Мастер-класс "Парламентские дебаты"
методическая разработка по теме

Бергутова Разиля Фаритовна

       Мастер-класс в форме ролевой игры предполагает деление аудитории на две команды. Одна, из которой представляет интересы правящей партии, другая оппозицию, то есть партию, не разделяющую взгляды "партии власти". Необходимо, чтобы в результате парламетских дебат партии пришли к консенсусу, приняли единственно правильное решение и отразили это в резолюции. Важным для ведения дебат является корректный и равноправный диспут на демократичной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_parlamentskie_debaty.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Парламентские дебаты»

на III республиканской конференции педагогов

«Развитие интеллектуальной и творческой одарённости школьников через исследовательскую деятельность»

Тема для дебат по выбору

1. Роль и место исследовательской деятельности в системе дополнительного образования.

2. Роль педагога в воспитании интеллектуальной и творческой одарённости школьников.

Темы для дебат

Деление аудитории по убеждениям

Правящая партия

Оппозиция

1

Роль и место исследовательской деятельности в системе дополнительного  образования

Исследовательская деятельность является одним из самых значимых форм обучения в дополнительном образовании и является главным фактором для развития интеллектуальной и творческой одарённости школьников

Исследовательская деятельность является усложнённой формой подачи материала, требующей индивидуального подхода в работе, затрат времени и средств в ущерб общему образовательному процессу

2

Роль педагога  в воспитании интеллектуальной и творческой одарённости школьников

Педагог раскрывает и формирует таланты и способности школьников, используя разнообразные возможности дополнительного образования

Педагог является наставником, помощником, направляющим деятельность школьника, уже имеющего определённые таланты и способности

3

Исследовательская деятельность, как инструмент развития интеллектуальной и творческой одарённости школьников

Исследовательская деятельность является одним из перспективных форм обучения и главным  инструмент развития интеллектуальной и творческой одарённости школьников

Исследовательская деятельность является усложненной формой обучения и дополнительной нагрузкой для школьников,  в ущерб общему образованию. Дополнительное образование призвано развивать творческое начало и гармоничное развитие школьников в отдыхе

3. Исследовательская деятельность, как инструмент развития интеллектуальной и творческой одарённости школьников.

Цели мастер-класса:

  • способствовать формированию представления о парламентских дебатах;
  • способствовать пониманию и раскрытию темы обсуждаемой проблемы;
  • способствовать развитию речи участников дебат, обогащению словарного запаса, усилению ораторских способностей;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: умению анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
  • способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, патриотических  качеств личности;
  • способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Методическое оснащение мастер-класса

1. Материально-техническая база:

  • кабинет.

2. Дидактическое обеспечение:

  • схема формата парламентских дебатов;
  • карточки-задания;
  • типовая  резолюция.

Методы обучения

  • методы словесного сообщения: рассказ, объяснение, беседа;
  • метод ролевой игры.

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная: всем предлагаются одинаковые задания;
  • бригадно-звеньевая: предлагается деление участников дебат на две группы и выдачу каждой из них отдельной задачи;
  • индивидуальная: предлагается индивидуальное задание каждому участнику дебат при перекрёстном опросе.

Этапы проведения мастер-класса

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка и настрой готовности участников к работе на парламентских дебатах.

2. Актуализация знаний:

  • предложение злободневной темы  для  обсуждения.

3. Основная часть мастер-класса:

  • сообщение темы дебатов;
  • разъяснение правил игры;
  • предупреждение о возможных затруднениях в ходе игры;
  • проверка организованности во время проведения мероприятия;
  • рациональное использование  полезного игрового времени.

4. Заключительная часть мастер-класса:

  • анализ и резюмирование итогов игры;
  • принятие резолюции по парламентским дебатам.

Конспект мастер-класса

1.Начало игры.(3 минуты)

     Ролевую игру необходимо начать с разделения аудитории на две команды. Одна, из которой будет представлять интересы правящей партии, другая будет являться оппозицией, то есть партией, не разделяющей взгляды партии власти. Также выбирается независимая экспертная группа, которая будет внимательно отслеживать происходящее на дебатах, следить за регламентом, выявлять и записывать самые важные умозаключения выступающих по заданной проблеме. В конце игры экспертная группа должна провести тщательный анализ дебатов и подвести итоги по работе парламента.

2. Постановка  проблемы. (2 минуты)

     Необходимо озвучить ряд тем для обсуждения, наиболее приемлемых для данной аудитории. Для работы парламента выбираются наиболее актуальные вопросы, волнующие общественность сегодня и сейчас.

3. Ход игры.(30 минут)

1. Необходимо дать участникам время и возможность обсудить особенности заданной темы. Затем выбрать из каждой команды человека, наиболее глубоко владеющего  знаниями в данной области и обладающего коммуникативными способностями. Путём прямого или тайного голосования эти люди должны быть выдвинуты на пост премьер – министра в правящей партии, и лидера оппозиции в лагере оппозиционеров.

2. Первый раунд игры (5минут) – это выступление руководителей команд, которые должны произнести речь перед собравшейся аудиторией по данной проблеме. Выступление должно быть обоснованным, кратким, грамотным, чётким, как подобает лидеру.

Речь премьер – министра:

-Уважаемые господа! Я, как премьер – министр, ответственно заявляю, что  (где?)(в школе, в городе, в  Республике, в стране, в министерстве и т. д.) по данному вопросу (озвучить тему дебат)  не существует  серьёзных проблем. Я считаю, что наиболее важным на сегодняшний момент является (что?)(озвучить важный момент). Поэтому необходимо предпринять следующие меры (какие?) (озвучить меры).

Речь лидера оппозиции:

-Я, как лидер оппозиционной партии, категорически не согласен с мнением уважаемого премьер – министра, так как (обосновать своё несогласие). И я предлагаю своё решение проблемы (озвучить решения).

3. Второй раунд игры (10минут) – это выступления членов команд, которые должны высказать своё мнение по данной проблеме в поддержку своего лидера. Выступления должны быть краткими, обоснованными и по существу дела.

Речь членов правительства:

-Я, как член правительства, поддерживаю точку зрения нашего премьер – министра и думаю, что (озвучить свое мнение или новую идею).

Речь членов оппозиции:

-Я, как член оппозиционной партии, разделяю мнение своего лидера и считаю, что (озвучить свое мнение или новую идею)  

4.Физкульминутка.(5 минут) 

5. Третий раунд (10 минут) – это перекрёстные вопросы, которые задаются с целью окончательного выяснения проблемных вопросов. Каждый член партии задаёт один  интересующий его вопрос, члену оппозиции, выбрав наиболее подходящего для себя оппонента. Затем команды меняются ролями. Третий раунд начинают руководители партий. Вопросы должны быть корректными, чёткими, в рамках обсуждаемой темы.

- Уважаемый, оппонент, как Вы считаете (озвучить вопрос)

6. Четвёртый раунд (5 минут) – это резюмирующая речь лидеров партий, которые должны озвучить решения по результатам проведённой работы. Выступления должны содержать ответы на поставленные вопросы в рамках темы парламентских дебат.

5. Заключительная часть.(5 минут)

Экспертная группа проводит небольшой анализ игры, озвучивает окончательный проект Резолюции.

Резолюция парламентских дебат

           На парламентских дебатах обсуждалась одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня: «Место дополнительного образования в системе общего образования». В результате серьёзной и плодотворной работы мы сумели обозначить круг проблем, волнующих педагогов дополнительного образования:

-

Для решения данных проблем постановляем:

-

Литература

  1. Атаулова 0.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. — М.: Изд-во «Эслан», 2003. С. 117-119.
  2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002.
  3. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии, — Брянск, Издательство БГПУ им. Акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2002.
  4. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист, 2003. — № 1. С. 30-39.
  5.  Школа и производство,  2003. - №1. с.13

СХЕМА ФОРМАТА ПАРЛАМЕНТСКИХ ДЕБАТОВ


Карточка с заданием №1

1. Необходимо дать участникам время и  возможность обсудить особенности заданной темы. Затем выбрать из каждой команды человека, наиболее глубоко владеющего  знаниями в данной области и обладающего коммуникативными способностями.  Путём прямого или тайного  голосования эти люди должны быть выдвинуты на пост  премьер – министра в правящей партии, и лидера оппозиции в лагере оппозиционеров.

Карточка с заданием №2

2.  Первый раунд игры (5минут)– это выступление руководителей команд, которые должны произнести речь перед собравшейся аудиторией по данной проблеме. Выступление должно быть обоснованным, кратким, грамотным, чётким, как подобает лидеру.

Речь премьер – министра:

-Уважаемые господа! Я, как премьер – министр, ответственно заявляю, что  (где?)(в школе, в городе, в  Республике, в стране, в министерстве и т. д.) по данному вопросу (озвучить тему дебат)  не существует  серьёзных проблем. Я считаю, что наиболее важным на сегодняшний момент является (что?)(озвучить важный момент). Поэтому необходимо предпринять следующие меры (какие?) (озвучить меры).

Речь лидера оппозиции:

-Я, как лидер оппозиционной партии, категорически не согласен с мнением уважаемого премьер – министра, так как (обосновать своё несогласие). И я предлагаю своё решение проблемы (озвучить решения).

Карточка с заданием №3

Второй раунд игры (10минут) – это выступления членов команд, которые должны высказать своё мнение по данной проблеме в поддержку своего лидера. Выступления должны быть краткими, обоснованными и по существу дела.

Речь членов правительства:

-Я, как член правительства, поддерживаю точку зрения нашего премьер – министра и думаю, что (озвучить свое мнение или новую идею).

Речь членов оппозиции:

-Я, как член оппозиционной партии, разделяю мнение своего лидера и считаю, что (озвучить свое мнение или новую идею).

Карточка с заданием №4

Третий раунд (10 минут) – это перекрёстные вопросы, которые задаются с целью окончательного выяснения проблемных вопросов. Каждый член партии задаёт один  интересующий его вопрос, члену оппозиции, выбрав наиболее подходящего для себя оппонента. Затем команды меняются ролями. Третий раунд начинают руководители партий. Вопросы должны быть корректными, чёткими, в рамках обсуждаемой темы.

- Уважаемый, оппонент, как Вы считаете (озвучить вопрос).

Карточка с заданием №5

 Четвёртый раунд (5 минут) – это резюмирующая речь лидеров партий, которые должны озвучить решения по результатам проведённой работы.  Выступления должны содержать ответы  на поставленные вопросы в рамках темы парламентских дебат.

Карточка с заданием №6

5. Заключительная часть.(5 минут)

Экспертная группа проводит небольшой анализ игры, озвучивает окончательный проект резолюции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дебаты и школа XXI века

Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

деловая игра "Дебаты"

Нааша школа сохраняет и укрепляет здоровье учащихся...

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"

Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...

Технология:"Дебаты"

В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...