Календарно-тематический план группы №1 занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Календарно-тематический план группы №1
занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие» 2,3, 4,5 классов школы-интерната №68
1 год обучения , 4 часа в неделю (144 часа в год), занятия проходят на базе школы-интерната №68 по вторникам и четвергам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-temat_plan_prav.doc | 324.5 КБ |
doop_anisimova-_masteritsa_itog.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план группы №1
занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие» 2,3, 4,5 классов школы-интерната №68
1 год обучения , 4 часа в неделю (144 часа в год), занятия проходят на базе школы-интерната №68 по вторникам и четвергам
№ п/п | Раздел учебно-тематического плана, количество часов | Тема занятия (содержание) 2 часа 1 раз в неделю | Часы | Сроки проведения | Сроки фактические | Примечание |
Комплектование группы. Составление расписания | 2 | 01.09.15 | ||||
Встреча и знакомство с учащимися. Беседа с родителями. | 2 | 03.09.15 | ||||
Прогулка по парку. Сбор природного материала | 2 | 08.09.15 | ||||
О чем знаю - расскажу, что умею - покажу. Коллекция будущих работ. Мастер класс по аппликации. | 2 | 10.09.15 | ||||
1 | Вводное занятие 2 часа | Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Тест на концентрацию внимания, память. Развивающие игры. | 2 | 15.09.15 | ||
2 | Работа с бумагой, картоном Аппликация (всего 18часов)
| Знакомство с аппликацией. Правила по технике безопасности. Беседа о правилах БДД. | 2 | 17.09.15 | ||
Виды аппликаций. Объёмные аппликации из бумаги. Сгибание бумаги «Бабочка» | 2 | 22.09.15 | ||||
Закладки для книг: «Собачка», «Котик», «Медвежонок», «Весёлые Миньоны» | 2 | 24.09.15 | ||||
Знакомство с техникой «Коллаж». Виды. Составление «коллажа» | 2 | 29.09.15 | ||||
Осенние цветы из бумаги. Техника симметричного вырезания. Составление цветочной композиции. | 2 | 01.10.15 | ||||
Основы композиции. Оформление поздравительной открытки. Коллаж | 2 | 06.10.15 | ||||
Надрезание по кругу. Георгина, Астра. | 2 | 08.10.15 | ||||
«С днем учителя» Поздравительная открытка | 2 | 13.10.15 | ||||
«С днем учителя» Поздравительная открытка | 2 | 15.10.15 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | « Осеннее вдохновение» | 2 | 20.10.15 | |||
3 | Работа с природными материалами (всего 22 часа) | Изготовление цветов из осенних листьев | 2 | 22.10.15 | ||
Осенний пейзаж. Самостоятельная работа. Коллаж из осенних листьев | 2 | 27.10.15 | ||||
Осень. Открытка. Самостоятельная работа. | 2 | 29.10.15 | ||||
Поделки из шишек. Ёжик | 2 | 03.11.15 | ||||
Поделки из жёлудей. Виноградная кисть | 2 | 05.11.15 | ||||
Ключница-цветочница. Мастер-класс | 2 | 10.11.15 | ||||
Ваза из осенних листьев | 2 | 12.11.15 | ||||
Картина из природных материалов | 2 | 17.11.15 | ||||
Делаем маску из листьев | 2 | 19.11.15 | ||||
Темы праздничной открытки к празднику «День матери» Изготовление праздничной открытки | 2 | 24.11.15 | ||||
Конкурс работ к празднику «День матери» | 2 | 26.11.15 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | «Зимняя фантазия» | 2 | 01.12.15 | |||
« Зимняя фантазия» | 2 | 03.12.15 | ||||
4 | Работа с тканью. Мягкая игрушка (всего 30 часа) | Вводное занятие: Сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности. | 2 | 08.12.15 | ||
Знакомство с иголкой. Виды нитей. Правильность закрепления узелка. Первые стежки. | 2 | 10.12.15 | ||||
Технология выполнения швов. Учимся пришивать пуговицу | 2 | 15.12.15 | ||||
Делаем игрушки из помпонов. | 2 | 17.12.15 | ||||
Изготовление «Снежинки-балеринки». Новогоднее украшение. Мобиль | 2 | 22.12.15 | ||||
Изделия первой сложности: мягкие игрушки из фетра (шов через край) | 2 | 24.12.15 | ||||
Шьём маки из фетра. | 2 | 29.12.15 | ||||
Конструирование и оформление игрушки | 2 | 31.12.15 | ||||
Изготовление кукол из ниток | 2 | 12.01.16 | ||||
Изделия второй сложности. Изготовление игрушек из 4-6 выкроек: медвежонок «Тедди» | 2 | 14.01.16 | ||||
Изделия из волокнистых материалов Изготовление выкройки медвежонка» | 2 | 19.01.16 | ||||
Шьём медвежонка. | 2 | 21.01.16 | ||||
Правила набивки изделия. Материалы для набивки | 2 | 26.01.16 | ||||
Оформление игрушки. Если игрушке нужен ремонт-правило штопки | 2 | 28.01.16 | ||||
«Валентинка» из фетра | 2 | 02.02.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | «Мягкая игрушка» | 2 | 04.02.16 | |||
«Мягкая игрушка» | 2 | 09.02.16 | ||||
5 | Тестопластика. Работа с «солёным тестом» (всего 24 час) | Изготовление «солёного теста». Общие и отличительные особенности материала. | 2 | 11.02.16 | ||
История возникновения изделий из теста. | 2 | 16.02.16 | ||||
«Цветок в вазе» | 2 | 18.02.16 | ||||
Раскрашивание изделия. Подарок к празднику | 2 | 25.02.16 | ||||
Мышонок | 2 | 01.03.16 | ||||
Раскрашивание изделия | 2 | 03.03.16 | ||||
«Совушка». | 2 | 10.03.16 | ||||
Раскрашивание изделия | 2 | 15.03.16 | ||||
«Бабочка-улыбка» | 2 | 17.03.16 | ||||
Раскрашивание изделия | 2 | 22.03.16 | ||||
Картина из солёного теста | 2 | 24.03.16 | ||||
Картина из солёного теста | 2 | 29.03.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | « Чудо-тесто» | 2 | 31.03.16 | |||
6 | Папье-маше (всего 22 часов) | Техника папье-маше. История возникновения | 2 | 05.04.16 | ||
Делаем массу для изготовления изделия | 2 | 07.04.16 | ||||
Папье-маше на воздушном шаре | 2 | 12.04.16 | ||||
Папье-маше на вазе | 2 | 14.04.16 | ||||
Продолжение работы | 2 | 19.04.16 | ||||
Оформление вазы. Роспись. | 2 | 21.04.16 | ||||
Роза из туалетной бумаги. Мастер класс | 2 | 26.04.16 | ||||
Самостоятельное изготовление розы. | 2 | 28.04.16 | ||||
Изготовление подарков ветеранам | 2 | 03.05.16 | ||||
Изготовление подарков учителям, выпускникам | 2 | 05.05.16 | ||||
Изготовление полюбившейся игрушки. Самостоятельная работа. | 2 | 10.05.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | Подготовка итоговой выставки за год | 2 | 12.05.16 | |||
Подготовка итоговой выставки за год | 2 | 17.05.16 | ||||
7 | Итоговое занятие (2 часа) | Подведение итогов за год. Награждение учащихся. Праздник в творческом объединении. | 2 | 19.05.16 | ||
Прогулка по весеннему парку | 2 | 24.05.16 | ||||
Итого | 146 |
Педагог ________________________( Анисимова И.А)
Календарно-тематический план группы №2
занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие» 6,7, 8,9 классов школы-интерната №68
1 год обучения , 4 часа в неделю (144 часа в год), занятия проходят на базе школы-интерната №68 по вторникам и четвергам
№ п/п | Раздел учебно-тематического плана, количество часов | Тема занятия (содержание) 2 часа 1 раз в неделю | Часы | Сроки проведения | Сроки фактические | Примечание |
Комплектование группы. Составление расписания | 2 | 01.09.15 | ||||
Встреча и знакомство с учащимися. Беседа с родителями | 2 | 03.09.15 | ||||
Прогулка по парку. Сбор природного материала | 2 | 08.09.15 | ||||
О чем знаю - расскажу, что умею - покажу. Коллекция будущих работ. Мастер класс по декупажу тарелки | 2 | 10.09.15 | ||||
1 | Вводное занятие 2 часа | Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Тест на концентрацию внимания, память. Развивающие игры. | 2 | 15.09.15 | ||
2 | Работа в технике «Декупаж» (всего 30 часов)
| Знакомство с историей возникновения техники «Декупаж». Правила по технике безопасности. Беседа о правилах БДД. | 2 | 17.09.15 | ||
Изготовление декоративной тарелки: подборка салфеток для декорирования. Приклеивание. Сушка | 2 | 22.09.15 | ||||
Изготовление декоративной тарелки. Окраска акриловыми красками. Сушка. | 2 | 24.09.15 | ||||
Изготовление декоративной тарелки. Витражная роспись по стеклу. | 2 | 29.09.15 | ||||
Оформление декоративной тарелки. | 2 | 01.10.15 | ||||
Подарок ко дню учителя. Тарелка | 2 | 06.10.15 | ||||
Праздничный «Декупаж» свечи. Мастер класс | 2 | 08.10.15 | ||||
Изготовление свечи: подготовка, нанесение рисунка, сушка. | 2 | 13.10.15 | ||||
Декорирование свечи. Нанесение орнамента, роспись. | 2 | 15.10.15 | ||||
Декупаж цветочного горшка: подготовка, нанесение рисунка, сушка | 2 | 20.10.15 | ||||
Дополнительные элементы декорирования горшка: тесьма, бусины и др. | 2 | 22.10.15 | ||||
Самостоятельная работа | 2 | 27.10.15 | ||||
Мастер класс «Дарю сердце маме». Обратный декупаж тарелки. | 2 | 29.10.15 | ||||
Самостоятельная работа | 2 | 03.11.15 | ||||
«Декупаж» на шкатулке | 2 | 05.11.15 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | Подарок маме | 2 | 10.11.15 | |||
Hand Made своими руками. (всего 38 часов) | Техника безопасности при работе с «горячим пистолетом» Оригинальные цветы из пластиковых бутылок | 2 | 12.11.15 | |||
Составления букета. Экспозиция | 2 | 17.11.15 | ||||
Кошелёк-шкатулка для мелочи из пластиковых бутылок | 2 | 19.11.15 | ||||
Вазончики из пластиковых бутылок | 2 | 24.11.15 | ||||
Подсвечники своими руками | 2 | 26.11.15 | ||||
«Божьи коровки» из одноразовых ложек | 2 | 01.12.15 | ||||
Новогодние игрушки из папье-маше | 2 | 03.12.15 | ||||
Ёлочка из пластиковой бутылки | 2 | 08.12.15 | ||||
Снежинки из доступных материалов | 2 | 10.12.15 | ||||
Изготовление «Снежинки-балеринки». Новогоднее украшение. Мобиль | 2 | 15.12.15 | ||||
История возникновения техники «Казанши». Изготовление брошей из атласных лент | 2 | 17.12.15 | ||||
Брошь в технике «Казанши». Учимся делать лепестки. | 2 | 22.12.15 | ||||
Формирование цветка. Декорирование броши. | 2 | 24.12.15 | ||||
Изготовление «Гофрированного лепестка розы» | 2 | 29.12.15 | ||||
Формирование цветка «роза» | 2 | 31.12.15 | ||||
Ободок в технике «Казанши» | 2 | 12.01.16 | ||||
Изготовление цветков для ободка | 2 | 14.01.16 | ||||
Сборка и украшение ободка | 2 | 19.01.16 | ||||
Лайфхак. Держатель смартфона во время зарядки | 2 | 21.01.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | « Моя работа в технике «Казанши»» | 2 | 26.01.16 | |||
4 | Работа с тканью (всего 16 часов) | Вводное занятие: Сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности. | 2 | 28.01.16 | ||
Знакомство с иголкой. Виды нитей. Правильность закрепления узелка. Первые стежки. | 2 | 02.02.16 | ||||
Технология выполнения швов. Учимся снимать мерки | 2 | 04.02.16 | ||||
Подгиб изделия. Составление выкройки юбки | 2 | 09.02.16 | ||||
Лоскутная техника. Знакомство | 2 | 11.02.16 | ||||
Косметичка в стиле «лоскутного шитья» | 2 | 16.02.16 | ||||
Продолжение работы. Вставка молнии | 2 | 18.02.16 | ||||
Оригинальные идеи по украшению косметички | 2 | 25.02.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | «Весёлый лоскуток» | 2 | 01.03.16 | |||
Подарок дорогим женщинам | 2 | 03.03.16 | ||||
5 | Изготовление Кукол из капроновых чулок и носков (всего 22 часа) | Вводное занятие: Сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности | 2 | 10.03.16 | ||
Общие и отличительные особенности материала. | 2 | 15.03.16 | ||||
Пошив куклы из капроновых колгот и пластиковой бутылки | 2 | 17.03.16 | ||||
Продолжение выполнения работы | 2 | 22.03.16 | ||||
Пошив нарядной одежды для куклы | 2 | 24.03.16 | ||||
Оформление куклы, Бижутерия своими руками. | 2 | 29.03.16 | ||||
«Капроновый пупс» | 2 | 31.03.16 | ||||
Продолжение выполнения работы | 2 | 05.04.16 | ||||
Нарядная одежда для пупса | 2 | 07.04.16 | ||||
Оформление готовой работы | 2 | 12.04.16 | ||||
Изготовление подарков ветеранам | 2 | 14.04.16 | ||||
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | « Кукляшка» | 2 | 19.04.16 | |||
2 | 21.04.16 | |||||
6 | Куклы-обереги (всего 10часов) | История возникновения кукол-оберегов | 2 | 26.04.16 | ||
Куклы - мотанки своими руками | 2 | 28.04.16 | ||||
Шьём домовёнка из носка | 2 | 03.05.16 | ||||
Амулеты, фенечки из пряжи. История возникновения | 2 | 05.05.16 | ||||
Изготовление полюбившейся игрушки. Самостоятельная работа. | 2 | 10.05.16 | ||||
7 | Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Оформление выставки (16 часов) | Подготовка итоговой выставки за год | 2 | 12.05.16 | ||
Подготовка итоговой выставки за год | 2 | 17.05.16 | ||||
Итоговое занятие (2 часа) | Подведение итогов за год. Награждение учащихся. Праздник в творческом объединении | 2 | 19.05.16 | |||
Прогулка по весеннему парку | 2 | 24.05.16 | ||||
Итого | 146 |
Педагог ________________________( Анисимова И.А)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский»
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол № _______ от _____________ 2018 года | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ___ от_______2018 г. Директор ГБУ ДО ДДТ «Павловский» ________________ Парамонова О.А. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Увлекательное рукоделие»
Направленность - художественная
Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчики: Анисимова Инга Анатольевна,
педагог дополнительного образования;
Курчавова Наталья Ивановна,
методист
Санкт-Петербург
2018год
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Актуальность:
Программа по декоративно-прикладному творчеству даёт возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности, прежде всего развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДОД деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая содействует развитию творческой индивидуальности, обогащению внутреннего мира обучающихся. Актуальность программы заключается в создании условий для развития и воспитания, обучающихся через их практическую творческо-прикладную деятельность. Развитию творческих способностей посредством обучения разным техникам декоративно-прикладного искусства, формированию опыта самостоятельной практической деятельности.
Занятия с учащимися школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении, по этому направлению ведутся уже более пяти лет и дают детям возможность проявить себя в творчестве.
Отличительные особенности:
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить: комплексность-сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и т.д.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами); преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; не подражание, а творчество – овладение приёмами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Итоговая форма работы - коллективная, но в процессе реализации программы педагог предоставляет всем учащимся возможность реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Это придает программе высокую степень вариативности и является ее отличительной особенностью.
Данная программа Специально адаптирована для детей, обучающихся в школе-интернате, на базе которой будут проходить занятия.
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся от 6 до 10 лет любого уровня начальной подготовки, задатков и способностей. Группы могут быть разновозрастные и одновозрастные, в группе одновременно занимаются мальчики и девочки.
Программа затрагивает 2 этапа возрастной периодизации обучающихся: младший подростковый возраст (6-8 лет) и подростковый (10 лет)
Младший подростковый возраст(6-6лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое, неожиданное. Именно с этой целью в программе запланированы посещения выставок декоративно-прикладного творчества и проведение мастер-классов по «ноу-хау» - техникам и технологиям.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл физкультминуток и релаксирующих пауз.
Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно-эстетическое развитие.
Подростки(10 лет) испытывают конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Для детей подросткового возраста, по моему мнению, необходима подготовка к самостоятельной жизни в современном мире. В творческом объединении «Увлекательное рукоделие» основной дидактический принцип-обучение в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности являются упражнения, заключающиеся в многократном выполнении необходимых действий.
Объем и срок реализации программы:
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 288 часов.
Срок освоения образовательной программы – 3 года.
Цель и задачи программы обучения:
Цель программы: формирование и развитие воспитание творческих способностей учащихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
В процессе реализации программы решаются следующие группы задач:
обучающие:
- расширение общей культуры учащихся; приобщение детей к русской и мировой художественной культуре и искусству;
- способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества;
- формировать способность к обучению и труду;
- формировать навыки выполнения русской народной игрушки;
- знакомство детей с яркими произведениями русского народного творчества;
- знакомство детей с историей театра, театральному и сценическому костюму;
- обучение воспитанников отдельным приёмам, технике и технологии изготовления изделий из различных материалов;
развивающие:
- развитие творческих способностей (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
- развитие интереса к познанию окружающего мира, стараться удовлетворять их любознательность;
- развитие сценических способностей детей;
- развитие у детей мелкой моторики;
- развитие психических процессов ребенка: воображения, фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного мышления;
- развитие творчества и импровизационных способностей у детей.
- укрепление здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих методик (эмоциональная релаксация, смена форм деятельности и т.д.);
- развитие личностных творческих способностей (воображения, художественного восприятия и др.);
- выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;
воспитательные:
- формирование нравственно-эстетических идеалов, развитие и воспитание духовной культуры, патриотическому воспитанию;
- воспитание в детях восприимчивости и любви к искусству, интереса к миру театра, музыки, сказки;
- воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;
- формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины, развитие межличностных отношений;
- воспитание самостоятельности и инициативы;
- воспитание возможности социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе; овладение культурой диалога;
- воспитание терпения, дисциплинированности, желания довести начатое дело до конца.
Условия реализации программы:
Условия приема в коллектив: Существует возможность зачисления учащихся в группы первого, второго и третьего годов обучения без подготовки. Освоив базовый трехгодичный курс, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, углубляя свои знания по основным темам программы.
Условия формирования групп: группы формируются по желанию детей, зачисление на второй и третий год обучения на основании собеседования.
Количество детей в группе: 1 год обучения – не менее 15, 2 год обучения – не менее 12, 3 год обучения - не менее 10.
Особенности организации образовательного процесса: в процессе освоения программы учащиеся углубляют свои знания и совершенствуют навыки.
Формы проведения занятий: комбинированное, практические, игровые, викторины, выставки, творческие мастерские, выступления, праздники, тематические вечера.
Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, индивидуальное.
Материально-техническое оснащение: цветная бумага, клей, ножницы, материал природного и искусственного происхождения, швейные иглы, нитки.
Кадровое обеспечение: педагог имеющий соответствующую квалификацию.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения программы «Увлекательное рукоделие» следующие:
- личностные - поведенческие и внутренние качества учащегося:
- самоуважение и самооценка;
- мотивация к самообразованию;
- ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
- личностный рост (воспитание творческой личности);
- развитие у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- возможность ребенка заявить о себе и поверить в себя;
- развитие социальных навыков и общее развитие детей;
- формирование гражданских позиций;
- предметные - виды деятельности по получению новых знаний в рамках разделов программы: знать историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества, разбираться в различных свойствах материалов природного и неприродного происхождения, овладеть базовыми формами изготовления индивидуальной и коллективной работы:
- возможность развития способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества, знать терминологию;
- стремление к поиску средств выразительности в процессе коллективного творческого дела – изготовлению коллективной творческой работы;
- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов;
- метапредметные - регулятивные; коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия УУД и компетенции:
- навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения;
- способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели;
- умение сочетать возможность индивидуальной, групповой и коллективной работы;
- коммуникативной компетенции;
- умение планировать свое неречевое и речевое поведение;
- умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- умение нести ответственность за результаты действий;
- соблюдение правил и норм этикета при общении;
- способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами;
- способность определять тему, выделять ключевую мысль и использовать накопленный опыт в своих творческих работах.
Учебный план программы
Учебный план 1-го года обучения (I группа)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | Вводное анкетирование | |
2. | Работа с бумагой, картоном. Аппликация | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
3 | Модульные оригами | 14 | 4 | 10 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Участие в тематических праздниках, выставка |
4 | Моделирование из салфеток и ниток | 14 | 6 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
5 | Народная игрушка | 16 | 8 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Самостоятельная работа |
6 | Изготовление поделок к праздникам и выставкам различного уровня. Оформление выставки | 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа, выставки, конкурсы |
7 | Контрольные и итоговые занятия. | 4 | 2 | 2 | Итоговое анкетирование; Открытое итоговое занятие |
ИТОГО | 72 | 30 | 42 |
Учебный план 2-го года обучения (II группа)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Вводное анкетирование | |
2. | Работа с бумагой, картоном. | 12 | 5 | 7 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
3. | Бумагопластика | 5 | 1 | 4 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Участие в тематических праздниках, выставка |
4. | Декупаж | 7 | 2 | 5 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
5. | Оригами | 14 | 5 | 9 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Самостоятельная работа |
6. | Работа с бросовым материалом | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
7 | Моделирование из салфеток | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Самостоятельная работа |
8. | Изготовление поделок к праздникам, выставки различного уровня. | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная работа, выставки, конкурсы |
9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Итоговое анкетирование; Открытое итоговое занятие | |
ИТОГО | 72 | 25 | 47 |
Учебный план 3-го года обучения (III группа)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Вводное анкетирование | |
2. | . Работа с бумагой, картоном. Аппликация | 14 | 4 | 10 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
3. | . Работа в творческом направлении «Hand Made» (24 часа) | 24 | 8 | 16 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Участие в тематических праздниках, выставка |
4 | Работа в технике «Декупаж» | 16 | 6 | 10 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Участие в тематических праздниках, выставка |
5 | Моделирование из салфеток | 10 | 4 | 6 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
.6 | Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня. Итоговая выставка | 4 | 2 | 2 | Самостоятельная работа, выставки, конкурсы |
7 | Контрольное и итоговое занятие | 2 | 2 | Итоговое анкетирование; творческое представление | |
ИТОГО | 72 | 28 | 44 |
Учебный план программы
Учебный план 1-го года обучения ( IV группа)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Вводное анкетирование | |
2. | Работа с бумагой, картоном | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
3. | Модульные оригами | 14 | 2 | 12 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Участие в тематических праздниках, выставка |
4. | Моделирование из салфеток и ниток | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
5. | Народная игрушка | 12 | 6 | 6 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений Самостоятельная работа |
6. | Работа с бросовым материалом | 12 | 4 | 8 | Опрос, тест, анализ результатов проведенных наблюдений |
8. | Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная работа, выставки, конкурсы |
9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Итоговое анкетирование; Открытое итоговое занятие | |
ИТОГО | 72 | 26 | 46 |
Разделы и темы каждого года обучения имеют цикличный характер, они повторяются, но в процессе постановок новых творческих работ темы расширяются и усложняются по содержанию с учетом приобретаемого опыта воспитанников.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.09 | По 31.05 | 36 | 144 | 2 раза по 2 часа в неделю |
2 год | 1.09 | По 31.05 | 36 | 72 | 2 раза по 1 час в неделю |
3 год | 1.09 | По 31.05 | 36 | 72 | 1 раза по 2 часа в неделю |
В рамках заданных часов и разделов программы в процессе реализации возможна вариативность тем и различных тематических выставок.
Оценочные материалы:
Вид контроля, цель | Сроки проведения | Формы контроля | Формы фиксации | Формы предъявления результатов |
Входная диагностика проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей учащихся, определения наклонностей, природных способностей, личностных качеств. | Сентябрь | Педагогическое наблюдение; конкурс творческих работ, собеседование. | Анкеты. | Результаты анализа анкет. |
Текущий контроль проводится с целью оценки качества освоения тем занятий. | На занятиях в течение учебного года. | Педагогическое наблюдение. Мини-выставки, собеседование. | Отзывы. | Анализ творческих работ (фото, отзывы сайта). |
Промежуточный контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения программы по темам и в конце 1 и 2 учебного года. | В течение учебного года по окончании темы, в мае 1 и 2 года обучения. | Выставка творческой работы. | Рейтинг творческих достижений. Информационная карта. Диагностическая карта. | Открытые занятия. Мастер-класс. Праздник в творческом объединении (фото, отзывы сайта). |
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения программы учащимися. | В мае третьего года обучения. | Выставка, мастер-класс, открытое занятие. | Фотоматериалы. Дипломы. Грамоты. | Отзывы сайта, фотоматери-алы. |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.):
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод, прием Образовательные события Результат
1 2 3
Технология личностно-ориентированного обучения
Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях Центра «Истоки» Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве
Здоровьесбере-гающие технологии Проведение физкультминуток и релаксирующих
пауз Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье
Мозговой штурм Разработка образа, макета будущего изделия Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо
Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других
Проектная технология Разработка эскизов, макетов изделий Способность разрабатывать эскизы и макеты
Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии
Педагогическая мастерская
Самостоятельный поиск знаний,
открытие чего-то нового Способность работать самостоятельно и творчески
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов— мастер-класс — проведение открытого занятия для обучающих в формате практической деятельности.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание, и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
• кабинет со столами, стульями и школьной доской;
Библиография
Список используемой литературы для учащихся и родителей
1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. — 224с.
3. Книга для девочек [Текст]. — М.: Колос, 1995. — 287 с.
4. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. — 32с.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
6. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. — 431с. — (Женский клуб).
7. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. — М.: Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека журнала». Вып. 16)
8. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 224с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
9. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1985. — 112с.
10. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе / А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.: Просвещение, 1984. — 192с.
11. Румянцева, Е.А. Украшения для девочек своими руками [Текст]. — М.: Айрис- пресс, 2005. — 208с. — (Внимание: дети!).
12. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.: «Элайда», 1998. — 224с.
13. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]. — М. Просвещение: Владос, 1994. —216с.
14. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
15. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые руки»).
Список используемой литературы для педагогов
Работа с природным материалом
1. Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»)
2. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 175с.
3. Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст]. — М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками)
4. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. — 96с.
Работа с бумагой, картоном, фольгой
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы [Текст]. — М.: Изд. «Сфера», 2003. — 128с. — (Серия «Вместе с детьми»)
2. Выгонов, В.В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП, 2001. — 128с.
3. Горичева, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 96с. — (Лучшие поделки)
4. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]. — М.: Просвещение, 1987. — 128с.
5. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»)
6. Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. — 64с.
7. Румянцева, Е.А. Праздничные открытки [Текст]. — М.: Айрис — пресс, 2005. — 176с. — (Внимание: дети!)
8. Поделки из пластикового материала
9. Оригинальные украшения: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. Н.Сухановой; лит. Обработка И. Ермаковой [Текст]. — М.: Аст—Пресс, 2001. — 160с. — (Энциклопедия)
Работа с тканью
1. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Весёлый зоопарк – М., 2001
2.Кочеткова С. Мягкая игрушка. Игрушка из носочков. – М., 2001
3. Митителло, К.Б. Аппликация. Дом из ткани [Текст]. — М.; Изд-во «Культура и традиции», 2004.
4. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек — сувениров [Текст]. — М.: Просвещение; 1990. — 176с.
5. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
6. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. для учителя по внеклас. работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1990. — 1160с.
7. Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В. [Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с.
8. Шалда, В.В. Цветы из ткани для любимой мамы [Текст]. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. — 31 с. — (Подарок своими руками)
Работа с волокнистым материалом. Изонить
1. Браницкий, Г.А. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток [Текст]. — Кызыл: ООО «Изд-во АСТ», 2005.
2. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для дошкольников: Методическое пособие [Текст]. — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. — 48с.
3. Леонова, О.В. Рисуем кистью: Ажурные картинки [Текст]. — СПб.: Изд. дом «Литера», 2005. — 128с. — (Серия «Детское творчество»)
Работа с солёным тестом. Лепка
1. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб : Изд. дом «Кристалл», 2001. — 192с.
2. Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.: Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия «Увлекательное моделирование»).
3. Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений)
4. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.: Изд. дом МСП, 2005. — 128 с.
5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с.
Работа с папье — маше
Бельтюкова, Н., Петров, С., Кард, В. Учимся лепить: Папье—маше. Пластилин [Текст]. — М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2001. — 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа "Увлекательное рукоделие"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Увлекательное рукоделие» Художественно-эстетической направленности для детей 9-13лет срок реализации 3года...
Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Инфомир» 2017 – 2018 учебный год
Календарно – тематическое планирование кружка информатики «Инфомир»Возраст воспитанников 11-14 лет...
Программа «Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческих объединений «Мастерица», «Взгляд».
laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...
Приказ о создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...