Рабочая программа кружка по основам цифровой фотографии
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Книпацан Татьяна Юрьевна

ПРОГРАММА ФОТОКРУЖКА «РАКУРС» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ФОТОКРУЖКА «РАКУРС»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

на 2020-2021 учебный год

Книпацан Татьяна Юрьевна

2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и  будет информация графическая.

Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры и мобильные телефоны применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров, мобильных телефонов  и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, публиковать в социальных сетях, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.

Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кружок рассчитан для учащихся  8 - 11 классов, желающих научиться пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащимся любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Данная программа рассчитана на 35 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 1 часу в неделю.

При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, физике и самое главное, профориентации в мире профессий.

Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация обучающихся.

Цели и задачи курса:

Образовательные:

  • Привлечь детей к занятию фотографией.
  • Повышать уровень мастерства учащихся.
  • Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
  • Укрепление дружбы между учащимися.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;
  • Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач.

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках данного курса обучающиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • как сделать отличную фотографию;
  • какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
  • что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

Редактировать изображения в графическом редакторе:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • сохранять выделенные области для последующего использования.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  • защитить реферат, доклад;
  • представить свои портфолио;
  • представить обработанные фотографии;
  • оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.

Принципы реализации Программы:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «РАКУРС»

На 2020-2021 учебный год

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

     В том числе

Теорет.

Практич.

Раздел 1.

Введение

2

2

Краткая история фотографии. Основные понятия и определения.

1

1

Великие фотографы современности

1

1

Раздел 2.

Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки

2

2

Виды фотоаппаратов

1

1

Навыки и умения пользования фотоаппаратом.

1

1

Раздел 3

Настройка фотоаппарата

4

3

1

Из чего состоит фотоаппарат и как он работает?

1

0,5

0,5

Что такое хорошая фотография

1

1

Фокусировка.Экспозиция.Выдержка. Диафрагма.

1

0,5

0,5

Светочувствительность.Баланс белого.

1

1

Раздел 4

Как фотографировать не задумываясь

7

4

3

Точка съемки

1

0,5

0,5

Композиция

2

1

1

Перспектива и объём

1

0,5

0,5

Правила компоновки

3

2

1

Раздел 5

Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.

10

6

4

Пейзаж

1

1

Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка природы

1

0,5

0,5

Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды.

1

0,5

0,5

Стрит-фотография

1

0,5

0,5

Натюрморт.

1

1

Практическое занятие по теме натюрморт.

1

1

Предметная фотосъемка. Food-съемка.

1

0,5

0,5

Студийный портрет

1

1

Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет.

1

0,5

0,5

Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж.

1

0,5

0,5

Раздел 6

Мобильная фотография

2

1

1

Что такое мобильная фотография? Роль мобильной фотографии в современной жизни.

1

1

Приложения для обработки фотографий на мобильном телефоне.

1

1

Раздел 7

Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.

8

4

4

Знакомство с Adobe Photoshop.  

1

1

Изучение строки меню и меню файл и редактирование.

1

0,5

0,5

Общая коррекция изображений.

1

0,5

0,5

Изучение меню изображение и слой.

1

0,5

0,5

Знакомство с меню выделение, фильтр, вид и окно.

1

0,5

0,5

Редактирование фотографий-пробников.

1

1

Наложение слоёв на фотографии-пробники.

1

0,5

0,5

Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж  изображений

1

0,5

0,5

Итого

35

22

13

Основное содержание курса

Раздел 1. Введение

       Давайте попробуем немного приподнять завесу тайны, и разберемся, с чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография.  Камера обскура. Первая в мире фотография "Вид из окна". Фотография в России.  Цветная фотография. Всемирно известные фотографы и их «шедевры». Фотографы современности.

Раздел 2. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки

Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и пленочные.  Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип работы фотоаппарата. Пленочная и цифровая техника.

Раздел 3. Настройка фотоаппарата. Основные составляющие. Понятия, связанные с внутренним и внешним устройством фотоаппарата. Режимы работы. Меню настроек. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив - принцип работы. Типы объективов. Фотовспышка.

Раздел 4.Как фотографировать не задумываясь. Простые правила фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать фотографии более профессиональными.

Раздел 5. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.

Понятие композиции. Построение фотоснимка.  Масштаб изображения. Изображение пространства. Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Уличная фотография  Натюрморт. Предметная фотосъемка. Food-съемка.  Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Особенности репортажной съемки. 

Раздел 6. Мобильная фотография

Что такое мобильная фотография? Какое место занимает мобильная фотография в жизни людей? Чем отличается мобильная фотография от обычной? Современные приложения для создания и редактирования мобильных фотографий.

Раздел 7. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.

Знакомство с Adobe Photoshop.  Знакомство с основными инструментами программы. Что такое Raw- камера? Что такое слой, маска? Как правильно кадрировать изображение?

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации,  подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой,  диалоговый, проектный (создание, издание газеты); экскурсии.

Перечень оборудования:

  1. Компьютер
  2. Желательно, чтобы у каждого ребёнка был фотоаппарат (или телефон). Обучающимся даётся возможность обработки фотографий на компьютере
  3. Программа Adobe Photoshop
  4. Проектор.
  5. Фотооборудование (штатив, вспышки, фон).

Список литературы, рекомендуемый для педагога:

  1. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание –Мн.:Вышэйшая школа, 1992.
  2. Петровский И.И. справочник по фотографии. М.; Знание, 2001.
  3. Усов Ю.Н. Учебно-воспитательная деятельность в детских и подрастковых фотоколлективах. – М., 1987. 
  4. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.
  5. http://tips.pho.to/ru/
  6. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
  7. http://www.photoshop-master.ru/
  8. http://www.teachvideo.ru/course/127

Содержание программы

Раздел 1. История фотографии

Краткая история фотографии. Основные понятия и определения. Механизм получения изображения. Свойства света. Камера-обскура. Фотоаппарат «Смена». Фотография сегодня. Цифровая фотография. Пропорции в цифровой фотографии. Качество изображения. Размер изображения. Светочувствительность. Качество изображения. Процесс цветной цифровой фотосъемки. Отображение цвета

Раздел 2. Работа с фотоаппаратом

Модели цифровых аппаратов. Устройства хранения информации, применяемые в цифровых камерах. Зависимость качества изображения от его размеров. Сжатие. Размер изображения и формат изображения. Флэш-память. Память на основе магнитных носителей информации Передача изображений. Кабельные соединения. Слот для чтения флэш-карт, адаптеры. Беспроводные соединения. Правильная установка камеры. Фотографирование объектов, находящихся в движении. Расстояние до объекта и фокусное расстояние объектива. Фокусировка и глубина резкости. Ручная фокусировка. Режим автофокусировки.

Раздел 3. Выразительность средства

Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Колорит. Контрасты.

Зависимость качества изображения от его размеров. Сжатие. Размер изображения и формат изображения.

Раздел 4. Фотожанры

Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. Построение фотоснимка. Пейзаж и архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный.

Раздел 5. Работа с программой Adobe Photoshop CS4

Растровые и векторные форматы. Самые популярные приёмы работы с изображениями и фотографиями: отрезаем всё лишнее, никаких красных глаз, коррекция света и тона, фотография в рамке. Удаление ненужных элементов изображений и восстановление потерянных фрагментов. Работа с фотографией: из чёрно-белой делаем цветную, добавление движения к снимку, состариваем фото.

Раздел 6. Печать фотографий

Цветные принтеры. Настройка системы

Раздел 7. Хранение и распространение фотографий

Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники», «Вечер школьных друзей», «Родная природа», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Прощай, школа». Фотовыставка в школе, участие в конкурсах и фотовыставках

Пересылка цифровых фотографий по электронной почте.

Литература

  1. Антонов Б.Б.Самоучитель. 37 профессиональных приёмов Adobe Photoshop CS4 – М.: Изд-во Триумф. 2010. -192 с.
  2. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006 – 159 с.
  3. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006 – 415 с.
  4. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Весёлая свирель" составленна на основе материалов из опыта работы Космовской Марины Львовны г. Курск

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как п...

Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"

Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов   и рассчитана на 34 часа.Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»

Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов   и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...

рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...

Рабочая программа кружка по Основам финансовой грамотности для 11 класса

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам финансовой грамотности учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 11 классе в школьном учебном...

Рабочая программа кружка "Теоретические основы биологии"

Основная цель данного кружка – повторение и закрепление материала по основным разделам курса биология....