Доклад по самообразованию "Воспитательная работа как форма организации досуга детей"
учебно-методический материал по теме
В наше время тема «Воспитательная работа как форма организации досуга детей» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗООВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ПГТ ТЫМОВСКОЕ»
Тема;
«Воспитательная работа как форма
организации досуга детей»
Выполнила
педагог-организатор
МБОО ДО ДДиЮ
Мёдова Л.П.
пгт Тымовское
2017год
Обоснование выбора темы
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
В наше время тема «Воспитательная работа как форма организации досуга детей» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Муниципальное бюджетное образовательное организация дополнительного образования «Дом детства и юношества пгт Тымовское» является составной частью всей системы дополнительного образования в нашем районе. Здесь созданы все условия организации доступного досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
План досуговых мероприятий, составляется в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- досуговые мероприятия для объединений (участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся «Дома детства и юношества» и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- муниципальные конкурсы.
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях.
Задачи:
- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
- Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
- Сплочение обучающихся через совместную досуговую деятельность;
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего края, страны;
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
- Популяризация семейного досуга;
- Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:
- Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
- Повышение культуры досугового общения обучающихся;
- Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
- Рост уровня сплочённости объединений обучающихся «Дома детства и юношества»;
- Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Анализ подготовки и проведения мероприятия;
- Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии;
- Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование);
- Самоанализ организационной деятельности;
- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);
- Социальные показатели (заинтересованность обучающихся);
- Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
- конкурсно – познавательные программы;
- конкурсно - развлекательные программы;
- конкурсно - игровые программы;
- акции;
- экскурсии;
- праздничные мероприятия;
- выставки;
- беседы, викторины;
- просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- встречи с интересными людьми.
Формы работы построены по разделам в соответствии с принятыми направлениями: здоровый образ жизни, правовое воспитание, профилактика детского травматизма и асоциального поведения, экологическое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, профориентационное, досуговое.
Используя различные формы деятельности, надо иметь в виду, что каждая из них обладает специфическими возможностями для приобретения определенных знаний, умений и навыков.
При подготовке досуговых воспитательных мероприятий обязательно следует учитывать следующие аспекты:
- Возрастные особенности;
- Индивидуальные особенности;
- Интересы детей;
- Социокультурные потребности;
- Мнение, запросы и предложения самих детей в выборе форм и видов деятельности.
В своей работе я использую многие формы работы:
- Игра по станциям; «Безопасное колесо», «Квест-игра», «Кругосветка»
- Концертные программы (тематические);( «День Победы», «Встреча с ветеранами», «Мама-первое слово», гала-концерт «Школьная весна», «Виктория», «Новогодние представление» и т.д.)
- Акции («Внимание – дорога!», «Позвони родителям» (ко Дню пожилых людей), «Зачем порядок нужен вокруг?» и др.);
- Викторины; (экологические, по сказкам, ко дню конституции, ко дню космонавтики и т.д.;
- Спортивные мероприятия («Малая олимпиада», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», 2День здоровья» и т.д.);
- Фотоконкурсы;
- Конкурсы рисунков, макетов;
- Выставка прикладного творчества;
- Конференции.
Приподготовке досугового мероприятия педагог должен:
- определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;
- разработать план подготовки и проведения мероприятия;
- определить ключевые моменты мероприятия;
- выбрать участников его подготовки, распределить задания между участниками и группами.
Выбор тем и форм проводимых мероприятий определяется в соответствии с целями и задачами работы Дома детства и юношества, муниципальным воспитательным планом и воспитательным планом педагога-организатора.
Культурно-массовые мероприятия дают представление о творческих возможностях воспитанников, помогают раскрытию талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной организации их досуга.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе.
Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организация досуговой деятельности в этот период времени «бьет ключом». Каждый день на протяжении лагерной смены проводятся масса мероприятий. Это и спортивные праздники и соревнования, развлекательные мероприятия, театрализация сказок, конкурс рисунков на асфальте, экскурсии, выезд на море, концерты, фестивали, настольные игры, игры-забавы, викторины, беседы, кругосветка и т.д. Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, приглашаем родителей на праздники.
На протяжении нескольких лет мною ведется мониторинговая работа по отслеживанию включенность школ района и объединения Дома детства и юношества в досуговую деятельность через участие в воспитательных мероприятиях.
Успех воспитательной работы в организации досуговой деятельности,
зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения педагога-организатора придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Используемая литература:
1.ж. Дополнительное образование №9- 2008г. Стр.22
2. Учебное пособие «Русское слово»- М- 2009г.
3.Шехтер С.И. Н. М. Воскресенский «Гражданское образование. Содержание и методы обучения» М. Просвещение-1997г
4. Тубельский А. Н. «Школа самоопределения» -М. 1999г
5. интернет.ресурсы с. www Informika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуга детей в ГПД
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде вс...
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования...
Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста
Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...
Новые формы организации досуга детей
В статье рассказывается о том, как совместить досуг детей и их интеллектуальное развитие. Как заинтересовать детей учёбой, при этом не заставляя их учиться....
Проектная деятельность как одна из форм организации досуга воспитанников ДОУ
Доклад на РМО воспитателей....
Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры
Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры...
Презентация по ОСЖ "Формы организации досуга в семье"
Презентация по ОСЖ 9 класс "Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье"...