Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"
рабочая программа по химии (5 класс) на тему
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе обучающихся с младшей на основную ступень обучения.Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и географии 5 класса. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
—пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;
—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного лабораторного эксперимента (исследования);
—формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochke_5_klass.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лобановская средняя школа №11»
Принята на педагогическом совете протокол № 1от «30» августа 2017г. | Согласована заместитель директора по УВР __________ Т.М.Гераськина «01» сентября 2017 г. | Утверждаю директор школы ______ О.М.Краюшкина Приказ № от «01» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 5 класса
Направление внеурочной деятельности: курс «В мире естествознания»
Форма проведения занятий (кружок, клуб, проектная деятельность, экскурсии и т.д.)
Количество часов в год - 35 ч
Количество часов в неделю -1 ч
Составитель программы: Шершнева Е.Е.
Квалификационная категория: высшая
Ефремов
2017
I. Пояснительная записка.
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе обучающихся с младшей на основную ступень обучения. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и географии 5 класса. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
—пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;
—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного лабораторного эксперимента (исследования);
—формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Курс состоит из 6 разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Строение и свойства веществ», «Человек на Земле», «Человек дополняет природу», « Человек, его здоровье и безопасность жизни».
Раздел «Изучение природы» включает в себя сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, об инструментах и приборах для изучения природы; о роли естественнонаучных знаний в сохранении окружающей среды; о вкладе великих естествоиспытателей в изучение природы.
В разделе «Вселенная» содержатся сведения о том, как человек изучал Вселенную, как менялись его взгляды; даётся представление о строении Солнечной системы, планетах, звёздах, кометах, метеоритах.
Раздел «Строение и свойства веществ» поможет понять учащимся что такое что вещество, его строение веществ, состояние и свойства; разнообразие веществ; как использует человек явления природы.
Раздел «Человек на Земле» призван обобщить полученные знания, способствовать формированию целостного взгляда на мир, ответственному и бережному отношению к окружающей среде, живым обитателям планеты.
Раздел «Человек дополняет природу» включает в себя сведения о том, как человек получает необходимые материалы, энергию и механизмы для жизни и работы.
Раздел «Человек, его здоровье и безопасность жизни» поможет учащимся правильно вести себя в опасных ситуациях, оказать простейшую медицинскую помощь при травмах; вести здоровый образ жизни.
В основе данного курса лежит деятельностный подход.
Программа предусматривает проведение демонстраций, практических работ, а также экскурсий. Получаемые учащимися простейшие сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным по-
следствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
III. Содержание программы.
Раздел 1. Изучение природы (5 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка.
Демонстрации
Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка,
термометр, лупа, микроскоп, бинокль.
Практические работы
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории.
2. Проведение наблюдений, опытов и измерений.
Раздел 2. Вселенная (6ч.)
Как древние люди представляли себе вселенную.Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Кометы. Метеориты. Созвездия. Солнце как ближайшая нам звезда. Знакомство с простейшими астрономическими приборами. Исследования космического пространства. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Освоение космоса людьми - орбитальные космические станции
Демонстрации
Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч)
Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Атомы. Чистые вещества и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые)и химические явления. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрации
Опыты по электризации тел путём трения.
Проведение простейших химических опытов.
Практическая работа
3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.
4. Разделение смесей.
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч)
Механизмы — помощники человека. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.
Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.
Демонстрации
Выращивание кристалла.
Знакомство с коллекцией пластмасс.
Знакомство с коллекцией волокон.
Изменение формы полиэтилена при нагревании.
Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 ч)
Общий обзор строения тела человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Практическая работа
5. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела.
IV. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Экскурсии | |||
1. | Изучение природы | 5 | 2 | 1 |
2. | Вселенная | 6 | ||
3. | Строение и свойства вещества | 10 | 2 | |
4. | Человек на Земле | 6 | ||
5. | Человек дополняет природу | 3 | ||
6. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 5 | 1 | 1 |
Итого | 35 | 5 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование темы занятия | Практические работы, экскурсии, демонстрации | Примечание |
Раздел 1. Изучение природы (5 ч) | |||
1. | Введение. Природа. Человек — часть природы | ||
2. | Тела и вещества. Что изучают физика и химия | Экскурсия в кабинеты химии и физики | |
3. | Что изучают биология и география | ||
4. | Методы исследования природы. Лабораторное оборудование | Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории». | |
5. | Измерения. Измерительные приборы | Практическая работа №2 Проведение наблюдений, опытов и измерений. | |
Раздел 2. Вселенная (6ч.) | |||
6. | Древняя наука астрономия. В мире звезд | ||
7. | От Коперника до наших дней | ||
8. | Соседи Солнца | ||
9. | Кометы .Метеориты. Созвездия. | ||
10 | Исследование космического пространства | ||
11. | Урок - ролевая игра «Путешествие по Галактике» | Демонстрации: глобус, фотографии планет | |
Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч) | |||
12. | Вещества, состояния веществ— твёрдое, жидкое, газообразное. Свойства веществ | ||
13. | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | Практическая работа№3 «Определение физически свойств веществ» | |
14. | Вещества и смеси | Практическая работа №4 «Разделение смесей» | |
15. | Молекулы. Атомы. Элементы | ||
16. | Движение частиц вещества | ||
17. | Взаимодействие частиц | ||
18. | Разнообразие веществ | Использова-ние презента- ций | |
19. | Явления природы. Физические явления | ||
20. | Химические явления. Горение | ||
21. | Использование человеком явлений природы | ||
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч) | |||
22. | Как развивалась жизнь на земле. Динозавры | ||
23. | Как человек появился на Земле | ||
24. | Как человек открывал Землю. Географические открытия | ||
25. | Великие путешественники | Использовавание презента ции | |
26. | Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой | ||
27. | Урок – сказка «Путешествие по экологической тропе» | Использование презента ции | |
Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч) | |||
28. | Механизмы – помощники человека | Использование презента ции | |
29. | Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива | ||
30. | Материалы для современной техники. Полимеры. Волокна | Знакомство с коллекциями пластмасс, волокон | |
Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 ч) | |||
31. | Человек и окружающая среда | Экскурсия в природу | |
32. | Как сберечь своё здоровье и жизнь | Практическая работа №5 «Оказание простейшей медицинской помощи при травмах. Измерение роста, веса, температуры тела» | |
33. | Вредные привычки и их предупреждение | Использование презента ции | |
34,35 | Заключительный урок-игра «Человек и природа» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".
Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике " В мире чисел"
Программа разработана для занятий с учащимися 5-6классов и расчитана на 1 год обучения. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретени...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое
Рабочая программа разработана в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организаци...