Методическая разработка "Бисерная мозаика"
учебно-методическое пособие на тему

Горшевикова Наталья Леонидовна

Методические рекомендации к программе "Бисероплетение" по теме "Клеевая бисерная мозаика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_bisernaya_mozaika2.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МЕЧТА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ

К ПРОГРАММАМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации по программе «Бисероплетения»

«Клеевая бисерная мозаика»

Подготовила:

Тарасова Наталья Константиновна – педагог дополнительного образования «Образцовой творческой мастерской «Школа радости»

Горшевикова Наталья Леонидовна – старший методист

отдела художественного творчества и дизайна

Самара, 2017

Аннотация

Рекомендации, представленные в данном методическом материале, направлены на раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по одному из видов декоративно-прикладного творчества – бисероплетению – клеевая мозаика бисером. Они составлены на основе положительного опыта работы с бисером и для формирования особой формы психологической деятельности детей – воображения, которая играет огромную роль в развитии творческих способностей детей. Посредством работы с бисером ребенок познает мир, также идет развитие чувства прекрасного, чувства вкуса. Ребенок становится ответственнее, дисциплинированнее, внимательнее, усидчивее. 

В основу рекомендаций положен 12-летний опыт работы с детьми по бисероплетению. 

Данными рекомендациями могут воспользоваться педагоги в учреждениях дополнительного образования, родители, воспитатели детских садов, а также вожатые детских летних лагерей отдыха.

Введение

С каждым годом возрастает роль учреждений дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организация их социально-значимого досуга. Сегодня дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства. Оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях – художественной, спортивной, экологической и многих других. Одна из самых востребованных областей является художественная, которая включает в себя и декоративно-прикладное творчество.

Актуальной  проблемой дополнительного обучения детей, требующей своевременного решения, является развитие их творческих способностей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие с детьми особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

В данной работе хочется остановиться на одном из видов декоративно-прикладного творчества – бисероплетении, творчестве изготовления работ из бисера и стекляруса, не требующем особых приспособлений и сложного обучения, но являющемся неисчерпаемым источником вдохновения.

Декоративно-прикладное творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике

Методические рекомендации, изложенные в работе, предназначена для эффективного ведения занятий по бисероплетению.

Цель методических рекомендации: оказать методическую помощь педагогам – практикам, педагогам-организаторам, воспитателям детских садов в проведении занятий по бисероплетению.

Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей – овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения занятий по новой технике бисероплетения – клеевая бисерная мозаика. Это  очень захватывающий вид творчества и при этом доступны буквально для любой возрастной категории.

Методические основы работы по бисероплетению.

Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация творческого объединения начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские и их учебное оборудование с электронной поддержкой

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам соответствовать числу занимающихся обучающихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам санитарии и безопасности работы обучающихся. Особое внимание следует уделить рабочему месту ребенка.

У каждого рабочего места должен быть стул, так как бисероплетение выполняются сидя. Работа связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны педагога творческого объединения требуют инструменты, которыми пользуются обучающиеся. Педагогу необходимо, подготовить вместе с обучающимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям ребенка и характеру профессиональных движений.

Для занятий совершенно не обязательны дорогостоящие материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами педагог имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на обучающихся. Поэтому необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов объединения (например, материалы для аппликации, отходы проволоки для работ с бисером).

     В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные и технические средства обучения:

  • компьютер;
  • справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов, картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами схем по каждому из заданий;
  • изделия обучающихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и имени автора, года создания работы.

В творческом объединении должно быть не более 12-15 человек, иначе педагог не сможет вести работу с обучающимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что творческое объединение не перегружено обучающимися, иначе педагог не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания. Продолжительность одного занятия до 2 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений. Для занятий с более младшими и неподготовленными детьми следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2 часа. С наиболее подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 2,5 часов.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства дети нередко забывают, что нужно отдохнуть. Для каждого обучающегося перерыв в работе может быть и индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

В объединение дети приходят с различной степенью подготовленности с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов.

Режим работы объединения, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и от характера самого объединения.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у детей было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.

Работа по образцам – один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью, обучающиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы.

С самого начала надо приучать детей к самостоятельной работе. Получив от педагога рисунок - схему первого задания, ребенок должен самостоятельно выбрать материал и приступить к работе. Профессиональные приемы обучающийся будет осваивать, познавая необходимые материалы (бисер, рубку, стекло) при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа. У обучающихся различных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (сказочные персонажи, цветы, украшения).

Одна из особенностей занятий в объединении декоративно-прикладного творчества состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. 

Предварительная работа по клеевой бисерной мозаики состоит из рассматривания образца, работы по схеме, визуализации с включением всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), что ведет к развитию воображения, внимания и памяти. Работая с бисером, активизируется биологически активные точки на пальцах, что оздоравливает организм. Сам процесс набора бисера закрепляет навыки порядкового и количественного счета.

Бисероплетение оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость.

В результате обучения дети могут сами составлять схемы любого изделия с последующим изготовлением, что формирует положительную мотивацию к труду и развивает творческие способности.

Обучение делится на два этапа:

1 этап:

  • формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем с визуализацией и включением анализаторов.

2 этап:

  • самостоятельная работа на основе ранее приобретенных умений;
  • изложение в устной форме плана предстоящей работы;
  • схематической изображение схем в цветовой гамме и выполнение изделия.

Приемы и методы:

  1. постановка учебной задачи, рассказ, показ;
  2. игровая ситуация;
  3. схематическое изображение;
  4. наблюдение, обсуждение;
  5. исследование, эксперимент;
  6. создание проблемной ситуации;
  7. анализ и синтез.

Оборудование и материалы:

  1. бисер, стеклярус, бусинки;
  2. мозаика;
  3. схемы, таблицы, образцы, иллюстрации;
  4. клей;
  5. ножницы;

В результате обучения дети получат следующие знания:

  • об истории бисероплетения;
  • о видах бисера;
  • о сочетании цветов и их оттенков;
  • о вариантах использования бисероплетения в жизни:

 умения:

  • организовать рабочее место;
  • планировать свою работу и самостоятельно ее выполнять;
  • рассказывать об этапах выполнения работы;
  • использовать инструменты;
  • овладеть приемами бисероплетения;
  • подбирать цветовую гамму;
  • работать по предлагаемому образцу;
  • по формированию анализа и синтеза.

Технология изготовления клеевой мозаики из бисера.

Работать с бисером могут дети, начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается.

Хранят бисер, стеклярус и бусы в отдельных коробочках, пузырьках. Во время работы бисер раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко набирать на иголку. Иголки нужны тонкие (№ 0 или 1) с длинным ушком или специальные производства Японии.

Клеевая бисерная мозаика - это  очень захватывающий вид творчества и при этом доступны буквально для любой возрастной категории. Традиционно использовались два варианта клеевой бисерной мозаики.

  1.Основу покрывали клейстером из муки или клея, а поверх сырой грунтовки насыпали бисер. Этот способ был популярен в отделке интерьеров. В XVII веке таким образом, украшали стены покоев Московского Кремля.

  2. В монастырях была распространена  инкрустация бисером по воску. Таким способом декорировали пасхальные яйца и оклады икон. Техника популярна и сегодня.

Сейчас мастера пользуются современными материалами для инкрустации, но суть процесса не изменилась: стеклянные бусинки клеят на твёрдую основу. Для детей мы разработали облегченный метод работы с бисерной мозаикой. Клей на основу наносится дорожками. За один раз можно покрыть не больше 1 см. На таком отрезке поместятся от 3 до 5 бусин. Если вы удачно подобрали клей, и он не застывает моментально, то у вас будет время поправить ряд или заменить бусинку. Корректировку узоров удобно делать иголкой или булавкой.

Не хотите тратить время на манипуляции с постоянным откручиванием тюбика с клеем? Пользуйтесь вместо крышки зубочисткой во время работы. Она пригодится и для нанесения клея на основу.

По завершении процесса изделие иногда покрывают лаком. Это добавит арт-объекту долговечности. Учтите, что любое покрытие негативно повлияет на блеск бисера. Если в случае работы с воском, такая процедура оправдана, то в случае с клеем, в ней мало смысла. Современные клеи надёжно удерживают бисер и позволяют мыть изделия после полного высыхания. Мозаика бисером – захватывающий вид творчества. Но для качественного декора

необходимы ещё и эстетический вкус, чувство гармонии, а главное – желание творить!

Заключение

История декоративных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с разнообразными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, бисерного украшения, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Опыт работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством, можно научить его воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой-то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет, но только в том случае, если это ему интересно.

Список литературы:

  1. Артамонова, Е.В. Украшения и сувениры из бисера // Е.Артамонова.- М.: ЭКСМО-пресс, 2000
  2. Ануфриева М. Я. Искусство бисероплетения // М.Ануфриева.- М.: ЭКСМО-пресс, 2002
  3. Канурская Т.А., Маркман Л.А.. Бисер // Т.Канурская. – М.: «ПРОФИЗДАТ», 2000.
  4. Литвинец. Э.Н.Из родословной бисера. Бисерное плетение // Э.Литвинец. – М.:«Знание», 1998.
  5. Ляукина М.. Бисер. Энциклопедия // М.Ляукина. – М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2001.
  6. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера //Ю.Соколова. – СПб.: Литера, 1999
  7. Смелошова Е.Н.. Воспитательный процесс: изучение эффективности // Е.Смелошова. – М: 2000.
  8. Якимовская, Л.В. Уроки бисероплетения: практич. Пособие // Л.Якимовская.– СПб.: Корона-принт, 1998

Приложение № 1

 

Мастер-класс по клеевой бисерной мозаики

Цель – развитие воображения и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

2.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном  творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

3.Прививать любовь к труду и своему Отечеству.

Для работы необходим, следующий материал:

  • бисер производства Чехии №№5-6,
  • прозрачный клей типа «Титан»,
  • белый картон, зубочистка или булавка,
  • простая схема для вышивки крестиком (рис.1).

Делаем цветную копию изображения, увеличив схему так, чтобы размер одного крестика соответствовал размеру одной бисерины (№№ 5-6, в зависимости от номера бисера, которым будем работать) (рис.2).

 

Возьмём лист  подготовленного картона, приклеим на него распечатанную схему (хорошо проклеивая листы) и положим ненадолго под пресс. Когда картонная заготовка готова, приступаем к работе с бисером (рис. 3).

  На поверхность схемы наносим клей (хороший плотный слой) и приступаем к выкладке бусин (рис. 4).

 За один раз желательно наносить клей и приклеивать не больше 6-7 бусин (иначе клеевые края подсыхают). Бисерины кладём отверстиями вверх и строго на каждый «крестик» соответственно цветовой гамме (рис.5).

Для удобства выкладывания можно пользоваться зубочисткой или булавкой (рис. 6).

 Когда работа завершена, картинке нужно дать время для полного высыхания, оставив её  в горизонтальном положении примерно на 30 минут.

 Теперь работу можно оформить в рамку (рис.7).

 

Мы предложили вам начать выкладку бисерной мозаики с простых картин.

Если данный вид творчества вас заинтересовал, можно усложнить задачу. Займитесь декорированием сложных форм, например фигур из пенопласта.  Здесь вам понадобится фантазия и хороший глазомер (т.к. нанести ровно схему для выкладки бисера на такую поверхность не реально). Начните с любого, одного элемента и затем (как по спирали) обкладывайте его бисером, заполняя поверхность предмета в соответствии с вашим замыслом. Настройтесь на долговременную работу и не забывайте про аккуратность. Работая с объёмной  пенопластовой формой, не забывайте класть её на бок, иначе все, что вы выкладываете на неё, может поползти вниз. Не выкладывайте сразу очень большие участки и давайте им просохнуть.

Сложные картины в технике бисерной мозаики.

 За основу можно взять ту же  схему для вышивки крестиком или любое изображение, обработанное под вышивку. Выкладывать можно на любой ровной поверхности (картон, фанера, ДВП и т.д.)

На подготовленной поверхности начертить (слева вверху) вертикаль и горизонталь. Пересечение двух этих линий будет служить началом выкладки бисера. Горизонталь-это первый ряд выкладки. Начинаем выкладывать бисер в соответствии с цветовой палитрой, ряд за рядом, строго соблюдая вертикаль и горизонталь в каждом ряду. Это основной принцип успешной работы. Заранее позаботьтесь о том, чтобы бисер был ровный и одного размера (номера).

 

          

Работа с бисером - это удивительное занятие, которое несёт в себе много пользы, и поэтому в структуру творческих занятий необходимо включать наиболее эффективные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые могут стать полезными не только в творчестве. На мой взгляд, деятельность подобного рода благотворно сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.

          По мере развития творческих способностей детей с помощью работы с бисером, ребята переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечёт за собой повышение творческой активности. Работа с бисером - занятие,  которое  даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на  протяжении длительного времени повторять одинаковые движения. Бисероплетение учит ребёнка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Одной из важнейших особенностей декоративно-прикладного искусства является разнообразие техник, видов и жанров.

           

Желаем удачи и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по сравнительному граждановедению «Мозаика гражданского образования»

Урок литературы, победитель конкурса "Мозаика гражданского образования"...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»

КОНСПЕКТурока по технологии: «Мозаика на изделиях из дерева»Гайворонского Дениса Владимировичаучителя технологиимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная шк...

Методическая разработка урока по теме « Einkäufe. Покупки» в 5 «В» классе, УМК «Мозаика», aвтор Н.Д. Гальскова

В своей методической разработке урока по теме «Einkäufe. Покупки» реализую принцип коммуникативной направленности, который является ведущим методическим принципом.. Принцип коммуникативной направленно...

Методическая разработка урока по теме «Schulen in Deutschland und in Russland. Школы в Германии и в России. Работа с аутентичным текстом как способ формирования социокультурной компетенции» в 7 «В» классе УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – рече...

Собственная методическая разработка программы "Танцевальная мозаика"

Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой художественной деятельности и позволяет частично решить проблему занятости свободного времени младших школьников. Ритмикой и танц...

Методическое пособие "Мозаика из меховых помпонов"

Методическое пособие по программе "В мире мягкой фантазии", 3 год обучения, раздел "Мозаика из меха", тема занятия "Мозаика из меховых помпонов"....