Гимнастика ума
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Гимнастика ума».
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель программы:
Мокшанова Алла Бенедиктасовна,
педагог дополнительного образования
Москва- 2017 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы:
социально педагогическая.
1.2. Уровень освоения программы: ознакомительный.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Поэтому необходимо помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Новизна программы «Гимнастика ума» заключается в том, что помогает сформировать у ребенка первые представления о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Педагогическая целесообразность программы позволяет проследить, как постепенно дошкольники учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, как приобретают навыки измерения, счета, представления о размере, форме, и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве. Ребенок учится «открывать» мир закономерностей.
Актуальность программы «Гимнастика ума» заключается в формировании у ребёнка дошкольного возраста основ математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации к процессам информатизации и технологизации общества.
Программа «Гимнастика ума» носит многоаспектный характер: её значимость продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Мы должны помочь ребёнку стать человеком любознательным, активным, принимающим живое, заинтересованным в школьной жизни, обладающему способностью решать интеллектуальные и личностные задачи. Роль логики при этом невозможно переоценить.
1.4. Отличительные особенности программы:
Поскольку в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности, первостепенное значение в программе отводится принципу комфортности, то есть создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети независимо от их особенностей, чувствуют себя как дома.
Дидактической основой организации работы с детьми в программе «Гимнастика ума» является следующая система дидактических принципов:
– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
– новое знание даётся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе (принцип деятельности);
– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);
– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
– обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой (принцип непрерывности).
Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922.
1.5. Цель программы: формирование у дошкольников математических знаний и умений, соответствующих потребностям общества и возможностям интеллектуального развития самих детей.
1.6. Задачи программы:
Учебные:
- формирование у детей того объёма знаний, умений, навыков, которые необходимы
для самостоятельного решения новых вопросов;
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные
геометрические представления.
Развивающие:
- развитие познавательных процессов, включающих в себя умение наблюдать и
сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного,
находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить
простейшие гипотезы, проверять их, проводить классификацию;
- тренировка внимания, наблюдательности, логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание у детей самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и
настойчивости в преодолении трудностей;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Эти задачи решаются в комплексе. Новый материал на занятиях вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
1.7. Категория обучающихся: Программа разработана для детей 5-7 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий: Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы-8-10человек.
Режим занятий: программа рассчитана на 36 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.
1.9. Планируемые результаты освоения программы:
Дети (5-6лет)
Ребёнок учится доказывать свою точку зрения; он любознателен; сообразителен; умеет слышать и слушать; у него сформированы познавательные способности.
К концу учебного года ребёнок будет знать и уметь:
- - выделять свойства предметов.
- - сравнивать предмет или группы предметов по одному или нескольким признакам.
- - выполнять различные логические операции.
- - уметь строить высказывания, делать умозаключения.
- - определять правильную логическую последовательность.
- - решать логические задачи.
- - считать в пределах 10.
- - различать геометрические фигуры.
- - ориентироваться в пространстве и во времени.
- - выполнять различные математические действия.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план
5 – 6 лет
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Формы аттестации (контроля) |
1 | Введение. Встреча с миром логики. Техника безопасности. | 1 | - | 1 | Открытое занятие |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Представления о предмете. Объединение предметов в группы по общему свойству: - цвет и оттенки; - форма; - размер; - целое и части. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | |
3 3.1 3.2 | Пространственные представления: - на, над, под, справа-слева, между-посередине, выше-ниже и т. д. - работа в тетрадях | - - | 1 1 | 1 1 | |
4 | Временные представления: - вчера-сегодня-завтра; раньше-позже; время суток | - | 1 | 1 | |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Логические операции: - сериация; - классификация; - сравнение; - обобщения; - анализ и синтез | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 | |
6 | Геометрические фигуры: - круг; - квадрат; - треугольник; - прямоугольник; - трапеция | - 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 1 2 2 2 2 | |
7 | Числа и цифры 1 - 10 | 1 | 1 | 2 | |
8 | Логические задачи и упражнения | 1 | - | 1 | |
9 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | |
Итого: | 16 | 20 | 36 |
Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, массовая.
При работе по программе «Гимнастика ума» используются следующие методы: словесные - (объяснение, рассказ, беседа); наглядные - (показ, демонстрация наглядных пособий); практические - (рисование, творческие задания); игровые - (дидактические игры, упражнения, путешествия).
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1.Введение. Встреча с миром логики. (1час)
Теория(1ч). Знакомство с целью и задачами программы «Гимнастика ума». Совместная игровая деятельность детей и родителей. Техника безопасности на занятиях.
Тема 2.Представления о предмете. Объединение предметов в группы по общему свойству. (8часов)
Теория (1ч).
- – цвет и оттенки:
Анализ, синтез, сравнение. Знакомство и поиск предметов с разными и одинаковыми цветовыми свойствами. Словесное описание предметов с разными свойствами.
Практика (1ч).
Игры: «Подбери по цвету»; «Найди по описанию»; «Сложи узор»; «Чего не хватает?».
Теория (1ч).
- – форма:
Анализ, синтез, сравнение. Знакомство и нахождение предметов с одинаковой и различной формой. Соотнесение предметов с геометрическими фигурами.
Практика (1ч).
Игры: «Подбери по форме»; «Найди такой же»; «Засели домики»; «Чудесный мешочек».
«Построй дорожку»; «Калейдоскоп».
Теория (1ч).
2.3 – размер:
Анализ, синтез, сравнение. Знакомство и поиск предметов с различными размерами, их сравнение.
Практика (1ч).
Логические ряды – расположение разных по величине предметов в ряд (по убыванию и возрастанию).
Игры: «Бусы для мамы»; «Подбери заплатку к коврику»; «Чего не хватает?»; «Загадки».
Теория (1ч).
2.4 – целое и части:
Знакомство с самим предметом как в целом, так и с частями. Определение формы этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу. Добиваться понимания детьми того, что часть меньше целого, целое можно разделить на части.
Практика (2ч).
Игры: «Четвёртый лишний»; «Что получится, если…»; «Дополни ряд»; «Танграм».
Тема 3. Пространственные представления. (2 часа)
Теория (1ч).
Формировать у детей, закреплять и расширять пространственные представления:
- ближе-дальше; выше-ниже; на; над; под; посередине; слева-справа; к себе-от себя и т.д.
Практика (1ч).
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку и при помощи плана.
Игры: «Куда села муха?»; «Где спрятался Мишка?»; «Противоположности»; «Магазин»; «Лесные дорожки»; «Продолжай…».
Тема 4. Временные представления. (1 час)
Теория.
Формировать у детей, закреплять и расширять временные представления:
- время суток; дни недели; вчера – сегодня - завтра.
Учить детей умению определять и выражать последовательность событий:
- сначала - потом, раньше - позже.
Практика(1ч).
Игры: «Что сначала-что потом»; «Когда это бывает?»; «Лишнее слово»;
«Что изменилось?»; «Торопись, да не ошибись».
Тема 5. Логические операции. (10часов)
Теория (1ч).
5.1- сериация:
Нахождение серийных признаков предметов. Выделение предмета из группы по тому или иному признаку (выше, ниже, больше, меньше и т. д.)
Практика (1ч).
Игры: «Матрёшки»; «Разложи по полочкам»; «День рождение»; «Домики».
Теория (1ч).
5.2- классификация:
Нахождение и объединение предметов в группы по основным существенным признакам:
цвет, форма, размер, материал, возраст, одушевлённость и т. д.
Практика (1ч).
Игры: «Назови одним словом»; «Четвёртый лишний»; «Засели домики».
Теория (1ч).
5.3- сравнение:
Нахождение и сравнение общих признаков в группе предметов. Сравнение родового и
видового действия.
Практика (1ч).
Игры: «Что пропущено?»; «Что следующее?»; «Сравни друг с другом».
Теория (1ч).
5.4- обобщения:
Обобщение по признакам. Множества. Выделение подмножеств. Объединение множеств.
Практика (1ч).
Игры: «Разложи по обручам»; «Назови одним словом»; «Кто лишний?»; «Построй по образцу».
Теория 1(ч).
5.5- анализ и синтез:
Знакомство и закрепление логических понятий «все», «некоторые», «ни один». Анализ предполагаемых ситуаций и нахождение решений.
Практика (1ч).
Составление алгоритма с учётом возможных вариантов ответов.
Игры: «Поиск клада»; «Что произойдёт, если…»; «Найди следующую картинку».
Тема 6. Геометрические фигуры. (9часов)
Теория 4(ч).
Продолжить знакомство детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция. Расширять представления детей о разновидности четырёхугольника.
Практика 5(ч).
Игры: «Необычные фигуры»; «Блоки Дьенеша»; «Представь, что это?»; «Найди по описанию».
Тема 7. Числа и цифры 1 – 10. (2 часа)
Теория (1ч).
Формировать и закреплять у детей представления: о числах и цифрах. Добиваться освоения детьми количественного и порядкового счёта от 1 до 10.
Практика (1ч).
Формировать умение писать числа и цифры (в пределах 10).
Игры: «Считай дальше»; «Примеров много – ответ один»; «Сколько вместе?»; «Найди нужное число».
Тема 8. Логические задачи и упражнения. (1 час)
Теория 1(ч).
Продолжить учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.
Практика
Игры: «Весёлый поезд»; «Нелепицы»; «Представь, что это?»; «Логические цепочки»; «Логика и цифры».
Тема 9. Итоговое занятие. (2 часа)
Практика (2ч).
Итоговое занятие за первое полугодие: «Юмор и логика».
Сюжетная линия – Дети пробуют рассмешить Несмеяну (друг друга), мозговая гимнастика, логическо – поисковые задания, весёлая переменка.
Итоговое занятие за второе полугодие: «По дороге в школу».
Сюжетная линия – Дети (умники и умницы), переходя от одной станции к
другой выполняют ряд заданий логико – математической направленности.
Контроль знаний по пройденным темам из базовых разделов. Проверка
уровня сформированности мыслительных операций, познавательного
процесса, способностей, навыков.
Планируемые результаты освоения программы:
Дети (6 – 7 лет)
Основным результатом становится дальнейшее продвижение детей в развитии познавательных процессов - (внимание, память, речь, фантазия, воображение); мыслительных операций - (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия); деятельностных способностей - (интерес к познанию, исполнение правил игры, преобразование игры); в общении - (нацеленность на получение общего положительного результата при совместном выполнении задачи в группе) и коммуникации - (изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом).
К концу учебного года ребенок будет знать и уметь:
1.- соотносить понятия «больше - меньше», «больше – меньше на …»
2.- объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть
совокупности.
3.- уметь делить целое на части и находить части целого.
4.- чёткое усвоение понятий - «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между»,
«каждый» и т.д.
5.- узнавать геометрические фигуры и тела, и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
6.- устанавливать равенство фигур с помощью наложения.
7.- знать части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
8.- определять время по часам. Прямой и обратный счёт от 1 до 10.
9.- устанавливать связи между различными явлениями.
10.- владеть логическими операциями мышления: выделять существенное,
сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.
11.- уметь непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
(вместимости), площади. Представление об общепринятых единицах измерения
(сантиметр, литр, килограмм).
12.- у ребёнка формируется любознательность, сообразительность, умение слышать и
слушать.
2.3.Учебный (тематический) план
6 – 7 лет
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Формы аттестации (контроля) |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | 1 | Открытое занятие |
2 | Пространственно – временные представления: - расположение в пространстве; - расположение на плоскости. | 1 1 | 1 1 | 2 2 | |
3 | Геометрические фигуры и тела. | 1 | 1 | 2 | |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Анализ, сравнение и классификация предметов: - по размеру; - по форме; - по цвету; - по разным основаниям. | 1 1 1 - | 1 1 1 1 | 2 2 2 1 | |
5 5.1 5.2 | Счет предметов: - прямой счет; цифры 1 – 10. - обратный счет; цифры 1 – 10. | 1 1 | 2 2 | 3 3 | |
6 6.1 6.2 6.3 6.4 | Содержательно – логические задачи и задания: - восприятие; - память; - внимание; - воображение. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | |
7 7.1 7.2 7.3
| Развитие характерных качеств мышления: - гибкость; - причинность; - системность. | 1 1 1 | 1 1 1 | 2 2 2 | |
8 | Итоговое занятие. | - | 2 | 2 | |
Итого: | 16 | 20 | 36 |
2.4.Содержание учебного плана
Тема 1. Введение (1час)
Знакомство с целью и задачами программы. Техника безопасности на занятиях,
улице, дома, в природе.
Тема 2. Пространственно – временные представления.(4 часа)
Теория (2ч).
Расположение предметов в окружающем их пространстве. Представления о сутках, днях недели, часах. Ориентирование на плоскости по расположению предметов, по направлению движения. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
Практика (2ч).
Игры: « Вверху – внизу »; «Кто выше»; «Вперед - назад»; «Украсим ковер»;
«Построение в шеренгу»; «Куда пойдёшь и что найдёшь?»;
«Разложи правильно»; «Когда это бывает?»; « Куда села муха?»; « Где спрятался
Мишка?».
Тема 3. Геометрические фигуры и тела. ( 2 часа)
Теория (1ч).
Распознавание геометрических фигур и тел. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Круг и шар; квадрат и куб; треугольник и конус, пирамида и т. д.
Практика (1ч).
Сравнение и раскраска фигур. Фигуры на клетчатой бумаге. Конструирование фигур из палочек. Точка, линия, отрезок.
Игры: «Домино фигур»; «Что у вас?»; «Украсим салфетку»; «Угадай-ка»;
«Повтори за мной»; «Найди отличие»; «Паспорт фигуры».
Тема 4. Анализ, сравнение и классификация предметов. (7 часов)
Теория (1ч).
4.1. - по размеру.
Представление о размере. Определение размера предметов.
Практика (1ч).
Игры: «Дорожки»; «Домино»; «Найди свой домик»; «Сделай так, как я скажу»;
«Кто самый внимательный?»
Теория (1ч).
4.2. - по форме.
Представление о форме. Определение форм различных предметов.
Геометрические формы в природе.
Практика (1ч).
Игры: «Угадай, какая это фигура?»; «На какую фигуру похожа игрушка?»;
«Назвать предмет»; «Чудесный мешочек»; «Подбери фигуру».
Теория (1ч).
4.3. - по цвету.
Представление о цвете. Основные цвета. Семь цветов радуги.
Практика (1ч).
Игры: «На что похоже?»; «Что у вас?»; «Займи свое место»; «Цветные
автомобили».
Теория
4.4. - по разным основаниям.
Выделение двух, трёх оснований для классификации.
Практика (1ч).
Игры: «Угадай»; «Найди свой домик»; «Поставь стрелку правильно».
Тема 5. Счет предметов. (6 часов)
Теория (1ч).
5.1. - прямой счет. Цифры 1 – 10.
Понятие о прямом счете. Аналогии из опыта ребенка.
Практика (2ч).
Игры: «Сколько лап? Сколько ног? Сколько ножек ?»; «Расти, расти, лесок»; «Поезд»; «Освободи птичку»; «Назови соседей»; «Кто следующий?».
Теория (1ч).
5.2. - обратный счёт. Цифры 1 – 10.
Понятие об обратном счёте. Аналогии из опыта ребёнка
Практика (2ч).
Игры: «Дома нашей улицы», «Один да один», «Пройди в ворота», «Сколько нас без одного?»; «Покажи своё решение».
Тема 6. Содержательно – логические задачи и задания. (8 часов)
Части множества. Логические операции «не», «и», «или». Построение истинных высказываний. Решение математических и логических задач.
Теория (1ч).
6.1. - восприятие.
Таблицы. Схемы. Карты.
Практика (1ч).
Игры: «Кто наблюдательнее?», «Помоги фигуркам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался…», «Белый лист», «Символы».
Теория (1ч).
6.2. - память.
Классификация. Сравнение. Обобщение.
Практика (1ч).
Игры: «Запоминай-ка», «Снежный ком», «Я начну, а ты закончи…», «Повтори за мной».
Теория (1ч).
6.4. - внимание.
Анализ. Синтез.
Практика (1ч).
Игры: «Найди отличия»; «Что изменилось?»; «Кто самый, самый?».
Теория (1ч).
6.5 - воображение.
Абстрагирование. Вариативность.
Практика (1ч).
Игры: «Чудесный мешочек»; «Что получится, если…»; « Танграм».
Тема 7. Развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность,
системность, пространственная подвижность. (6 часов)
Теория 3ч.
Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет, умение быстро подбирать нужное слово. Развитие речи, умение подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
Практика 3ч.
Игры: Словесно-логические игры и упражнения; «Четвёртый лишний»; «Нелепицы»;
«Скажи наоборот»; «Почему один лишний?»; «Назови, одним словом».
Тема 8. Итоговое занятие. (2часа)
Итоговое занятие за первое полугодие: «Город математических загадок».
Сюжетная линия – попав в город математических загадок, ребята побывают на улице Плюсов и улице Минусов, улице Небоскребов, где выполнят ряд заданий. Занятие помогает выявить уровень знаний по пройденным темам.
Итоговое занятие за второе полугодие: «Как Буратино учился математике».
Сюжетная линия – Буратино рассказывает ребятам о том, что происходит в магазине «Детский мир» ночью, какие задания друг - другу придумывают игрушки. Проверка уровня сформированности мыслительных операций, познавательного процесса, способностей, навыков.
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы:
Формами фиксации прогнозируемых результатов являются: участие в конкурсах, выставках, праздниках, игровых программах, итоговых занятиях. Полученные путем наблюдения за детьми на занятиях результаты анализируются и систематизируются.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы:
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
программы:
- Разработки тем занятий
- Тематическое планирование
- Дидактические и лекционные материалы
- Наглядно-дидактический материал
- Методические разработки игр, упражнений
- Иллюстрированное учебное пособие по развитию математических представлений у детей 6-7 лет, Петерсон Л.Г., Холина Н.П.
- Сценарии игровых занятий
- Просторное помещение для занятий
- Ноутбук
4.2. Материально – технические условия реализации программы:
1. Магнитная доска с набором цифр.
2. Панно с геометрическими фигурами.
3. Наборное полотно для предметных картин.
4. Часы.
5. Схемы, картины, таблицы.
6. Счётные палочки.
7. Мелкий раздаточный материал.
8. Наборы геометрических фигур, тел.
9. Игрушки, кубики, мячи.
10. Цветные карандаши, мелки.
11. Разные трансформеры.
12. Дидактические и настольные игры.
13. Цифры.
14. Ноутбук.
15. Мультимедийное оборудование.
16. Просторное помещение для занятий.
Список использованной литературы:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
- Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». Москва 2002г. , 100 стр.
- Ильина М., Парамонова Л., Головнёва Н., «Тесты для детей». С. – П.; Дельта, 1999г.
- Колесникова Е. В.«Математика для дошкольников», М., 2001 г., 138 стр.
- Михайлова З. А., «Игровые занимательные задачи для детей». Москва 1995 г.,98стр.
- «Программа развития и воспитания детей «Детство». С – П.; Акцидент, 1999 г., 200 стр.
- Смоленцева А. А., «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием», М., 1987 г., 78 стр.
- Тихомирова Ф., «Логика для дошкольников». Ярославль 2004 г., 250 стр.
- «Энциклопедия воспитания и развития дошкольников». Ярославль 2001 г., 209 стр.
Интернет – ресурсы:
- http://infourok.ru/
- http://moscowchess. org/
- http://dogm.mos.ru/
- http://dop-obrazovanie.com/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/
- http://dopedu.ru/
- http://uroki-online.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."
В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...
Обобщение педагогического опыта. Сохранение и повышение здоровья у учащихся. «Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики».
Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности – утренняя гимнастика (обычная зарядка). Утренняя гимнастика способствует правильному фи...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Технологическая карта урока в разделе Гимнастика по теме: «Акробатические элементы гимнастики» учителя по физической культуре МОУ Гимназия г. Бронницы Громова Алексея Павловича
открытый урок физкультуры по гимнастике...
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....