Дополнительная рабочая программа по обществознанию "В мире права"
рабочая программа (8 класс)
Данная программа разработана на основе "Методических рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ дополнительного образования". Программа предназначена для подробного изучения блока "Право" в 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_kl.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Староюрьевского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю
методическим советом школы приказ №____от _____2017 г.
протокол №_____от_______2017 г. Директор школы__________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ ПРАВА»
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 15 – 16 лет
Срок реализации программы – 1 год
СОСТАВИТЕЛЬ: Артемова
Татьяна Викторовна
Староюрьево, 2017
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Дополнительная рабочая программа «Занимательное обществознание» имеет
естественно-научную направленность.
Новизна
Новизна программы заключается в системном подходе к активизации познавательных процессов как целостного развития школьника. Темы планируются с учётом тех знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения обществознания по государственным стандартам в общеобразовательной школе.
Актуальность.
Актуальность данной программы заключается в том, что программа курса «Занимательное обществознание» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Данный курс дает выпускнику основной школы тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Школьники узнают также о разновидностях профессии юриста, что поможет им в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Занимательное обществознание» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для их творческого роста и способствует социализации детей, а также способствует успешному результату при сдачи ОГЭ по обществознанию.
Отличительные особенности
Данная предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня. Большое внимание уделяется практическим занятиям и творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, получают более углубленные знания по темам: «Экономическая сфера жизни общества» и «Право». Этот курс познакомит школьников с различными точками зрения, мнениями, позициями по тем или иным вопросам Конституционного права и Конституции РФ. Курс дает необходимый материал для понимания основных положений Конституции, содействует усвоению базовых идей и понятий основного закона России.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Занимательное обществознание» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 15-16 лет.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня программы «Занимательное обществознание» принимаются без отбора учащиеся, имеющие начальные теоретические и практические универсальные учебные действия, а также учащиеся проявляющие интерес к данному виду деятельности.
Объем и срок освоения программы
Курс рассчитан на 78 часов, 1 раз в неделю в течение 1 учебного года обучения, занятия проводятся с расчётом 2 учебных часа в неделю. Уровень изучения стартовый.
Формы и режим занятий
Форма организации занятий: групповая.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 10 | 1 | 1 х 1 (40 мин) | 2 | 78 |
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование личности, уважающей право и демократические ценности, владеющей основами правовых знаний, имеющей активную личную гражданскую позицию.
Задачи
Обучающие:
1. Формирование представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе, освоение правовой системы России и международного права;
2. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
3. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.
Развивающие:
- развитие способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Из них | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Что такое право | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
2. | Человек и государство | 7 | 3 | 4 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
3. | Правоотношения | 12 | 5 | 7 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
4. | Право и человек | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
5. | Право и государство | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
6. | Семья. Родители. Дети | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
7. | Общая характеристика гражданских правоотношений | 5 | 2 | 3 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
8. | Право собственности | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
9. | Сделки, договоры. | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
10. | Отдельные виды гражданских правоотношений | 8 | 3 | 5 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
11. | Налоговые правоотношения | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
12. | Правовое регулирование трудовых отношений | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
13. | Международная защита прав человека | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
14. | Раздел для любознательных | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль (беседа, тестирование, творческие задания) |
15. | Итоговое обобщение | 2 | 0 | 2 | Итоговый контроль (написание контрольной работы в форме ОГЭ) |
Итого: | 78 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО (5 ч)
Понятие и признаки права. Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм (религиозные, моральные, правовые и т. д.). Отличие правовой нормы от иных социальных норм.
Формы (источники) права. Источник права — официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция — основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства, нормативные акты министерств). Договоры.
Правовая норма. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО (7 ч)
Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Гражданин как субъект административных правоотношений. Административная правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан. Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа илидолжностного лица. Альтернативный порядок обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу).
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления — единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины (умысел, неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ (12 ч)
Юридические факты. Понятие правоотношения. Юридические факты. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав.
Субъекты права. Понятие субъекта права. Понятие правоспособности и дееспособности. Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные субъекты (государство, муниципальные образования, юридические лица).
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц.
Виды правоотношений. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс. Административные правоотношения. Кодекс об административных правонарушениях. Трудовые правоотношения. Кодекс законов о труде. Уголовные правоотношения. Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения.
Правонарушения. Признаки правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел, неосторожность). Виды преступлений. Проступок. Виды проступков (правонарушений): гражданский, административный, дисциплинарный.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности (гражданская, уголовная, административная).
Тема 4. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК (3 ч)
Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Гражданство. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Тема 5. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО (10 ч)
Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность.
Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ — глава государства. Законодательная власть — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительная власть. Правительство — высший исполнительный орган государства.
Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений.
Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (милиция — криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.
Тема 6. СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (4 ч)
Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак: суд, органы ЗАГС.
Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья.
Тема 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (5 ч)
Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.
Тема 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ (6 ч)
Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.
Тема 9. СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ (4 ч)
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предварительный, присоединения, в пользу третьего лица).
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).
Тема 10. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (8 ч)
Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.
Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).
Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные и привилегированные акции.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).
Тема 11. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ (3 ч)
Налоги. Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоговое право. Налоги прямые и косвенные. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налогоплательщиков. Права налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.
Тема 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (3 ч)
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора).
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.
Тема 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по правам человека.
Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Тема 14. РАЗДЕЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (4 ч)
Банковская система РФ, банковские операции. Споры по договорам на оказание банковских услуг.Современные платежные средства.
Земельные правоотношения. Особенности права собственности на землю. Категории земель по целевому использованию. Виды (формы) собственности на землю. Государственное управление земельным фондом.
Экологическое законодательство. Экологическое право. Экологические права и обязанности граждан. Государственные гарантии прав граждан в области экологии. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (2 Ч)
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты выражаются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Основными предметными результатами выступают:
- относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;
- знание ключевых правовых понятий;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательное обществознание » начинается с 1 сентября и заканчивается 30 мая;
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первая четверть | 01.09 – 03.11 | 04.11 – 12.11 | 9 | 10 | 20 |
Вторая четверть | 13.11 – 29.12 | 30.12– 10.01 | 7 | 9 | 18 |
Третья четверть | 11.01 – 23.03 | 24.03 – 01.04 | 10,5 | 12 | 24 |
Четвертая четверть | 02.04 – 30.05 | 7 | 8 | 16 | |
ИТОГО | 35 недель | 39 дней | 78 часов |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 15-16 лет);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование и технические ресурсы:
- компьютер;
- медиа-проектор;
- принтер;
- сканер.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
-Анкета для определения способностей ребенка;
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;
- диагностические материалы по обществознанию;
-диагностика одаренности для педагогов и родителей;
- тест «Потребность в достижении успеха».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов по преподаванию обществознания;
-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы учащихся;
-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее педагогическое специальное образование по специальности - учитель истории и обществознания. А также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательное обществознание» применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, самостоятельная работа, тестирование.
Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Форма промежуточного контроля - контрольная работа в форме ОГЭ.
Форма проверки результатов освоения программы:
- диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
- участие в мероприятиях школы, района, области;
- анкетирование родителей и обучающихся.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Занимательное обществознание»;
-работы, выполненные учащимися в ходе освоения программы;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию на уровне учреждения и муниципальном уровне;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся муниципального и регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
-итоговые контрольные работы по результатам освоения образовательной программы;
-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);
-грамоты и дипломы учащихся.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Занимательное обществознание» применяются следующие критерии:
-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области обществознания;
-тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Занимательное обществознание».
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Принципы реализации программы:
- Принцип природосообразности предполагает, что учебная деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
- Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
- Принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№/п | Раздел, тема программы | Форма занятия | Приёмы и методы организации | Техническое обеспечение | Подведе ние итогов |
ЧТО ТАКОЕ ПРАВО | |||||
1. | Понятие и признаки права. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
2 | Социальная норма | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
3 | Формы (источники) права. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
4 | Система законодательства. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
5 | Правовая норма. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО | |||||
6 | Гражданин как субъект административных правоотношений. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
7-8 | Основные права и свободы граждан. Обязанности граждан. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
9 | Административное правонарушение | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
10 | Уголовная ответственность. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
11 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
12 | Вина. Формы вины. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ПРАВООТНОШЕНИЯ | |||||
13 | Понятие правоотношения. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
14 | Юридические факты. События и действия. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
15 | Понятие субъекта права. Виды субъектов права. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
16 | Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность несовершеннолетних. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
17 | Правоспособность и дееспособность юридических лиц. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
18 | Гражданские правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
19 | Административные правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
20 | Трудовые правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
21 | Уголовные правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
22 | Преступление. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
23 | Проступок. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
24 | Юридическая ответственность. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ПРАВО И ЧЕЛОВЕК | |||||
25 | Основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
26 | Правовой статус гражданина. Правовое положение человека. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
27 | Права несовершеннолетних. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО | |||||
28 | Понятие основ конституционного строя. Правовое государство. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
29 | Государственный аппарат. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
30 | Президент РФ — глава государства. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
31 | Законодательная власть. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
32 | Законодательная власть. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
33 | Судебная власть. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
34 | Органы государственной власти субъектов РФ. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
35 | Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
36-37 | Правоохранительные органы. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ | |||||
38 | Понятие брака. Условия заключения брака. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
39 | Брачный договор. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
40 | Права и обязанности супругов | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
41 | Права и обязанности родителей и детей. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ | |||||
42 | Гражданские правоотношения: понятие, виды. Основные элементы гражданского правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
43 | Субъекты гражданских правоотношений (РФ, субъекты Р Ф, муниципальные образования, граждане, юридические лица). | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
44 | Субъекты гражданского права. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
45 | Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
46 | Осуществление и защита гражданских прав. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ | |||||
47-48 | Что такое собственность. Права собственника. Обязанности собственника. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
49 | Субъекты права собственности. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
50 | Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
51 | Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
52 | Защита права собственности. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ | |||||
53 | Понятие сделки. Формы сделок. Виды сделок. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
54-55 | Понятие договора. Виды договоров. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
56 | Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ | |||||
57 | Наследование. Завещание. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
58-59 | Жилищные правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
60 | Страхование. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
61 | Отношения с банками. Банковские операции. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
62 | Понятие акционерного общества. Акционер. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
63-64 | Права потребителя. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ | |||||
65 | Понятие налога. Налоговая система. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
66 | Права и обязанности налогоплательщиков. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
67 | Ответственность за налоговые правонарушения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | |||||
68 | Источники трудового права. Трудовой договор. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
69 | Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
70 | Служба занятости. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА | |||||
71 | Международные организации, защищающие права человека. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
72 | Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
РАЗДЕЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ | |||||
73 | Современные платежные средства. | Лекционное занятие | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Беседа |
74 | Земельные правоотношения. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
75 | Экологические права и обязанности граждан. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
76 | Ответственность за нарушение норм экологического законодательства. | Практикум | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Медиа-проектор Компьютер | Тестирование, творческие задания |
77-78 | Повторение и обобщение | Контрольный | Поисковый Репродуктивный Индивидуальная работа | Контрольная работа в форме ОГЭ |
ЛИТЕРАТУРА
- С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях – М., Академкнига/учебник, 2011
- Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2012.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2011.
- Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2013.
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2012.
- Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 2012.
- Лукашева Е.А., Права человека: учебник – М.: Норма, 2012.
- Мавлютова Е.А., Основы правовых знаний: интерактивные методы преподавания права – Волгоград: Учитель, 2011
- Малышева А.Ж., Конституция России: учебное пособие – М.: «ЛексЭст», 2012.
- Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2012.
- Сборник образцов гражданско-правовых документов. М., 2002 – 2011 гг.
Интернет-ресурсы
●allpravo.ru - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.
● oprave.ru Юридический портал "Правопорядок" - Статьи, Новости, Судебная практика, Курсовые, Доклады, Книги и др.
●yurclub.ru ЮрКлуб - виртуальный клуб юристов. В разделе "Материалы" публикации по двум десяткам тем.
ГЛОССАРИЙ
Адвокат — лицо, получившее статус адвоката, являющееся независимым правовым советником по правовым вопросам.
Адвокатура — в России добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
Административная ответственность — вид юридической ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенное ими административное правонарушение.
Административный проступок — это правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок.
Бюджет — доходы и расходы государства, муниципального образования, предприятия, гражданина на определенный срок. Бюджет — фонд денежных средств, находящийся в собственности государства.
Вето — устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным органом или лицом.
Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению и к его последствиям.
Всеобщая Декларация прав человека — первый международно-правовой акт в области прав человека.
Гипотеза — элемент нормы права, определяющий круг лиц, которым она адресована, а также обстоятельства, при которых эта норма действует.
Гражданская ответственность — вид юридической ответственности, правовое последствие за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом гражданско-правовых обязанностей.
Гражданский проступок — это правонарушение, совершенное в сфере имущественных или личных неимущественных отношении, выражающееся в нанесении имущественного вреда.
Гражданское общество — сообщество свободных и равных людей, взаимодействующих в экономике, культуре и других сферах независимо, автономно от государства.
Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.
Действия — юридические факты, которые являются результатом волевого поведения человека.
Действующая редакция закона — текст закона, включающий только нормы, действующие в текущий момент времени.
Деяние — действие либо бездействие субъекта правоотношений.
Диспозиция — элемент нормы права, в котором изложено само правило поведения, указаны права и обязанности лица.
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, заключающийся в наложении дисциплинарного взыскания администрацией предприятия на работника, нарушившего трудовую дисциплину.
Дисциплинарный проступок — это правонарушение, совершенное в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности предприятия, организации, учреждения.
Кодекс — единый закон, в котором собраны правовые нормы, регулирующие определенную область общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ).
Конвенция — международный договор, обязательный к исполнению теми государствами, которые его подписали.
Международное право — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.
Норма права — правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее общеобязательную силу, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность.
ООН — Организация Объединенных Наций, международное объединение государств, созданное в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира и безопасности, а также развития сотрудничества между народами и государствами.
Подзаконный акт — правовой акт государственного органа, и (данный в пределах его компетенции на основании и во исполнение закона
Правонарушение — это виновное, противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права.
Преступление — это предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица.
Реквизиты — обязательные сведения, которые должен иметь документ для признания его действительным.
Санкция — элемент нормы права, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения.
События — юридические факты, не зависящие от воли человека.
Субъект права — участник правоотношений, обладающий для этого соответствующими правоспособностью и дееспособностью.
Толерантность— терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям; один из основных демократических принципов.
Физическое лицо — человек, обладающий правом вступать в правоотношения; субъект правоотношений.
Эмансипация — объявление в установленном законом порядке не-совершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.
Юридическая ответственность — совокупность предусмотренных законом мер принуждения, которые применяются в установленном для этого процессуальном порядке к лицу, совершившему правонарушение.
Юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий, т. е. возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридическое лицо — это зарегистрированная в установленном порядке организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правоотношениях как самостоятельный субъект права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов
Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на ...
Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"
Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание програ...
Дополнительная общеобразовательная программа "ИКТ в мире фото и видео"
Программа расчитана на детей 12-16 лет. Срок реализации - 1 год. Главная цель программы - познакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Научить видеосъёмке, создавать простейшие видеоролики, обраб...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"...
Авторская программа «Мы в мире прав!» (для 10 - 11 кл.)
МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»Составитель: учитель истории и обществознанияШайхетдинова Люция Рашидовна, выс. кат. Авторская программа ...
Игровая программа "Я в мире прав"
Формирование представлений учащихся об оздоровительной направленности физкультурных занятий. Развитие культуры общения, ответственности, умения быть партнером. ...