Учебная программа "Цифровая фотография и ПК"
рабочая программа по теме

Зикрань Евгения Сергеевна

 Программа занятий по фотоделу, рассчитанная на 2 года для детей 8-13 лет в системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Станция юных техников г. Туапсе

МО Туапсинский район

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

МКОУ ДОД СЮТ г.Туапсе

протокол педагогического совета СЮТ

 от 30.08.2013   г. № 3

Директор МКОУ ДОД  СЮТ

_____________________Т.И. Умерова

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

«Цифровая фотография и ПК»

Объединение по фотоделу

Срок реализации программы: 2 года

Вид программы: авторская

Возраст обучающихся: 8-13 лет

Автор — Зикрань  Евгения Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Туапсе

2011

 Рекомендована методическим советом МУДОД СЮТ г. Туапсе

22 августа 2011 г.,

протокол № 4.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Т.И. Умерова

Рецензенты: Кулиш В.В., методист СЮТ

Заводсков Б.С. специалист в данной предметной области, руководитель творческого объединения художников и фотографов «Взгляд» дворца культуры нефтяников г.Туапсе

Рабочая авторская программа разработана  с учетом изменений фототехники и современной технологии, произошедших за последние годы, создана для замены модифицированной устаревшей рабочей программы «Кино-фотодело с использованием ПК», (с учетом окончания срока реализации последней).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ И ПК» имеет научно-техническую направленность, является авторской и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

        Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа  базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что  имеет значительные творческие перспективы и предусматривает  изменение свойств и качеств личности обучающегося  в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий, сканирования, обработки фотографий дети получают знания и навыки, которые не даются в школе, изучают работу фототехники,  сохраняют историю с помощью  современных методов работы с фотографией.

Новизна программы и её отличительные особенности от подобных предметных программ заключается в расширении знаний, умений и навыков обучающихся, открывает новые  возможности деятельности юных фотографов посредством использования цифровой фотоаппаратуры и компьютерной техники, позволяющей сохранить архивные и любительские фотографии, создать фото архивы, в том числе и семейные. Россия – страна с давними фотографическими традициями. Трудно представить себе семью без фото архивов и жизнь без фотографии и кино.

Цель данной программы -  развитие творческих технических и художественных способностей детей, с учетом индивидуальности каждого, посредством изучения фотодела и компьютерной обработки фотографий.

Задачи:  

Образовательные

 обучить детей:

  • основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и др. техники;
  • работе с цифровым фотоаппаратом и другой техникой: ПК, сканером, принтером;
  • приемам проведения фотосъемки, цифровой обработки  изображений, подготовки их к фотопечати;
  • различным  жанрам художественной фотографии и их специфики;
  • умениям компьютерной обработки фотограмм из архива, архивированию снимков в серию, коллажи на определенную тематику;
  • технологии цифровой обработки фотографий с элементами дизайна, созданию слайд-шоу;
  • технике сканографии;
  • работе в компьютерных программах  свободного программного обеспечения OpenOffice, ColourPaint, позволяющих обработку и архивирование фотографий;

Воспитательные

  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • воспитать эстетический вкус;

Развивающие

  • развить познавательный интерес обучающихся к фотоделу;
  • развить познавательную активность, самостоятельность и инициативность обучающихся;
  • развить смекалку, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;

         Возраст обучающихся, на которых рассчитана данная образовательная программа  8- 13 лет. По возрасту обучающиеся распределяются следующим образом:

1-ый год обучения 8-12 лет;

2-ой год обучения 9-13 лет.

        Принимаются все желающие, имеющие творческие наклонности. Форма обучения групповая.   Наполняемость группы первого года обучения 12 чел., второго года обучения 10 чел.  

        Срок реализации программы 2 года. В 1-ый год обучения  4 часа учебных занятий еженедельно: по 2 часа 2 раза в неделю; 2-ой год обучения — 6  часов еженедельно: по 2 час. 3 раза в неделю или по 3 часа 2 раза в неделю. Объем  часов в год составляет: в группах 1-го  года обучения - 144 часа, в группах 2-го  года обучения - 216 часов.

        Ожидаемые результаты от реализации программы.

По окончании 1-го года обучающиеся будут владеть:

  • навыками работы с цифровым фотоаппаратом и другой  техникой: ПК, сканером, принтером;
  • знаниями по области применения в быту и основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и другой техники;
  • знаниями по основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • умениями  по проведению фотосъемки, цифровой обработкой  изображений, подготовке их к фотопечати;
  • умениями и навыками по  передаче снимков на ПК разными способами.

В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств обучающихся:

  • познавательного интереса  к фотоделу;
  • познавательной активности, самостоятельности и инициативности;

По окончании 2-го года обучающиеся будут владеть:

  • знаниями по истории фотографии, жанрам художественной фотографии и их специфике;
  • знаниями о направлениях современной художественной фотографии;
  • умениями по компьютерной обработке фотограмм из архива (раскрашивание, коррекция снимков  по-старому и по-новому); архивированием снимков в серию, коллаж на определенную тематику;
  • умениями по сканографии,  как средством сохранения архивов;
  • технологией по цифровой обработке фотографий с элементами дизайна;
  • умениями создания слайд-шоу.

Будут закреплены такие личностные качества как:

  • смекалка, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
  • эстетический вкус;
  • отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Итоги реализации программы подводятся в конце каждого года обучения на отчетной выставке работ, а также по результатам участия воспитанников в  фотовыставках и конкурсах, фестивалях.

Формы контроля освоения программы. Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.

Для проверки знаний воспитанников проводятся викторины, тестирование.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Стартовый, (сентябрь): собеседование с ребенком для выявления исходного уровня.

2. Текущий, (в течение года для 1-го и 2-го года обучения): тестирование, выставки.

3. Промежуточный, (декабрь): мониторинг (см.  приложение 1).

4. Итоговый, (май): мониторинг, выставка. Наши фотографии используются как наглядные материалы на стендах СЮТ, в докладах и рефератах учащихся объединения «Юный геолог-эколог» (педагог Шатилова Г.Б.), представляемых обучающимися на научно-практических конференциях.

Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (городских, краевых и российских).

С целью определения результатов освоения детьми дополнительной  образовательной программы, дважды в год – на  середину и конец учебного года, в соответствии с Положением, проводится   мониторинг. Заполняется таблица результатов обучения воспитанников, в которой оцениваются результаты теоретических знаний, практических  и общеучебных умений и навыков по 3-бальной системе и определяется уровень достигнутых результатов.

В программу на  2013-2014 учебный год  внесены  изменения: в учебно-тематическом плане темы «Подготовка к фотоконкурсам и выставкам»,  в курсе 1-го и

2-го года обучения, перенесены выше, чтобы соответствовать календарю краевых фотоконкурсов. Оптимизированы  названия некоторых тем для удобства записи при заполнении журнала (тема 1, 2, 3, 6, 8— 1-го года обучения; тема 1, 2, 3, 5, 6  — 2-го года обучения). Изменены формулировки в связи с развитием техники (темы  4, 5, 7, 9, 10 — 1-го года обучения;  темы  4, 7, 8 — 2-го года обучения).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. 1 год обучения

Наименование учебных дисциплин,

курсов, разделов и тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия

Выездн занятия

1.

Вводное занятие.

2

2

-

-

2.

Выбор фототехники и снаряжения для съемок.

10

2

6

2

3.

Сканирование в экспериментальной фотографии.

 

24

4

14

6

4.

Технологии получения фотоснимков.

24

4

16

4

5.

Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений.

22

6

16

-

6.

Фотография и компьютерная графика, коллаж.

 

20

6

10

-

7.

Флора и фауна в фотографиях и компьютерной графике.

20

4

10

6

8.

Подготовка к фотоконкурсам и выставкам

14

-

14

-

9.

Знакомство с видеотехникой.

6

2

4

-

10

Заключительное занятие

2

2

-

-

ИТОГО:

144

32

94

18

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1.Вводное занятие

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой 

2.Выбор фототехники и снаряжения для съемок .

Теоретические занятия:

Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение, сравнение фотоаппаратов.

Практические занятия:

Подготовка фотоаппарата и другого снаряжения  к съемкам.

Фотословарь (детали ф/а, снаряжение фотографа).

Выездные занятия: Экскурсия в фотосалон.

 3.Сканирование в экспериментальной фотографии.

Теоретические занятия:

Понятие о фотографии. Этапы изготовления  снимка. Сканирование и эксперименты.

Выездные занятия:

Пробные съемки пейзажа и портрета.

Сбор материалов для сканограмм.

Практические занятия:

Фотограмма и сканограмма и способы их получения.

Ручное  и компьютерное раскрашивание.

Составление коллажей после сканирования, подборок на разные темы.

4.Технологии получения фотоснимков.

Теоретические занятия:

Исторический обзор фототехники. Оснащение лаборатории для черно-белой печати (назначение различных устройств).

Выездные занятия: Оснащение современного фотоателье. Оборудование для печати (экскурсия в фотосалон).

Практические занятия:

Учет фона и освещения.

Учет времени года и суток (при уличных съемках).

Пробные съемки в детском фотоателье при разном освещении.

Процесс от съемки до  выставки по-старому и по-новому.

Фотовикторина, конкурс компьютерных игр.

5.Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений.

Теоретические занятия:

Обработка изображений в фотоаппарате.

Обработка изображений при сканировании.

Обработка изображений на компьютере.

Практические занятия:

Передача снимков на ПК с разных источников (фотоаппарат, карта памяти, диск, флэш-накопитель, сканер).

Графические программы для отбора, обработки и раскрашивания.

Поворот, обрезка, дублирование, затушевка ненужного.

Цветотональная коррекция.

Оформление надписей и рамки.

Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.

Коллажи на тему «Мир детства».

6.Фотография и компьютерная графика, коллаж.

Теоретические занятия:

Применение фотографий и компьютерной графики при оформлении работ в разных видах деятельности.

Соединение фотографий и рисунков для усиления выразительности. Как получить большие форматы?

Практические занятия:

Изменение размеров, сохранение в разных форматах, приемы работы с графикой.

Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.)

Тематические компьютерные рисунки.

Компьютерная обработка снимков фильтрами в разных программах.

7.Флора и фауна в фотографиях и компьютерной графике.

Теоретические занятия:

Природа Кавказа, скала Киселева как памятник природы. Влияние техники на экологию.

Практические занятия:

Компьютерные рисунки пейзажей.

Компьютерные рисунки  флоры и фауны. 

Выездные занятия:

Экскурсия в музей.

Съемки фотоэтюдов о природе. Просмотр видеороликов о природе и экологии.

Практическое занятие: Обработка всех материалов на темы природы  и экологии.

8.Подготовка к фотоконкурсам и выставкам.

Практические занятия:

Съемки на заданные и свободные темы.

Отбор, обработка снимков для подготовки к печати к выставкам и фотоконкурсам.

Компоновка стендов, подборок.

  1. 9.Знакомство с видеотехникой.

Теоретические занятия:

Связь фотографии и кино. Знакомство с видеотехникой.

Практические занятия:

Просмотр роликов. Пробные видеосъемки.

Анимация с помощью GIF-аниматора и др.

10.Заключительное занятие.

Подведение итогов года. Фотовикторина, конкурс компьютерных игр.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. 2 год обучения

Наименование учебных дисциплин.

курсов, разделов и тем

Всего час.

Количество часов учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия

Выездн. занятия

1

Вводное занятие.

3

3

-

-

2

Исторический обзор фототехники, сохранение архивов.

27

6

15

6

3

Познание искусства через фотографию.

14

5

6

3

4

Жанры художественной фотографии и их специфика.

28

4

18

6

5

Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна.

33

6

27

-

6

Слайд-шоу и  пробная видеосъемка.

Просмотр роликов.

25

9

16

-

7

Компьютерная графика и фотоэтюды.

24

6

15

3

8

История ручной черно-белой печати в фотолаборатории.

12

6

6

-

9

Подготовка к выставкам и фотоконкурсам

24

24

-

10

Изобразительные средства для усиления художественной выразительности.

24

6

18

-

11

Заключительное занятие.

Подведение итогов.

2

2

-

-

ИТОГО:

216

53

145

18

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1.Вводное занятие.

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой.

 2.Исторический обзор фототехники, сохранение архивов.

Исторический обзор фототехники. Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок (сходство и отличия).

Практические занятия:

Сравнение фотоаппаратов разных марок.

Фотословарь (фототермины). Необычные оптические устройства.

Выездные занятия:

Экскурсия  «Современная техника, проблемы выбора фотоаппарата».

Практические занятия:

Сканография как средство сохранения архивов.

Сканирование старых  снимков.

Сохранение фоторабот на цифровые носители.

Теоретические занятия:

Семейные и архивные снимки. История города по фотографиям и по «музейным» снимкам.

Выездные занятия: Экскурсия к памятнику А.А.Киселеву.

3.Познание искусства через фотографию.

Теоретические занятия:

Художественная и документальная фотография. Направления современной фотографии.

Выездные занятия:

Экскурсия на фотовыставку.

Теоретические занятия:

Архивные и  домашние снимки, снимки  для конкурсов и Интернета.

Практические занятия:

Раскрашивание, обработка на ПК.

Оформление подборки  на исторические, краеведческие, фестивальные, семейные темы.

4..Жанры художественной фотографии и их специфика.

Теоретические занятия:

Жанры фотографии и их специфика.

Практические занятия:

Детское фотоателье - съемки портретов кружковцев для последующих работ.

Натюрморт и макросъемка.

Выездные занятия:

Экскурсия на выставку. Съемки пейзажа и репортажа.

Практические занятия:

Отбор и обработка снимков на компьютере.

Обработка, работа с подборками из архива.

Оформление фотоэтюдов в разных жанрах.

Выездные занятия:

Экскурсия к памятникам,  съемки репортажа. 

5.Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна.

Теоретические занятия:

Обработка изображений до сканирования и после.

Ручная и цифровая обработка,  совмещение разных технологий в сканографии. 

Практические занятия:

Сканирование, поворот, кадрирование, формат.

Цветотональная коррекция снимков.

Монтаж, сложности фотомонтажа.

Элементы дизайна: художественные фильтры.

Элементы дизайна: рамки.

Элементы дизайна: надписи.

Сохранение  изображений и подборок для разных целей.

6.Слайд-шоу и пробная видеосъемка, Просмотр роликов.

Теоретические занятия:

Связь фотографии с другими видами визуальных искусств. Слайд-шоу раньше  и теперь. Теория видеосъемки.

GIF-аниматоры – программы для начинающих аниматоров.

Практические занятия:

Устройство, принцип действия кинокамеры, видеокамеры.

Сравнение камер. Просмотр мультфильмов.

Пробные видеосъемки фотоаппаратом и мобильными телефонами.

Просмотр видеороликов.

Просмотр видеороликов «Оружие Победы».

        7.Компьютерная графика и фотоэтюды.

Теоретические занятия:

Просмотр графических материалов и фотографий из архива для компьютерного монтажа.

Практические занятия:

Компьютерная графика: пейзажи и портреты  на тему «Мир детства».

Компьютерная графика: флора и фауна.

Выездные занятия:

Экскурсия на художественную выставку.

Практические занятия:

Съемки фотоэтюдов на тему «Мир детства».

Обработка всех материалов на тему «Мир детства».

8.История ручной черно-белой печати в фотолаборатории.

Теоретические занятия:

Отличия черно-белого процесса от цветного. Назначение устройств в фотолаборатории,  правила обращения с негативами.

Практические занятия:

Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот.

Негативы, увеличитель и сканер.

9. Подготовка к выставкам и фотоконкурсам.

Практические занятия:

Съемки на заданные и свободные темы.

Отбор, обработка снимков и печать.

Компоновка стендов, подборок.

10. Изобразительные средства для усиления художественной выразительности

Теоретические занятия:

Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве, фотографии,  компьютерной графике.

Практические занятия:

Анализ удачных и неудачных снимков, исправление дефектов.

Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств.

Составление коллажей для отработки композиции.

11.Заключительное занятие. Подведение итогов.

Выставка работ, викторина, тесты, игры. Подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        В качестве наглядных пособий используются:  календарь «150 лет фотографии. Из коллекции Политехнического музея», стенды по истории фотографии «Типы и виды фотопленок» и «Цифровые носители информации», альбом по истории города «60 лет Победы», коллекция фотоаппаратов б/у разных типов, кинокамера б/у, фотооборудование для черно-белой пленки и  печати, стенды с тематическими фотоподборками, журналы «Советское фото», «Fotografia», «Фото & видео», «Компьютерра», « Hard & soft», «Computer build» и др.

  1. В качестве дидактических материалов используются:
  • тесты для проверки знаний по фотоделу (технические термины, названия, детали фотоаппаратуры);
  • тематические карточки (снаряжение фотографа, области применения фотографии, фотословарь, фотография и компьютерная графика, технология сканографии и цифровой обработки фотографий с элементами дизайна, 6 наборов);
  • пазлы по темам (фото- видео- и компьютерное оборудование, 8 наборов);
  • викторины по фотоделу;
  • методические разработки практических работ;
  • методические разработки открытых уроков.

Основные методы работы для реализации программы – объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Основные формы занятий – беседы, практические занятия, выставки, экскурсии и др. С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия проводятся с переключением видов деятельности, с игровыми моментами (соответственно возрасту учащихся).  Форма организации занятий групповая и по звеньям, что позволяет педагогу уделить внимание каждому обучающемуся с учетом его возраста, склонностей, уже имеющегося опыта, уровня развития и темпа усвоения знаний.

Большое значение в обучении фотоделу занимают съемки в классических жанрах: портрет,  пейзаж (городской, вечерний, горный, морской), жанровые снимки (праздники, спорт и др), репортаж (экскурсии на выставку, в музей, школу), натюрморт, макросъемка (растения, насекомые и т.п.),  обозначенные в фотоконкурсах.

Часть съемок организуется на улице, особенно в солнечные дни, что заодно способствует оздоровлению и отдыху детей, в пределах 1-100 м от класса, на детской площадке. На более удаленных объектах, экскурсиях съемки проводятся с сокращенным составом, и, как правило, в сопровождении родителей, перед выходом проводится инструктаж. Учебные съемки проводятся также и в  помещении, в зависимости от темы, но без применения специального лабораторного осветительного оборудования (из-за его отсутствия).

Распечатка фоторабот  для обучения производится на черно-белом принтере, а для фотоконкурсов и выставок - в фотосалоне  на цветном принтере.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Обучение по программе ведет педагог, имеющий профильное техническое образование, либо  учитель физики,  математики, труда и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для реализации программы необходимы следующие технические средства:

компьютеры, планшетный сканер,  принтер, DVD-привод для просмотра дисков с фото- и видеоматериалами. Кроме того в работе можно использовать разную фотоаппаратуру и лабораторное оборудование для черно-белой печати и столы для коллажных фоторабот с традиционными материалами для монтажа и другой ручной работы

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

        1. А. Агафонов, С. Пожарская. Фотобукварь. Издательство «Центр творческого развития        ВОС», Москва, 2000 г.

        2. В. Колесников. Необычная фотография. Издательство «Наукова думка», Киев, 2000.

        3. К. Чибисов. Очерки по истории фотографии. Издательство «Искусство», Москва, 2000

        4. Придайте снимкам настроение. “Chip” №11-2011, с. 128.

        5. С. Пожарская. Фотомастер. Издательство «Пента», Москва, 2001 г.

        6. Фотографируем на даче (особенности загородной съемки). “Computer Bild” №10-2013, 30.

        7. Шнейдеров B.C. Фотография, реклама, дизайн на компьютере: Самоучитель. – Спб.: Питер, 2004.- 331 с.

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

        . А Пешков. Современные фотоаппараты. Издание 3. Издательство «Арлит ПХВ», Петербург, 2004 г.

        2. Выбираем лучшую фотокамеру. “Chip” №4-2010, с.58.

        3. Ким В.А. Коллажные мотивы в детском фототворчестве.- Искусство в школе, № 5, 2004.- с. 76-78.

        4. Обработка фото и видео.  “Chip” №4-2013, с.61.

        5. Стилизуем фото. Обработка изображений. “Chip” №10-2011, с.124.

        6. Том Энг. Фотография. Издательство АСТ - Астрель, Москва, 2008 г.

        7. Фото и видео. Справочник. Издательство «Дрофа», Москва, 2008 г.

        8. Шнейдеров В.С. Фотография, реклама,  дизайн на компьютере: Самоучитель. -СПб.: Питер, 2004.

        9. Экспедиция Колосова: Интервью Л. Ященко. - Фотомагазин, № 10, 2003.- с.212-221.  

Приложение:

1. Уровни оценки качества.

2. Методическое обеспечение.

3. Практические работы, тесты, викторина.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к программе «Цифровая фотография и ПК»

УРОВНИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

  • Низкий (воспитанник овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и  интеллектуальными умениями и др.) —  1 балл.
  • Средний (соответственно, объем усвоенных воспитанником знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; воспитанник овладел более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и интеллектуальные умения и др.), — 2  балла.
  • Высокий (воспитанник  освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и  интеллектуальных умений и др.), — 3 балла.

По общему анализу работы объединения выявляются недостатки и достижения в работе.

Результаты сравниваются по каждому воспитаннику, выявляется уровень подготовки ребенка: низкий, средний или высокий и определяется динамика результатов обучения: положительная или отрицательная.

Формы подведения итогов реализации программы осуществляются по годам обучения и в конце реализации всей программы: теоретических знаний в виде тестирования, практических умений и навыков по результатам участия в выставках, конкурсах, фестивалях.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

к программе «Цифровая фотография и ПК»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название материала

Форма материала

Тема и раздел программы

Выбор снаряжения и фототехники для съемок.

Тесты

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Классификация фотоаппаратов, плюсы и минусы. 2 г.об.

Детали фотоаппарата

Тесты

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

 Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. 2 г.об.

Жанры фотографии

Тесты

Тема 4. Жанры художественной фотографии и их специфика. Раздел  Жанры фотографии и их специфика.(2 г.об.)

Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений

Тесты

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел Обработка изображений на компьютере. 1 г. об.

Тема 5.Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел. Ручная и цифровая обработка, совмещение разных технологий в сканографии. 2 г.об.

Главные детали фотоаппарата. Тесты 5-7

Тесты

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

 Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел .Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. 2 г.об.

Фотоаппарат Premier BF- 300

Тест

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов.1г.об.

 Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок (сходство и отличия) (2 г.об.)

Знаешь ли ты PAINT?ТЕСТ 11

Тест

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел Обработка изображений на компьютере. 1 г об.

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел Ручная и цифровая обработка, совмещение разных технологий в сканографии. 2 г.об.

ЦИФРОВАЯ ВИДЕОКАМЕРА

«PANASONIC».ТЕСТ 12

Тест

Тема 9. Знакомство с видеотехникой. Раздел Знакомство с видеотехникой. 1 г.об.

Тема 6. Слайд-шоу и  пробная видеосъемка.

Раздел. Устройство, принцип действия кинокамеры, видеокамеры. 2 г.об.

Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот.

Методическая разработка открытого урока

Тема 8. История ручной черно-белой печати в фотолаборатории. Практическое занятие. Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот. 2 г. об.

Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.)

Методическая разработка открытого урока

Тема 6. Фотография и компьютерная графика, коллаж. Практическое занятие: Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.) 1 г. об.

Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств.

Методическая разработка открытого урока

Тема 10. Изобразительные средства для усиления художественной выразительности. Практическое занятие: Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств. 2 г. об.

Викторины по фотоделу №1, 2.

Викторины

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел: фотословарь. 1 г.об.

Устройство простого автоматического фотоаппарата

Практическая работа

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Классификация фотоаппаратов, плюсы и минусы. 2 г.об.

Устройство зеркального фотоаппарата

Практическая работа

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Классификация фотоаппаратов, плюсы и минусы. 2 г.об.

Выбор шрифтов для оформления

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Оформление надписей и рамки.

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Элементы дизайна: надписи. 2 г.об.

Изображение в трехмерном виде

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об. 

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

Монтаж фотоизображения с рисунком корабля

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об. 

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

Ребусы новогодние

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Оформление надписей и рамки.

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Элементы дизайна: надписи. 2 г.об.

Кубики с рисунками

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об. 

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

Кубики с фотографиями

Практическая работа

Тема 6. Фотография и компьютерная графика. Раздел: приемы работы с графикой. 1 г.об.

Тема 7. Компьютерная графика и фотоэтюды. Раздел: Обработка  материалов на тему «Мир детства». 2 г.об.

Олимпийские игры в древности

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Организация досуга в каникулы

Угадай-ка

Новогоднее развлекательное мероприятие

Организация досуга в каникулы

Фотосессия по городу

Сценарий

фотосессии

Организация досуга в каникулы, подготовка к краевому фотоконкурсу

Оружие Победы: от гранаты до истребителя

Беседа и видеопоказ

Месячник военно-патриотической работы



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

Туапсинский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Станция юных техников г. Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

Рассмотрено и одобрено на заседании

Педагогического совета

МБОУ ДО СЮТ г. Туапсе

протокол № 1 от 31.08.2015

________________ Т.И. Умерова

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________Т.И. Умерова

31.08.2015 г.

  1. АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
  2. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Цифровая фотография и ПК»

Направленность техническая

Уровень базовый

Рассчитана на детей от 8 до 13 лет

Срок реализации  2 года, общее количество 360 часов

Зикрань  Евгения Сергеевна,

педагог дополнительного образования,

разработчик программы

г. Туапсе

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ И ПК» является авторской, имеет техническую направленность, и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий, дает возможность проследить изменения, происходящие с фотографической и компьютерной техникой с прошлого века. Россия – страна с давними фотографическими традициями. Трудно представить себе семью без фото архивов и жизнь без фотографии и кино.

        Новизна программы и её отличительные особенности от подобных предметных программ заключается в расширении знаний, умений и навыков обучающихся, открывает новые  возможности деятельности юных фотографов на стыке фотографии,  и рисования посредством использования  компьютерной техники, позволяющей сохранить архивные и любительские фотографии, создать фотоархивы, в том числе и семейные и различные дизайнерские работы с использованием фотографии.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа  базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что  имеет значительные творческие перспективы и предусматривает  изменение свойств и качеств личности обучающегося  в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий, обработки оформления фотографий дети получают знания и навыки, которые не даются в школе, изучают работу фототехники и компьютера,  сохраняют историю с помощью  современных методов работы с фотографией.

Цель данной программы -  развитие творческих технических и художественных способностей детей, с учетом индивидуальности каждого, посредством изучения фотодела и компьютерной обработки фотографий.

Задачи:  

Образовательные обучить детей:

  • основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и др. техники;
  • работе с цифровым фотоаппаратом и  ПК;
  • приемам проведения фотосъемки, цифровой обработки  изображений, подготовки их к фотопечати;
  • различным  жанрам художественной фотографии и их специфики;
  • составлению снимков в серию, коллаж, подборку на определенную тематику;
  • способам цифровой обработки фотографий с элементами дизайна;
  • способам цифровой обработки сканированных изображений;
  • работе в компьютерных программах  свободного программного обеспечения OpenOffice, ColourPaint, позволяющих обработку и архивирование фотографий.

Воспитательные

  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • воспитывать эстетический вкус;

Развивающие

  • развивать познавательный интерес обучающихся к фотоделу;
  • развивать познавательную активность, самостоятельность и инициативность обучающихся;
  • развивать смекалку, изобретательность, любознательность и интерес к технике.

        Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключается в следующем: таких программ нет, она объединяет в себе фотографию и компьютерную графику, в ней много возможностей для экспериментов с обработкой фотографий. Во время обработки фотографий у детей и взрослых возникает желание превратить фотографию в рисунок, поэкспериментировать с линиями, цветом, рамками, интерес к фото плавно перетекает в интерес к компьютерной графике и наоборот. Поэтому в программе много «гибридных» работ — визитки, открытки, коллаж, монтаж,   перевод в черно-белый вид, перевод 2-мерного изображения в 3-мерное, панорамные виды, раскраска сканированных фотографий, витраж и просто рисование. Рассчитана на детей с 8 лет, а не старшего возраста, как большинство программ, используются несложные программы для обработки, чтобы по мере их освоения  можно было пользоваться уже сложными. Кроме того, изучая фотодело, невозможно пройти мимо истории фотографии, фототехники и техники вообще, не удивиться силе человеческой мысли, науки и техники. Занимаясь фотографией, невозможно не удивляться чудесам природы, и не обращать внимание на бурное развитие техники и на проблемы экологии. Изучая по фотографиям богатую историю своего города, невозможно не гордиться им и своей Родиной. Поэтому в программе есть исторический обзор фототехники, история города по фотографиям и природа и техника в фотографиях и графике.

         Возраст обучающихся, на которых рассчитана данная образовательная программа  8- 13 лет. По возрасту обучающиеся распределяются следующим образом:

1-ый год обучения 8-12 лет;

2-ой год обучения 9-13 лет.

        Принимаются все желающие, имеющие творческие наклонности. Форма обучения групповая.   Наполняемость группы первого года обучения 12 чел., второго года обучения 12 чел.  

        Срок реализации программы 2 года. В 1-ый год обучения  4 часа учебных занятий еженедельно: по 2 часа 2 раза в неделю; 2-ой год обучения — 6  часов еженедельно: по 2 час. 3 раза в неделю или по 3 часа 2 раза в неделю. Объем  часов в год составляет: в группах 1-го  года обучения - 144 часа, в группах 2-го  года обучения - 216 часов.

        Ожидаемые результаты от реализации программы.

По окончании 1-го года обучающиеся овладеют знаниями:

  • по основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • по  работе с цифровым фотоаппаратом и ПК ;
  • по области применения в быту и основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и другой техники;

обучающиеся овладеют навыками и умениями:

  • по проведению фотосъемки, начальной обработкой  изображений на ПК, подготовке их к фотопечати;
  • навыками по  передаче и сохранению снимков на ПК разными способами;
  • по работе в компьютерных программах  свободного программного обеспечения OpenOffice.

В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств обучающихся:

  • познавательного интереса  к фотоделу;
  • познавательной активности, самостоятельности и инициативности;
  • чувства коллективизма и взаимопомощи, патриотизма, любви к природе. экологической ответственности.

По окончании 2-го года обучающиеся овладеют знаниями по:

  • истории фотографии, жанрам художественной фотографии и их специфике;
  • направлениям современной художественной фотографии;
  • составлению снимков в серию, коллаж, подборку  на определенную тематику;

овладеют умениями и навыками по:

  • способам цифровой обработки фотографий с элементами дизайна;
  • способам цифровой обработки сканированных изображений.

Будут закреплены такие личностные качества как:

  • смекалка, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
  • эстетический вкус;
  • отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Итоги реализации программы подводятся в конце каждого года обучения на отчетной выставке работ, а также по результатам участия воспитанников в  фотовыставках и конкурсах, фестивалях.

Формы контроля освоения программы. Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.

Для проверки знаний воспитанников проводятся викторины, тестирование.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Стартовый, (сентябрь): собеседование с ребенком для выявления исходного уровня.

2. Текущий, (в течение года для 1-го и 2-го года обучения): тестирование, выставки.

3. Промежуточный, (декабрь): мониторинг (см.  приложение 1).

4. Итоговый, (май): мониторинг, выставка. Наши фотографии используются как наглядные материалы на стендах СЮТ, участвуют в фотоконкурсах разных уровней (муниципального, районного, краевого).

Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (городских, краевых и российских).

С целью определения результатов освоения детьми дополнительной  образовательной программы, дважды в год – на  середину и конец учебного года, в соответствии с Положением, проводится   мониторинг. Заполняется таблица результатов обучения воспитанников, в которой оцениваются результаты теоретических знаний, практических  и общеучебных умений и навыков по 3-бальной системе и определяется уровень достигнутых результатов.

В программу на  2015-2016 учебный год  внесены  изменения:  в курсе 1-го  объединены темы 4 «Технологии получения фотоснимков»  и 5 «Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений» в одну для удобства изучения материала, тема «Флора и фауна в фотографиях и компьютерной графике» переименована в «Тематические компьютерные рисунки» для расширения круга тем, сокращены темы «Фотограмма и сканограмма.», «Сканирование предметов и фотографий» из-за отсутствия сканера и принтера непосредственно в учебном классе. Выездные занятия заменены на другие — практические, теоретические, виртуальные экскурсии  в связи с трудностями выезда в другие районы..В плане 2-го года обучения тема «Необычные оптические устройства» заменена темой «Штатив» как более доступная в практическом плане, добавлены практические занятия «Изменение размеров для Интернета», «Оформление подборки  на свободную тему» для расширения круга тем.  Из темы 6 также убрано  сканирование из-за отсутствия сканера в учебном классе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. 1 год обучения

Наименование учебных дисциплин,

курсов, разделов и тем

Всего час

Количество часов

учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Выбор фототехники и снаряжения для съемок.

12

2

10

3.

Экспериментальная фотография  и сканер.  

20

4

16

4.

Технологии получения фотоснимков, съемки и обработка на ПК.

46

10

36

5.

Фотография и компьютерная графика, коллаж.

 

22

6

16

6.

Тематические компьютерные рисунки.

20

6

14

7.

Подготовка к фотоконкурсам и выставкам

14

-

14

8.

Знакомство с видеотехникой.

6

2

4

9.

Заключительное занятие

2

2

-

ИТОГО:

144

34

110

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1.Вводное занятие

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой 

2.Выбор фототехники и снаряжения для съемок .

Теоретические занятия:

Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение, сравнение фотоаппаратов.

Практические занятия:

Работа со штативом.

Подготовка фотоаппарата и другого снаряжения  к съемкам.

Детали и устройство фотоаппарата.

Сравнение фотоаппаратов.

Фотословарь (детали ф/а, фотоснаряжение).

 3.Экспериментальная фотография  и сканер.

Теоретические занятия:

Сканирование и эксперименты.

Практические занятия:

Ручное  и  компьютерное раскрашивание сканированных изображений.

Сбор природных материалов для коллажей и раскрашивания.

Цветные отпечатки листьев для сканирования или фотографирования.

Составление коллажей, подборок на разные темы

4.Технологии получения фотоснимков, съемки и обработка на ПК.

Теоретические занятия:

Исторический обзор фототехники.

Оснащение лаборатории для фотопечати. Назначение различных устройств.

Практические занятия:

Съемки пейзажа и портрета на улице с учетом  фона и освещения.

Использование штатива для панорамной съемки.

Учет времени года и суток (при уличных съемках).

Пробные съемки в детском фотоателье (в помещении) с учетом  фона и освещения.

Теоретические занятия:

Обработка изображений в фотоаппарате и телефоне.

Обработка изображений при сканировании.

Обработка изображений на компьютере.

Практические занятия:

Поворот, обрезка, дублирование на ПК.

Цветотональная коррекция, затушевка ненужного.

Занимательная фотография. Визитки. Фотомонтаж и его сложности.

Коллажи на тему «Мир детства».

5. Фотография и компьютерная графика,  коллаж.

Теоретические занятия:

Применение фотографии и компьютерной графики в оформительских работах.

Практические занятия:

Изменение размеров, перевод фото в рисунок.

Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.).

Витражи. Кубики (2Д в 3 Д). Панорамы с поворотом. Коллажи. Оформление надписей и шрифты. Рамки готовые и самодельные. Открытки. Визитки.

6. Тематические компьютерные рисунки.

Теоретические занятия:

Природа Кавказа, скала Киселева как памятник природы. Влияние техники на экологию.

Практические занятия:

Компьютерные рисунки пейзажей. Открытки.

Природа в витражах.

Компьютерные рисунки  флоры и фауны.

Рисунки и витражи на тему: природа и техника.

Теоретические занятия:

Виртуальная экскурсия (в музей, на выставку, к памятнику А. Киселёву).

Практическое занятие: 

Съемки фотоэтюдов о природе.

Просмотр видеороликов о природе и экологии.

Обработка всех материалов на темы природы, техники  и экологии.

7.Подготовка к фотоконкурсам и выставкам.

Практические занятия:

Съемки на заданные и свободные темы.

Отбор, обработка снимков для подготовки к печати.

Компоновка стендов, подборок.

8.Знакомство с видеотехникой.

Теоретические занятия:

Связь фотографии и кино. Знакомство с видеотехникой.

Практические занятия:

Просмотр видеороликов. Пробные видеосъемки.

Просмотр GIF-анимации.

9.Заключительное занятие.

Подведение итогов года. Фотовикторина, конкурс компьютерных игр.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. 2 год обучения
  1. Наименование учебных дисциплин.
  2. курсов, разделов и тем
  1. Всего час.
  1. Количество часов учебных занятий
  1. Теор. занятия
  1. Практ. занятия
  1. 1
  1. Вводное занятие.
  1. 2
  1. 2
  1. -
  1. 2
  1. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов.
  1. 28
  1. 8
  1. 20
  1. 3
  1. Познание искусства через фотографию.
  1. 14
  1. 4
  1. 10
  1. 4
  1. Фотоэтюды и компьютерная графика.
  1. 26
  1. 6
  1. 20
  1. 5
  1. Жанры художественной фотографии и их специфика.
  1. 26
  1. 4
  1. 22
  1. 6
  1. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна.
  1. 34
  1. 6
  1. 28
  1. 7
  1. Кино и видео.
  1. 24
  1. 8
  1. 16
  1. 8
  1. История ручной черно-белой печати.
  1. 12
  1. 4
  1. 8
  1. 9
  1. Подготовка к выставкам и фотоконкурсам
  1. 24
  1. 24
  1. 10
  1. Художественная выразительность снимка.
  1. 24
  1. 4
  1. 20
  1. 11
  1. Заключительное занятие.
  2. Подведение итогов.
  1. 2
  1. 2
  1. -
  1. ИТОГО:
  1. 216
  1. 48
  1. 168
  1. .
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1.Вводное занятие.

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой.

 2.Исторический обзор фототехники, сохранение архивов.

Исторический обзор фототехники.

Практические занятия:

Сравнение фотоаппаратов разных марок.

Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок.

Фотословарь (фототермины). Необычные оптические устройства.

Практические занятия:

Сканография как средство сохранения архивов. Сканирование старых  снимков и плёнок.

Сохранение на цифровые носители.

Обработка сканированных материалов.

Теоретические занятия:

Семейные и архивные снимки. История города по фотографиям и по «музейным» снимкам.

Выездные занятия: Экскурсия к памятнику А.А.Киселеву.

3.Познание искусства через фотографию.

Теоретические занятия:

Художественная и документальная фотография. Направления современной фотографии.

Выездные занятия:

Экскурсия на фотовыставку.

Теоретические занятия:

Архивные и  домашние снимки, снимки  для конкурсов и Интернета.

Практические занятия:

Раскрашивание, обработка на ПК.

Оформление подборки  на исторические темы.

Оформление подборки  на краеведческие, семейные темы.

        4.Фотоэтюды  и компьютерная графика.

Теоретические занятия:

Просмотр графических материалов и фотографий из архива для компьютерного монтажа.

Выездные занятия:

Экскурсия на художественную выставку.

Практические занятия:

Съемки фотоэтюдов на тему «Мир детства».

Компьютерная графика: пейзажи и портреты  на тему «Мир детства».

Компьютерная графика: витражи, флора и фауна.

Обработка всех материалов на тему «Мир детства».

5..Жанры художественной фотографии и их специфика.

Теоретические занятия:

Жанры фотографии и их специфика.

Практические занятия:

Cъёмки портретов кружковцев в детском фотоателье для последующих работ.

Натюрморт и макросъемка.

Выездные занятия:

Экскурсия на выставку. Съемки пейзажа и репортажа.

Практические занятия:

Обработка, работа с подборками из архива.

Отбор и обработка портретов на компьютере.

Отбор и обработка пейзажей на компьютере.

Отбор и обработка портретов на компьютере.

Оформление фотоэтюдов в разных жанрах.

Выездные занятия:

Экскурсия к памятникам,  съемки репортажа. 

6.Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна.

Теоретические занятия:

Обработка изображений до сканирования и после.

Ручная и цифровая обработка,  совмещение разных технологий в сканографии. 

Практические занятия:

Сканирование, поворот, кадрирование, формат.

Цветотональная коррекция снимков.

Монтаж, сложности фотомонтажа.

Элементы дизайна: художественные фильтры.

Элементы дизайна: рамки.

Элементы дизайна: надписи.

Сохранение  изображений и подборок для разных целей.

7. Кино и видео.

Теоретические занятия:

Связь фотографии с другими видами визуальных искусств. Слайд-шоу раньше  и теперь. Теория видеосъемки.

GIF-аниматоры – программы для начинающих аниматоров.

Практические занятия:

Устройство, принцип действия кинокамеры, видеокамеры.

Сравнение камер. Просмотр мультфильмов.

Пробные видеосъемки фотоаппаратом и мобильными телефонами.

Просмотр видеороликов о природе и экологии.

Просмотр видеороликов «Оружие Победы».

8. История ручной черно-белой печати.

Теоретические занятия:

Отличия черно-белого процесса от цветного. Назначение устройств в фотолаборатории.

Практические занятия:

Правила обращения с плёнками и фотобумагой.

Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот.

Негативы и фотоувеличитель.

Негативы и сканер.

9. Подготовка к выставкам и фотоконкурсам.

Практические занятия:

Съемки на заданные и свободные темы.

Отбор, обработка снимков.

Компоновка стендов, подборок подготовка к печати.

10. Художественная выразительность снимка.

Теоретические занятия:

Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве, фотографии,  компьютерной графике.

Практические занятия:

Анализ удачных и неудачных снимков, исправление дефектов.

Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств.

Витражи.

Составление коллажей для отработки композиции.

11.Заключительное занятие. Подведение итогов.

Выставка работ, викторина, тесты, игры. Подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные формы занятий – беседы, практические занятия, выставки, экскурсии и др. С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия проводятся с переключением видов деятельности, с игровыми моментами (соответственно возрасту учащихся).  Форма организации занятий групповая и по звеньям, что позволяет педагогу уделить внимание каждому обучающемуся с учетом его возраста, склонностей, уже имеющегося опыта, уровня развития и темпа усвоения знаний.

Основные методы работы для реализации программы – объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Большое значение в обучении фотоделу занимают съемки в классических жанрах: портрет,  пейзаж (городской, вечерний, горный, морской), жанровые снимки (праздники, спорт и др), репортаж (экскурсии на выставку, в музей, школу), натюрморт, макросъемка (растения, насекомые и т.п.),  обозначенные в фотоконкурсах.

Часть съемок организуется на улице, особенно в солнечные дни, что заодно способствует оздоровлению и отдыху детей, в пределах 1-100 м от класса. На более удаленных объектах, экскурсиях съемки проводятся с сокращенным составом, и, как правило, в сопровождении родителей, перед выходом проводится инструктаж. Учебные съемки проводятся также и в  помещении, в зависимости от темы, но без применения специального лабораторного осветительного оборудования (из-за его отсутствия).

Распечатка фоторабот  для обучения производится на черно-белом принтере, а для фотоконкурсов и выставок - в фотосалоне  на цветном принтере.

В качестве дидактических материалов используются:

  • тесты для проверки знаний по фотоделу (технические термины, названия, детали фотоаппаратуры);
  • тематические карточки (снаряжение фотографа, области применения фотографии, фотословарь, фотография и компьютерная графика, технология сканографии и цифровой обработки фотографий с элементами дизайна, 6 наборов);
  • пазлы по темам (фото- видео- и компьютерное оборудование, 8 наборов);
  • викторины по фотоделу;
  • методические разработки практических работ;
  • методические разработки открытых уроков.

В качестве наглядных пособий используются:  календарь «150 лет фотографии. Из коллекции Политехнического музея», стенды по истории фотографии, альбом по истории города «60 лет Победы», коллекция фотоаппаратов б/у разных типов, кинокамера б/у, фотооборудование для черно-белой проявки и  печати, стенды с тематическими фотоподборками, журналы по фотографии и компьютерам («Советское фото», «Fotografia», «Фото & видео», «Компьютерра», « Hard & soft», «Computer build» и др.)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для реализации программы необходим кабинет, в котором имеются место для съемок, фотоаппараты, компьютерные столы и стулья с компьютерами для обработки фотографий и компьютерных работ, а также столы для коллажных фоторабот с традиционными материалами для монтажа и другой ручной работы, доску и место для вывешивания готовых работ.

        Также желательно иметь сканер,  принтер, видеопроектор, подключенный Интернет, осветительную аппаратуру, фоны для съемок. Кроме того в работе можно использовать разную фотоаппаратуру и лабораторное оборудование для черно-белой печати для изучения фототехники в историческом ракурсе.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Обучение по программе ведет педагог, имеющий профильное техническое образование, либо  учитель физики,  математики, труда и др.

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. А. Агафонов, С. Пожарская. Фотобукварь. Издательство «Центр творческого развития        ВОС», Москва, 2000 г.

        2. К. Чибисов. Очерки по истории фотографии. Издательство «Искусство», Москва, 2000

        3. С. Пожарская. Фотомастер. Издательство «Пента», Москва, 2001 г.

        4. Фотографируем на даче (особенности загородной съемки). “Computer Bild” №10-2013, 30.

  1. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Обработка фото и видео.  “Chip” №4-2013, с.61.

        2. Стилизуем фото. Обработка изображений. “Chip” №10-2011, с.124.

        3. Том Энг. Фотография. Издательство АСТ - Астрель, Москва, 2008 г.

                 

  1. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  1. Дикая природа. ЭКСМО, Москва, 2010.
  2. Антология советской фотографии. Планета. Москва, 1997.

Приложение 1. Методическое обеспечение программы.

Приложение 1

к программе

«Цифровая фотография и ПК»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название материала

Форма материала

Тема и раздел программы

Выбор снаряжения и фототехники для съемок.

Тесты

Тема 2. Техника и снаряжение для фотосъемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1 г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Сравнение фотоаппаратов разных марок. 2 г.об.

Детали фотоаппарата

Тесты

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1 г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. 2 г.об.

Жанры фотографии

Тесты

Тема 5. Жанры художественной фотографии и их специфика. Раздел  Жанры фотографии и их специфика. 2 г.об.

Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений

Тесты

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел Обработка изображений на компьютере. 1 г. об.

Тема 6. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел. Ручная и цифровая обработка, совмещение разных технологий в сканографии. 2 г.об.

Главные детали фотоаппарата. Тесты 5-7

Тесты

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1 г.об.

 Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. 2 г.об.

Фотоаппарат Premier BF- 300

Тест

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов.1 г.об.

 Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок (сходство и отличия) (2 г.об.)

Знаешь ли ты PAINT?ТЕСТ 11

Тест

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел Обработка изображений на компьютере. 1 г об.

Тема 6. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел Ручная и цифровая обработка, совмещение разных технологий в сканографии. 2 г.об.

ЦИФРОВАЯ ВИДЕОКАМЕРА

«PANASONIC».ТЕСТ 12

  1. Тест

Тема 9. Знакомство с видеотехникой. Раздел Знакомство с видеотехникой. 1 г.об.

Тема 7. Кино и видео. Раздел. Устройство, принцип действия кинокамеры, видеокамеры. 2 г.об.

Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот.

Методическая разработка открытого урока

Тема 8. История ручной черно-белой печати. Практическое занятие. Как из цветной фотографии сделать черно-белую и наоборот. 2 г. об.

Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.)

Методическая разработка открытого урока

Тема 6. Фотография и компьютерная графика, коллаж. Практическое занятие: Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP и др.) 1 г. об.

Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств.

Методическая разработка открытого урока

Тема 10. Художественная выразительность снимка. Практическое занятие: Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств. 2 г. об.

Викторины по фотоделу №1, 2.

Викторины

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел: фотословарь. 1 г.об.

  1. Устройство простого автоматического фотоаппарата

Практическая работа

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Классификация фотоаппаратов, плюсы и минусы. 2 г.об.

  1. Устройство зеркального фотоаппарата

Практическая работа

Тема 2. Выбор фототехники и снаряжения для съемок. Раздел Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов. 1г.об.

Тема 2. Исторический обзор фототехники, сохранение архивов. Раздел. Классификация фотоаппаратов, плюсы и минусы. 2 г.об.

  1. Выбор шрифтов для оформления

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Оформление надписей и рамки. 1г.об.

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Элементы дизайна: надписи. 2 г.об.

  1. Изображение в трехмерном виде

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об.  

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

  1. Монтаж фотоизображения с рисунком корабля

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об.  

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

Ребусы новогодние

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Оформление надписей и рамки. 1г.об.

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Элементы дизайна: надписи. 2 г.об.

Кубики с рисунками

Практическая работа

Тема 5. Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Раздел: Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.1 г.об.  

Тема 5. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Раздел: Монтаж, сложности фотомонтажа.2 г.об.

Кубики с фотографиями

Практическая работа

Тема 6. Фотография и компьютерная графика. Раздел: Коллажи. 1 г.об.

Тема 7. Компьютерная графика и фотоэтюды. Раздел: Обработка  материалов на тему «Мир детства». 2 г.об.

Олимпийские игры в древности

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Организация досуга в каникулы

Угадай-ка

Новогоднее развлекательное мероприятие

Организация досуга в каникулы

Фотосессия по городу

Сценарий

фотосессии

Организация досуга в каникулы, подготовка к краевому фотоконкурсу

Оружие Победы: от гранаты до истребителя

Беседа и видеопоказ

Месячник военно-патриотической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с учебных занятий (2, 3 классы,ФГОС; "Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества")

"Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества."...

Экспонометрия. Учебное пособие по теории фотографии

Экспонометрия(Учебное пособие по теории фотографии)Кирнос Ирина Владимировна,руководитель школьного информационного агентства "ИнфА",педагог дополнительного образования,ГБОУ Гимназия № 586 Санкт-Петер...

Мотивация учебной деятельности использованием фотографий реальных объектов

Материал разработан в рамках курсовой работы на курсах повышения квалификации в АППО (2010 г.) на кафедре физики.Содержит авторские дидактические материалы для изучения на уроках физики (7-11 классы) ...

Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.

Рекомендации для родителей. Беседа....

"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....