Календарно- тематический план для занятий по скульптуре в ДХШ
календарно-тематическое планирование
Материал по поурочному планированию. Для илюстрирования заданийиспользованы материалы сети интернет и работы моих учеников.
обновление программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skulptura.docx | 1.78 МБ |
skulptura.docx | 848.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон
Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65
E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______Р.И.Широкова приказ № ______ от «___» ____ __ 2018г
| СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМР _______Е.Д.Шулакова «___» ______ 2018г | РАССМОТРЕНО: На заседании педсовета № «___» ______ 2018г |
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Рабочая программа учебного предмета
Скульптура
(2 класс)
Программа составлена на основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
Предмет «Скульптура»
В.00.В.01.
Преподаватель:
Яковлева Елена Ольгердовна
г. Десногорск
2018-2019
Структура рабочей программы учебного предмета «Скульптура»:
1. Пояснительная записка
-Цели и задачи учебного предмета
-Срок реализации учебного предмета
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
-Форма проведения учебных аудиторных занятий
-Методы обучения
2. Содержание учебного предмета
-Календарно-тематический план
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки;
5.Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список рекомендуемой литературы
1.Пояснительная записка
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Скульптура – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различается круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости – барельеф и горельеф). Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Скульптор должен обладать рядом специальных способностей: чувствовать глубину формы и целостно воспринимать форму, чувствовать отношение масс, пропорции и пластику.
Скульптурная композиция есть составление целого из отдельных частей, умение их совместить должное, быть присуще скульптору. Помимо специфических особенностей, скульптор должен обладать общими, широкими задатками, необходимыми в любом художественном творчестве: образным видением, т.е. способностью схватывать индивидуальное и типическое при восприятии объектов окружающего мира, должен обладать «цепким восприятием».
Данная программа по скульптуре опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения скульптуре, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации и основывается на программу, разработанную Паскаль Е.В.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна данной программы заключается в сбалансированности академических работ по скульптуре и выполнении творческих заданий.
Актуальность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных скульптурных материалах, а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений обучающихся, что предполагает вариативность выполнения некоторых заданий.
Программные задания располагаются в методической последовательности от простого к сложному. Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы.
Педагогическая целесообразность.
При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:
креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)
когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российской культур)
Цель и задачи.
Цель – способствовать самовыражению и развитию личности посредством скульптуры.
Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:
Образовательные задачи:
- дать теоретические знания по курсу «Скульптура»;
- обучить лепке предметов с натуры;
- обучить изображать трехмерную форму;
- обучить последовательности работы над рельефом;
- обучить последовательности работы над тематической композицией по памяти и представлению;
- обучить стилизации природных форм и предметов;
- научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Воспитательные задачи:
- воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;
- воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;
- способствовать формированию творческой индивидуальности;
- способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового искусства;
- снимать нервно-психические перегрузки учащихся;
Развивающие задачи:
- развить пространственные представления, художественное и ассоциативное мышление;
- развить потребность в общении с искусством;
- развить художественный вкус;
- выявить и развить индивидуальный почерк.
Данная программа предназначена для обучающихся 1, 2 классов в возрасте от 10 до 17 лет, прошедших конкурсный отбор по итогам вступительных испытаний, независимо от пола ребенка. По этой программе могут обучаться как новички, так и дети, прошедшие подготовку на подготовительном отделении.
Срок реализации программы – 2 года.
Максимальная нагрузка по скульптуре в неделю составляет 2 учебных часа, 33 учебные недели в год, согласно типовым учебным планам. Общее количество часов по скульптуре за полный курс составляет 132 учебных часа.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в группах по 5 - 10 человек. Урок является основной формой в учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются беседа, рассказ, выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы. Обучающимся для занятий предлагается скульптурный станок, рассчитанный на рост ребенка, табурет для принадлежностей. Для проведения занятий по скульптуре имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки). Материалом для работы в основном являются глина и пластилин. В пластилине часть работ, связанных с лепкой фигур животных и человека, предполагается лепить на каркасе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В первом классе обучающиеся знакомятся с основными навыками работы с пластилином. К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- передавать пропорции, общую форму, особенности простых предметов;
- поэтапно работать над рельефом с натуры;
- выполнять поисковые эскизы для тематических композиций;
- передавать пластическую форму животного;
- выполнять наброски фигуры человека без проработки мелких форм.
К концу второго года обучающиеся должны знать и уметь:
- выполнять подготовку опорной плоскости и проволочного каркаса;
- выполнять рельеф с детальной проработкой;
- передавать пластику складок ткани;
- выполнять этюды с натуры и по представлению на каркасе;
- выполнять двух фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета.
Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
Класс (год обучения) | 1 | 2 | |||||
полугодия | 1 | 2 | год | 1 | 2 | год | |
Аудиторные занятия | 32 | 34 | 66 | 32 | 34 | 66 | 132 |
Самостоятельная работа | 16 | 17 | 33 | 16 | 17 | 33 | 66 |
Максимальная учебная нагрузка | 48 | 51 | 99 | 48 | 51 | 99 | 198 |
Вид промежуточной аттестации | Зачёт по итогам каждого задания | Зачёт по итогам каждого задания. | Отчётная выставка | Зачёт по итогам каждого задания. | Зачёт по итогам каждого задания. | Отчётная выставка |
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Скульптура» рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью до 15 человек).
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках рабочей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Содержание учебного предмета
Цель года:
- научить детей грамотно работать с натуры;
- закрепить по этапность работы;
- научить изготавливать каркас для модели.
Задачи года:
- углубление знаний и умений в лепке рельефа (совмещение объема и пространства);
- знакомство с пластической анатомией и пропорциями фигуры человека;
- закрепление знаний по композиции в скульптурном изображении;
- знакомство с творчеством смоленских скульпторов;
- лепка на каркасе фигур животных и человека.
К концу второго года обучающиеся должны знать и уметь:
- выполнять подготовку опорной плоскости и проволочного каркаса;
- выполнять рельеф с детальной проработкой;
- передавать пластику складок ткани;
- выполнять этюды с натуры и по представлению на каркасе;
- выполнять двух фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм.
Тематический план по скульптуре для 2 класса
№ п/п |
Наименование тем и содержание занятий | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
Первое полугодие. Первая четверть. 16 часов. | |||||
1 | Лепка с натуры гипсового орнамента | урок | 9 | 3 | 4 |
2 | Лепка с натуры драпировки с круглыми складками. | урок | 6 | 2 | 4 |
3 | Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета) | урок | 6 | 2 | 4 |
4 | Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе). | урок | 6 | 2 | 4 |
Вторая четверть. 16 часов. | |||||
5 | Эмоции в пластике. Упражнение. | урок | 3 | 1 | 2 |
6 | Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины» | урок | 6 | 2 | 4 |
7 | Композиция с животными «В зоопарке у зверей…». | урок | 9 | 3 | 6 |
8 | Скульптурный этюд головы человека с натуры. | урок | 6 | 2 | 4 |
Второе полугодие. Третья четверть. 20 часов. | |||||
9 | Портрет сказочного персонажа. | урок | 9 | 3 | 6 |
10 | Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»). | урок | 9 | 3 | 6 |
11 | Декоративная лепка «Пряничный домик». | урок | 3 | 1 | 2 |
12 | Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». | урок | 9 | 3 | 6 |
Четвертая четверть. 14 часов. | |||||
13 | Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». Завершение. | урок | 3 | 1 | 2 |
14 | Этюд монументальной скульптуры «Память». | урок | 6 | 2 | 4 |
15 | Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины». | урок | 12 | 4 | 8 |
Итого за год 66 учебных часов.
Содержание занятий по скульптуре для 2 класса (второй год обучения).
- Лепка с натуры гипсового орнамента.
Задача: предельно точно передать модель, ее размеры, соблюдать симметрию. Следовать в работе принципу: от общего к частному и затем от частного к общему. Активная работа и дисциплина внимания, развитие глазомера. Объект постановки: гипсовый орнамент «Розетка».
1 урок. Набивка щита глиной, подготовка фона и разметка основных объемов с соблюдением симметрии и пропорций. Работа без циркуля (все промеры — на глаз). Прокладка формы в полный объем. Высота рельефа диктуется моделью.
2 урок. Работа над уточнением формы орнамента, движением масс. Внимание — на динамичность и развитие формы и глубины рельефа. Проработка деталей. Завершение работы.
Практическая работа: лепка гипсового орнамента «Розетка».
Материал: глина.
.
- Лепка с натуры драпировки с круглыми складками.
Задача: познакомить учащихся с лепкой ткани, особенностями мягкого материала, принимающего произвольную форму. Внимание — на активную передачу формы.
Объект постановки: драпировка (холст), висящая на стене.
1 урок. Подготовка щита, фона, прорисовка, прокладка формы с учетом направления и распределения массы складок.
2 урок. Выявление сгиба складки, ее наиболее напряженной точки; внимание на передачу мягкой фактуры ткани; завершение работы.
Практическая работа: лепка рельефа «Драпировка»
Материал: глина. Размер: 30-50 см.
- Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета).
Задача: заострить внимание на композиционной целостности постановки, соответствии масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещении предметов на плинте (трехмерность, весомость, круговой обзор работы).
Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме геометрическим телам.
1 урок. Прокладка плинта, размещение на нем объемов, передача их характерной формы, выявление композиционной взаимосвязи. Проверка масштабных соотношений модели и натюрморта. Проверка соотношений масс.
2 урок. Проработка деталей. Сосредоточение внимания на целостности композиционного решения.
Практическая работа: выполнение рельефа в материале.
Материал: глина.
- Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе).
Задача: развивать наблюдательность, умение найти тему композиции в жизни. Внимание — на ритмический и пространственный строй композиции, ее целостность и выразительность. Дать первое представление о каркасе и требования к нему
Работа по наблюдению, по памяти.
1 — 2 уроки. Построение несложного каркаса (если необходимо). Выявление нем движения и пропорциональных отношений фигур. Прокладка объема, выявление весовых отношений движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи двух фигур.
3 урок. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Внимание на целостность изображения, не перегруженность ее деталями.
Практическая работа: выполнение этюда фигуры человека.
Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.
- Эмоции в пластике. Упражнение.
Задача: с помощью пластики передать эмоциональное напряжённое состояние. Условность скульптуры. Равновесие и асимметрия объёмов.
Практическая работа: выполнение упражнения в форме скульптурного этюда.
Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.
- Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины»
Задача: развить у учащихся умение выбирать в большой теме конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал. Передать в работе характер события, эпохи, пластически организовать объемно-пространственную композицию. Цельность и образная выразительность композиции; соответствие выразительных средств теме композиции и виду скульптуры. Композиция в объеме на историческую тему.
Более конкретно тема композиции может быть сформулирована учителем (например, «Куликовская битва», «Восстание декабристов» и т.д.).
1 урок. Беседа об особенностях выразительных средств в зависимости от вида скульптуры (малых форм, станковой, монументальной).
2 урок. Прокладка композиции в заданном размере. Распределение основных масс в пространстве, их взаимосвязь, круговой обзор.
3 урок. Уточнение ритмического строя и силуэта композиции, движения, пропорций.
4 урок. Работа над образным строем композиции. Отбор и уточнение деталей. Достижение пластической цельности работы.
Материал: глина, пластилин. Высота: 25-30 см.
Практическая работа: выполнение композиции в материале.
Материалы и наглядные пособия: пластилин, подставка для каркаса, проволока. Фотографии, книги о воинах, подвигах. Репродукции работ художников.
- Композиция с животными «В зоопарке у зверей…».
Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животные». Задача: самостоятельно выбрать объект и выполнить подготовительную работу. Образно передать эмоциональное впечатление от живой модели.
Практическая работа: 1 урок. В случае необходимости — изготовление каркаса. Прокладка объема, передача движения, определение пропорций. Уточнение размещения масс в пространстве, характера модели. Внимание на выразительность силуэта и круговой обзор.
2 -3 урок. Уточнение строения животного. Уточнение соотношения деталей и их проработка. Обобщение и завершение работы.
Материал: пластилин. Размер: 12-15 см.
- Скульптурный этюд головы человека с натуры.
Этюд с натуры — гипсовый слепок античной головы. Задача: сформировать представление о конструкциях и принципах построения головы и шеи (ось объемов, симметрия построения, лицевой угол). Распределение основных масс.
Подготовка каркаса для лепки головы (с учетом его особенностей); прокладка основных масс: концентрация внимания на возможно более точной постановке осей головы и шеи, определение лицевого угла.
Уточнение движения, соотношений основных масс и объемов головы и шеи; сосредоточение внимания на соотношении масс затылочной и лицевой частей головы.
Уточнение членений головы, ее пропорций, массы и формы деталей.
Проработка деталей головы, внимание на их пластическую взаимосвязь с конструкцией головы. Проверка силуэта и цельности работы.
Практическая работа: Этюд с натуры античной головы.
Материал: глина или пластилин.
- Портрет сказочного персонажа.
Работа по памяти, по представлению. Задача: сформировать понятие о декоративной скульптуре, возможностях применения цвета, о различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фактуры. На основе полученных знаний создать декоративную композицию на заданную тему с включением 2-3 фигур. Передать равновесие масс, движение, выразительности композиции, силуэта, настроения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор.
1 урок. Объяснение темы, показ лучших композиций из методического фонда. Беседа о декоративной скульптуре, декоративной форме, выразительных возможностях фактуры и цвета в скульптуре. Уточнение темы для каждого учащегося. Работа над эскизом в маленьком размере, в пластилине. На первом уроке можно предложить сделать 2-3 эскиза и отобрать наиболее интересные для дальнейшей работы.
2 урок. Начало работы над наиболее удачным вариантом, композиции. Прокладка работы в общих массах, определение их динамического равновесия.
3 урок. Уточнение движения, пропорций, положения фигур в пространстве, их взаимосвязи и передачи настроения.
4 урок. Работа над выразительностью образов композиции, уточнение силуэта и отбор наиболее существенных деталей при круговом обзоре композиции.
5-6 урок. Обобщение и завершение работы. При работе из глины возможна раскраска, обжиг.
Практическая работа: Этюд сказочного персонажа
Материал: пластилин или керамическая глина. Размер: по выбору учащихся, но не более 25 см.
- Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»).
Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему, предложенную педагогом («Животное в движении», «Человек и животное», жанровая сцена, композиция на тему труда и т.д.). Задача: развивать наблюдательность, умение найти тему композиции в жизни. Внимание — на ритмический и пространственный строй композиции, ее целостность и выразительность
Работа по наблюдению, по памяти.
1 — 2 уроки. Построение несложного каркаса (если необходимо). Выявление нем движения и пропорциональных отношений фигур. Прокладка объема, выявление весовых отношений движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи двух фигур.
3 урок. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Внимание на целостность композиции, не перегруженность ее деталями.
Практическая работа: выполнение композиции в материале.
Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.
- Декоративная лепка «Пряничный домик».
Свободная композиция в рельефе (орнаментальная). Работа по представлению. Задача: понять ритм, движение композиции, согласованность формы, в которую необходимо закомпоновать рельеф, и непосредственно, его орнаментальный строй. Декоративность решения.
Практическая работа:
1 урок. Беседа о композиции рельефа, его видах. Роль рельефа в декоре здания. Декоративная решетка как одно -или двухсторонний рельеф, ее роль в архитектуре. Эскиз в карандаше. Набивка плинта. Прокладка. Выявление ритма, движения композиции, ее согласованности с формой плинта.
2 урок. Разборка формы рельефа, уточнение планов. Проверка цельности композиции, согласованности деталей. Завершение работы.
Материал: бумага, карандаш, пластилин, керамическая глина.
Размер: по указанию учителя.
- – 13. Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка».
Задача: ритмичное движение композиции, согласованность форм, их орнаментальный строй. Декоративность решения, тщательный отбор деталей
- Развитие образного мышления.
- Знакомство с приемами стилизации в глине.
- Создание образа.
- Лепка из пласта.
Практическая работа: выполнение композиции в материале.
Материалы и наглядные пособия: глина, подставка, ножи, стеки. Фотографии декоративный в малой пластике.
- Этюд монументальной скульптуры «Память».
1. Знакомство с творчеством смоленских скульпторов.
2. Беседа об истории Смоленщины, ее героях.
3. Выполнение эскиза композиции
4. Лепка двух фигурной композиции на каркасе.
Материалы и наглядные пособия: фотографии работ из журналов и газет. Книги по истории смоленского края, сказки, былины, песни.
- Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины».
Итоговая композиция на свободную тему (возможна работа в объеме или рельефе, не более трех фигур). Задача: работа, завершающая обучение в детской художественной школе по предмету «Скульптура», должна закрепить знания по скульптуре, полученные во время обучения.
Темы композиции «Спорт», «Труд», историческая, военная, жанровая, декоративная композиция — и для объемной композиции — по согласованию с учителем.
Вариант задания для работы в объеме. Тема, размер и жанр — по согласованию с учителем.
Просмотр, выполненных дома эскизов. Отбор наиболее интересного варианта.
Прокладка основных масс в большом размере, поиск композиционного, пластического и образного строя работы.
Уточнение положения масс в пространстве, ритма движения, взаимосвязи фигур, их характера.
Выявление наиболее существенных деталей, проверка выразительности силуэта и цельности композиции при круговом обзоре.
Материал: по выбору. Размер: по выбору учащегося и согласованию с учителем.
- Вариант задания для работы в рельефе: тема, размер, и жанр композиции — по согласованию с учителем.
Просмотр эскизов, выполненных дома. Отбор наиболее интересного варианта.
Набивка фона и рисунок на фоне в задуманном размере. Прокладка основных масс по рисунку.
Пластическая и ритмическая разработка рельефа; распределение масс и планов; соотношение фона и объемов; выявление глубины рельефа.
Отбор и уточнение деталей, усиливающих выразительность композиции. Внимание — не ее цельность.
Материал: глина. Размер: по выбору учащегося и с согласованием с учителем.
Практическая работа: выполнение композиции в материале
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Основными критериями оценки работ учащихся по итогам 1 класса являются:
Основными критериями оценки работ учащихся по итогам 2 класса являются:
начальное умение выполнять двух — фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм |
|
Критерии оценки.
Оценка «5» ставится при наличии первых пяти пунктов критериев. Оценка «4» ставится при наличии 1-4 пунктов критериев. Оценка «3» ставится при наличии любых 3-х пунктов критериев. Оценка «2» ставится при невыполнении 5 пунктов критериев. При невыполнении работы ставится
«не аттестован».
Возможности для продолжения образования.
Обучающиеся, получившие образование по данной программе, могут продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю.
Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии
Занятия по скульптуре, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций и т.д.
Занятия начинаются с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, с ее оборудованием, инструментами, правилами приготовления и хранения материалов /глины, пластилина и т.д./
Работа с натуры проводится на протяжении всех 2-х лет обучения. Задача: развитие глазомера, соблюдение пропорций, организация объёмов по осям, передача характера изображаемого объекта, развитие внимания и наблюдательности.
Композиционная работа на уроках скульптуры очень важна. Она способствует развитию фантазии, умению сосредоточиться на выборе важного композиционного сюжета, умело использовать получаемые знания и навыки. Задания на свободную тему предусмотрены для того, чтобы выявить у детей способность самостоятельно мыслить образами.
Декоративные работы нужны для углубления приобретённых общих знаний и совершенствования навыков в скульптуре. Начать надо с объяснения термина «декоративность», «стилизация», рассказать о практическом применении этого вида искусства.
Работа по памяти и представлению призвана развивать зрительную память и способность к самостоятельному решению задуманного образа. Воспроизведение объектов по памяти и представлению органично входят в процесс создания композиции и являются важными моментами творческой деятельности ребенка.
Материалы и наглядные пособия:
- таблицы по пластической анатомии птиц, животных и человека;
- гипсовые рельефы разной сложности;
- чучела птиц и животных;
- гвозди, проволока, молоток, плоскогубцы.
Условия реализации примерной программы учебного предмета.
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета класс скульптуры и подсобное помещение для пластилина и глины.
- оборудование учебного кабинета: станки скульптурные, ванна для глины, стеллаж для работ учащихся, подиум для натуры, отвес, циркуль.
- Информационное обеспечение обучения.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Боголюбов Н. С. «Скульптура на занятиях в школьном » М., Просвещение, 1986г.
- Ерменская В. В. «Основы понимания скульптуры» М., Искусство, 1984г.
- «История искусства для детей. Скульптура» М., РОСМЭН, 2002г.
- Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах» М., 1980г.
- Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В., Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., Просвещение, 1986г.
- Лантери Э. «Лепка» М., Академия художеств, 1963г.
7. Одноралов Н. В. «Скульптура и скульптурные материалы» М., Изобразительное искусство, 1982г.
8. Танк В. «Анатомия животных для художников» М., Издателство АСТ» 2004г.
Дополнительные источники:
- Государственный русский музей. Скульптура. 18-нач.20 века. Каталог.
- Светлов И. Е. «О советской скульптуре 1960-980» М., Советский художник» 1984г.
- «Школа изобразительного искусства», вып.5, М., Изобразительное искусство, 1994г.
- Шмидт И. М. «Беседы о скульптуре» М., Искусство, 1963
Календарно-тематический план по скульптуре для 2А и 2Б класса на 2018\19 учебный год.
№ п\п | Наименование темы | Содержание занятия. | Кол-во часов | Дата. | |
2а | 2в | ||||
Первое полугодие. Первая четверть. 16 часов. | |||||
1 | Лепка с натуры гипсового орнамента | Правила построения рельефной розетки. | 2 | 7.09 | 6.09 |
2 | 14.09 | 13.09 | |||
2 | Лепка с натуры драпировки с круглыми складками. | Формирование складок. | 2 | 21.09 | 20.09 |
2 | 28.09 | 27.09 | |||
3 | Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета) | Многоплановость рельефа. Способы передачи. | 2 | 5.10 | 4.10 |
2 | 12.09 | 11.09 | |||
4 | Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе). | Повторение пропорций фигуры человека. Объёмная моделировка. | 2 | 19.10 | 18.10 |
2 | 26.10 | 25.10 | |||
Вторая четверть. 16 часов. | |||||
5 | Эмоции в пластике. Упражнение. | Быстрые скульптурные этюды на передачу эмоций с помощью пластических средств. | 2 | 9.11 | 8.11 |
6 | Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины» | Передать в работе характер события, эпохи, пластически организовать объемно-пространственную композицию. | 2 | 16.11 | 15.11 |
2 | 23.11 | 22.11 | |||
7 | Композиция с животными «В зоопарке у зверей…». | Образно передать эмоциональное впечатление от живой модели. | 2 | 30.11 | 29.11 |
2 | 7.12 | 6.12 | |||
8 | Скульптурный этюд головы человека с натуры. | Построение головы человека. | 2 | 14.12 | 13.12 |
2 | 21.12 | 20.12 | |||
2 | 28.12 | 27.12 | |||
Второе полугодие. Третья четверть. Во 2а - 20 часов, во 2в - 22. | |||||
9 | Портрет сказочного персонажа. | Понятие о декоративной скульптуре, возможностях применения цвета, о возможностях фактуры | 2 | 11.01 | 10.01 |
2 | 18.01 | 17.01 | |||
2 | 24.01 | 23.01 | |||
10 | Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»). | Ритмическая и пространственная организация композиции, ее целостность и выразительность | 2 | 31.01 | 30.01 |
2 | 7.02 | 6.02 | |||
2 | 15.02 | 14.02 | |||
11 | Декоративная лепка «Пряничный домик». | Приёмы стилизации и орнаментализации скульптуры. | 2 | 22.02 | 21.02 |
28.02 | |||||
12 | Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». | Создание декоративного рельефа. | 2 | 1.03 | 7.03 |
2 | 15.03 | 14.03 | |||
2 | 22.03 | 21.03 | |||
Четвертая четверть. 12 часов. | |||||
13 | Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». Завершение. | Декоративная рельефная скульптура. | 2 | 5.04 | 4.04 |
14 | Эскиз монументальной скульптуры «Память». | Эмоциональность и лаконичность в скульптуре. | 2 | 12.04 | 11.04 |
2 | 19.04 | 18.04 | |||
15 | Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины». | Итоговая композиция на свободную тему (возможна работа в объеме или рельефе, не более трех фигур). | 2 | 26.04 | 25.04 |
2 | 17.05 | 16.05 | |||
2 | 24.05 | 23.05 |
Итого за год во 2а учебных часов – 64, во 2в - 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план группы №1 занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»
Календарно-тематический план группы №1 занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие» 2,3, 4,...
Календарно – тематический план проведения занятий по программе «Постановка танцевальных номеров»
Образовательно-методический комплекс к программе "Постановка танцевальных номеров"...
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы. 3-4 класс.
Календарно-тематический план коррекционных занятийпо формированию эмоционально-волевой сферы (3-4 класс)...
Календарно- тематический план занятий школьного кружка «Допризывная подготовка молодёжи»
Календарно-тематическое планирование школьного кружка...
Календарно - тематический план на 2021/2022 учебный год .Секционных занятий по" Волейболу" 5-9 класс
КТП по волейболу...
Календарно-тематический план музыкальных занятий в подготовительной группе.
Описание видов музыкальной деятельности ....
Календарно тематический план занятий в объединении «Вольная борьба» группа начальной подготовки
В данном файле представлен развернутый Календарно тематический план занятий в секции "Вольная борьба" с нагрузкой 6 часов в неделю...