Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка»
рабочая программа на тему
Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка» является авторской, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками 7-13 лет дополнительного образования в области новых информационных технологий и фотодела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по фотоделу | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цифровая фотография и компьютерная обработка»
ПДО Зикрань Евгения Сергеевна
Вид программы: авторская
г. Туапсе
2017 г.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка» является авторской, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий, дает возможность проследить изменения, происходящие с фотографической и компьютерной техникой с прошлого века. Россия – страна с давними фотографическими традициями.
Новизна программы и её отличие от других подобных программ заключается в том, что она открывает новые возможности деятельности юных фотографов на стыке фотографии, рисования и оформления посредством использования компьютерной техники, позволяет сохранить архивные и любительские фотографии, создать фотоархивы, в том числе и семейные, и оформлять различные макеты и коллажи с использованием фотографии.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что имеет значительные творческие перспективы и предусматривает изменение свойств и качеств личности обучающегося в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий, обработки и оформления фотографий дети получают знания и навыки, которые не даются в школе, изучают работу фототехники и компьютера, сохраняют историю, придумывают новое с помощью современных методов работы с фотографией.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключается в следующем: она объединяет в себе фотографию, компьютерную графику и оформительскую деятельность, в ней много возможностей для экспериментов. В программе много «гибридных» работ — визитки, открытки, коллаж, монтаж, перевод в черно-белый вид, перевод 2-мерного изображения в 3-мерное, панорамные виды, витраж и просто рисование. Рассчитана на детей с 7 лет, а не старшего возраста, как большинство программ, чтобы по мере освоения можно было переходить к более сложным. Изучая фотодело, невозможно пройти мимо истории фотографии, фототехники и техники вообще, не удивиться силе человеческой мысли, науки и техники, невозможно не удивляться чудесам природы и не обращать внимание на бурное развитие техники и на проблемы экологии. Изучая по фотографиям богатую историю своего города, невозможно не гордиться им и своей Родиной. Поэтому в программе есть исторический обзор техники, история города в снимках и графике.
Уровни программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Программа реализуется на ознакомительном, базовом и углублённом уровне и состоит из трёх модулей:
- дополнительная общеобразовательная ознакомительная программа;
- дополнительная общеобразовательная базовая программа;
- дополнительная общеобразовательная углубленная программа.
Карта-схема реализации программы:
Год обучения | Объём часов по уровням, сроки реализации программы | Итого час. | ||
ознакомительный | базовый | углублённый | ||
1 год обучения | 36 сентябрь-ноябрь | 108 декабрь- май | - | 144 |
2 год обучения | - | 216 сентябрь-май | 216 | |
ВСЕГО: | 36 | 108 | 216 | 360 |
Срок реализации программы: 2 года, общий объем часов 360, в том числе: для 1-го года обучения 144 часа; для 2-го года обучения 216 час.
Формы и режим занятий
Формы проведения занятий: лекции, рассказы, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, выставки, беседы, коллективные творческие дела.
Основная форма проведения занятий – практическая работа в объединении.
Режим занятий обучающихся:
- для 1 года обучения
ознакомительный уровень: - 2 раза в неделю по 2 часа, всего -36 часов;
базовый уровень: - 2 раза в неделю по 2 часа, всего - 108 часов;
- для 2 года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 час.
Количество учащихся в группах:
- 1-й год обучения – 12 человек;
- 2-й год обучения – 10-12 человек.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - содействие развитию творческой, общественно-активной, успешной личности по направлению фотодела.
Цель программы для обучающихся 1-го года обучения:
на ознакомительном уровне: развитие потенциальных способностей юного фотографа и деятельностной компетенции через знакомство с основами фотодела, воспитание любви к Родине;
на базовом уровне: создание условий для развития у юного фотографа компетенции посредством приобретения практических умений и навыков и создание ситуации успеха в обработке фотографий.
Цель программы для обучающихся 2-го года обучения:
на углубленном уровне: создание условий для творческой самореализации учащихся, профессионально-личностного самоопределения.
Задачи которые будут решены в процессе реализации программы «Фотодело»:
Для 1 года обучения:
на ознакомительном уровне:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес учащихся к фотоделу, самостоятельность и инициативность, смекалку и изобретательность, любознательность и интерес к технике.
- развивать умения правильно излагать свои мысли и внимательно слушать других.
Личностные:
- формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
Метапредметные:
- развивать мотивацию к занятиям фотоделом.
на базовом уровне:
Обучающие:
- обеспечивать приобретение знаний, умений и навыков в области фотодела;
- способствовать выявлению и развитию творческих технических способностей учащихся в области фотодела.
Личностные:
- формировать общественно-активную личность, навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:
- сформировать потребность в саморазвитии, самостоятельности.
Для 2 года обучения:
на углубленном уровне:
Обучающие:
- обучить способам и методам подхода к решению технологических задач, возникающих в процессе съемки и обработке фото;
- способствовать самостоятельному принятию правильных решений в при поиске кадра, обработки фотографий;
- развивать у учащихся личностные компетенции в условиях самостоятельной работы в роли юного фотографа.
Личностные:
- развивать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе;
- развивать художественные и конструкторские навыки;
- способствовать формированию умения планировать свою работу;
Метопредметные:
- обеспечивать самореализацию личности в области фотодела.
- развивать чувства коллективизма и взаимопомощи, патриотизма, любви к природе, экологической ответственности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1 года обучения
К концу освоения ознакомительного уровня по данной программе учащиеся овладеют знаниями о:
- основах техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
- работе с цифровым фотоаппаратом и ПК;
- различных жанрам художественной фотографии и их специфике;
- сохранению сканированных изображений;
- коллективизме и взаимопомощи;
- эстетическиом вкусе, любви к родной природе, патриотизме.
Обучающиеся овладеют умениями и навыками по:
- организации своего рабочего места;
- обращению и работе с аппаратурой;
- применению на практике полученных теоретических знаний;
- техническим приемам работы с изображениями на ПК.
К концу 2 года обучения обучающиеся овладеют знаниями о:
- истории фотографии;
- классификации фотоаппаратуры и компьютерной техники для обработки изображений;
- технологии обработки изображений;
- технологии изготовления рамок и основы для своих фотографий.
Обучающиеся овладеют умениями и навыками по:
- работе с разной фотоаппаратурой и компьютерной техникой для обработки изображений;
- работе в программах свободного программного обеспечения OpenOffice, Paint, GIMP для обработки изображений;
- работе с различными материалами и инструментами при моделировании фоторамок и оформлении фотографий.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Модуль 1 Ознакомительный | 36 10 26 | ||||
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | лекции | практика | |||
Раздел 1. «Фотодело» | |||||
1 | Введение в фотодело. Построение кадра | 2 | 1 | 1 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
2 | Портрет. Натюрморт | 2 | - | 2 | |
3 | Пейзаж, панорама | 4 | 1 | 3 | |
4 | Жанровая съемка | 2 | - | 2 | |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2. «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов» | |||||
6 | Вводное занятие по предмету. | 2 | 1 | 1 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
7 | Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями | 4 | - | 4 | |
8 | Рамки-сувениры с фотографиями | 2 | - | ||
9 | Фон для фотографии своими руками | 2 | - | 2 | |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. «Компьютерная графика» | |||||
11 | Вводное занятие по предмету | 2 | 1 | 1 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
12 | Проверка навыков и умений работы на компьютере | 2 | 1 | 1 | |
13 | Программы Paint, GIMP, OpenOffice | 6 | 2 | 4 | |
14 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
Модуль 2 Базовый 108 29 79 | |||||
Раздел 1 «Фотодело» | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
2 | Выбор фототехники и снаряжения для съемок | 2 | - | 2 | |
3 | Фотосъемки в разных жанрах | 14 | 4 | 10 | |
4 | История фотографии и сканирование старых фотографий | 6 | 2 | 4 | |
5 | Фотоэксперименты с фотоаппаратом и сканером | 10 | 2 | 8 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2 «Компьютерная графика» | |||||
7 | Вводное занятие. Проверка навыков и умений работы на компьютере | 2 | 1 | 1 | |
8 | Компьютерная обработка фотографий на ПК | 10 | 2 | 8 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
9 | Фотоэксперименты при обработке на ПК | 12 | 4 | 8 | |
10 | Тематические компьютерные рисунки на ПК | 10 | 2 | 8 | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3 «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов» | |||||
12 | Вводное занятие по предмету | 2 | 1 | 1 | |
13 | Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями | 10 | 2 | 8 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
14 | Рамки-сувениры с фотографиями | 12 | 2 | 10 | |
15 | Фон для фотографии своими руками | 10 | 2 | 8 | |
16 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 108 | 29 | 79 |
Модуль 3 Углубленный 216 41 165 | |||||
Раздел 1 «Фотодело» | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
2 |
| 12 | 4 | 8 | |
3 | Фотография в разных областях. Жанры художественной фотографии, их специфика. | 16 | 6 | 10 | |
4 | История фотографии и сканирование старых фотографий, сохранение архивов. | 12 | 4 | 8 | |
5 |
| 16 | 4 | 12 | |
6 |
| 12 | 4 | 8 | |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2 «Компьютерная графика» | |||||
8 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Компьютерная обработка: улучшение снимков, эксперименты | 16 | 4 | 12 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
10 |
| 16 | 4 | 12 | |
11 | Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж | 18 | 6 | 12 | |
12 | Тематические компьютерные рисунки, фотомонтаж и элементы дизайна. | 18 | 4 | 14 | |
13 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3 «Оформление снимков, моделирование основы под снимок» | |||||
14 | Вводное занятие по предмету | 2 | 2 | - | |
15 |
| 20 | 6 | 12 | Собеседование, тестирование, наблюдение, практические задания |
16 |
| 20 | 4 | 16 | |
17 | Рамки и фон для фотографии своими руками | 28 | 4 | 24 | |
18 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 216 | 41 | 165 | ||
ВСЕГО: | 360 | 80 | 270 |
Содержание программы
Ознакомительный уровень
Раздел 1 «Фотодело»
Введение в фотодело. Техника безопасности. Построение кадра.
Знакомство с историей фотографии, значение фотографии в развитии цивилизации. Развитие фототехники от начала до наших дней. ТБ и ОТ при работе с техникой в различных ситуациях. Размещение объекта. Роль переднего плана и фона. Свет в кадре. Многоплановость в кадре.
Практика: Создание целостной картины на снимке.
Портрет. Натюрморт.
История создания и типы портретной съёмки. Различные требования к съёмке головного, поясного, и портрета во весь рост. Принципы составления натюрморта. Свет и фактура в натюрморте.
Практика: Художественный портрет. Групповой портрет. Съёмка при естественном и искусственном освещении. Натюрморт и реклама. Способы сохранения семейных реликвий.
Пейзаж, панорама.
Пейзажная съемка, ее особенности. Алгоритмы съёмки пейзажа.
Практика: Съёмка зимнего (осеннего) пейзажа. Оживление и соразмерность. Передний план в пейзаже. Панорамная съемка.
Жанровая съёмка.
Особенности жанровой съёмки. Типы репортажей. Особенности съёмки репортажа.
Практика: Репортаж. Бытовой репортаж. Событийный репортаж. Репортаж с праздника.
Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 2 «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»
Вводное занятие по предмету.
Обзор фоторамок, сувениров с фотографиями, фонов.
Практика: Подбор и украшение заготовок.
Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями
Подбор, изготовление и оформление фоторамок. Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями.
Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы.
Рамки-сувениры с фотографиями
Сувениры как основа для фотографии.
Практика: Подбор, оформление сувенира под фотографию.
Фон для фотографии своими руками.
Обзор самодельных фонов.
Практика: Подбор, раскрашивание самодельного фона.
Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 1.3 «Компьютерная обработка»
Вводное занятие по предмету.
Техника безопасности работы на компьютере.
Проверка навыков и умений работы на компьютере.
Работа в стандартных программах с фотографиями. Создание, сохранение и перемещение файлов.
Программы Paint, GIMP, OpenOffice.
Обзор программ Paint, GIMP. OpenOffice, их аналоги.
Практика: Окно программы Paint. Инструменты, удаление, сохранение изображения. Структура программы GIMP. Инструменты, заливка, кадрирование, работа в слоях, цвет, коррекция, штамп. Структура слайда в OpenOffice. Способы создания. Настройка фона, анимации в презентации.
Итоговое занятие. Выставка детских работ.
2. Базовый уровень
Содержание программы
Раздел 1. «Фотодело»
Вводное занятие
Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой
Выбор фототехники и снаряжения для съемок.
Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов.
Практика: Работа со штативом. Подготовка фотоаппарата и другого снаряжения к съемкам. Детали и устройство фотоаппарата. Сравнение фотоаппаратов. Фотословарь.
Фотосъемки в разных жанрах.
Пейзажная съемка, ее особенности. Типы портретной съёмки. Свет и фактура. Особенности жанровой и репортажной съёмки.
Практика: Съемки пейзажа и портрета на улице с учетом фона и освещения. Использование штатива для панорамной съемки. Учет времени года и суток (при уличных съемках). Пробные съемки в детском фотоателье (в помещении) с учетом фона и освещения.
История фотографии и сканирование старых фотографий
История в фотографиях, сканирование старых фотографий — сохранение архивов.
Практика: Сканирование старых фото и составление коллажей.
Фотоэксперименты с фотоаппаратом и сканером
Обработка изображений в фотоаппарате, телефоне, при сканировании.
Практика: Эксперименты при съемке и сканировании. Поворот, обрезка, дублирование. Применение фильтров. Цветотональная коррекция, затушевка ненужного.
Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 2. «Компьютерная графика»
Компьютерная обработка фотографий на ПК
Применение фотографии и компьютерной графики в оформительских работах.
Практика: Поворот, обрезка, дублирование на ПК. Цветотональная коррекция, затушевка ненужного. Изменение размеров, перевод фото в рисунок. Оформление надписей и шрифты. Открытки. Визитки. Коллажи.
Фотоэксперименты при обработке на ПК
Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.
Практика: Занимательная фотография. Кубики (2Д в 3Д). Панорамы с поворотом. Витражи. Фотомонтаж. Коллажи на тему «Мир детства».
Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж
Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP ). Природа Кавказа, скала Киселева как памятник природы. Влияние техники на экологию.
Практика: Съемки фотоэтюдов о природе. Открытки на компьютере. Природа в витражах и коллажах.
Тематические компьютерные рисунки на ПК
Виртуальная экскурсия (в музей, на выставку, к памятнику А. Киселёву).
Практика: Компьютерные рисунки флоры и фауны. Компьютерные рисунки пейзажей. Рисунки и витражи на тему природы и техники.
Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 3. «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»
Вводное занятие по предмету.
Обзор фоторамок, сувениров с фотографиями, фонов.
Практика: Подбор, изготовление, украшение заготовок.
Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями
Изготовление и оформление фоторамок. Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями.
Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы.
Рамки-сувениры с фотографиями
Сувенир как основа для фотографии.
Практика: Подбор, изготовление, оформление сувенира под фотографию.
Фон для фотографии своими руками.
Обзор самодельных фонов.
Практика: Подбор материалов, изготовление и раскрашивание самодельного фона.
Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов года.
Практика: Выставка детских работ.
3. Углубленный уровень
Содержание программы
Раздел 1. «Фотодело»
Вводное занятие.
Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой.
Исторический обзор фототехники, выбор фотокамеры. сохранение архивов.
Исторический обзор фототехники. Фотословарь (фототермины).Семейные и архивные снимки.
Практика: Сравнение фотоаппаратов разных марок. Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. Выбор фотокамеры.
Фотография в разных областях. Жанры художественной фотографии, их специфика..
Художественная и документальная фотография. Направления современной фотографии. Жанры художественной фотографии.
Практика: Применение фотографии в разных областях жизни. Отличия художественной и документальной фотографии. Специфика жанров художественной фотографии.
История фотографии и сканирование старых фотографий, сохранение архивов
История фотографии. История города по фотографиям и по «музейным» снимкам. Сканография как средство сохранения архивов.
Практика: Сканирование старых семейных и архивных снимков. Сохранение на цифровые носители. Обработка сканированных материалов. Оформление подборки на исторические темы. Оформление подборки на краеведческие, семейные темы.
История ручной черно-белой печати
ехнология ручной черно-белой печати в прошлом веке. Назначение устройств в лаборатории: красного фонаря, бачка для проявки, фотоувеличителя, глянцевателя и др.
Практика: Знакомство с технологией проявки и печати черно-белой пленки. Принцип действия устройств для ручной печати. Правила обращения с плёнками и фотобумагой. Негативы и фотоувеличитель. Негативы и сканер.
Фото и видео
Перспективы развития фото- и видеотехники. Слайд-шоу раньше и теперь, разными прграммами. Теория видеосъемки. GIF-аниматоры – программы для начинающих аниматоров.
Практика: Сравнение камер, камера будущего. Просмотр мультфильмов. Пробные видеосъемки фотоаппаратами и телефонами. Просмотр видеороликов о природе и экологии. Просмотр видеороликов «Оружие Победы».
Итоговое занятие.
Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 2. «Компьютерная графика»
Вводное занятие. Вводное занятие по предмету.
Компьютерная обработка: улучшение снимков, эксперименты.
Обработка изображений на фотоаппарате, телефоне, ПК. Цель обработки.
Практика: Поворот, кадрирование, коррекция горизонта, дублирование. Уменьшение шума, повышение резкости. Ретушь снимка. Цветотональная коррекция снимков. Эксперименты с фильтрами.
Фотоэтюды и компьютерная графика.
Просмотр графических материалов и фотографий из архива для компьютерного монтажа.
Практика: Съемки фотоэтюдов на тему «Мир детства». Компьютерная графика: пейзажи и портреты на тему «Мир детства». Компьютерная графика: витражи, флора и фауна. Обработка всех материалов на тему «Мир детства».
Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж.
Сохранение изображений и подборок для разных целей. Коллаж и монтаж, сложности фотомонтажа.
Практика: Форматы сохранения для конкурсов и Интернета. Cъёмки портретов кружковцев в детском фотоателье. Монтаж фотографии и рисунка. Изготовление визиток. Съемки пейзажа и репортажа. Дополнение фотографии рисунком. Изготовление открыток и коллажей. Надписи.
Тематические компьютерные рисунки, элементы дизайна.
Элементы дизайна: рамки. Элементы дизайна: художественные фильтры.
Практика: Рамки. Эксперименты с шрифтами, надписями. Эксперименты с фильтрами. Витражи на темы природы и техники.
Итоговое занятие. Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.
Раздел 3 «Оформление снимков, моделирование основы под снимок»
Художественная выразительность снимка.
Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве, фотографии, компьютерной графике.
Практика: Анализ удачных и неудачных снимков, исправление дефектов.
Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств. Составление коллажей для отработки композиции.
Подготовка к выставкам и фотоконкурсам.
Требования к снимкам.
Практика: Съемки на конкурс и свободные темы. Отбор, обработка снимков.
Компоновка стендов, подборок подготовка к печати.
Рамки и фон своими руками.
Изготовление и оформление фоторафий.
Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы. Подбор, изготовление, оформление сувенира под фотографию. Подбор материалов, изготовление и раскрашивание самодельного фона.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год, анализ фоторабот. Перспективы работы на следующий учебный год, способы повышения мастерства юных фотографов.
Практика: Выставка детских работ.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 года обучения
Предметные результаты:
К концу освоения ознакомительного уровня данной программы учащиеся, овладеют знаниями о:
- о технике безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
- работе с цифровым фотоаппаратом и ПК;
- различных жанрам художественной фотографии и их специфике;
- сохранению и офортлению полученных изображений;
- коллективизме и взаимопомощи;
эстетическиом вкусе, любви к родной природе, патриотизме.
Личностные результаты:
Учащиеся, с учетом их интересов и способностей, соблюдать общую культуру поведения в социуме, не иметь вредных привычек, будут психологически готовы к включению в образовательную деятельность по фотоделу, а также смогут сформулировать свои предпочтения и выбор по избранному ими виду деятельности в дополнительном образовании.
Метапредметные результаты:
Учащиеся будут знать основные термины, используемые в фотоделе, владеть умениями правильно излагать свои мысли и внимательно слушать других.
Предметные результаты:
К концу освоения базового уровня данной программы учащиеся овладеют знаниями по:
- организации своего рабочего места;
- обращению и работе с аппаратурой;
- применению на практике полученных теоретических знаний;
- техническим приемам работы с изображениями на ПК.
овладеют умениями и навыками по:
- технике безопасности;
- применению на практике полученных теоретических знаний;
- самостоятельной фотосъемке;
- техническим приемам оформления фотографий.
Личностные результаты:
Учащиеся будут иметь устойчивую мотивацию к освоению фотодела; разовьют творческие способности в выбранном ими виде деятельности, будут стремиться к участию в фотоконкурсах и выставках.
Метапредметные результаты:
Учащиеся будут готовы самостоятельно выполнять задания педагога, стремиться к постоянному самосовершенствованию и защищать свою гражданскую позицию.
2 года обучения
Предметные результаты:
К концу освоения углублённого уровня данной программы учащиеся, овладеют знаниями о:
- истории фотографии;
- классификации фотоаппаратуры и компьютерной техники для обработки изображений;
- технологии обработки изображений;
- технологии изготовления рамок и основы для своих фотографий.
овладеют умениями и навыками по:
- работе с разной фотоаппаратурой и компьютерной техникой для обработки изображений;
- работе в программах свободного программного обеспечения OpenOffice, Paint, GIMP для обработки изображений;
- работе с различными материалами и инструментами при моделировании фоторамок и оформлении фотографий.
Личностные результаты:
Учащиеся будут уметь планировать свою работу, иметь навыки самостоятельной организации своей деятельности, владеть коммуникативными умениями работы в коллективе; самостоятельно строить проводить съемки и оформлять фотографии; подбирать необходимый материал из разных информационных источников.
Метапредметные результаты:
Учащиеся в процессе участия в творческо-продуктивной деятельности, следуя по своей индивидуальной траектории личностного, творческого и профессионального самоопределения получат допрофессиональную подготовку по фотоделу.
Оценка результатов обучения по данной программе проводится в виде:
- визуального наблюдения за работой обучающихся — педагог имеет возможность оценить качество выполняемой работы, аккуратность, точность, определяет, кому нужна помощь в разных этапах практической работы.
- анализа результатов работы: уровень усвоения терминологии, знаний классификации и технических характеристик аппаратуры отслеживается в результате тестирования, теоретических зачетов и во время проведения массовых форм работы: викторин, интеллектуальных игр, соответствующей тематики, турниров, конкурсов, которые проводятся на базе СЮТ. Проверка уровня усвоения практических навыков осуществляются на съемке, обработке, оформлении фотографий;
- по результатам участия в выставках и конкурсах и др. Наиболее важными мероприятиями являются: краевые фотоконкурсы и международные заочные конкурсы.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- календарный учебный график ознакомительного уровня; Приложение
- календарный учебный график базового уровня; Приложение
- календарный учебный график углубленного уровня. Приложение
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходим кабинет, в котором имеются фотоаппараты, компьютерные столы с компьютерами для обработки фотографий и графики и сканирования, столы для коллажных работ и другой ручной работы с инструментами и материалами, место для съемок и для вывешивания готовых работ, наглядные пособия, специальная литература. Также желательно иметь фоны для съемок, осветительную аппаратуру, принтер, видеопроектор, Интернет. Кроме того в работе можно использовать старую фотоаппаратуру и лабораторное оборудование для черно-белой печати для изучения фототехники в историческом ракурсе.
Для каждого года обучения требуется соответствующая методическая и дидактическая база (журналы, фотографии, схемы, готовые образцы изделий).
Перечень оборудования, инструментов и материалов
Для успешной организации деятельности объединения фотодела необходимо следующее специальное оборудование:
- фотоаппараты;
- компьютерные столы и стулья;
- рабочие столы и стулья для детей и педагога;
- вешалка для личных вещей ребят;
- шкаф для хранения документации и методических пособий;
- ножницы, карандаши, кисти;
- чертежные принадлежности;
- отделочные материалы (краски, клеи, пластилин);
- сканер;
- модем для выхода в Интернет;
- принтер.
Информационное и кадровое обеспечение
Учебный класс оснащен компьютерами, имеется архив работ прошлых лет и фотоподборок на разные темы из Интернета.
Педагог дополнительного образования, занятый в реализации программы «Фотодело», должен иметь высшее или среднее специальное образование по данному направлению, педагогическое образование и опыт работы с детьми и подростками.
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ:
В работе объединения применяются следующие формы подведения итогов:
начальная диагностика — собеседование в сентябре с целью определения начального, первичного состояния ребенка путем беседы с ним и его родителями;
- текущая диагностика — в течение учебного года проводится мониторинг освоения обучающимися программы по каждой пройденной теме, с целью выявления текущих результатов;
- промежуточная диагностика — проводится с помощью результатов мониторинга образовательной деятельности, два раза в год по 3-х бальной системе по группам и годам обучения. На основании полученных сведений каждому воспитаннику присваивается уровень достигнутых результатов: низкий, средний или высокий.
- итоговая диагностика — с целью определения итоговых результатов на момент окончания обучения проводится в форме итоговой аттестации.
По результатам итоговой аттестации лучшие обучающиеся будут награждаться грамотами за успехи.
2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
2.5.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основными методами обучения в объединении являются: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический; методами воспитания — убеждение и мотивация.
Главный принцип обучения – введение нового материала на основе постепенного усложнения уже пройденного.
Основной формой работы педагога по представленной программе являются учебные занятия: практические и теоретические. Практическим занятиям отдается большая часть времени. Однако не меньшее значение имеют занятия теоретические, которые требуют от педагога не меньше внимания, но больше творческой инициативы и выдумки, чтобы занятия не были утомительными и скучными, поэтому:
- тема занятия должна содержать максимум новой для ребят информации;
- занятие желательно проводить в форме «свободного» диалога;
- необходимо к диалогу привлечь весь коллектив группы;
- продолжительность занятия должна быть не более 20 - 30 минут, изложение должно быть максимально кратким и ясным, формулировки четкие.
Особенно эффективна такая форма занятий при изучении тем: «История фотографии», «Элементы дизайна: художественные фильтры», «Перспективы развития видеотехники» и т.д.
Можно широко использовать Интернет для иллюстрации учебного процесса: фотографии, видеоматериалы, компьютерная графика, поделки и модели, а также информация для участия в конкурсах и обмена опытом.
Широкое распространение информационных электронных технологий, с одной стороны, значительно облегчает процесс проведения занятий, но с другой стороны, подготовка педагога требует больших временных и интеллектуальных затрат. Кроме того, методическое обеспечение программы включает в себя:
- методические пособия, разрабатываемые педагогом дополнительного образования с учетом конкретных условий или, при необходимости, более глубокого изучения какой либо темы;
- обширную техническую библиотеку объединения, содержащую как справочный материал, так и учебную техническую литературу;
- периодическую литературу: журналы «Фото & видео», «Компьютерра», «Hard & soft» и др.;
- индивидуальные задания.
В качестве дидактических материалов используются:
- тесты для проверки знаний по фотоделу технические термины, названия, детали фотоаппаратуры);
- тематические карточки (снаряжение фотографа, области применения фотографии, фотословарь, фотография и компьютерная графика, технология сканографии и цифровой обработки фотографий с элементами дизайна);
- пазлы по темам (фото- видео- и компьютерное оборудование);
- викторины по фотоделу;
- методические разработки практических работ;
- методические разработки открытых уроков.
В качестве наглядных пособий используются: календарь «150 лет фотографии (Из коллекции Политехнического музея)», коллекция фотоаппаратов б/у разных типов, фотооборудование для черно-белой проявки и печати, журналы по фотографии и компьютерам («Советское фото», «Fotografia», «Фото & видео», «Компьютерра», « Hard & soft», «Computer build» и др.).
Выбор тем для съемок и оформление фотографий каждым учащимся углубленного уровня обучения осуществляется с учётом его знаний, умений и навыков, а также личностных качеств.
2.6.РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ (МОДУЛИ):
2.7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Обязательная для педагога:
Дополнительная:
Литература для детей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального модуля "Ввод и обработка цифровой информации"
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Ввод и обработка цифровой информации...
Этапы подготовки задачи к компьютерной обработке 2-3 уроки: Составление программ на алгоритмическом языке, отладка программы, тестирование, анализ результатов
2-3 уроки: Составление программ на алгоритмическом языке, отладка программы, тестирование, анализ результатов...
Учебная программа "Цифровая фотография и ПК"
Программа занятий по фотоделу, рассчитанная на 2 года для детей 8-13 лет в системе дополнительного образования....
Дополнительная общеразвивающая программа "Цифровая компьютерная фотография"
Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере....
Рабочая программа творческого объединения «Цифровая фотография»
содержание рабочей программы...
Рабочая программа кружка по основам цифровой фотографии
ПРОГРАММА ФОТОКРУЖКА «РАКУРС» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ...
Программа профессиональной пробы «Мастер по обработке цифровой информации»
Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Мастер по обработке цифровой информации». Мастер по обработке информации – это специалист, занимающийся о...
Комментарии
О новизне.
Программа модульная, новая. Аналогов мной не найдено, этим и интересна.