Педагогический ринг "Использование информационных коммуникативных технологий
методическая разработка на тему

Шмакова Оксана Александровна

Цель педагогического ринга - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedagogich_ring.docx99.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования станция юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

Педагогический ринг 

«Использование информационных коммуникативных технологий при организации учебной деятельности учащихся.»

        Методист

Шмакова Оксана Александровна

г. Ейск

2017 год

Содержание

Пояснительная записка______________________________________3

Вступительное слово – сообщение цели, задач, постановка проблемных вопросов____________________________________________________5

Ход ринга:

Первый раунд. «Теоретическая разминка»___________________6

Второй раунд. «Учимся находить решение проблем»__________6

Третий раунд «ИКТ и учебная деятельность обучающихся____________________________________________7

Четвертый раунд «Методическая шкатулка»__________________8

Рефлексия___________________________________________________9

Приложение_________________________________________________10

Список используемой литературы _____________________________15

Пояснительная записка

В настоящее время возросла потребность в педагоге дополнительного образования, который готов и может обновить содержание своей деятельности через критическое и творческое её освоение, применение достижений науки и эффективного педагогического опыта. В связи с этим непосредственной целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства каждого педагога и всего коллектива учреждения дополнительного образования.

При организации методической работы на станции юных техников, необходимо учитывать то, что любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время информация должна быть насыщенной, подтверждаться примерами из педагогического опыта и практики работы.

Педагогический ринг как форма организации работы с педагогами, удовлетворяет всем перечисленным выше критериям.

Цель педагогического ринга – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    В данном ринге участвовали команды, в которые входили педагоги дополнительного образования.

    За ходом методического ринга следит экспертная комиссия. Она определяет команду, которой предоставляется право первой ответить на вопросы и состоит из педагогов первой и высшей квалификационной категории.

Если возникает спорная ситуация, то экспертная комиссия принимает ответы команд,  представленные в письменном виде.

Педагогические работники, которые не являются членами команд, не входят в экспертную комиссию, участвуют в методическом ринге в качестве активных болельщиков своих команд.

Такая форма организации работы с педагогами позволяет не только повысить их научно-методический уровень, но и успешно решает проблему вовлечения педагогов станции в процесс популяризации собственной деятельности.

   

Девиз ринга: по-новому мыслить и действовать!

Оборудование:

  • бейджи с указанием названия команды и Ф.И.О. каждого участника ринга;
  • столы для каждой команды и экспертной комиссии;
  • таблички с цифрами для выставления отметки командам (от 1 до 5);
  • канцелярские принадлежности;
  • проектор или ноутбук;  
  • дидактический раздаточный материал для каждой команды ;
  • оценочные листы для экспертной комиссии;
  • билеты с номерами проблемной ситуации от 1 до 6;
  • музыкальное сопровождение;

Эпиграф         Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться

                В.Сухомлинский.

Ход проведения ринга

I. Вступительное слово ведущего.

Высказывание великого педагога, взятое эпиграфом к нашему педагогическому рингу, ещё раз подтверждает, что новое – это хорошо забытое старое. Ведь цель нашей работы осталась такой же – научить детей думать, только средства для решения этой проблемы другие. Этого требует от нас наша стремительная жизнь. В век научно-технического прогресса в корне изменилось представление о мире, увеличился поток разнообразной информации. Поэтому педагогический ринг сегодня служит обобщением опыта работы нашего педагогического коллектива по теме «Использование ИКТ при организации учебной деятельности учащихся»

Далее ведущий сообщает:

- цель и девиз ринга;

- представляет участников;

- представляет экспертную комиссию;

- напоминает условия проведения педагогического ринга;

- знакомит с формой оценки конкурсов.

Определяется ряд проблемных вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе методического ринга:

  1. Зачем нужны ИКТ в образовании?
  2. Что необходимо нашим школьникам для успеха?
  3. Какое место занимают компьютерные технологии в образовании?
  4. Учебно-исследовательская деятельность учащихся и компьютерные технологии как они совместимы?

Ведущий желает участникам  ринга

- мыслить нестандартно и самостоятельно;

- находить выход, казалось бы, из самых безвыходных ситуаций;

- докапываться до самой сути, до настоящих причин;

- принимать решения, ведущие к позитивному  педагогическому

  результату.

Ведущий:

        Объявляет о начале I-го раунда методического ринга: «Теоретическая разминка».

В этом раунде командам предлагается ответить на теоретические вопросы по педагогике и психологии.

Каждый правильный ответ оценивается 3 баллами. Каждая команда отвечает на 3 вопроса. В случае неправильного ответа вопрос передаётся другой команде. Если несколько команд были одновременно готовы к ответу, то они могут подать ответ на вопрос в письменном виде. (вопросы в Приложении 1)

Ведущий: 

Умение распознать учебную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составляющей субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации особенно в условиях вхождения в компетентное образование должно стать необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями все участники образовательного процесса сталкиваются в разных сферах  образовательного процесса.

Итак, я объявляю II-ой раунд: «Учимся  находить решение проблем».

У каждой команды на столе лежат дидактические материалы.

Команды изучают материал: «Какие бывают проблемы и как они решаются?» (Бланк 1).  Затем  определяют тип проблем и пути их решения (Бланк 2). (Приложение 2)

Результат своих действий каждая команда записывает в пустой столбец таблицы (Бланк 2) и представляет в экспертную комиссию. На выполнение задания отводится до 15 минут. Капитаны представляют работу своей команды. Для этого они вытягивают билет с номером предложенной проблемной ситуации и знакомят всех участников ринга с тем, какой выход из данной ситуации предложила его команда.

Экспертная комиссия оценивает результаты групповой работы каждой команды и выступление капитана.   За каждое правильное решение проблемной  ситуации   команда получает  1 балл. Таким образом, максимально за совместную работу  команда может набрать 6 баллов. Выступление капитана оценивается 1-3 баллами.

Ведущий предоставляет слово члену экспертной комиссии, который объявляет количество баллов, набранных каждой командой по итогам второго раунда.

Ведущий. Объявляю III Раунд!

Итак, мы начинаем III раунд: «ИКТ и учебная деятельность обучающихся».

1. Найдите ответы на следующие вопросы:

- Что такое учебная деятельность обучающихся?

- Как правильно ее организовать?

- Как организовать разработку и проведение учебного проекта?

Затем участники заполняют таблицу с доводами, которые,  по их мнению,  агитируют за применение ИКТ в организации учебной деятельности учащихся, и указывают отрицательные моменты использования ИКТ.

Заполняют таблицу

Положительные моменты ИКТ

Отрицательные моменты ИКТ

Экспертная комиссия подводит итоги третьего раунда.        

После выступления команд один из представителей болельщиков знакомит присутствующих с результатами проделанной работы.

Ведущий:

Представляет слово членам экспертной комиссии. Они оглашают результаты трёх раундов.

Ведущий:

Наш методический ринг близится к завершению. Времена пошли такие, что  можно позволить себе не помнить таблицу умножения, но вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи. Что поделаешь – информационный век на дворе!

Я объявляю заключительный IV раунд: «Методическая шкатулка».

Каждая команда представляет анализ учебной деятельности своего объединения, который готовился в этом учебном году (он может быть выполнен учащимися или самим учителем). Время представления до 10 минут. Напоминаю, что при выступлении необходимо соблюдать правила представления проекта.

В заключении методического ринга экспертная комиссия подводит итоги, определяет лучшую команду. Выписывает грамоты для награждения победителей. Пока экспертная комиссия подводит итоги, ведущий ринга проводит рефлексию.

Рефлексия

У каждого из вас есть три смайлика.

                               

                                                                                             

С их помощью оцените:

1) Актуальность (лично для вас) вопросов, которые были рассмотрены в ходе педагогического ринга.

2) Практическую направленность ринга.

3) Уровень организации педагогического ринга.

4) Свое настроение на момент окончания ринга.        

Ведущий:

 Все участники  педагогического ринга, были сегодня не столько в роли педагога, сколько выполняли роль ученика,  и своей работой подтвердили слова В.Сухомлинского, взятые эпиграфом «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

                

                      Приложение 1

Вопросы к I раунду

1) Какие различают виды мышления

а) теоретическое или абстрактное;

б) практическое (предметно-образное)

в) наглядно-образное.

2) Процесс приспособления к изменившимся условиям основной деятельности.

        (Адаптация).

3) Условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся. Может иметь цифровую или словесную форму.

        (Отметка; оценочные баллы).

4) Наглядный материал, используемый для самостоятельной работы учащихся или демонстрации учителем перед классом.

        (Дидактический материал).

5) Обновление, новинка, изменение несёт в себе сущность содержания и организации нового.

         (Инновация)

6) Обобщённый показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить показатели.

        (Критерий)

7) Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.

        (Мотив)

8) Способ выполнения действий и операций ставших в результате многократных упражнений автоматизированным.

        (Навык)

9) Человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

        (Новатор)

10) Улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности.

        (Оптимизация)

11) Такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижения необходимого прогнозируемого результата.

        (Педагогическая технология)

12) Совершенство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям.

        (Познавательная активность)

13) Какой документ учреждения образования определяет название место расположение учредителя, цели и главные задачи деятельности, определяет права и обязанности ответственности участников образовательного процесса.

        (Устав)

14) Приобретение педагогами новых знаний и навыков путём самостоятельной работы.

        (Самообразование)

15) Выделение положительного и отрицательного ряда в педагогической деятельности. Определение выходов из проблемной ситуации.

        (Анализ)

 

Бланк 1. Какие бывают проблемы и как они решаются?

Название проблемы 

Образ проблемы 

Определение проблемы 

1 

2 

3 

Проблемы, похожие на мозаику 

 

Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть 

Проблемы, похожие на многослойное желе 

 

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке 

Проблемы, похожие на снежинку 

 

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший из них.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца 

 

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам 

Проблемы, похожие на притчу о слоне 

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат» «Слон похож на столб» -сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо, возразил четвертый 

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию 

Бланк 2. Определение типа проблем

Внимательно прочитайте описанные ниже ситуации и определите, к какому типу проблем они относятся.

№ п/п 

Ситуация 

Тип проблемы 

1 

2 

3 

1 

Ученики 5 класса решили поставить всем классом спектакль к концу учебного гола. Решить-то они решили, а как это самим сделать - не знают. Как же им действовать в этой ситуации? 

2 

Группа учеников 5 класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций... Как все это прочитать? Что делать?! 

3 

Один ученик готовился дома к уроку по географии. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «восемь». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «восемь», а не «десять» 

4 

На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «десять» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это? 

5 

Ученик 5 класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению? 

6 

Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение? 

Список используемой литературы

  1. Павлова М. И. ИКТ и учебная деятельность  // Молодой ученый. — 2015. — №4.
  2.  Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012.
  3.  Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.     2001 г.
  4.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.
  5. Седова  Л. Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках проектной деятельности"

Увлеченный новыми техноологиями, мудрый учитель использует только её открытия, которые помогут раскрыть, развивать и реализовать способности ребенка....

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе

Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе...

Методическая разработка "Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в работе педагога"

Данная методическа разработка показывает какие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии я использую в своей работе, чтобы оптимально достичь  поставленн...

Инновационный педагогический опыт: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии.

      В современном мире, в котором информационный поток, обрушивающийся на человека, настолько велик,  людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техн...