Авторская программа дополнительного образования детей школьного возраста
рабочая программа (5 класс) на тему

Фомичёв Владислав Иванович

    Шахматная игра пользуется  большой популярностью в нашей стране  и

 по количеству участников занимает одно из первых мест среди всех видов детского спорта. Шахматные турниры устраиваются для всех возрастов,  начиная от школьников и до профессионалов. Россияне в течение десятков лет были чемпионами мира по шахматам и даже разыгрывали  звание чемпиона мира между своими гроссмейстерами. И сейчас звание чемпиона мира по быстрым шахматам носит Сергей  Карякин, 27=летний шахматист.

Опыт показывает, что игра в шахматы с начальных классов улучшает  успеваемость по всем предметам, и лучшее усвоение программ по матема- тике, физике, химии, астрономии и усиливает память. Воспитательное значение шахмат состоит ещё и в том, что каждая партия это испытание качеств характера – воли, целеустремленности, мужества и самостоятельно-сти в принятии решения. Шахматы требуют усидчивости, самоорганизован-ности, выдержки и внимания.

Введение в начальном образовании обучения игры в шахматы позволяет наполнить процесс получения знаний положительными эмоциями, поддержать устойчивый  интерес школьников  к получению разнообразных знаний. В ходе занятий дети наблюдают, сравнивают, делают выводы.     

В шахматы можно играть везде, за шахматной доской, с мобильным телефоном и по космической связи. В 1970 году состоялась партия Земля – космос, в которой космонавт Андриан Николаев играл со сборной командой Земли.

С сентября 2018 года шахматная игра вводится в состав школьных программ для  обязательного обучения и сохраняется в системе дополнительного образования в государственных бюджетных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avt.prog_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

   

                       

                   

 

                                                   

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Лицей  № 82 Петроградского района

Авторская  программа дополнительного  образования

детей школьного возраста    

шахматы

Автор   Фомичев  В.И. к.т.н.

Санкт Петербург     2017 г

- 2 -

1. Актуальность программы

    Шахматная игра пользуется  большой популярностью в нашей стране  и

 по количеству участников занимает одно из первых мест среди всех видов детского спорта. Шахматные турниры устраиваются для всех возрастов,  начиная от школьников и до профессионалов. Россияне в течение десятков лет были чемпионами мира по шахматам и даже разыгрывали  звание чемпиона мира между своими гроссмейстерами. И сейчас звание чемпиона мира по быстрым шахматам носит Сергей  Карякин, 27=летний шахматист.

Опыт показывает, что игра в шахматы с начальных классов улучшает  успеваемость по всем предметам, и лучшее усвоение программ по матема- тике, физике, химии, астрономии и усиливает память. Воспитательное значение шахмат состоит ещё и в том, что каждая партия это испытание качеств характера – воли, целеустремленности, мужества и самостоятельно-сти в принятии решения. Шахматы требуют усидчивости, самоорганизован-ности, выдержки и внимания.

Введение в начальном образовании обучения игры в шахматы позволяет наполнить процесс получения знаний положительными эмоциями, поддержать устойчивый  интерес школьников  к получению разнообразных знаний. В ходе занятий дети наблюдают, сравнивают, делают выводы.    

В шахматы можно играть везде, за шахматной доской, с мобильным телефоном и по космической связи. В 1970 году состоялась партия Земля – космос, в которой космонавт Андриан Николаев играл со сборной командой Земли.

С сентября 2018 года шахматная игра вводится в состав школьных программ для  обязательного обучения и сохраняется в системе дополнительного образования в государственных бюджетных образовательных учреждений.

2. Пояснительная записка

Игра в шахматы  является замечательным инструментом развития творческого мышления и изобретательности на запоминание и воспроизве –дение и поиск новых вариантов игры. Особенно важное качество воспиты- вается у игроков – видеть последствия не только сделанного хода, но и пос-ледующих ходов от двух до четырех у младших школьников. Важным условием занятий становится деятельность самих учеников , желание быстро осваивать правила игры, делать выводы по результатам игр и оценивать свои игровые возможности. Начальный курс обучения доступен младшим школь- Никам, так как преподносится путем постепенного увеличения  объёма све-дений и усложнения заданий. Как показывает практика дети с первых уроков быстро осваивают устройство шахматной доски  (поле сражения), название фигур и пешек. Несколько труднее усваиваются правила ходов  фигур  и пешек. Очень быстро осваивается относительная ценность фигур и пешки.

- 3 –

Мальчики в большей степени представляют шахматную игру как воен-ные действия, а себя как командиров в бою. Воспитывается  важное качество ведения  активной игры  с нападением на фигуры  соперника для достижения победы. В то же время необходимо следить и оказывать психологическую поддержку  проигравшему, чтобы не возникало чувство боязни проиграть.

Играя в шахматы, дети начинают чувствовать себя творческой лично- стю, так как игра, а особенно выигрыш  доставляет им удовольствие и они играют и со сверстниками и с родителями и особенно рады, если выигрывают у взрослых. Важной составляющей обучения  является турнирная игра, при которой справедливость компонования пар  имеет решающее значение. В этом случае необходимо  руководствоваться не только общепринятыми и утвержденными правилами  игры, но и результатами оценки  игрока  учи- телем, но и объективными данными результата рейтинга по компьютерным программам.  

Отличительной особенностью данной программы является возможность контролировать освоение учениками программы, знание правил игры, усва-ивать тонкости игры. Всё это достигается с помощью системы суммирования баллов, принятых на международном уровне для детского и юношеского     возраста. Программа предусматривает как и использование шахматных за- дач, как на уроках, так и дома  и неоднократное повторение одних и тех тем программы при возрастающих уровнях сложности.

Цель программы – создать  условия для развития мыслительных способ-ностей школьника и интеллектуального потенциала учащихся.

Формы и режим занятий. Используется групповая форма занятий в сос-таве не более 15 человек, работа в малых группах, индивидуальная работа  и использование классного компьютера. Занятия проходят после окончания уроков и посещения столовой. Занятия проходят в классных помещениях с использованием  стандартных шахматных досок и фигур два раза в неделю по одному академическому часу. При пользовании компьютером проводится дополнительный инструктаж по безопасности и работа осуществляется  при непосредственном контроле преподавателя.

Ожидаемые результаты. К концу учебного года  ученики должны знать шахматные термины, шахматные фигуры, правила хода и взятия фигур  и пешек. К итоговому турниру ученики должны уметь правильно ориентирова-ться на шахматной доске, уметь расставлять фигуры и пешки, играть каждой фигурой и пешкой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения  правил шахматного кодекса. При этом ученики должны соблю-дать этикет, принятый во всех видах спорта и приветствовать друг друга.. Каждый участник турнира должен уметь объявлять шах, делать мат , уметь решать задачи на мат в один или два хода. Уровень игрока определяется   по компьютерной программе путем игры двух партий и победы в них с игроком,имеющим установленные баллы. Результаты рейтинга  публикуются для всех учеников.

- 4 –

После окончания учебного года составляется отчет в виде «диагности- ческой  карты», которая направляется в РОНО и в Дом детского творчества Петроградского района.

4. Учебно-тематический план

                                                                                  Количество часов

   №  раздела        Наименование разделов                                            

                                                                               Теория   практика    всего

__________________________________________________________________

  1           Знакомство  с шахматами                          2              1             3

  2            Азбука игры                                               3              7           10

  3            Цель игры                                                   1              4             5  

  4            Начало партии                                           2               5            7

  5            Развитие фигур                                          3              4             7

  6            Основы тактики игры                               3              7           10

  7           Техника расчета игры                                3              5             8

  8           Атака на короля                                          3              4            7

  9            Мероприятия общего характера              2              1             3

                                                               Итого          22            38          60

5. Содержание программы

Раздел 1. Организационное занятие, знакомство с учениками, инструктаж по технике безопасности, показ шахматных комплектов и обору-дования кабинета.

Раздел 2. Откуда появились шахматы. Российские чемпионы мира  по  шахматам. Шахматная доска, Цифры и буквы на доске, белые и черные клеточки, вертикали и горизонтали. Название всех фигур и их место на доске. Приветствие соперника и правила поведения при игре. Порядок игры, ходы пешками и фигурами, снятие с доски и объявление голосом нападения на короля. Ходы пешкой, взятие на «проходе» и превращение пешки.

Раздел 3. Цель игры.  Роль короля и способы защиты от атаки на него. Атака на короля, шах или мат. Патовая позиция, вечный шах и ничья. Баллы  в турнирах за результат игры. Приветствование соперника игры.

Раздел 4. Начало партии. Определение  цвета фигур игроков. Расстановка пешек и фигур. Ходы фигур и их особенности. Значение края доски и их возможности для атаки. Защищающие фигуры и связки.

Раздел 5. Развитие фигур.  Взаимодействие фигур. Овладение свободной вертикалью ладьёй или ферзем. Концентрация сил против важного пункта.  Прорыв пешечного пункта. Взятие пешки на «проходе».

- 5 –

Раздел 6. Основы тактики игры.  Нападение на незащищенного короля. Прорыв пешечной позиции. Оценка защиты короля. Приёмы скрытых ходов всеми фигурами. Виды комбинаций и их особенности.

Раздел 7. Техника расчета игры. Примеры простейших комбинаций. Расчет стоимости фигур при размене. Расчет ходов или полей. Примеры результата  расчитаных комбинаций.

Раздел 8. Атака на короля. Лишение рокировки короля соперника. Детский мат. Рокировка в короткую сторону, её преимущество. Рокировка в длинную сторону. Патовые позиции. Линейный мат. Мат ферзём, ладьей с помощью короля. Проведение лишней пешки.

Раздел 9. Мероприятия общего характера. Инструктаж по работе на компьютере. Определение рейтинга игроков. Индивидуальные занятия. Школьный турнир. Определение кандидатов в сборную команду школы. Составление диагностической карты освоения программы.  

Программа рассчитана на 60 учебных часов ( 2 раза в неделю в течение учебного года) для детей младшего школьного возраста не умеющих играть в шахматы. Обучение по данной программе  ведется в Лицее № 18 Петроградского района СПБ в течении более 15 лет.

 

 

               

 

 

 

 

           

         

     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Протоколы обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта

Методические разработки протоколов обследования  детей 4г.ж., 5 г.ж., 6 г.ж., 7 г.ж, детей младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта, а также...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...