Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе
статья на тему

Пономаренко Регина Равилевна

Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Использование ИКТ на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» в рамках участия в международной педагогической конференции «Применение ИКТ в педагогической практике».

Тема: «Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе».

Цель: познакомить педагогическое сообщество с возможностями использования ИКТ на уроках английского языка.

Задачи:

  • осветить теоретические вопросы использования ИКТ при преподавании английского языка;
  • рассказать о многообразии интернет-ресурсов, которые могут быть использованы педагогом;
  • раскрыть положительные и отрицательные стороны работы с интернет ресурсами как педагога, так и учащихся;
  • поделиться личным опытом использования интернет-ресурсов.

Актуальность: Согласно ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) важен не только результат обучения, но и условия, в которых проходит данный процесс. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Жизнь детей сегодня теснейшим образом связана с использованием компьютеров и других технических коммуникационных достижений современного человека. Поэтому вопрос использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является весьма актуальным.

Нельзя не отметить, что один из принципов обучения – принцип наглядности -наиболее эффективно реализуется именно с помощью использования на уроках ИКТ.
Кроме того, одним из метапредметных результатов обучения можно считать овладение компьютерной грамотностью и умение ориентироваться в современных источниках информации.

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного опыта человечества от поколения к поколению и от одного человека другому.

Современные ИКТ способствуют повышению качества обучения и образования, позволяют ребенку научиться успешно адаптироваться к социальным изменениям в обществе.

Активное внедрение ИКТ в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ФГОС.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в обучение отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения» [1].

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

ФГОС определяет требования к результатам образования, в том числе предполагает среди прочих результатов обучения у учащихся «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)» [2]. Необходимо отметить, что учитель, не овладевший ИКТ и не использующий их в работе, не может способствовать формированию описанной выше компетенции у учащихся.

В данном документе определены также и требования к педагогам. «…Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать умения: осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать эти возможности на уроке (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [2].

 Одним из них является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети интернет, телевизора, DVD, CD, мультимедиа, аудио оборудования, то есть всех тех средств, которые  предоставляют возможности для коммуникации.

По направлениям использования ИКТ в системе деятельности образовательного учреждения можно разделить на:

  • использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учащимися;
  • использование ИКТ при работе педагогов с родителями;
  • использование ИКТ при организации методической работы с учителями.

В данной статье рассматривается использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учащимися.

Эксплуатация образовательных ресурсов в сети интернет дает достаточно высокие результаты при работе со следующими сайтами:

  • Ресурсы, помогающие педагогу создавать презентации:

http://prezi.com/yev4cpt302b3/intro-to-limericks/

www.glogster.com

www.popplet.com

  • Аудио ресурсы, на которых можно загрузить качественную аутентичную информацию для уроков, посвященных аудированию:

breaking News English - http://www.breakingnewsenglish.com/

Business English Pod - http://www.businessenglishpod.com/

LearnEnglish Kids -  http://www.britishcouncil.org/kids-listen-up.htm

LearnEnglish Professionals - http://www.britishcouncil.org/learnenglish-podcasts-professionals.htm

ESL Pod - http://www.eslpod.com/website/

  • Игровые учебные ресурсы, которые предоставляют возможности для создания интерактивных заданий, выполняющихся учащимися он-лайн:

http://www.learningapps.com/

www.classtools.net

www.kubbu.com

www.quizlet.com

  • Для организации и проведения особой формы работы с детьми – проведения вебквестов можно использовать следующие сайты:

www.webqust.org

www.bestwebquests.com

http://questgarden.com
 http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/webquests

http://webquest.sdsu.edu/webquestwebquest.html

http://webquest.org

http://www.mapacourse.com/webquesthtml/.http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html

http://bestwebquests.com/

http://tommarch.com/learning/

http://tommarch.com/writings/wq_design.php

http://www.tommarch.com/learning/prewrite.php 

  • Видео ресурсы, которые необходимы для формирования социо-культурной компетенции, а также формирования навыка аудирования:

http:// tokbox.com

http:// www.eslvideo.com

http://bigthink.com

http:// www.shortclip.com

https:// vialouges.com

http:// www.bbc.co.uk/news/video_and_ audio/

  • Создать обучающий анимационный ролик можно с помощью следующих сайтов:

http://wideo.co/

http://animoto.com/

  • Познакомиться с созданными другими учителями английского языка уроками с использованием интернет-ресурсов можно, пройдя по следующим адресам:

https://www.facebook.com/englishattack.ru.7

http://lessonstream.org/

Подводя итог, хотим указать достоинства и недостатки использования учителем информационно-коммуникационных технологий на уроках и при самостоятельной работе детей, с которыми мы встретились, активно используя ИКТ в своей преподавательской деятельности.

Неоспоримыми достоинствами работы с ИКТ являются:

  • Различные форматы представления информации; наглядность, эстетичность,  скорость обратной связи.

  • Интерактивность заданий.

  • Накопление опыта в виде ресурсного банка заданий  и возможность их изменять и совершенствовать.

  • Скорость создания материалов.

  • Конструктивное использование интереса учащихся к техническим коммуникационным новинкам во благо образовательного и воспитательного процесса.
  • Возможность обмена опытом с коллегами, совместного анализа эффективности тех или иных программ, методик, ресурсов.

А также в работе были выявлены сложности и недостатки использования ИКТ в педагогической практике. На сегодняшний день они представляют собой:

  • Перенасыщенность информации (необходимость временных затрат на ознакомление с ресурсами и их отбор).

  • Отсутствие гарантии достоверности того, что мы видим в интернете. Наличие всплывающей рекламы не всегда легального характера на некоторых сайтах.

  • Различный уровень качества ресурсов.

  • Технические ограничения компьютера. Зачастую школы оснащены не самыми современными моделями и снабжаются невысокой скоростью интернета, что затрудняет работу педагога.

  • Наличие платных ресурсов.

  • Публичность идентификации: большинство сайтов требует регистрации для получения возможности полноценного их использования.

  • Сложности продвижения работы с компьютером, связанные с социальной ситуацией в семьях. Даже сегодня встречаются семьи, не имеющие персонального компьютера и доступа в сеть интернет.

  • Регистрация и организация проверки работы детей на образовательных ресурсах занимает много времени у педагога, в то время как оценивать по балльной системе данный вид работы не всегда представляется возможным. Поэтому зачастую работа детей сводится к выполнению дополнительных заданий по желанию.

Но, несмотря на существующие на данный момент сложности использования ИКТ в преподавании английского языка, неоспоримым является тот факт, что данные технологии прочно вошли во все сферы жизни современного человека, включая и образование. Поэтому необходимо применять положительные стороны образовательных ресурсов с помощью ИКТ с целью повышения качества обучения современных школьников.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.
  2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Технологии управления педагогическим процессом

Описание организации  управления педагогическим процессом с использованием современных технологий. Данное электронное методическое пособие «Организация управления педагогическим пр...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе. Гимнастика для глаз.

Описание  методов и форм применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, направленных на профилактику нарушений работы зрительного аппарата обучающихся...

Долгосрочный проект «Внедрение музыкальной квест-игры как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры, как образовательной технологии....

Методические рекомендации педагогам по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс

Учреждения дополнительного образования — идеальный центр для  воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей. Педагог  может сделать для обучающегося в плане ...

Информационно-коммуникативная образовательная технология

Статья на тему " Информационно-коммуникативная образовательная технология"...