Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Современные информационно-коммуникативные технологии как средство формирования педагогической компетентности родителей"
учебно-методический материал
Предназначен для учителей для оранизации работы с семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikativnye_tehnologii.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
Подготовила учитель-дефектолог:
Муравьева И.Н.
Современные информационно-коммуникативные технологии как средство формировании педагогической компетентности родителей
Основным условием развития педагогических компетенций у родителей школьников выступает взаимодействие образовательной организации и семьи. Методологическая база этого положения заложена в научных трудах Ю.П. Азарова. Е.А. Александровой, Ш.А. Амонашвили, А.Ю. Гранкина, М.В. Коркиной. В.В. Макаева, В.А. Сухомлинского, Г.А. Стефановской и др. Не упоминая педагогических компетенций (термин «педагогическая компетенция получил распространение в начале 2000 г.) названные авторы писали о выработке у родителей знаний и умений в области семенной, или «родительской педагогики».
Проблема педагогического взаимодействия родителей с институтом школьного образования всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества, прежде всего, с точки зрения педагогического воспитания родителей. В нем участвовали выдающиеся учителя прошлого: А. Дистервег, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и др. Она стала объектом научного развития и практической организации педагогов: Л.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.В Луначарского. А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [5].
В.А. Сухомлинский подчеркнул, что задачи образования и развития могул быть успешно решены только в том случае, если школа поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Е.А. Сухомлинский выделил и объяснил правила преемственности и единства социального и семейного воспитания, основанный на взаимосвязи доверия и сотрудничества между учителями и родителями.
Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф.Виноградова, Л.Ф. Загик, С.К. Кадиев, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, А.К. Менжанова, О.К. Урбанская и др.) был списаны содержание, формы и методы работы школы с семьей, программы педагогических знании для родителей в популярных университетах [8].
Л.Ф. Островская посвятила свои собственные исследования тем же проблемам, которые добавили традиционные игры к традиционным формам работы с семьей (семейные визиты, консультации, беседы, групповые и общие собрания, визуальная пропаганда) [5].
Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик. Т.Н. Доронова и другие известные педагогические ученые настаивали на разнообразии форм и методов с родителями. [6].
Педагогическое образование является одной из традиционных форм взаимодействия учителей образовательного учреждения с родителями.
Каждый учитель, в соответствии с этим положением, должен понять, как взаимодействовать с семьей определенного ребенка, как построить с ними доверительные отношения.
Отмечается приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между воспитателями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество» [16].
Результатом взаимодействия оказываются сложившееся отношения между родителями и педагогами, которые определяются сложившимися личными стереотипами и убеждениями. В основе такого взаимодействия лежит взаимное уважение, общение и взаимопомощь, а также освещение процессов воспитания ребенка для родителей и в семье для учителя. Данный процесс подразумевает также взаимное желание родителей и учителя поддерживать отношения друг с другом.
Данные процессы основаны на обновлении системы школьного воспитания, становлении в нем принципов демократизаии и гуманизации.
Семья – это то место, где ребенок, в идеале, чувствует себя уютно, безопасно. Там его принимают в любом случае. Именно в этом заключается непреходящее достоинство семьи для человека в целом, а для дошкольника, который только начинает познавать окружающий мир, в частности.
Так, на сегодняшний день родители обучающихся ОО являются непосредственными участниками образовательного процесса, и их активное участие в воспитании детей зависит от применения нестандартных, современных форм взаимодействия ОУ с семьей.
Соответственно, различные формы работы с родителями, должны быть взаимосвязаны и представлять собой единую согласованную систему (лекции, семинары, семинары, беседы, консультации и прочие формы, с целью ознакомления родителей с последними идеями педагогики и психологии [4].
В настоящее время основой для взаимодействия семьи с школой становится все более индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий отношение к личности с уважением и верой в его хорошее начато. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет более благоприятным, если отношения с ним имеют партнерский характер, если будет уделяться внимание его потребностям и интересам, если воля ребенка будет соблюдаться, а ограничения будут применяться только в жизненно важных и фундаментальных моментах [2].
В психологической и педагогической готовности родители чаще всего руководствуются опытом близких им людей, собственного опыта и образцов, представленных СМИ. В этом случае, как правило, забывают, что ребенок индивидуален, что нынешний ребенок воспитывается не прежней массой родственников в большой семье, а только одним или двумя родителями [3].
Задача образовательного учреждения - показать родителям важные аспекты психологического и педагогического развития ребенка на каждом возрастном уровне школьного возраста и рекомендовать соответствующие методы воспитания [6].
Принципы педагогического просвещения родителей включают:
- гуманизацию воспитательно-образовательного процесса;
- личностный подход к воспитанию детей в семье, основанный на возрастной периодизации;
- единство и целостность воспитательных воздействий родителей и педагогов;
- формирование у родителей активной педагогической позиции;
- сотворчество педагогов и родителей.
- использование в воспитании национальных традиций.
- использование в воспитании национальных традиций [3 7].
Сегодня во взаимодействии школьных образовательных учреждений с семьей выделяют традиционные и нетрадиционные формы работы педагога с родителями.
Традиционные - это устойчивые, проверенные временем формы работы педагогов с родителями, но они относительно формализованы и. как правило, не выходят за рамки школьной образовательной организации. Эти формы подразделяются на коллективные (групповые), индивидуальные и наглядно-информационные [2].
Нетрадиционные формы коммуникации направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе в ненавязчивом, но в то же время достаточно привлекательном для них виде. Благодаря личной заинтересованности. легкости взаимодействия и атмосфере непринуждённости родители лучше узнают своего ребенка и лучше сходятся с педагогами, что служит хорошим фундаментом для развития партнерских взаимоотношений [5].
Коллективные (групповые) формы включают работу со всеми или несколькими родителями школьного образовательного учреждения (группы). Это совместное мероприятие педагогов и родителей. Некоторые из них связаны с участием детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями.
Рассмотрим основные (традиционные) виды групповой формы работы. Универсальная форма взаимодействия учителей с родителями, как отмечает О.Л. Зверева и Т.В. Кротова - родительское собрание. В нем обсуждаются проблемы жизни детей и групп родителей. Встречи не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск [8].
К инновационным формам взаимодействия ОУ с семьей относятся:
- тренинг (проигрывание различных ситуаций, получение практических знаний в вопросах воспитания и обучения детей);
- флэш-моб (способствует сплочению и установлению доверительных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса);
- промо-акция (данная форма предполагает целый ряд мероприятий, связанных с представлением рекламируемого события, услуги в яркой и запоминающейся форме при прямом общении с родителями. Такой тесный контакт с ними дает возможность донести необходимую информацию быстро и эффективно);
- новостная лента (способствует вовлечению родителей и повышению их заинтересованности в мероприятиях ОУ.
Круглый стол отличается от встречи тем, что участники свободно общаются по данной теме друг с другом. Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе на основе целей программы.
Педагогическая гостиная. Рекомендуется проводить в начале и в конце года. Родители знакомятся с мероприятиями, запланированными на год, вносят свои предложения о том какую помощь и поддержку они могут оказать в планируемых мероприятиях, а также свои пожелания и предложения на учебный год. В конце года такие собрания позволяют дать оценку и проанализировать достижения и ошибки [32].
Родительская конференция. Во время подготовки мероприятия проводится подготовительный этап, на котором родителям задают задание по определенной теме.
Мастерская. На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Вместе с родителями происходит воспроизведение или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы обучения.
«Душевный разговор». Такая встреча может быть разработана не для всех родителей, но для тех. чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и т.д.).
Мастер-класс. Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что преподаватели, родители или приглашенные эксперты из школы могут провести небольшое занятие, то есть поделиться опытом воспитания и развития детей, продемонстрировать свои достижения в определенной области.
«Ток-шоу». Встреча, организованная в этой форме, подразумевает обсуждение одной проблемы с разных точек зрения, подробное описание проблемы и возможные пути ее решения.
Тренинг. Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие со своим ребенком, - это обучение родителей. Оба родителя должны участвовать. Для эффективности обучение должно включать 5-8 занятий. Как правило, их проводит психолог, который позволяет родителям временно чувствовать себя ребенком, снова испытать детские эмоции.
Тематические консультации. Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна.
Открытые уроки с детьми для родителей. Они призваны ознакомить родителей со структурой и особенностями проведения уроков и занятий в образовательном учреждении.
Педагогический совет с участием родителей. Предполагается вовлечь родителей в активное понимание проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Семейные клубы, отличие от родительских собрании, основанных на поучительной форме общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности и личных интересов.
При работе с родителями можно использовать такую форму, как «Родительский университет», где различные отделы могут работать в соответствии с потребностями родителей детей с ОВЗ: «Департамент компетентного материнства», «Департамент эффективного родительства», «Департамент семейных традиций» [3].
Индивидуальными формами взаимодействия педагогов с семьями являются:
Посещение семьи. Педагоги каждой возрастной группы должна посещать семьи своих учеников. Каждый визит имеет свою собственную цель.
Одной из наиболее доступных форы общения с семьей является - педагогическая беседа с родителями. Беседа может выступать отдельной формой, либо использоваться в качестве метода, но уже в сочетании с другими формами взаимодействия.
Индивидуальные консультации. Консультации могут быть устными и письменными, запланированными и незапланированными, с различными темами [4].
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы работы педагогов с семьями обучающихся.
Благодаря этим формам родители получают возможность познакомиться с условиями организации образовательного процесса в школе, его содержанием и ведущими педагогическими задачами. В качестве средств реализации данных форм используются записи, видеофрагменты и фотографии организации различных видов деятельности обучающихся школы, выполнения ими режимных моментов и творческих заданий, а также выставки детских работ, информационные стенды и папки-передвижки [6].
Как уже было сказано выше, нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями направлены на привлечение их внимания к школе, установление неформальных контактов и подлинного сотрудничества. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации и развития педагогической рефлексии [1].
В условиях современных реалий использование нетрадиционных форм при непосредственном взаимодействии школы с семьей требует от его участников значительных физических, эмоциональных и временных затрат. Многие родители не могут позволить себе активное участие в большинстве очных мероприятий, которые организует учитель, в силу собственной производственной занятости, либо элементарного физического утомления после трудного рабочего дня. При этом мы хотим отметить, что большинство таких родителей не менее остальных интересуются вопросами воспитания своих детей и желают реализовывать этот процесс грамотно и эффективно [24].
Поэтому все более широкое применение в современной практике находят информационно-коммуникационные формы взаимодействия с семьей, позволяющие без визуального контакта с педагогом вовлечь родителей в процесс развития, воспитания и познания собственного ребенка.
Информационно-коммуникационные формы дают возможность родителям комфортно и интересно знакомиться с жизнью группы заниматься и экономят время, позволяя быстро делиться актуальной информацией, что соответствует современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
При организации ИКТ как средства взаимодействия родителей и образовательного учреждения педагогу важно определить с internet – ресурсами, которые он будет использовать в общении с родителями, в частности internet – мессенджерами и тематическим содержанием мультимедийного контента.
В данном контексте, internet-ресурсы, являются средствами, обеспечивающими возможность дистанционного взаимодействия и способные определять его успешность.
Помимо выбранных форм и средств взаимодействия педагогов и родителей, в перечне условий, способствующих их плодотворному сотрудничеству, имеет огромное значение правильный подбор методов, обеспечивающих данное взаимодействие.
В настоящее время наиболее востребованными и эффективными принято считать методы активного взаимодействия [9].
Е.П. Арнаутова предлагает множество активных методов для развития педагогических компетенций.
Используемые современные методы должны основываться на:
- активизации родителей, предполагающей, что предлагаемый ИКТ и разработанный материал должен быть для них актуальным и интересным, сватанным с личным опытом и побуждающим к обсуждению и размышлениям. Достижению этого будут способствовать: учет родительских запросов и пожеланий при тематическом подборе материала, постановка дискуссионных вопросов для обсуждения, например, двух различных точек зрения, я также приведение аналогичных примеров из реальней жизни.
- развитии педагогической рефлексии, подразумевающей, что родители должны анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность: обнаруживать свои педагогические ошибки н их причины. Способствовать этому будут анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной деятельности, применение домашних заданий.
Список литературы:
1.Алмазова, Ольга Владимировна. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 050712 - Тифлопедагогика, 050713 - Сурдопедагогика, 050714 - Олигофренопедагогика, 050715 - Логопедия, 050716 - Спец. психология, 050717 - Спец. дошк. педагогика и психология / О. В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2010. — 306 с. 5 экз.
2.Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого- педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник КемГУ. 2018. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-organizatsii-i-provedeniya-programmy-psihologo-pedagogicheskoy-podderzhki-formirovaniya-roditelskoy
3.Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/archive/76/13019/
4.Ассанович, М.А. Интегративная система диагностики методом Роршаха / М.А. Ассанович. - Москва: Когито-Центр, 2011. - 400 с.
5.Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: Учеб.для вузов: Учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец.психологии / Л.Ф.Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005. — 351с. 14 экз.
6.Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учеб.-метод.пособие / Рос.акад.образования; Моск.психол.-социал.ин-т; Ред.-сост.Г.В.Бурменская. — 2-е изд., расш. — М.: Моск.психол.-социал.ин-т, 2005. — 656с. 5 экз.
7.Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 80–96. doi:10.17759/cpp.2016240106
8.Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография. –Екатеринбург: [б.и.], 2013. –364 с.
9.Глевицкая Вера Сергеевна, Полякова Наталья Анатольевна Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5.
10.Зонди, Л. Экспериментальная диагностика побуждений. С приложением «Психодиагностических таблиц» / Л. Зонди; ред. В. Джоса; пер. З.А. Кривулина. - Москва: Когито-Центр, 2013. - 288 с.
11.Козьяков, Р.В. Методы и методики диагностики эмоций / Р.В. Козьяков. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 162 с.
12.Минюрова С.А.. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии.-Екатеринбург:[б. и.],2010.-176с. (10 экз.)
13.Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов.» 2015-2016 уч.год.
quot;Средства организации учебно-речевой деятельности ." ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Организационные формы взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ"
Тенденции развития взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ; приоритетные направления; организационные формы взаимодействия....
Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ".
Принципы коррекционно-развивающего обучения, задачи...
Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Место проектов в образовательном процессе школы"
Выстраивание проектной деятельности, этапы работы....
Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "ФГОС для детей с нарушением интеллекта,общие положения."
Особые образовательные потребности обучающихся разных групп, имеющих нарушение интеллекта...