка редко проявляется познавательная потребность, не включается в деятельность частично-поискового характера).
Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.
К концу года дети компетентны в следующем:
- Умение детей отображать реально существующие объекты в конструировании.
- Придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.
- Умение моделировать основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
- Овладение детьми обобщенного способа анализа - определение в любом предмете основных частей, установление их пространственного расположения, выделение отдельных деталей в этих частях и т. д.
- Умение строить по образцу, собственному замыслу, готовым чертежам и схемам.
- Умение самостоятельно определять условия, ставить перед собой задачу и создавать оригинальные конструкции, сложные по структуре, комбинаторике деталей.
- Умение сооружать совместные постройки разнообразной тематики.
Методическое обеспечение:
- Разработка тем занятий.
- Тематическое планирование.
- Дидактические и лекционные материалы.
- Методические разработки игр, упражнений.
- Досуговая деятельность.
Предметно – игровое оборудование
1. Наборы строительных материалов: деревянные, пластмассовые, «Строим сами».
2. Конструктор: «Геометрический узор».
3. Набор кубиков «Сложи узор», «Кубики для всех».
4. Рамки и вкладыши Монтессори.
5. Рамки Никитиных «Сложи квадрат».
6. Уникуб.
7. Объемные фигуры.
8. Геометрическая мозаика.
9. Конструктор «LEGO».
10. Наборы плоских геометрических фигур.
11. Тетради и карандаши.
12. Счетные палочки.
13. Фотографии моделей, выполненных детьми.
Используемая литература:
- Л. А. Венгер «Мы строим дом», Дошкольное воспитание, 1988 г.
- С. И. Волкова; О.Л. Пчелкина «Математика и конструирование», М., Просвещение, 2004 г.
3. А. Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества», 2-е изд., доп., - М.,Просвещение, 1976 г.
4. В. А. Кайе «Конструирование и экспериментирование», М., 2009 г.
5. З.В. Лиштван; «Конструирование», М., Просвещение, 1981 г.
6. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, 1990 г.
7. Л. А.Парамонова «Детское творческое конструирование», М., Истоки, 1999 г.
8. Е.А. Флерина «Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении», 3-е изд. М.-Л., Госиздат, 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Конструирование башни из кубиков. Понятие "много"
Здесь представлен конспект интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование"...
Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».
Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...
Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...