Дополнительная образовательная программа «БОС - Дыхание. Уроки здоровья»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bos-dyhanie_uroki_zdorovya.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького»
УТВЕРЖДАЮ: Директор средней школы №1 им. М.Горького _____________А.Ю.Таратынов |
Асбестовского городского округа
Дополнительная
образовательная программа
«БОС - Дыхание. Уроки здоровья»
Разработчик:
Никандрова
Тамара Николаевна
педагог дополнительного
образования
Асбест, 2015 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Тематическое планирование
- Учебно – методическое обеспечение
- Материально – техническое обеспечение
- Календарно – тематическое планирование
- Система оценивания
- Контрольно – измерительные материалы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «БОС-Дыхание. Уроки здоровья» составлена на основе авторской программы А.А. Сметанкина - ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи» города Санкт-Петербурга.
Программа «БОС - Дыхание. Уроки здоровья» представляет образовательную область научно-технической и оздоровительной направленности.
Новизна программы «БОС- Дыхание. Уроки здоровья» в том, что авторы программы на основе собственного опыта работы, своих разработок и публикаций, а так же изученной по данной теме литературы, предлагают практические методы и способы само - оздоровления, само - коррекции физического, психо - эмоционального состояния в условиях повседневной жизни.
Актуальность программы связана с тем, что за последние десятилетия в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни воспитанников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Педагогическая целесообразность. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются занятия «БОС- Дыхание. Уроки здоровья». Программа «Бос- Дыхание. Уроки здоровья» предназначена для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего школьного возраста.
Цель программы: выработка у воспитанников навыка диафрагмально - релаксационного дыхания с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца).
Основные задачи программы:
- изучить состояние работы органов и системы воспитанников (диагностика состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, формирование банка данных при осуществлении мониторинга);
- использовать резервные функции организма, способствовать стабилизации общего состояния каждого ребенка;
- обеспечить взаимодействие и слаженную работу физиологических систем организма, гармонию ребенка в отношениях с самим собой и с окружающим миром;
- профилактика заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем (снятие психо-эмоционального напряжения; улучшение общего самочувствия – сна, работоспособности, настроения; развитие внимания, сосредоточенности, усидчивости, самоконтроля);
- оздоравливать детей группы риска;
- разъяснять специальные знания по сохранению и укреплению здоровья среди педагогов, родителей.
Отличительные особенности. Здоровье сберегающая технология БОС является высокоэффективной, немедикоментозной, абсолютно безвредной методикой диагностики и восстановительного лечения, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозированно подбирать каждому ребёнку нагрузку и эффективно контролировать ее выполнение
Возраст детей. Набор в группы осуществляется на основании заявлений родителей воспитанников. Программа «БОС- Дыхание. Уроки здоровья» рассчитана на обучение детей 6,5-11 лет.
Сроки реализации программы. Нормативный срок освоения: 15 часов в год (1час в неделю) с использованием тренажера ПБС - БОС «Дыхание».
Формы и режим занятий.
Групповая, индивидуальная. В программе предусмотрено увеличение количества часов (от 16 до 18 часов). Дополнительные занятия направлены на закрепление у воспитанников полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные УУД- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Регулятивные УУД - умения организовывать свою деятельность, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД - умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД - умение общаться, взаимодействовать с людьми, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
По окончании уроков здоровья воспитанники должны:
знать
- о дыхательной системе человека, газообмене;
- способы дыхания по методу БОС,
- показания и противопоказания к применению метода БОС;
- способы расслабления;
- технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания;
- ТБ при работе с компьютером
уметь
- расслабляться,
- дышать диафрагмой (животом),
- снижать пульс на выдохе,
- снижать частоту дыхания,
- использовать приобретенный навык дыхания без
сигналов обратной связи,
- заполнять дневники здоровья,
- анализировать результаты, проведенного сеанса.
Содержание изучаемого курса
1 класс
Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.
Цель теоретических занятий:
- формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.
На этих занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.
Цель теоретико-практических занятий:
- закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;
- формирование понятия здорового образа жизни.
На этих занятиях формируется умение работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.
Описание уроков.
Теоретические уроки.
Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.
Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).
Теоретико – практические уроки:
Этап 2. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС
Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).
Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).
Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:
- оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.
Теоретические уроки – 3 ч
- «Путешествие в страну «Здоровейка»
Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости укрепления своего здоровья.
- «Путешествие в увлекательный мир дыхания»
Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.
- «Правильное дыхание»
Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.
Теоретико – практические уроки – 13/15 ч
- Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.
Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
- Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4ч.
Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.
- Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.
- Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.
На занятиях закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.
Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.
2 класс
Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.
Цель теоретических занятий:
- формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.
На этих занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.
Цель теоретико-практических занятий:
- закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;
- формирование понятия здорового образа жизни.
На этих занятиях формируется умение работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.
Описание уроков.
Теоретические уроки.
Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.
Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).
Теоретико–практические уроки:
Этап 2. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС
Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 (теоретико - практического курса).
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 (теоретико -практического курса).
Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 9(теоретико -практического курса).
Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:
- оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.
Теоретические уроки – 3 ч
1. «Путешествие в страну «Здоровейка»
Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости укрепления своего здоровья.
2. «Путешествие в увлекательный мир дыхания»
Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.
3.«Правильное дыхание»
Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.
Теоретико – практические уроки – 13/15 ч
4.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.
Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
5.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.
6.Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.
7.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.
На занятиях закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.
Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.
3 класс
Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.
Цель теоретических занятий:
- формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.
На этих занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.
Цель теоретико-практических занятий:
- закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;
- формирование понятия здорового образа жизни.
На этих занятиях формируется умение работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.
Описание уроков.
Теоретические уроки.
Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.
Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).
Теоретико – практические уроки:
Этап 2. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС
Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).
Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).
Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:
- оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.
Теоретические уроки – 3 ч
1.«Путешествие в страну «Здоровейка»
Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости укрепления своего здоровья.
2.«Путешествие в увлекательный мир дыхания»
Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.
3.«Правильное дыхание»
Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.
Теоретико – практические уроки – 13/15 ч
4.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.
Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
5.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.
6.Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.
7.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.
На занятиях закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.
Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.
4 класс
Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.
Цель теоретических занятий:
- формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.
На этих занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.
Цель теоретико-практических занятий:
- закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;
- формирование понятия здорового образа жизни.
На этих занятиях формируется умение работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.
Описание уроков.
Теоретические уроки.
Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.
Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).
Теоретико – практические уроки:
Этап 2. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС
Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).
Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).
Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:
- оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.
Теоретические уроки – 3 ч
1.«Путешествие в страну «Здоровейка»
Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости укрепления своего здоровья.
2.«Путешествие в увлекательный мир дыхания»
Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.
3.«Правильное дыхание»
Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.
Теоретико – практические уроки – 13/15 ч
1.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.
Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
2.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.
3.Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.
Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.
4.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.
На занятиях закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.
Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Теоретический курс. 3 | ||
1 | Путешествие в страну Здоровейка. | 1 |
2 | Путешествие в увлекательный мир дыхания. | 1 |
3 | Правильное дыхание. | 1 |
Теоретико- практический курс 13/15 | ||
4 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 2 |
5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
6 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
7 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 3/5 |
Итого | 16/18 |
2 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Теоретический курс. 3 | ||
1 | Путешествие в страну Здоровейка. | 1 |
2 | Путешествие в увлекательный мир дыхания. | 1 |
3 | Правильное дыхание. | 1 |
Теоретико- практический курс 13/15 | ||
4 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 2 |
5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
6 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
7 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 3/5 |
Итого | 16/18 |
3 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Теоретический курс. 3 | ||
1 | Путешествие в страну Здоровейка. | 1 |
2 | Путешествие в увлекательный мир дыхания. | 1 |
3 | Правильное дыхание. | 1 |
Теоретико- практический курс 13/15 | ||
4 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 2 |
5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
6 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
7 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 3/5 |
Итого | 16/18 |
4 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Теоретический курс. 3 | ||
1 | Путешествие в страну Здоровейка. | 1 |
2 | Путешествие в увлекательный мир дыхания. | 1 |
3 | Правильное дыхание. | 1 |
Теоретико- практический курс 13/15 | ||
4 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 2 |
5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
6 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 4 |
7 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 3/5 |
Итого | 16/18 |
Учебно - методическое обеспечение
Дополнительная образовательная программа ориентирована на использование кабинета «БОС – Здоровье» (класса – комплекта на 9 персональных компьютеров) для системы образования.
Одним из наиболее широко применяемых методов является беседа. Она позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. В процессе межличностного общения в цепи « педагог-ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Для реализации дополнительной образовательной программы «БОС-Здоровье» применяются методические приёмы:
- игровой момент (для заинтересованности);
-рассказ, беседа;
-физминутка, гимнастика для глаз;
-индивидуальный подход;
-итог занятия (рефлексия).
Основным видом занятий является практическая деятельность. Время распределяется следующим образом:
-вводный инструктаж-10% учебного времени;
-сообщение познавательных сведений-20%;
-практическая работа- 40%;
-подведение итогов -20%;
-уборка рабочих мест-10%.
Наглядные пособия:
- рисунки детей на тему « Что такое Здоровье?»;
- плакат « Пирамида Здоровья".
Видеоматериалы:
- «Есть такой школьный предмет – Здоровье»;
- «Россия - подари себе здоровье»;
- «Учитель здоровья»;
- «Презентация кабинета «БОС – Здоровье»;
- «Организация и методика проведения теоретических и практических занятий «БОС-Здоровье».
Мультимедийные презентации:
- «Путешествие в страну Здоровейка»;
- «Уроки Здоровья» для начальной школы.
Электронные образовательные ресурсы:
Учебно-методическая литература для учителя:
- Головина А. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003.
- Головина А. Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003.
- Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровья» под общей редакцией А.А.Сметанкина. НОУ «Институт биологической обратной связи». – СПб.: Питер. 2009. – 63с.
- Сметанкин А. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
Учебная литература для учащихся:
- Сметанкин А. Будь здоров, малыш! – СПб.: Питер. 2008. – 28с.
- Сметанкин А. Открытый урок здоровья. Издательство «Питер». СПб.: 2011. – 160с.; ил. – (Серия «Исцели себя сам»)
Материально – техническое обеспечение
Экранно – звуковые пособия
- Программный комплекс «Дыхание 2. 0»;
- Программный комплекс «Журнал 1.3.»;
- Презентации для теоретических занятий.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер (9 шт.);
- Прибор ПБС – БОС (9 шт.);
- Датчики (9 шт.);
- Ремень (9 шт.);
- Наушники (9 шт.).
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тип урока | Тема урока | Количество часов | План (дата) | Факт (дата) |
Теоретический курс | |||||
Вводный. Теоретический | Инструктаж по правилам поведения детей в компьютерном классе. «Путешествие в страну Здоровейка» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в увлекательный мир дыхания» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в мир здоровья» | 1 | |||
Теоретико-практический курс | |||||
Занятие №1 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №2 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №3 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №4 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №6 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №7 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №8 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №9 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №10 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №11 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 2/4 | |||
Занятие №12 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 1/1 | |||
Итого количество часов | 16/18 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тип урока | Тема урока | Количество часов | План (дата) | Факт (дата) |
Теоретический курс | |||||
Вводный. Теоретический | Инструктаж по правилам поведения детей в компьютерном классе. «Путешествие в страну Здоровейка» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в увлекательный мир дыхания» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в мир здоровья» | 1 | |||
Теоретико-практический курс | |||||
Занятие №1 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №2 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №3 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №4 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №6 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №7 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №8 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №9 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №10 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №11 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 2/4 | |||
Занятие №12 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 1/1 | |||
Итого количество часов | 16/18 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тип урока | Тема урока | Количество часов | План (дата) | Факт (дата) |
Теоретический курс | |||||
Вводный. Теоретический | Инструктаж по правилам поведения детей в компьютерном классе. «Путешествие в страну Здоровейка» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в увлекательный мир дыхания» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в мир здоровья» | 1 | |||
Теоретико-практический курс | |||||
Занятие №1 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №2 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №3 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №4 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №6 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №7 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №8 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №9 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №10 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №11 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 2/4 | |||
Занятие №12 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 1/1 | |||
Итого количество часов | 16/18 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тип урока | Тема урока | Количество часов | План (дата) | Факт (дата) |
Теоретический курс | |||||
Вводный. Теоретический | Инструктаж по правилам поведения детей в компьютерном классе. «Путешествие в страну Здоровейка» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в увлекательный мир дыхания» | 1 | |||
Теоретический | «Путешествие в мир здоровья» | 1 | |||
Теоретико-практический курс | |||||
Занятие №1 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №2 | Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. | 1 | |||
Занятие №3 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №4 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №5 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №6 | Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №7 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №8 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №9 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №10 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. | 1 | |||
Занятие №11 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 2/4 | |||
Занятие №12 | Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. | 1/1 | |||
Итого количество часов | 16/18 |
Система оценивания
Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально-релаксационного дыхания осуществляется проведением и сравнением результатов входной и итоговой диагностики теоретико-практических уроков «БОС- Дыхание. Уроки здоровья». Сопоставляя данные начала года и конца, определяется динамика формирования навыка диафрагмально-релаксационного дыхания у воспитанников.
Критерии выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС:
- увеличение ДАС ((дыхательной аритмии сердца);
- снижение числа дыханий (до 7-12 дыханий в минуту);
- снижение числа сердечных сокращений на выдохе;
- ровная стабильная пульсограмма;
- повышение оценки.
На каждого воспитанника заполняется электронная и бумажная версия «Паспорта здоровья», где отслеживается динамика усвоения дыхательной гимнастики, ДАС (дыхательной аритмии сердца) (Приложение 1).
Программа «Дыхание 2.1» разработана таким образом, что после каждого проведенного занятия на тренажере «БОС-Дыхание» компьютер выводит результат на экран монитора в виде:
- оценки;
- среднего показателя величины ДАС за урок «БОС-Дыхание»;
- графика изменения пульса и частоты дыхания во время урока.
Эти данные записываются в память компьютера под именем данного воспитанника. Завтра этот воспитанник снова придет заниматься, значит и следующий урок попадает в память на хранение.
Оценка за здоровье является необходимым атрибутом образовательного процесса. По окончании занятия «БОС-Дыхание» у воспитанника фиксируется среднее значение ДАС. Далее компьютерная программа, учитывая возраст и показатель ДАС ученика, выставляет оценку за здоровье (табл. 1).
Таблица 1. «Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья»( возраст от 4 до 20 лет).
ДАС (уд./мин.) | Оценка здоровья (баллы) |
>33 | «5» |
25-32 | «4» |
17-24 | «3» |
9-16 | «2» |
0-8 | «1» |
.
Низкая оценка за занятие не показатель плохих знаний ребенка, а показатель уровня его здоровья, который будет повышаться по мере проведения уроков «БОС-Здоровье»: ребенок пока не владеет навыком правильного дыхания и ему необходимо продолжить уроки «БОС-Здоровье».
Повышение оценки за урок говорит о том, что ребенок начал овладевать навыком и что его здоровье стало укрепляться. Если оценка упорно не желает расти, значит, следует показать ребенка врачу для проведения широкого обследования и выяснения причин его нездоровья.
Требования к уровню усвоения планируемых результатов
Основные характеристики диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС:
- Смещение активности дыхательных движений в область диафрагмы и мышц живота.
- Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей школьного возраста до 5 - 8 дыханий в минуту.
- Увеличение показателя ДАС преимущественно за счет понижения минимальных значений числа сердечных сокращений (приблизительно в 1,5-2 и более раза по сравнению с фоновыми) в каждом дыхательном цикле.
- Соответствие средних значений числа сердечных сокращений возрастной норме.
- Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении.
- Повышение или нормализация периферической температуры пальцев.
- Устранение избыточного психо-эмоционального и мышечного напряжения.
- Положительная динамика со стороны высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
- Активизация волевых качеств личности воспитанника (активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости, работоспособности).
- Расширение резервных и адаптационных способностей организма. Улучшение вегетативных функций организма.
11. Воспроизведение навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без биологической обратной связи (в периоды отдыха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
Дополнительная образовательная программа для младших школьников "Уроки здоровья"
Содержание программы включает в себя ролевые и подвижные игры, различные игровые упражнения, элементы танцев, материалы для бесед о здоровье и гигиене младшего школьника, соревнования, КВН.Главной цел...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"
Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формировани...
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию
«Ступени здоровья» Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей среднего школьного возраста, попавших в ...
Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...
Дополнительная образовательная программа "В здоровом теле здоровый дух" для учащихся 8 классов
Программа "В здорово теле здоровый дух" представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся...