Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Искорки души"
рабочая программа по теме
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня воспитание ориентировано на возрастание нравственных ценностей, духовности и культуры в обществе. Содержание программы «Искорки души» тесно переплетается с основными направлениями Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и опирается на базовые национальные ценности. С.А.Соловейчик подчеркивает: «Не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания». Важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил людей. В соответствии с этим этическое воспитание младших школьников становится необычайно актуальным, и включение в учебно-воспитательный процесс особого предмета, связанного с качественной передачей взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно – нравственных знаний, педагогически целесообразно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskorki_dushi.docx | 180.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 «28» августа 2013г. | Утверждаю Директор МОБУ ДОД «ДЮЦ» ______________Р.Л. Неприна «05» сентября 2013г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Искорки души»
Направление: социально- педагогическое
Возраст детей: 7- 10 лет
Срок реализации: 3 года
Хохленко Наталья Рафаиловна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
г. Ясный, 2013
Содержание
1 | Пояснительная записка |
1.1 | Направленность дополнительной общеобразовательной программы |
1.2 | Актуальность дополнительной общеразвивающей программы |
1.3 | Педагогическая целесообразность |
1.4 | Новизна дополнительной общеразвивающей программы |
1.5 | Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы |
1.6 | Отличительная особенность данной программы |
1.7 | Возраст детей, их особенности |
1.8 | Сроки реализации программы |
1.9 | Формы организации занятий |
1.10 | Ожидаемые результаты и способы их проверки |
1.11 | Способы определения результативности реализации программы |
2 | Учебно-тематический план |
3 | Содержание изучаемого курса |
4 | Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы |
5 | Список литературы |
5.1 | Список литературы для педагогов |
5.2 | Дополнительная литература для педагога |
5.3 | Список литературы для детей |
5.4 | Список литературы для родителей |
6 | Приложение |
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы -социально-педагогическая, способствует духовно-нравственному воспитанию детей.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативными документами (см. Приложение 1).
1.2 Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня воспитание ориентировано на возрастание нравственных ценностей, духовности и культуры в обществе. Содержание программы «Искорки души» тесно переплетается с основными направлениями Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и опирается на базовые национальные ценности. С.А.Соловейчик подчеркивает: «Не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания». Важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил людей. В соответствии с этим этическое воспитание младших школьников становится необычайно актуальным, и включение в учебно-воспитательный процесс особого предмета, связанного с качественной передачей взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно – нравственных знаний, что даст впоследствии моральное право взрослым требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах, педагогически целесообразно.
1.3 Педагогическая целесообразность программы
Ни для кого не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно – нравственного становления существенно ограничен. В Концепции развития дополнительного образования детей отмечено, что дополнительное образование создает условия для успешности каждого ребенка, оно выполняет функцию «социального лифта» для значительной части детей, которые не получают необходимого объема или качества образовательных ресурсов.
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Программа «Искорки души» опирается на одну из задач Концепции, а именно: мотивация личности к познанию, творчеству, труду, искусству и т.д.
Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Этические занятия с детьми служат прочным фундаментом для дальнейшего обучения и развития личности ребёнка, потому что разум должен быть окрылён добрыми чувствами. С ранних лет следует вести детей к прекрасному, помогать утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, учить ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир, вырабатывать стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни.
Наблюдениями психологов установлено, что основы интеллекта и всей духовной сферы человека возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это сензитивный период для формирования нравственных чувств. В этот период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание.
Решающаяся роль в духовной жизни ребёнка, конечно же, принадлежит родному языку. Русский язык на занятиях – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Речь – канал развития интеллекта. Язык и речь выводят человека в разнообразные творческие области. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Тем более, что воспитательные возможности русского языка будут реализованы в большей мере, если параллельно будет вестись работа по воспитанию у детей этических норм речевого поведения. «Нравственность человека видна по его отношению к слову», - утверждал Л.Н. Толстой.
1.4 Новизна образовательной программы состоит в разработке содержания и технологии организации образовательного процесса, позволяющих детям в процессе обучения пройти путь поэтапного освоения программного материала от простого к сложному.
Данная программа представляет собой интегрированный курс, уделяющий особое внимание не только воспитанию этической культуры, ориентирующей личность младшего школьника на нравственные ценности, но и художественно-эстетическому воспитанию, формированию коммуникативной грамотности обучающихся, повышению культуры речи и развитию у детей бережного, вдумчивого отношения к русскому языку, как к одному из богатейших языков мира.
Она объединяет три тесно связанных и дополняющих друг друга направления: «Души прекрасный мир» (об этической культуре), «Говорим душевно» (о секретах общения, риторике, на втором году обучения – о занимательном русском языке), «Арт-азбука». На втором году добавляется раздел «Я мыслю – значит, существую» (проектная деятельность).
1.5 Цель программы: освоение истинных культурных ценностей как средство мотивации обучающихся младшего звена к духовно – нравственному саморазвитию.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;
- сформировать уважительное отношение к Родине;
- способствовать усвоению основных правил этикета (поведение в образовательных учреждениях, дома, на улице, в транспорте, в общественных местах, на природе…), а также норм культуры речи;
- воспитывать толерантность по отношению друг к другу;
- сформировать у обучающихся позитивное отношение к действительности;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства;
- воспитывать интерес, бережное, вдумчивое отношение к языку.
2. Обучающие:
- сформировать у младших школьников первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, коллективе, обществе;
- сформировать умения и навыки поведения в соответствии с основными правилами этикета;
-пробудить у ребят интерес к миру искусства, способствовать накоплению эстетических впечатлений и образов;
- сформировать представление об этической культуре;
- сформировать речевую этику;
- научить детей давать моральную оценку собственным поступкам и поведению сверстников с позиций доброжелательности и взаимоуважения.
3. Развивающие:
- развивать коммуникативные умения для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-развивать самостоятельность мышления детей посредством проектной и исследовательской деятельности и через решение «субъективно-творческих задач»;
- развивать способность к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях;
- развивать жизненный оптимизм, целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- формировать культуру здорового образа жизни;
- развивать творческий потенциал;
- развивать эстетический вкус.
1.6 Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ: Шемшуриной А.И. Основы этической культуры. М., 1998., «Колокольчики души» Беляк Н.Н. Авторские программы дополнительного образования детей: сборник в 3-х частях. Ч. II / сост. Е. Г. Пластун. – Оренбург: Детство, 2010. – 248 с., в том, что:
- она рассчитана на три года обучения, что позволяет дать более глубокие знания детям;
- направленность на формирование коммуникативности, самооценки и рефлексии;
- в содержании заложен принцип эстетического воспитания: на занятиях звучат стихи, музыка, скороговорки, пословицы, притчи, сказки; используются виртуальные экскурсии, литературно-музыкальные композиции, репродукции художников. Все это позволяет приобщать детей к миру искусств в его взаимодействии с жизнью;
- в ней представлены авторские разработки, сценарии занятий, викторин и конкурсов в соответствии с возрастом и годом обучения;
- в ней подобран и разработан дидактический материал к занятиям.
1.7 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы
Данная программа адресована детям 7 - 10 лет.
1.8 Сроки реализации дополнительной общеразвиваюшей программы:
Программа рассчитана пока на 3 года обучения:
- 1 год обучения – 7 - 8 лет
- 2 год обучения – 8 - 9 лет
- 3 год обучения – 9 -10 лет
В будущем планируется разработать программу на 5 лет. У обучающихся есть возможность в дальнейшем продолжить занятия журналистикой, в литературных объединениях.
Наполняемость групп – 10 - 12 человек.
1.9 Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы проведения занятий: беседа, игра, викторина, путешествие, практические занятия, экскурсия, КТД, познавательно-развлекательная программа.
Режим занятий
- I год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа)
- II год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов)
- III год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов)
Программа является примерной и может корректироваться в зависимости от возрастного состава детей, их интересов.
1.10 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Освоение программы «Искорки души» направлено на достижение комплекса результатов. Способы и методики определения результативности работы по программе весьма разнообразны. Результаты учитываются, прежде всего, применительно к каждому обучающемуся и отслеживаются по трем компонентам: личностному, метапредметному и предметному, что позволяет определить динамическую картину развития ребенка.
Личностные результаты: сформированность эмоционально-нравственной отзывчивости; ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции обучающегося, социальные компетенции; стремление к самореализации и жизненному самоопределению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к творческому труду; интерес и эмоционально-ценностное отношение к искусству; развитие ценностных отношений ребенка к жизни и здоровью; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, стремление к преодолению трудностей, работе на результат, взаимопомощи, поддержки и толерантности по отношению друг к другу, формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, искусству.
Метапредметные результаты: принимать участие в различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной; умение обрабатывать и преобразовывать информацию; умение применять полученные знания на практике; самостоятельно выполнять учебный проект; умение аргументировать; выступать на публике, доказывать свою точку зрения; общаться в соответствии с «золотыми правилами» этики; работать в команде; способность выделять нравственный аспект поведения, оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости, пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на занятиях.
Предметные результаты: знание основных понятий из разделов: этика общения, этические нормы отношений с окружающими, этика отношений в коллективе; представление о правилах речевого этикета; пополнение словарного запаса, повышение коммуникативной грамотности; умение соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами; формирование навыков поведения в различных этикетных ситуациях.
Способы определения результативности:
-наблюдение;
-анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, активности обучающихся на занятиях;
- кроссворды, творческие работы, диагностическое рисование;
-диагностика нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации (см. Приложение 3 - 10)
1.11 Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:
- конкурсы, викторины как итог изучения каждого раздела;
- составление словариков, картотек по темам;
- конференция по индивидуальным образовательным маршрутам;
- учебно-исследовательская конференция «Юное дарование»;
- итоговые занятия по разделам.
2. Учебно-тематический план
I года обучения (7 – 8 лет)
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел 1. Души прекрасный мир (Этическая культура) | 84 | 18 | 66 |
2 | Раздел 2. Говорим душевно (Секреты общения, риторика) | 38 | 10 | 28 |
3 | Раздел 3. Арт-азбука | 20 | 7 | 13 |
4 | Итоговое занятие «Какими мы стали?» | 2 | - | 2 |
Итого: | 144 ч. | 35 ч. | 109 ч. |
Календарно-тематическое планирование I года обучения (7 – 8 лет) | |||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. «Души прекрасный мир» | 88 | 20 | 68 | ||
1 | Вводное занятие «Звездный калейдоскоп». Техника безопасности на занятиях | 2 | 2 | - | |
2 | Входная диагностика | 2 | - | 2 | |
3 | «Без друзей меня чуть-чуть…» | 2 | - | 2 | |
4 | Дружбой надо дорожить | 2 | 1 | 1 | |
5 | «Золотые правила» общения. Принимаем кодекс объединения «Искорки» | 2 | - | 2 | |
6 | Доброта что солнце | 2 | 1 | 1 | |
7 | Добрыми делами славен человек | 2 | - | 2 | |
8 | Путешествие в страну Доброты и Вежливости | 2 | - | 2 | |
9-10 | Путешествие в мир сказок. Литературная викторина, посвящённая Г.Х.Андерсену | 4 | 1 | 3 | |
11 | Конкурс «Мы знаем всё о доброте» | 2 | - | 2 | |
12 | Что такое милосердие и сострадание? | 2 | 1 | 1 | |
13 | Прекрасное слово – мама! | 2 | - | 2 | |
14 | Зачем человеку вежливость? | 2 | 1 | 1 | |
15 | Разноцветная звезда (Каким я хочу стать: диагностическое рисование) | 2 | - | 2 | |
16 | Новый год шагает по планете | 2 | - | 2 | |
17 | Этикет. Я иду в гости | 2 | 1 | 1 | |
18 | Я принимаю гостей | 2 | - | 2 | |
19 | Какую роль играет в нашей жизни культура внешности человека? | 2 | 1 | 1 | |
20 | Как дарить подарки | 2 | 1 | 1 | |
21 | Как принимать подарки | 2 | - | 2 | |
22-23 | Правила поведения на улице, в транспорте и в магазине | 4 | 2 | 2 | |
24 | Идём в кино, театр, на концерт или выставку | 2 | - | 2 | |
25 | Столовый этикет | 2 | 1 | 1 | |
26 | Тайна столовых приборов | 2 | 1 | 1 | |
27 | Культурное поведение за столом. Что и как едят? | 2 | 1 | 1 | |
28 | Сервировка стола | 2 | - | 2 | |
29 | «Своя игра» | 2 | - | 2 | |
30 | Слово «Родина» - что это значит? | 2 | 1 | 1 | |
31 | «Есть такая профессия – Родину защищать» | 2 | 1 | 1 | |
32 | «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Библиотека – хранительница знаний. Конкурс, посвящённый русскому сказочнику П.П.Ершову | 2 | - | 2 | |
33 | «Без дела жить - только небо коптить». Составление картотеки пословиц о труде | 2 | - | 2 | |
34 | Маскарад вредных привычек | 2 | 1 | 1 | |
35 | «Этот ДЕНЬ мы приближали как могли!». Конкурс чтецов «Стихи Победы» | 2 | 1 | 1 | |
36 | Помни о других – ты не один на свете | 2 | - | 2 | |
37 | «Будет планета жить» | 2 | - | 2 | |
38 | «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» | 2 | 1 | 1 | |
39 | Почему мы говорим неправду? (искренность, честность, прямота) | 2 | - | 2 | |
40 | Мой дом – моя крепость | 2 | - | 2 | |
41 | Наблюдательность и внимательность | 2 | - | 2 | |
42 | Сила единения и сплочённости | 2 | - | 2 | |
II | Раздел 2. Говорим душевно | 34 | 9 | 25 | |
1 | «Слова бывают разные…» | 2 | 1 | 1 | |
2 | Будем общаться. Слова приветствия. Ответы на приветствие | 2 | - | 2 | |
3 | Правила приветствия, знакомства и представления | 2 | 1 | 1 | |
4 | Всемирный день приветствий | 2 | - | 2 | |
5 | Слова прощания | 2 | - | 2 | |
6 | Слова благодарности. Международный день «спасибо» | 2 | - | 2 | |
7 | Есть ли польза от прощения? | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Вежливая просьба | 4 | 1 | 3 | |
10 | Скрытая просьба | 2 | 1 | 1 | |
11 | Звёздный час вежливости. Мастерская «Вежливые просьбы на все случаи жизни». Соберём копилку вежливых слов | 2 | - | 2 | |
12 | Сильнее слова ничего нет! Важная наука - риторика. | 2 | 1 | 1 | |
13 | Как мы говорим. Темп речи | 2 | 1 | 1 | |
14 | Тон речи | 2 | 1 | 1 | |
15 | Настроение, чувства и тон говорящего | 2 | - | 2 | |
16-17 | Наши молчаливые помощники: мимика, жесты, поза | 4 | 1 | 3 | |
18 | Разговор по телефону | 2 | - | 2 | |
19 | Что мы говорим. «Берегите наш язык…» | 2 | - | 2 | |
III | Раздел 3. Арт-азбука | 20 | 7 | 13 | |
1 | Красивое и безобразное в человеке и вокруг него | 2 | 1 | 1 | |
2 | Культура – красота, создаваемая человеком | 2 | 1 | 1 | |
3 | Богатый мир искусства. Архитектура – «застывшая музыка» | 2 | 1 | 1 | |
4 | Скульптура – «мир объёмов» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Живопись – «писание живого». Образы природы в живописи | 2 | 1 | 1 | |
6 | Музыка – искусство звука | 2 | - | 2 | |
7 | Заочная экскурсия в столицу нашей Родины | 2 | 1 | 1 | |
8 | Путешествие по залам музеев | 2 | 1 | 1 | |
9 | Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны. Выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне | 2 | - | 2 | |
10 | Викторина «Азбука искусств» | 2 | - | 2 | |
Итоговое занятие «Какими мы стали?» | 2 | - | 2 | ||
Итого: | 144 ч. | 35ч | 109ч |
Учебно-тематический план
2 года обучения (9 – 10 лет)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Раздел 1. Души прекрасный мир (Этическая культура) | 66 | 10 | 56 |
2 | Раздел 2. Говорим душевно (Секреты общения, риторика, занимательный русский язык) | 92 | 17 | 75 |
3 | Раздел 3. Арт-азбука | 36 | 8 | 28 |
4 | Раздел 4. «Я мыслю – значит, существую»(Проектная деятельность) | 20 | 5 | 15 |
5 | Итоговое занятие «Какими мы стали?» | 2 | - | 2 |
Итого: | 216 ч. | 40 ч | 176 ч |
Календарно-тематическое планирование
2 года обучения (8 - 9 лет)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Раздел 1. Души прекрасный мир | 66 | 10 | 56 |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Входная диагностика | 2 | - | 2 |
3 | «Золотые правила» общения: знаем – повторим, не знаем – узнаем | 2 | - | 2 |
4 | Спешите делать добро. День добрых сюрпризов | 2 | - | 2 |
5 | Вежливость – важное средство примирения людей | 2 | - | 2 |
6 | День вежливости | 2 | - | 2 |
7-8 | Путешествие по стране Этикета. День культуры. Час общения «Учимся быть культурными» | 4 | - | 4 |
9 | Дружба и умение быть другом. Книга на занятии: А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 2 | - | 2 |
10 | Доброжелательность и дружелюбие | 2 | 1 | 1 |
11 | Растворите свою обиду | 2 | 1 | 1 |
12 | Лень прилипчива, как мёд | 2 | - | 2 |
13 | Эгоизм и себялюбие | 2 | 1 | 1 |
14 | Коллектив вместе – душа на месте | 2 | 1 | 1 |
15 | Что такое хорошо и что такое плохо | 2 | - | 2 |
16 | Новый год. История праздника | 2 | - | 2 |
17 | Россия – Родина моя! Мультипликационное путешествие по России | 2 | 1 | 1 |
18 | Я гражданин России… | 2 | - | 2 |
19 | Почему берёзу считают символом России? | 2 | 1 | 1 |
20 | Плохой пример заразителен | 2 | - | 2 |
21 | Любовь – самое прекрасное чувство человека | 2 | - | 2 |
22 | Самая важная в мире профессия – быть человеком! | 2 | - | 2 |
23 | Игра «Сокровища сердца» | 2 | - | 2 |
24 | Невежество и любознательность | 2 | - | 2 |
25 | Что такое подвиг? Путешествие по страницам истории. «Солдатам Победы – с благодарностью!» - поздравительная открытка ветерану | 2 | 1 | 1 |
26 | Отношение к окружающему нас миру. Оптимизм и пессимизм. Создание карты мечты | 2 | - | 2 |
27 | Пофантазируем! Поспорим! Какой будет библиотека будущего? «Книжкин день рождения – лучший день в году» | 2 | 1 | 1 |
28 | Как бороться со скукой и унынием? (Составление рекомендаций) | 2 | - | 2 |
29 | Давайте говорить друг другу комплименты! | 2 | - | 2 |
30 | Путешествие в мир мудрых мыслей | 2 | - | 2 |
31 | Память о прошлом – дорога в будущее. Великая Отечественная война в произведениях художников и поэзии. | 2 | - | 2 |
32 | История одного города-героя. Виртуальная экскурсия «Мамаев курган – главная высота России» | 2 | 1 | 1 |
33 | Любимые игры на занятиях. Заключительная «Своя игра» | 2 | - | 2 |
II | Раздел 2. Говорим душевно (Секреты общения, риторика, занимательный русский язык) | 92 | 17 | 75 |
1 | «Берегите наш язык…» | 2 | 1 | 1 |
2 | Волшебная страна Фонетика. Невидимки звуки и красавицы буквы Гласные и согласные: кто важнее? | 2 | - | 2 |
3 | Гласные звуки | 2 | - | 2 |
4 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие | 2 | - | 2 |
5 | Согласные звонкие и глухие | 2 | - | 2 |
6 | Таинственная буква Й | 2 | - | 2 |
7 | 33 богатыря (алфавит). Викторина «Интересные буквы и звуки» | 2 | - | 2 |
8 | Путешествие в страну Орфографию | 2 | 1 | 1 |
9 | Его величество – ударение! (Ударение над гласной может сделать букву ясной) | 2 | - | 2 |
10 | Правописание сомнительных (проверяемых) согласных на конце слова | 2 | - | 2 |
11 | Правописание сомнительных согласных в середине слова | 2 | - | 2 |
12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 2 | - | 2 |
13 | Как поссорились шипящие с некоторыми гласными | 2 | - | 2 |
14 | Два братца (разделительные знаки – ь и ъ) | 2 | - | 2 |
15 | Замечательный актёр – мягкий знак | 2 | - | 2 |
16 | «Когда командует словарь». («Непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём) | 2 | 1 | 1 |
17 | Игра «Как я перенес слова» | 2 | - | 2 |
18 | Составление словарика удвоенных согласных | 2 | - | 2 |
19 | Мастерская «Учусь составлять кроссворды и ребусы по изученному материалу» | 2 | - | 2 |
20-21 | Занимательная страна Лексика. Однозначные и многозначные слова. | 4 | 1 | 3 |
22-23 | Ищем слова с прямым и переносным значением | 4 | 2 | 2 |
24 | Слова-друзья | 2 | - | 2 |
25 | Слова-спорщики | 2 | - | 2 |
26 | Слова-двойники | 2 | 1 | 1 |
27 | Исследование иностранных слов в русском языке. Составление словарика | 2 | - | 2 |
28 | Исследование старинных слов | 2 | - | 2 |
29-30 | Путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями (фразеологизмы) | 4 | 1 | 3 |
31 | Турнир эрудитов | 2 | - | 2 |
32 | Путешествие в Морфологию | 2 | 1 | 1 |
33 | Древнейшая часть речи – имя существительное. Слова-загадки и их разгадки. Почему мы так говорим? Составление словаря названий жителей России | 2 | - | 2 |
34 | Исследование русских имён и фамилий | 2 | 1 | 1 |
35 | Имена в загадках. Большая буква. Работа с рифмами. (Составление собственного словаря рифм. Рифмы из произведений ХЛ). Игра «Найди потерявшиеся слова» | 2 | - | 2 |
36 | Составление тематических словарей | 2 | - | 2 |
37 | Дружба Существительного с Прилагательным | 2 | 1 | 1 |
38 | Трудолюбивый Глагол | 2 | 1 | 1 |
39-40 | Чему учит древняя наука – риторика? | 4 | 1 | 3 |
41 | Словом можно убить, словом можно спасти…(О значении слова в тексте). | 2 | 1 | 1 |
42 | Выразительная речь – это искусство. Изучаем собственную речь. | 2 | 1 | 1 |
43 | Текст. Тема и основная мысль текста | 2 | - | 2 |
44-45 | Как сделать текст хорошим? | 4 | 1 | 3 |
46 | Создание текста по данному началу. Сочинение-миниатюра «Что я знаю о войне?» | 2 | 1 | 1 |
III | Раздел 3. Арт-азбука | 36 | 8 | 28 |
1 | Путешествие в страну Искусств | 2 | 1 | 1 |
2 | Как делают краски? Эксперимент «Если краски дружат» | 2 | - | 2 |
3 | Отправляемся в картинную галерею «Жанры живописи» | 2 | 1 | 1 |
4 | Посещение арт-галереи «Шедевры русской живописи» | 2 | - | 2 |
5 | Как работает скульптор? Шедевры мировой скульптуры | 2 | 1 | 1 |
6 | Искусство строить и украшать здания. Заочная экскурсия «Архитектурные шедевры» | 2 | 1 | 1 |
7 | Культурные центры России – Москва и Санкт-Петербург. Диагностика осознанности гражданской позиции | 2 | 1 | 1 |
8 | Музей – «машина времени» (виртуальное путешествие) | 2 | - | 2 |
9 | Декоративно-прикладное искусство. Создание орнамента | 2 | - | 2 |
10 | Великие композиторы мира. Эксперимент «Рисуем музыку» | 2 | - | 2 |
11 | Литература – искусство слова. В гостях у сказки. Викторина | 2 | - | 2 |
12 | Литературно-музыкальная композиция «Природа в живописи, музыке, литературе» | 2 | 1 | 1 |
13 | Охранять природу – значит охранять Родину.Тема природы и Родины в уральской поэзии. Конкурс чтецов | 2 | - | 2 |
14 | Зрелищные виды искусства | 2 | 1 | 1 |
15 | Зрелищные виды искусства | 2 | 1 | 1 |
16 | Разгадываем и составляем ребусы и кроссворды «Искусство» | 2 | - | 2 |
17 | Составление иллюстрированного словаря искусств | 2 | - | 2 |
18 | Викторина «Волшебный мир искусства» | 2 | - | 2 |
Раздел 4. «Я мыслю – значит, существую» (Проектная деятельность) | 20 | 5 | 15 | |
1 | Проектирование. Что такое проект? Как выбрать тему? Как собирать материал? | 2 | 1 | 1 |
2 | Гипотеза. Играем в предположения | 2 | - | 2 |
3 | Цель и задачи проекта | 2 | - | 2 |
4 | Сбор и выбор нужной информации | 2 | 1 | 1 |
5 | Продукт проекта | 2 | 1 | 1 |
6 | Как представлять творческую работу | 2 | 1 | 1 |
7 | Секреты выступления перед аудиторией | 2 | 1 | 1 |
8 | Индивидуальная работа по подготовке к представлению проектов | 2 | - | 2 |
9 | Подготовка к защите работ. Отвечаем на предполагаемые вопросы жюри. | 2 | - | 2 |
10 | Защита проектов. Конкурс «Юное дарование» | 2 | - | 2 |
Итоговое занятие «Я? Каким быть?» ( См. с.28 «Основы светской этики») | 2 | - | 2 | |
Итого: | 216 ч. | 40 ч | 176 ч |
3. Содержание программы дополнительного образования
Раздел 1 «Души прекрасный мир» (этическая культура)
Изучая тему «Этика общения», дети знакомятся с понятиями «дружба», «доброта», «добро и зло», «трудолюбие и безделие», «золотые» правила общения, «фольклор». Изучают произведения устного народного творчества, инсценируют сказки, анализируют художественные произведения и мультфильмы, смотрят презентации: «С детства дружбой дорожи», «Виды народных сказок», «Угадай сказочного героя», составляют словарь добрых слов, картотеку пословиц о труде. Во время проведения занятий используются следующие игры: «Найди вторую часть пословицы», «Составь пословицу», подбери эпитеты к понятию «настоящий друг», «Назови антонимы», «Улыбка», «Шаги к дружбе», «Иголка и нитка», «Волшебный клубочек», «Цветик - семицветик», «Доброе сердце», «Угадай героя по поступку», «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Ты автор». Проводится диагностическое рисование «Разноцветная звезда» (Каким я хочу стать?), дети учатся разгадывать кроссворды, анаграммы, ребусы. Ребята получают задания совершить как можно больше добрых поступков за определенный период времени и рассказать об этом на занятии.
Изучая тему «Этикет», детям предлагается побывать в разных этикетных ситуациях и выбрать правильный вариант поведения, ребята изучают правила поведения в общественных местах, как дарить и принимать подарки, как вести себя в гостях, как правильно пользоваться телефоном, что такое культура внешности, зачем нужен столовый этикет, как помочь мамам засервировать стол, дети учатся красиво складывать салфетки, ребята посещают музей, выставки, спектакли и обсуждают увиденное. Усваивают разные слова и фразы приветствия, выпускают коллективный плакат ко Всемирному дню приветствий, делают поздравительные открытки с вежливыми словами. Ребятам предлагается найти и исправить разные этикетные ошибки известных литературных героев, помочь одеться человеку, идущему в гости, в школу, в театр, в лес или на стадион.
Посещая занятия по теме «Этические нормы отношений с окружающими», ребята изучат понятия: «чуткость», «отзывчивость», «милосердие и сострадание», «щедрость и жадность», «искренность», «прямота», «благодарность», «хвастовство и зависть», «малая родина», «Родина», «отечество»…Узнают этимологию слов «вежливость», «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», научатся разнообразно использовать в своей речи слова приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы, составят рекомендации по теме: «Как бороться со скукой и унынием?», соберут копилку вежливых слов, составят словарик этикета. Ребята совершат заочные экскурсии в столицу нашей Родины и другие города России. Ко Дню победы для ребят организовывается выставка репродукций «Великая Отечественная война в произведениях художников», во время которой звучат стихи, рассказы, песни о ВОВ, обсуждается увиденное и услышанное, ребята совершают заочное путешествие в город - герой Волгоград, ребята просмотрят и обсудят документальный фильм «Дневник Тани Савичевой». Ко Дню защитника Отечества, к 8 марта, ко Дню матери, к 9 мая ребятам предлагается сделать поздравительные открытки и стенгазеты. На занятиях «Будет планета жить…», «Зима в произведениях уральских поэтов» ребята анализируют стихотворения уральских поэтов, проводится конкурс чтецов. На занятиях по данному разделу ребята анализируют сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, В.Сухомлинского, В.А.Осеевой, М.А. Андрианова и др., стихотворения, путешествуют в мир мудрых мыслей; используются игры: «Не грусти!», «Учимся оценивать», «Волшебная шкатулка», «Вежливо-невежливо», «Собери букет», «Камешек в ботинке», «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Светофор», «Ситуации», «Опиши друга», «Речевое упражнение», «Учимся оценивать», «Конкурс хвастунов», «Нарисуй портрет», «Качества», «Праздник вежливости», «Магазин вежливых слов», «Комплименты», «Я хотел бы быть таким, как ты», ребята составляют рассказы по картине, придумывают финал сказок.
На тематических занятиях «Этика отношений в коллективе» ребятам предлагается познакомиться с понятиями «коллектив», «эгоизм», «индивидуализм», выяснить условия единства и сплоченности, проанализировать рассказы М. А. Андрианова « Мощь сплоченности и льву не по зубам», «Обиженный муравей», индийскую сказку «Ссора птиц», рассмотреть примеры из истории нашей страны (День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, День народного единства). Используются игры: «Зайчики», «Ассоциации», «Обнималки», «Закончи рисунок», «Подарок другу».
Раздел 2 «Говорим душевно» (Секреты общения, риторика)
На занятиях раздела ребята усвоят особый язык общения, познакомятся с речевой этикой, с предметом «риторика», с важными средствами устной речи (темп, тон…), с молчаливыми помощниками оратора (мимика, жесты, поза), составят картотеку правил «Секреты общения», научатся правильно употреблять слова, которые довольно часто используются в повседневной жизни, запомнят трудные формы слов, составят словарик ударений и произношения, словарик трудностей русского языка. Во время занятий по данному разделу дети поупражняются в исправлении речевых ошибок, подскажут нужное слово или выражение в определенной этикетной ситуации, оформят поздравительные и пригласительные открытки. Ребятам будут предложены игры: «Маски», «Иностранец», «Найди родственников», «Подбери синонимы», «Укажи антонимы», «Закончи предложение», «Помоги иностранцу», «Эти разные слова».
Раздел «Занимательный русский язык»
(на втором году обучения)
На занятиях ребятам будет предложено увлекательное путешествие по стране Фонетики, Орфографии, Лексики, Морфологии… Дети будут решать субъективно-творческие задачи, изучать поучительные грамматические сказки, разгадывать и сами составлять кроссворды, шарады, исследовать значения слов и оттенки значений, самостоятельно составлять коллективные и авторские словарики (словарик вежливости, сказочного языка, рифм, названий жителей России, стихийных сил природы, глаголов и существительных - голосов животных, поэтических слов, тематические словарики), изобретать некоторые правила письма, сочинять небольшие рассказы на пословицы, участвовать в играх, конкурсах и викторинах во время занятий.
Раздел 3 «Арт-азбука»
Во время занятий по разделу «Арт-азбука» ребята окунутся в волшебный мир искусства, познакомившись со знаковыми произведениями архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Вниманию обучаемых будут представлены литературно-музыкальные композиции, мультимедийные презентации, заочные путешествия, выставки, викторины и конкурсы. Вниманию обучаемых на занятии «Жанры живописи» будет представлен мультфильм «Если видишь на картине…». Ребята поэкспериментируют с цветовой палитрой (эксперимент «Если краски дружат», «Фантазия»), побывают на выставке «Великие картины», «Великая Отечественная война глазами художников», «Мамаев курган – главная высота России», посетят арт-галерею «Шедевры русской живописи», создадут собственный и коллективный орнамент, догадаются, о чём хотел сказать композитор, поучаствуют в эксперименте «Рисуем музыку», создадут иллюстрированный словарик «Азбука искусств», познакомятся с играми «Лепим скульптуры», «Живые картины»… Ребята расширят свой словарный запас, усвоив понятия: арт, акварель, палитра, архитектор (зодчий), скульптор (ваятель), портрет, пейзаж, марина, исторический и батальный жанр, натюрморт, анималист, клоун, антракт, иллюстрация, репродукция, актер, композитор.
Раздел 4. «Я мыслю – значит, существую» (Проектная деятельность)
На занятиях по разделу «Я мыслю – значит, существую» ребята усвоят основные теоретические понятия: проект, проектант, консультант, тема, цель, задачи, проблема, гипотеза, этап, хобби, анкетирование, методы и способы, результат, продукт проекта, визитная карточка, мини-сообщение и др. Во время занятий ребята поупражняются в формулировании тем будущих проектов и исследований, постановке целей и задач, выдвижении гипотез, проведении анкетирования. Обучающимся будут предложены следующие игры и задания: «Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили», «Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомца», «Вопросы домашних животных», «Рассказ на заданную тему», «Подбери слова», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку», «Сочини рассказ по теме», «Посмотри на мир другими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», «Назови как можно больше признаков предмета», «Трудные слова», «Сделайте по данному поводу два самых логичных (или неправдоподобных) предположения» и др. Обучающиеся разрабатывают проекты и представляют их на внутриучрежденческом конкурсе «Юное дарование».
4. Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Искорки души» помогает подрастающему человеку погрузиться в мир истинных ценностей человеческой жизни, эмоционально прочувствовать их значение в собственной жизнедеятельности, поставить перед собой непростые вопросы о смысле и назначении бытия, осуществить в диалогическом взаимодействии с другими нравственный поиск ответа на данный вопрос, проявить душевные усилия в нравственном выборе и сделать важную попытку самооценки и самоопределения.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми.
Она направлена на приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали в процессе творческого погружения в мир истинных ценностей человеческой жизни, на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Организация процесса образования строится с использованием таких технологий, как игровых и систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса.
Методологической основой форм, методов и технологий является идея личностно - ориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития.
В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основными методами организации деятельности являются: коллективная творческая деятельность (КТД), игра (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные), театрализация (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы), проектная деятельность, творческие мастерские, состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).
В ходе практической реализации целей и задач программы используются различные группы методов:
- методы воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заряжение, подражание, пример, внушение, погружение);
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (беседа, диспут, практические занятия);
- методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
- наглядный: демонстрация педагогом, просмотр видеоматериалов;
- репродуктивный: непосредственное повторение за педагогом;
- практический: самостоятельное выполнение с целью закрепления;
- словесный: устное объяснение теоретического материала, комментирование видеоматериала;
- игровой;
- эвристический.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
В ходе реализации программы используются элементы следующих педагогических технологий:
-личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская): развитие индивидуальных способностей ребенка, использование индивидуального опыта ребенка, самоопределение и познание личности, создание ситуации успеха, учет возрастных и психологических особенностей, формирование положительной Я-концепции;
- гуманно-личностная технология (Ш. Амонашвили): качественное оценивание деятельности ребенка, развитие ребенка путем раскрытия его личностных качеств);
- технология индивидуализации обучения (Инге Унт, Границкая, Шадриков): индивидуальные карточки с различной сложностью заданий, изготовление изделий различной сложности в зависимости от уровня обученности;
- технология дифференциации обучения: работа с группой обучающихся с учетом уровня развития, возраста, состояния здоровья;
- игровые технологии: дидактические игры, викторины, игровая мотивация занятий;
- технология коллективного творческого дела (подготовка к выставкам, изготовление коллективных работ);
- технология индивидуального образовательного маршрута;
- информационно – коммуникационные технологии;
- синема – технология;
- синквейн;
- учебно-исследовательские и проектные технологии.
Занятия по типу - комбинированные, теоретические, практические, диагностические.
Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
Игра для младших школьников остается одной (помимо учебной) из ведущих видов деятельности, определяющей развитие не только моральных, но и физических сил ребенка. С помощью игры эффективно идет обучение этическим нормам. Психолог А.Н. Леонтьев утверждал, что «игра – это школа морали в действии». Лишь игра способна через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными нормами.
Особое место для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность ребят. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Известно, что ребенок, который не научился общению с детства, страдает. Нужно научить его общаться, разговаривать, высказывать свои мысли и чувства, необходимо, чтобы ребенок нарабатывал навыки доброго говорения. Ученый А. М. Пешковский писал: «Там, где дети усиленно учатся говорить – там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».
Чтобы нравственные понятия не выглядели абстрактными, они должны вытекать из повседневной жизни, давать ответы на вопросы, которые волнуют детей, опираясь на их жизненный опыт и опыт коллективных отношений.
Структура занятия должна ориентировать ребенка на творческий процесс познания путем разнообразных видов деятельности: игр, анализа и разыгрывания различных ситуаций, решения проблемных ситуаций, эвристических и аналитических бесед, виртуальных путешествий, инсценировок, сказкотерапии, конкурсов, экскурсий в библиотеку, музеи, посещений выставок, походов в театр, на концерт, разгадывания кроссвордов, ребусов, шарад, проведения исследований, составления словарей различной тематики, копилок и др. Программа объединения «Искорки души» предполагает, что на занятиях обязательно должны звучать пословицы, поговорки, крылатые выражения, стихотворения, обсуждаться сказки и рассказы, использоваться песни, звучать музыка.
На втором году обучения в программу включена проектная деятельность (раздел «Я мыслю – значит, существую». Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Перечень учебно-методических собственных разработок:
- методическое пособие «Самоучитель красноречия» (пособие для начинающих ораторов);
- методическое пособие «Копилка вежливых слов»;
- словарик сказочного языка;
- разработки игр, заданий, кроссвордов, бесед, тестов, конкурсов;
- дидактический наглядный материал к занятиям «Почему березу считают символом России?», «Как стать оратором?», Книга Памяти «На Мамаевом кургане»;
- методические рекомендации «Дружба каждому нужна», «Важная наука - риторика»;
- буклеты «Память о прошлом – дорога в будущее», «Как сделать текст хорошим», «Тайна столовых приборов»;
- подбор произведений устного народного творчества, художественных произведений;
- конспекты занятий: «Путешествие в страну Доброты и вежливости», «Доброта что солнце», «Поговорим о дружбе», «Зачем человеку вежливость?», «Вежливая просьба», «Добрыми делами славен человек», «Разноцветная звезда», «Милосердие и сострадание» и др.
При подготовке к занятиям используются разнообразные ЦОРы (разрабатываются собственные презентации и ролики и применяются готовые):
- презентации и виртуальные экскурсии: «Мамаев курган – главная высота России», «Зима в произведениях художников», «Природа в живописи, музыке и живописи», «Твори добро», «Добро и зло», «Путешествие в страну Доброты и Вежливости», «Учимся быть культурными», «Какую роль играет в нашей жизни культура внешности человека?», «О чём нужно знать начинающему оратору?», «Русские народные сказки», «В гостях у сказки», «Берёза – символ России», «Россия – Родина моя», притча «Песок и камень», «Что такое дружба?», «Первая печатная книга на Руси».
- социальные ролики: «Стань ангелом и помоги другому», «Позвоните родителям», «5 минут и вы поймете, за что нужно любить своих родителей», «Дорога ошибок не прощает», «Напрасный риск – разбитая жизнь», «О вреде курения», «Жизнь – это выбор» и др.
- Электронные физмунутки на занятиях.
Авторские публикации на сайте http://gotovimyrok.com:
- «Звездный калейдоскоп»;
- «Вежливая просьба»;
- «Поговорим о дружбе».
Также при реализации программы окажут существенную помощь следующие методические и практические издания:
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – С-П., «Тригон», 1997.
- Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по
воспитанию детей в семье и школе. – Минск: Букмастер,2012.
- Веракса Н. Е. « Грамматика в картинках. Говори правильно».
- Веракса Н. Е. « Грамматика в картинках. Антонимы».
- Дорофеева А. Великая Отечественная война в произведениях художников.
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника: Дидакт. Материалы для 1 кл. четырёхлет. Нач. шк. – М.: Просвещение, 1995.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 1 класса.
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса.
- Лихачева Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай. –Екатеринбург: Сред. – Урал.кн. изд-во,1995.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.- Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Лихачева Л. Рабочая тетрадь по этикету. - Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Некрасова З.В. Что нужно, чтобы жить дружно? :игры, веселые идеи и развлечения для мам, пап и детей.- М:Эксмо,2008.
- Приказчикова П.А. Мамаев курган – главная высота России. – Волгоград: Панорама, 2013.
- Платонов И. Город-герой Новороссийск. Фотоальбом.-Новороссийск, 2011.
- Родной язык – душа народа: Методическая разработка для учителей и студентов филологических факультетов педвузов/Магнитогорск,1991.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «учебная литература», 2010.
- Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, 2013.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002.
- Узорова О.В. Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 кл. – м.: АСТ: Астрель, 2014.
- Шинкарчук С.А. Великие картины: Справочник школьника. – СПб: «Литера», 2008.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ Автор-составитель Н. В. Чудакова. - М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Помещение:
- учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
-оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
- наличие ноутбука.
5. Список литературы
5.1 Список литературы для педагога:
1. Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по
воспитанию детей в семье и школе. – Минск: Букмастер, 2012.
2.Белопольская Н.А. и другие. Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. – М.: издательство «АРКТИ», 2005.
3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
5. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- Москва: Изд-во Эксмо,2003.
6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005.
7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды,
2006.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-
пр. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,2006
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос.
для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Максимова Т.Н. Классные часы, 1 класс, Москва «Вако», 2009.
11.Некрасова З.В., Некрасов Н.Н. Обойдемся без капризов.- М.:Эксмо,2008.
12.Некрасова З.В. Что нужно, чтобы жить дружно?: игры, веселые идеи и
развлечения для мам, пап и детей.- М: Эксмо, 2008.
13.Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб,2006.
14.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010.
15.“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
16.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников», Москва, «Школьная Пресса», 2002.
17.Смирнова Е.О. Конфликтные дети.- М.: Эксмо, 2010.
18.Федорова Т.Л. Словарь синонимов и антонимов. – М.: «ЛадКом», 2013.
19.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь
учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
20.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
5.2 Дополнительная литература для педагога
1. Александрова Г. В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт- Петербург, «Тригон»,1997.
2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982.
3.Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет.- Екатеринбург:«АРД ЛТД», 1998.
4.Лихачева Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай. –Екатеринбург: Сред. – Урал.кн. изд-во, 1995.
5.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
6.Львов С. Книга о книге: Для учащихся ст. классов–М.: Просвещение,1980.
7.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.:“Лист”, 1999.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
9. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны,1941-1945гг./
Сост. И общ. ред. В.А.Голикова.-М: Политиздат,1980.
10. Родной язык – душа народа: Методическая разработка для учителей и студентов филологических факультетов педвузов/Магнитогорск,1991.
11.Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики -М:Рольф,Айрис- пресс,1998.
12.Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
13. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
14. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
15. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних
веков до наших дней/ Пер. с фр. –М.: ТЕРРА,1997.
16.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим - Экспресс, 1996.
5.3 Список литературы для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. – М.: «Вече», 2004.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». - Москва «Просвещение», 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения).- Москва,1991.
7. Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанный детей –М.:АСТ:СЛОВО,2010.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Архитектура. Авт. А.Ш.Кленов.-
М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ».1999.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. Авт.- сост.Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.
5.4 Список литературы для родителей:
1. Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. – Минск: Букмастер,2012.
2. Лихачева Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай – Екатеринбург: Сред. – Урал.кн. изд-во,1995.
3. Некрасова З.В. Что нужно, чтобы жить дружно?: игры, веселые идеи и развлечения для мам, пап и детей.- М:Эксмо,2008.
4. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных
классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002.
Приложение
к общеобразовательной программе
«Искорки души»
Приложение 1
Нормативно-правовые документы для разработки программы
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.(Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); – 01.09.2013г. ст.9, ст.12 п.5
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013г. № 30468);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Постановление государственного главного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПин 2.4.4.3172 – 14.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы… », (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года. Регистрационный номер: 33660);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564);
- Концепция развития дополнительного образования (04.09.2014 г.);
-Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (май 2013г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017г Часть 2. (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);
-Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом от 03.04. 2012 г.);
-Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности;
- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Декларация о правах человека;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Устав МОБУ ДОД «ДЮЦ»;
- Программа деятельности МОБУ ДОД «ДЮЦ»;
- Должностные инструкции работников;
- Правила внутреннего трудового распорядка МОБУ ДОД «ДЮЦ»;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей;
- Положение о творческом объединении;
- Договор о сотрудничестве с родителями.
Приложение 2
Словарь терминов и понятий, связанных с этическим воспитанием
Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры поколении, особенности этнических традиций, народной педагогики.
Этическая культура человека - это образ жизни человека, ориентирующий его сознание, чувства и поведение на нравственные ценности, выработанные опытом всех поколений,
Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу.
Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий свое Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Мораль – отточенный жизненным опытом поколений нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающийся личностью не как догма, а как осознанная необходимость.
Нравственность - выработанное и осознанное личностью убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Нравственная культура – осознанно выработанный и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности.
Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности.
Утверждаю
Директор МОБУ ДОД «ДЮЦ»
_____________Р.Л. Неприна
Лист изменений
к дополнительной общеобразовательной программе
«Искорки души»
на 2014 - 2015 учебный год
В рамках проведения мероприятий, посвященных Году литературы, а также мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Победы, внести изменения в содержание календарно-тематического плана I года обучения и добавить следующее (включить следующие темы и мероприятия для более глубокого изучения):
№ | Тема была | Изменения |
I раздел. «Души прекрасный мир» | ||
1 | «Этот ДЕНЬ мы приближали как могли!». Конкурс чтецов «Стихи Победы» | Конкурс чтецов «Стихи Победы» |
2 | Путешествие в мир сказок. Литературная викторина, посвящённая Г.Х.Андерсену | Литературная викторина, посвящённая Г.Х.Андерсену |
3 | «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Библиотека – хранительница знаний. Конкурс, посвящённый русскому сказочнику П.П.Ершову | Конкурс, посвящённый русскому сказочнику П.П.Ершову |
4 | История одного города-героя. Виртуальная экскурсия «Мамаев курган – главная высота России» | Виртуальная экскурсия «Мамаев курган – главная высота России» |
III раздел. «Азбука искусств» | ||
5 | Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны. Выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне | Выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне |
II год обучения | ||
I раздел. «Души прекрасный мир» | ||
1 | Путешествие по стране Этикета. День культуры. Час общения «Учимся быть культурными» | День культуры. Час общения «Учимся быть культурными» |
2 | Дружба и умение быть другом. Книга на занятии: А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Книга на занятии: А.Волков «Волшебник Изумрудного города» |
3 | Что такое подвиг? Путешествие по страницам истории. «Солдатам Победы – с благодарностью!» - поздравительная открытка ветерану | «Солдатам Победы – с благодарностью!» - поздравительная открытка ветерану |
4 | Пофантазируем! Поспорим! Какой будет библиотека будущего? «Книжкин день рождения – лучший день в году» | «Книжкин день рождения – лучший день в году» |
5 | Память о прошлом – дорога в будущее. Великая Отечественная война в произведениях художников и поэзии. Сочинение-миниатюра «Что я знаю о войне» | Сочинение-миниатюра «Что я знаю о войне» |
Утверждаю
Директор МОБУ ДОД «ДЮЦ»
_____________Р.Л. Неприна
Лист изменений
к дополнительной общеобразовательной программе
«Искорки души»
на 2015 - 2016 учебный год
№ | Тема была | Изменения |
II год обучения | ||
I раздел. «Души прекрасный мир» | ||
1 | Что такое подвиг? Путешествие по страницам истории. «Мы – русские, и … все одолеем!» - дискуссия, посвященная 285-летию со дня рождения А.В.Суворова | «Мы – русские, и … все одолеем!» - дискуссия, посвященная 285-летию со дня рождения А.В.Суворова |
2 | Память о прошлом – дорога в будущее. Жизнь маленькой девочки в блокадном Ленинграде (дневник Тани Савичевой) | Жизнь маленькой девочки в блокадном Ленинграде (дневник Тани Савичевой) |
II раздел. «Говорим душевно» | ||
1 | «Берегите наш язык…». История праздника. День славянской письменности и культуры | История праздника. День славянской письменности и культуры |
2 | «Когда командует словарь». («Непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём). Беседа, посвященная 115-летию со дня рождения языковеда С.И.Ожегова | Беседа, посвященная 115-летию со дня рождения языковеда С.И.Ожегова |
III раздел. «Арт-азбука» | ||
1 | Отправляемся в картинную галерею «Жанры живописи». Выставка, приуроченная к 160-летию со дня рождения художника Васнецова | Выставка, приуроченная к 160-летию со дня рождения художника Васнецова |
2 | Великие композиторы мира. Эксперимент «Рисуем музыку» (на основе произведений П.И.Чайковского) | 176-летию со дня рождения композитора П.И.Чайковского |
3 | Литература – искусство слова. В гостях у сказки. Викторина, посвященная сказкам Пушкина | 185 лет двум сказкам А.С. Пушкина («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») |
Изменения в календарно-тематическом планировании 2-го года обучения (добавилось количество часов по программе: было – 216 ч., стало – 288 ч.). Добавились следующие темы по разделам.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Раздел 1. Души прекрасный мир (добавилось 34 ч.) | было-66, стало- 100 | было -10, стало-20 | было-56, стало- 80 |
1 | Составление словарика «С чего начинается Родина?» | 2 | - | 2 |
2 | Альтруизм и эгоизм | 2 | 2 | - |
3 | Поделись улыбкою своей. (Первая пятница октября - Всемирный день улыбки) | 2 | - | 2 |
4 | Нравственный поступок | 2 | - | 2 |
5 | Стыд, вина и извинение | 2 | - | 2 |
6 | 16 ноября – Международный день толерантности. Выпуск стенгазеты | 2 | - | 2 |
7 | Честь и достоинство | 2 | - | 2 |
8 | Совесть | 2 | - | 2 |
9 | Нравственные идеалы | 2 | - | 2 |
10 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 2 | 2 | - |
11 | Терпение и труд | 2 | - | 2 |
12 | Что? Где? Когда? (Игра «Мир человеческих отношений») | 2 | - | 2 |
13-14 | «Чтобы человек не мешал человеку…» (современные принципы этикета) | 4 | 2 | 2 |
15 | Да здравствует вежливость и доброта! Решение этикетных ситуаций. (См. през. «Общение. Правила этикета») | 2 | - | 2 |
16 | Виды праздников | 2 | 2 | - |
17 | Семья вместе – душа на месте. (День семьи, любви и верности) | 2 | - | 2 |
II | Раздел 2. Говорим душевно (Секреты общения, риторика, занимательный русский язык). Добав. 20 ч. | было-92, стало-112 | было- 17, стало- 21 | было- 75, стало-91 |
1 | День русского языка (6 июня) | 2 | 2 | - |
2 | Секреты правильной речи | 2 | - | 2 |
3 | Игротека (языковые игры) | 2 | - | 2 |
4 | Путешествие в занимательную Ребусландию | 2 | - | 2 |
5-6 | Учимся располагать материал(подробный пересказ, краткий пересказ, план) | 4 | 1 | 3 |
7 | Учимся выражать свои мысли | 2 | - | 2 |
8 | Строим высказывание по образцу | 2 | - | 2 |
9 | Значение рифмы | 2 | - | 2 |
10 | 24 мая – День славянской письменности и культуры | 2 | 1 | 1 |
III | Раздел 3. Арт-азбука (добав. 18 ч.) | было -36, стало- 54 | было-8, стало- 13 | было-28, стало-41 |
1 | Викторина по сказкам А.С.Пушкина | 2 | - | 2 |
2 | День былинного богатыря Ильи Муромца | 2 | - | 2 |
3 | 15 апреля – Всемирный день культуры | 2 | 2 | - |
4 | Фотоискусство. Выставка «Мир, в котором я живу» | 2 | - | 2 |
5-6 | Герои древнегреческой мифологии. Фразеологизмы из мифологии | 4 | 2 | 2 |
7-8 | Шедевры детского кинематографа. Фильмы о дружбе: «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника» | 4 | - | 4 |
9 | Меч Победы – триптих монументальных советских памятников | 2 | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...