Программа по внеурочной деятельности "Основы проектирования. Естествознание"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Основы проектирования. Естествознание" (5-9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМК ________ Ларина Е.З. Протокол № от ________2017 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР __________/Н.В. Лихова/ «_____»_________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области» ______________________/Курмаева О.И. «_____»_____________ |
Программа
по внеурочной деятельности
«Основы проектирования. Естествознание»
для учащихся 5 - 9 классов
п. Учебный
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектирования. Химия» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Москва "Просвещение" 2011;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
- Учебный план МОУ «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области»;
- Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5 – 9 классы: методическое пособие/ Л.А.Громова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с.
- Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).
Адресная направленность программы: общеобразовательная школа, 5 – 9 класс.
Образовательная область: общеинтеллектуальная
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
- Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Ученик научится |
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. |
Ученик получит возможность научиться |
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |
Тематическое планирование 5 класс (35 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
6-7 | Учимся выбирать дополнительную литературу(экскурсия в библиотеку) | 2 |
8-9 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» | 2 |
10-11 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 |
12-13 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 |
14-15 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 |
16-17 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 |
18-19 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 |
20-21 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 2 |
22-23 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 |
24-25 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 |
26-27 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 |
28-29 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 |
30-31 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 |
32-33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 |
34-35 | Анализ исследовательской деятельности. Защита любимого проекта перед учащимися начальной школы. | 1 |
Итого 35 часа |
Содержание
Тема 1. Что такое исследование? Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6-7. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Экскурсия в библиотеку. Встреча с библиотекарем. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 8-9. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»). Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 10-11. Наблюдение как способ выявления проблем. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 12-13. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 14-15. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 16-17. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 18-19. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Способы выдвижения гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 20-21. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 22-23. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 24-25. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 26-27. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 28-29. Методика проведения самостоятельных исследований. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 30.Коллективная игра-исследование. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 31-32. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 33-34. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 35. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тематическое планирование. 6 класс (35 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 |
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность.Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 |
18-19 | Коллекционирование. | 2 |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 |
23 | Что такое эксперимент? | 1 |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 |
30-31 | Как подготовить результат исследования. | 2 |
32 | Как подготовить сообщение. | 1 |
33 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 |
34 | Индивидуальная консультация. | 1 |
35 | Подведение итогов. Защита. | 1 |
Итого 35 часа |
Содержание
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования . Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция.
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях . Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных . Анализ, обобщение, главное, второстепенное.Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30-31. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 32. Как подготовить сообщение . Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.
Тема33. Подготовка к защите. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Тема34. Индивидуальные консультации. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема 35 . Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование. 7 класс (35 часа)
№ | Тема | теория |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33-34 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
35 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 35 часа |
Содержание
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33-34. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 35. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование. 8 класс (35 часов)
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов |
Введение | 1 | |
11. | Формы представления исследовательских работ. | 1 |
12-3 | Типы и виды учебных исследований. | 2 |
34-5 | Выбор темы. | 2 |
1.4. | Организация исследования. Контроль по процессу. | 2 |
2. | Работа с научной литературой. | 3 |
2.1. | Информационное обеспечение исследования. | 1 |
2.2. | Конспектирование источников. | 1 |
2.3. | Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату. | 1 |
3. | Проектирование исследования. | 4 |
3.1. | Общие положения. | 1 |
3.2. | Проектирование исследования. | 1 |
3.3. | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | 1 |
4. | Графические материалы в исследовании. | 3 |
4.1. | Общие положения. | 2 |
4.2. | Размещение графических материалов. | 1 |
5. | Структура и написание различных форм исследовательских работ. | 5 |
5.1. | Структура исследовательских работ. | 2 |
5.2 | Требования к оформлению исследовательских работ. | 2 |
5.3. | Анализ результатов исследования. | 1 |
6. | Культура выступления. | 9 |
6.1. | Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. | 2 |
6.2. | Аргументация. | 1 |
6.3. | Понятие информационной речи. | 1 |
6.4. | Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. | 1 |
6.5. | Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование). | 4 |
7. | Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ. | 3 |
7.1 | Подготовка к защите исследования. | 1 |
7.2. | Защита научно-исследовательских работ. | 3 |
Итого35 часов |
Содержание:
Раздел 1. Подготовительная работа – 7 часов.
Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 2 часа.
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.
Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу – 2 часа.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Составление исследовательских операций.
Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.
Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.
Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.
Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.
Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.
Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.
Тема 3.1. Общие положения – 1 час.
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).
Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.
Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.
Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.
Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.
Тема 4.1. Общие положения – 2часа.
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.
Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.
Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.
Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.
Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.
Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.
Формирование выводов, обобщений.
Раздел 6. Культура выступления – 9 часов.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.
Тема 6.2. Аргументация – 1 час.
Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.
Практическое занятие. Аргументация тезисов.
Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.
Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.
Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.
Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.
Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.
Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.
Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.
Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.
Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.
Тематическое планирование. 9 класс (34 часа)
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов |
1 | Блок «Проблема» | 9 |
2 | Блок «Поиск информации» | 9 |
3 | Блок «Проектирование» | 4 |
4 | Как работать вместе. | 4 |
5 | Блок «Продукт» | 2 |
6 | Блок «Презентация» | 6 |
Итого 34 часа |
Содержание программы
Блок «Проблема» (9 часов)
Общие сведения о проектах: история проектирования, проекты в современном мире, понятия и основные термины проектной деятельности. Типы проектов: Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Учимся определять проблему. От проблемы к цели (целеполагание): нахождение противоречий, что такое цель, что значит поставить цель, разные способы достижения поставленной цели.
Планирование деятельности. Постановка задачи. Алгоритм решения задачи. Алгоритм работы над проектом
Блок «Поиск информации» (9 часов):
Ресурсы: Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Этапы работы с информацией.
Способы первичной обработки информации. Способы текстовой организации информации. Ментальная карта как способ предоставления информации.
Работа с каталогами: Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Список источников информации. Справочник. Работа со справочной литературой. Цитирование. Авторское право.
Блок «Проектирование» (4 часа)
Методы исследования. Общественное мнение. Составление анкет, проведение опросов, интервью. Обработка и анализ анкеты. Способы предоставления результатов. Деловая игра «Социологический опрос»
Как работать вместе. (4 часа)
Правила групповой работы. Общение в группе. Основные правила делового общения. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия. Деловая игра «Строительство моста».
Блок «Продукт» (2 часа)
Структура проектной работы: Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Виды проектного продукта. Паспорт проекта.
Блок «Презентация» (6 часов):
Основы риторики: основные составляющие техники речи. Деловая речь. Публичное выступление. Требования к презентации. Защита проекта. Оценивание проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"
Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....
Программа курса внеурочной деятельности «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика».
Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая призвана- предоставлять возм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Естествознание в исследованиях"
Рабочая программа содержит как теоретический материал по курсу "Естествознание" так и эксперименты, которые так интересны детям....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социально значимое экологическое проектирование»
Актуальность курса. Использование интерактивных педагогических методик и технологий, ориентированных на запросы обучающихся и их родителей, является актуальным требованием при подготовке адаптивных, к...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности, 5 класс...