Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности «ЛЕПКА/СКУЛЬПТУРА»
рабочая программа по теме
Программа для работы в 1-3 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lepka1.doc | 113.5 КБ |
ktp_lepka_1_klass.doc | 52 КБ |
ktp_lepka_2_klass.doc | 47.5 КБ |
ktp_lepka_3_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия с отделением искусств»
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО зам. директора по ВР ______ М.И. Хайбунасова «____» ___________ 2017г. | РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании кафедры ___________________________ от «____» _________ 2017г.№____ | УТВЕРЖДЕНО Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от _____________2017г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ЛЕПКА/СКУЛЬПТУРА»
(общекультурное направление)
Тип программы: модифицированная
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель программы: Габдрахманова Гузель Фаригатовна,
учитель биологии и географии
2017 г
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Главными результатами обучения и воспитания в программе внеурочной деятельности «Лепка/Скульптура» является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
- Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
- Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
- Предметные результаты программы внеурочной деятельности
Сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; уметь применять материалы и инструменты в практической деятельности; иметь навыки ручной лепки и декорирования различными способами.
Программа предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
- Формирование представлений о лепке из пластилина и глины.
- Умение организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления.
- Знание правил безопасности работы с инструментами.
- Овладение разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления изделий.
- Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
- Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
- Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
- Умение анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
5. Личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Основной формой работы являются занятия, на которых предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Формой подведения итогов в конце каждого занятия является общий просмотр работ, оформление выставок. В 1 классах оценка не ставится. Просмотр работ во 2 и 3 классах сопровождается выставлением оценок.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, игровая, досуговое общение.
Первый год обучения
1. Раздел «Материалы и инструменты»
1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика». Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».
1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.
2. Раздел «Пластилиновая живопись»
2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.
2.3. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. «Карандашница», «Декорированная вазочка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
3. Раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.
3.3. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки.
3.4. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.
4. Раздел «Пластические фактуры»
4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.
4.2. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».
4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.
4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.
5. Раздел «Полуобъемные изображения»
5.1. Тема: Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.
5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
5.3. Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год», «Рождество». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.
5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».
6. Раздел «Объемные изображения»
6.1. Тема: Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.
6.2. Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Новогодняя елка». Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней Елки.
6.3. Тема: Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов (каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки). Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик», «Лесовик», «Пугало огородное» и др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.
Второй год обучения
1. Раздел «Соленое тесто»
1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.
2. Раздел «Пластилиновая композиция»
2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».
2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.
2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы. Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.
3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.
3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.
3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии. Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка различных камешков.
4. Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.
5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.
6. Раздел «Объемные формы»
6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры.
6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного материала.
6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе. Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег», поиск образов персонажей композиции.
Третий год обучения
1. Раздел «Полимерная глина»
1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
1.2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
2. Раздел «Лепка из глины»
2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.
2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.
3. Раздел «Пластилиновая композиция»
3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
3.2. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал». Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4. Раздел «Объемные формы»
4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
3. Тематическое планирование
1 год обучения
Раздел | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма организации деятельности обучающихся | Примечание |
1. Раздел «Материалы и инструменты» | 5 | 1 | 4 | Словесная | |
2. Раздел «Пластилиновая живопись» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
3. Раздел «Пластилиновая аппликация» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
4. Раздел «Пластические фактуры» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
5. Раздел «Полуобъемные изображения» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
6. Раздел «Объемные изображения» | 6 | 2 | 4 | Словесная, Практическая, Игровая | |
Всего | 35 | 13 | 22 |
2 год обучения
Раздел | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма организации деятельности обучающихся | Примечание |
1. Раздел «Соленое тесто» | 5 | 1 | 4 | Словесная | |
2. Раздел «Пластилиновая композиция» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
4. Раздел «Коллаж» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» | 6 | 2,5 | 3,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
6. Раздел «Объемные формы» | 6 | 2 | 4 | Словесная, Практическая, Игровая | |
Всего | 35 | 13 | 22 |
3 год обучения
Раздел | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма организации деятельности обучающихся | Примечание |
1. Раздел «Полимерная глина» | 7 | 1 | 6 | Словесная | |
2. Раздел «Лепка из глины» | 12 | 4,5 | 7,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
3. Раздел «Пластилиновая композиция» | 4 | 1 | 3 | Словесная, Практическая, Игровая | |
4. Раздел «Объемные формы» | 12 | 4,5 | 7,5 | Словесная, Практическая, Игровая | |
Всего | 35 | 11 | 24 |
Календарно-тематическое планирование на учебный год является приложением к программе (Приложение 1 — 1а, 1б класс, Приложение 2 — 2а, 2б классы, Приложение 3 — 3а, 3б классы).
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к рабочей программе по внеурочной деятельности утвержденной приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от 31 августа 2017 г. № 266 |
Календарно - тематическое планирование
«Лепка/Скульптура»
на 2017/2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы: Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии |
2017 г.
№ | Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Форма организации деятельности обучающихся | Примечания |
1 раздел «Материалы и инструменты» - 5 часов | |||||
1.1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. | 06.09. 1а 06.09. 1б | Словесная, игровая | ||
1.2 | Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика». | 13.09. 1а 13.09. 1б | Словесная, практическая | ||
1.3 | Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка». | 20.09. 1а 20.09. 1б | Словесная, практическая | ||
1.4 | Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов». | 27.09. 1а 27.09. 1б | Словесная, практическая | ||
1.5 | Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка». | 04.10. 1а 04.10. 1б | Словесная, практическая | ||
2 раздел «Пластилиновая живопись» - 6 часов | |||||
2.1 | Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. | 10.10. 1а 10.10. 1б | Словесная, игровая | ||
2.2 | Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка». | 18.10. 1а 18.10. 1б | Словесная, практическая | ||
2.3 | Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг». | 25.10. 1а 25.10. 1б 08.11. 1а 08.11. 1б | Словесная, практическая | ||
2.4 | Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка». | 15.11. 1а 15.11. 1б 22.11. 1а 22.11. 1б | Словесная, практическая | ||
3 раздел «Пластилиновая аппликация» - 6 часов | |||||
3.1 | Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Выполнение композиции «Новогодняя елка». | 29.11. 1а 29.11. 1б 06.12. 1а 06.12. 1б | Словесная, игровая | ||
3.2 | Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество». | 13.12. 1а 13.12. 1б 20.12. 1а 20.12. 1б | Словесная, практическая | ||
3.3 | Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». | 27.12. 1а 27.12. 1б | Словесная, практическая | ||
3.4 | Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». | 17.01. 1а 17.01. 1б | Словесная, практическая | ||
4 раздел «Пластические фактуры» - 6 часов | |||||
4.1 | Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. | 24.01. 1а 24.01. 1б | Словесная, игровая | ||
4.2 | Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. | 31.01. 1а 31.01. 1б | Словесная, практическая | ||
4.3 | Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес», «Ко Дню Защитника Отечества» | 07.02. 1а 07.02. 1б 14.02. 1а 14.02. 1б 21.02. 1а 21.02. 1б | Словесная, практическая | ||
4.4 | Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». | 28.02. 1а 28.02. 1б | Словесная, практическая | ||
5 раздел «Полуобъемные изображения» - 6 часов | |||||
5.1 | Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «8 марта»; «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. | 07.03.1а 07.03. 1б 14.03. 1а 14.03. 1б | Словесная, игровая | ||
5.2 | Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». | 21.03.1а 21.03.1б | Словесная, практическая | ||
5.3 | «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. | 04.04. 1а 04.04. 1б 11.04. 1а 11.04. 1б | Словесная, практическая | ||
5.4 | Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. | 18.04. 1а 18.04. 1б | Словесная, практическая | ||
6 раздел «Объемные формы» - 6 часов | |||||
6.1 | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». | 25.04. 1а 25.04. 1б 02.05. 1а 02.05. 1б | Словесная, игровая | ||
6.2 | Закрепление навыков работы с объемными формами.Композиция: «Посудная полка», «Аквариум». | 08.05. 1а 08.05. 1б | Словесная, практическая | ||
6.3 | Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др. | 16.05. 1а 16.05. 1б 23.05. 1а 23.05. 1б | Словесная, практическая | ||
6.1 | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». | 30.05. 1а 30.05. 1б | Словесная, практическая |
Предварительный просмотр:
Приложение 2 к рабочей программе по внеурочной деятельности утвержденной приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от 31 августа 2017 г. № |
Календарно - тематическое планирование
«Лепка/Скульптура»
на 2017/2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое
Возраст детей: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы: Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии |
2017 г.
№ | Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Форма организации деятельности обучающихся | Примечания |
1 раздел «Солёное тесто» - 5 часов | |||||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. | 04.09. 2а 04.09. 2б | Словесная, игровая | ||
1.2 | Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. | 11.09. 2а 11.09. 2б 18.09. 2а 18.09. 2б | Словесная, практическая | ||
1.3 | «Театральная кукла». | 25.09. 2а 25.09. 2б | Словесная, практическая | ||
2 раздел «Пластилиновая композиция» - 6 часов | |||||
2.1 | «Изразец». | 02.10. 2а 02.10. 2б 09.10. 2а 09.10. 2б | Словесная, игровая | ||
2.2 | Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». | 16.10. 2а 16.10. 2б 23.10. 2а 23.10. 2б | Словесная, практическая | ||
2.3 | Изготовление магнита на тему: «Времена года». | 06.11. 2а 06.11.. 2б 13.11. 2а 13.11. 2б | Словесная, практическая | ||
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» - 6 часов | |||||
3.1 | Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Выполнение композиции «Новогодняя елка». | 20.11. 2а 20.11. 2б 27.11. 2а 27.11. 2б | Словесная, игровая | ||
3.2 | Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество». | 04.12. 2а 04.12. 2б 11.12. 2а 11.12. 2б | Словесная, практическая | ||
3.3 | Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». | 18.12. 2а 18.12. 2б | Словесная, практическая | ||
3.4 | Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». | 25.12. 2а 25.12. 2б | Словесная, практическая | ||
4. Раздел «Коллаж» - 6 часов | |||||
4.1 | Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. | 15.01. 2а 15.01. 2б | Словесная, игровая | ||
4.2 | Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. | 22.01. 2а 22.01. 2б 29.01. 2а 29.01. 2б | Словесная, практическая | ||
4.3 | Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». | 05.02. 2а 05.02. 2б 12.02. 2а 12.05. 2б | Словесная, практическая | ||
4.4 | Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». | 19.02. 2а 19.02. 2б | Словесная, практическая | ||
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» - 6 часов | |||||
5.1 | Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. | 26.02. 2а 26.02. 2б 05.03. 2а 05.03. 2б | Словесная, игровая | ||
5.2 | Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». | 12.03. 2а 12.03. 2б 19.03. 2а 19.03. 2б | Словесная, практическая | ||
5.3 | «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. | 02.04. 2а 02.04. 2б | Словесная, практическая | ||
5.4 | Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. | 09.04. 2а 09.04. 2б | Словесная, практическая | ||
6. Раздел «Объемные формы» - 6 часов | |||||
6.1 | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». | 16.04. 2а 16.04. 2б 23.04. 2а 23.04. 2б | Словесная, игровая | ||
6.2 | Закрепление навыков работы с объемными формами.Композиция: «Посудная полка», «Аквариум». | 30.04. 2а 30.04. 2б 07.05. 2а 07.05. 2б | Словесная, практическая | ||
6.3 | Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др. | 14.05. 2а 14.05. 2б 21.05. 2а 21.05. 2б | Словесная, практическая | ||
6.1 | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». | 28.05. 2а 28.05. 2б | Словесная, практическая |
Предварительный просмотр:
Приложение 3 к рабочей программе по внеурочной деятельности утвержденной приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от 31 августа 2017 г. № |
Календарно - тематическое планирование
«Лепка/Скульптура»
на 2017/2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое
Возраст детей: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы: Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии |
2017 г.
№ | Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Форма организации деятельности обучающихся | Примечания |
1. Раздел «Полимерная глина»- 7 часов | |||||
1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). | 08.09. 3а 08.09. 3б | Словесная, игровая | ||
2 | Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. | 15.09. 3а 15.09. 3б 22.09. 3а 22.09. 3б 29.09. 3а 29.09. 3б | Словесная, практическая | ||
3 | Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, магнитов. | 06.10. 3а 06.10. 3б 13.10. 3а 13.10. 3б 20.10. 3а 20.10. 3б | Словесная, практическая | ||
2 раздел «Лепка из глины» - 12 часов | |||||
1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. | 27.10. 3а 27.10. 3б | Словесная, игровая | ||
2 | Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. | 10.11. 3а 10.11. 3б | Словесная, практическая | ||
3 | Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. | 17.11. 3а 17.11. 3б 24.11. 3а 24.11. 3б | Словесная, практическая | ||
5 | Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. | 01.12. 3а 01.12. 3б 08.12. 3а 08.12. 3б 15.12. 3а 15.12. 3б | Словесная, практическая | ||
8 | Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», | 22.12. 3а 22.12. 3б 29.12. 3а 29.12. 3б | Словесная, практическая | ||
10 | Выполнение тематической композиции - панно «Ярмарка» | 19.01. 3а 19.01. 3б | Словесная, практическая | ||
Выполнение тематической композиции - панно «Рождество». | 26.01. 3а 26.01. 3б 02.02. 3а 02.02. 3б | Словесная, практическая | |||
3. Раздел «Пластилиновая композиция» - 4 часа | |||||
1 | Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. | 09.02. 3а 09.02. 3б 16.02. 3а 16.02. 3б | Словесная, игровая | ||
| |||||
3 | Композиция-панорама «Рыцарский турнир» | 24.02. 3а 24.02. 3б | Словесная, практическая | ||
4 | Композиция-панорама «Бал». | 02.03. 3а 02.03. 3б | Словесная, практическая | ||
4. Раздел «Объемные формы» - 11 часов | |||||
1 | «Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). | 16.03. 3а 16.03. 3б | Словесная, игровая | ||
2 | Творческая работа «Басни» | 23.03. 3а 23.03. 3б | Словесная, практическая | ||
3 | Творческая работа «Птичий двор». | 06.04. 3а 06.04. 3б | Словесная, практическая | ||
4 | Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. | 13.04. 3а 13.04. 3б | Словесная, практическая | ||
5 | Работа с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». | 20.04. 3а 20.04. 3б 27.04. 3а 27.04. 3б | Словесная, практическая | ||
7 | Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. | 04.05. 3а 04.05. 3б | Словесная, практическая | ||
8 | Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. | 11.05. 3а 11.05. 3б | Словесная, практическая | ||
10 | Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. | 18.05. 3а 18.05. 3б 25.05. 3а 25.05. 3б 31.05. 3а 31.05. 3б | Словесная, практическая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...