Программа кружка "Страна мастеров"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа кружка декоративно-прикладного искусства для детей 10 - 18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_strana_masterov.doc | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
"Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции"
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ «Центр реабилитации»
____________ Фетисова В.Н
"___"_____________20__ г
«Страна мастеров»
(Авторская дополнительная образовательная программа кружка декоративно-прикладного искусства
для детей 10 – 18 лет)
Программу разработала:
воспитатель МБУ
«Центр реабилитации»
Ткач Н.Ю.
Срок реализации программы – 1 год
г.Рязань, 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Страна мастеров» разработана для занятий с детьми 10 -18 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования . В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии.
Актуальность программы «Страна мастеров» - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение своими руками.Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар.
Особенностью программы «Страна мастеров» является вариативность - детям дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для подростков. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков в изготовлении изделий из различных материалов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Гармоничное развитие и творческая самореализация детей средствами и возможностями декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- научить создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда, с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Развивающие:
- развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развить способность мыслить, сочинять;
- развить образное восприятие окружающего пространства, эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Воспитательные:
- сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитать аккуратность.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 16 лет. Образовательная программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с учащимися строится на основе взаимосотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного отношения к личности ребёнка. .Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность.
Срок реализации программы - 1 год. На освоение программы отводится 72 часа в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного учебного занятия составляет 1 час
Методы обучения:
Наглядный метод. Это показ образца, демонстрация техники выполнения различных видов изделий, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает привлечь внимание детей, заинтересовать их перспективой дальнейшей работой.
Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения творческой работы. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат.
Метод исследовательской работы — это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.
Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов изделия и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов изделий, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.
Метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «Страна мастеров» каждый ребенок выполняет проекты по каждому большому разделу программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях.
Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения.
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.
Формы реализации программы.
Беседы по темам программы. Убеждения. Индивидуальные занятия. Коллективные занятия. Игры. Решение кроссвордов. Исследовательские задания. Выставки. Проблемные задания. Конкурсы на закрепление полученных знаний. Выполнение практических упражнений. Выполнение образцов и авторских работ. Оформление выставок. Оформление работ.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
= правила поведения, правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и материалами (иглами, шилом, ножницами, проволокой);
= правила техники безопасности при работе с электроприборами (утюг, клеевой пистолет) ;
= о разнообразии бумаг, из которых можно делать поделки ; о свойствах и качествах различной бумаги;
= о способах соединения деталей между собой ( при помощи клея, степлера) ;
= основные технологии изготовления изделий из бумаги, фоамирана, лент;
= названия цветов и их характерные свойства;
= свойства материалов, специфику обработки и подготовки к работе;
= инструменты и приспособления для изготовления изделий.
Должны уметь:
=соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами, швейными иглами,булавками, клеем, проволокой, бисером, электрическим утюгом;
= работать различными приемами с бумагой, планировать свою работу;
= создавать индивидуальные работы; анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей;
= пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления изделий;
= владеть приёмами техники изготовления изделий из бумаги, лент, фоамирана;
= изготавливать и оформлять сувениры и украшения из цветов (заколки,броши, резинки, ободки для волос);
= выполнять творческую работу по собственному замыслу.
Материально-техническое обеспечение программы
- тычинки,
- бумага – гофрированная, салфетки, картон,
- бисер, стеклярус, бусины,
- клей,
- пастель масляная, пастель сухая,
- нитки,
- глиттер,
- проволока,
- вата, ушные палочки,
- выкройки-шаблоны цветов,
- образцы изделий,
- презентационный видеоальбом с фотографиями работ,
- видео-мастер-классы изготовления цветов.
Необходимые инструменты:
- ножницы,кусачки,крючок, пинцет, зубочистки,бульки,молды, утюг,клеевой пистолет.
Календарно- тематический план
Разделы и подразделы | Всего часов | Темы | Теория | Прак тика |
1.Вводное занятие | 1 | Безопасные приёмы работы с инструментами. | 1 | -- |
2. Волшебная лента 2.1. Плетение браслетов из лент. 2.2. Декоративные цветы в технике Канзаши. | 14 | 2.1.Знакомство с техниками плетения браслетов из лент. 2.2.Знакомство с историей.возникновения Канзаши. Технология изготовления изделий. Изготовление заготовок из атласных лент. Составление композиции аксессуара. Изготовление фантазийных аксессуаров, сувениров. | 1 1 | 6 6 |
3. Волшебная бумага 3.1. Фантазии из бумажных салфеток. 3.2. Фантазии из гофрированной бумаги. 3.3. Фантазии из картона. | 22 | 3.1. Украшение интерьера дома своими руками. Цветочный топиарий. 3.2. Цветы из гофрированной бумаги. Технология изготовления , инструменты и материалы. Изготовление розы. Изготовление цветочных сувениров. 3.3. Элементы новогоднего декора из картона. Изготовление новогодних украшений, сувениров. | 1 1 1 | 6 6 7 |
4. Волшебный фоамиран 4.1. Декоративные цветы из фоамирана. 4.2. Украшения и аксессуары. 4.3. Интерьерные украшения и сувениры. | 29 | 4.1. Знакомство с фоамираном, его свойствами. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов. Цветы из фоамирана. Изготовление декоративного цветка. 4.2. Украшения и аксессуары из фоамирана своими руками. Изготовление заколки «Роза» Изготовление резинки «Астра» Изготовление цветочного ободка. Составление цветочных композиций. 4.3. Декоративные цветы в оформлении интерьера. Украшение интерьера. Цветок «Мак» (в вазу) Украшение интерьера «Одуванчики» (в вазу) Сувенир «Декоративная корзинка с фантазийными цветами» Сувенир «Декоративное сердечко с розами» | 1 1 1 | 9 9 8 |
5.Итоговый контроль. | 6 | Оформление и выставка работ. | 3 | 3 |
Итого | 72 | 12 | 60 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (1 ч.)
Порядок и содержание работы. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Материалы, инструменты для изготовления изделий. Правила поведения на занятиях, режим работы.
2. Волшебная лента (13 ч.)
2.1. Плетение браслетов из лент (7 ч.)
Порядок и содержание работы. Показ готовых изделий.Изготовления изделий.
2.2. Декоративные цветы в технике Канзаши (6 ч.)
Знакомство с историей.возникновения Канзаши. Технология изготовления изделий. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов из атласных лент.Изготовление заготовок из атласных лент.Изготовление хризантемы.Изготовление листьев для цветов.Составление композиции аксессуара. Сборка цветка.Способы крепления цветов.Оформление канзаши- заколки для волос.Изготовление фантазийных аксессуаров, сувениров.
3.Волшебная бумага (22 ч.)
3.1. Фантазии из бумажных салфеток (7 ч.)
Украшение интерьер дома своими руками.Цветы из бумажных салфеток.Технология изготовления цветов.Cалфетное чудо. Цветочный шар из роз. Способы изготовления шара-основы.Изготовление шара -основы из бумаги.Изготовление цветовИзготовление листьев.Сборка изделия.Приклеивание цветов и листьев к основе.Виды украшений изделия.Окончательная отделка изделия.
3.2. Фантазии из гофрированной бумаги (7 ч.)
Цветы из гофрированной бумаги.Технология изготовления , инструменты и материалы.
Изготовление лепестков розы.Изготовление листьев.Сборка цветка.Украшение и окончательное оформление розы.Изготовление цветочных сувениров.
3.3. Фантазии из картона (8 ч.)
Элементы новогоднего декора из картона.Подготовка трафаретов.Изготовление деталей.
Сборка новогодних украшений.Окончательное оформление изделий.
4. Волшебный фоамиран( 29 ч.)
4.1. Декоративные цветы из фоамирана (10 ч.)
Знакомство с фоамираном, его свойствами.Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов.Цветы из фоамирана. Подготовка шаблонов.Изготовление деталей декоративного цветка.Обработка деталей.Инструктаж по ТБ. Сборка цветка.
4.2. Украшения и аксессуары (10 ч.)
Украшения и аксессуары из фоамирана своими руками. Заготовка деталей цветка «Роза»
Обработка деталей. Сборка цветка розы. Способы крепления на заколку, оформление. Заготовка деталей цветка «Астра» Обработка деталей. Сборка цветка астры. Способы крепления на резинку, оформление. Заготовка деталей декоративной зелени, листьев. Обработка деталей. Способы крепления на ободок, оформление. Составление цветочных композиций.
4.3. Интерьерные украшения и сувениры (9 ч.)
Декоративные цветы в оформлении интерьера. Украшение интерьера. Цветок «Мак» (в вазу)
Обработка деталей. Сборка цветка. Украшение интерьера «Одуванчики» (в вазу) Обработка деталей. Сборка цветка. Сувенир «Декоративная корзинка с фантазийными цветами». Сувенир «Декоративное сердечко с розами»
5. Итоговый контроль (6 ч.)
Оформление и выставка работ.
Литература
1. Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики. - Москва, 2005.
2. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.
3. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra», «Коллекция идей».
4. Журнал «Школа и производство».
5. Жадько Е.Г. Приятные пустячки. – Ростов- на- Дону, 2004.
6. Кипп А. День рождения: темы и идеи праздников. - Челябинск, 2004.
7. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992.
8. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7.
9. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006.
10. О.Зайцева. «Декоративные цветы».
11. Ольга Воробьева «Цветы и композиции из фоамирана»
12.Верхола Алена "Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе
13 .Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год
Учебно-методическое обеспечение: Цифровые образовательные ресурсы Интернет, CD-диски.
- http://stranamasterov.ru
- http://mastera-rukodeliya.ru/
- http://www.zlatoshveika.com/
- Мастер-классы (записи на диске)
- http://master-class.narod.ru
- Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
- Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
- Сайт http://www.1september.ru/
- Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
- www.sneg.by.ru
- 8. DVD курс по искусству канзаши «Красота Востока» - М-2012.
- Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
- Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
Фоамиран.
Знакомство с образцами цветов из фоамирана. Краткие сведенья из истории возникновения фоамирана. Применяемые материалы и инструменты.
Технология изготовления выполнения цветов из фоамирана, декорирование (оформление) изделия.
Примерный перечень практических работ:
1). Изготовление цветов из фоамирана (пион, мак, роза, ромашка, хризантема и др.).
Фоамиран– уникальный по своим свойствам материал, предназначенный для изготовления искусственных цветов. На ощупь напоминает бархатистый лист бумаги. Еще его называют фоам, фоам эва, пластичная замша, вспененная резина. Этот материал пришел к нам из Ирана и так называется по заводу, который является лидером в изготовлении этого материала – FoamTrahCompahy. При нагревании фоам легко меняет форму и можно придать ему руками или инструментами любую нужную форму, а так же нанести на него любой рисунок. Этот материал используется в скрапбукинге, флористике, украшении заколок и венков, составлении цветочных композиций для букетов. Такой букет будет вечным и никогда не завянет!
Фоамиран – это вспененная резина, он бывает разной толщины и используется в зависимости от назначения будущего предмета. Для изготовления цветов используется листы 0,5 – 1 мм. Фоамиран не токсичен, поэтому его широко используют в творчестве с детьми. Отлично фоамиран подойдет для создания топинариев и милых куколок. Материал не боится воды. Для придания фоамирану разнообразных форм следует использовать утюг и молды. Соединять детали из фоамирана лучше клеевым пистолетом, клеем «Моментом» или секундным клеем. Тонировать фоамиран можно акриловой краской, масляной краской, тенями для век, мелками пастели, с помощью штемпельных подушечек для скрапбукинга или простой губкой.
Для реализации раздела программы необходимы следующие оборудование, инструменты, приспособления и материалы: ножницы, клуй-пистолет, карандаш, каттеры, молды, фоамиран, фурнитура (бусины, тычинки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Город мастеров"
Программа оздоровительного лагеря...
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...
Рабочая программа Город Мастеров
Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....
Разработка занятия по образовательной программе "Страна Мастеров", на тему :"Панно "Рябина"
Конспект учебного занятия "Панно "Рябина" для обучающихся младшего школьного возраста (для детей первого года обучения). На изучения данной темы занятия в образовательной программе "Страна Мастеров" о...
Рабочая программа "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...
Авторская программа "Домашний мастер"
Курс «Домашний мастер» способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса студентов и т.д. ...
Образовательная программа "Веселые мастера"
Программа «Веселые мастера» была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Является модифицированной...