Проект открытого занятия «Трёхмерное моделирование»
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Бергутова Разиля Фаритовна

 Зачётное итоговое занятие по результатам освоения курса по техническому черчению с применением компьютерной программы "Компас" 2D и "Компас" 3D

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_zanyatiya_tryohmernoe_modelirovanie.docx67.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого занятия «Трёхмерное моделирование»

Время проведения занятия: 90 минут

Место проведения: компьютерный класс МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

Участники: воспитанники 10 класса МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

Раздел: Вводное занятие (2год обучения)

Тема занятия: Виды трёхмерного моделирования. Решение задач на знание пространственных тел.

Учебно-методический комплекс:

1. Боголюбов С.К. Черчение. – М.: Машиностроение, 1985. – 334 с.

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс– М.: Астрель, 2004. – 221 с.

3. Бергутова Р.Ф. Задачник «270 задач для самостоятельного активного мышления»

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  •  компьютерный класс;
  •  компьютеры, передвижной комплекс компьютер-телевизор с сенсорным экраном;
  •  куб проекционный, пространственные геометрические фигуры;
  •  чертёжные принадлежности, чертёжная бумага.

2. Дидактическое обеспечение:

  • компьютерная обучающая программа «Компас»;
  • задачник «270 задач для самостоятельного активного мышления»;
  • наглядности (пространственные геометрические фигуры).

Методы обучения:

  • по степени самостоятельности и активности мышления используются методы обучения: (Коджаспирова Г.М.)

1) репродуктивный объяснительно-иллюстративный метод при объяснении новой темы (приём - устное изложение материала);

2) продуктивная частично-поисковая эвристическая беседа (приём - поиск ответов на вопросы);

3) репродуктивное линейное программированное обучение при повторении основных принципов работы в «Компас-2D» (приём – выполнение действий по аналогии);

4) продуктивная исследовательская творческая работа при выполнении изометрической проекции группы пространственных тел в «Компас- 3D» (приём - самостоятельная работа);

  • по контролю и самоконтролю используются методы обучения: (Бабанский Ю.К.)

1) аналитический метод практического контроля и самоконтроля (приём - тестирование).

Новые термины для запоминания: программа «Компас 3D»; трёхмерное моделирование; моделирование твёрдых тел; моделирование тел вращения; моделирование кинематических объектов; моделирование поверхностей, моделирование по сечениям, моделирование листовых деталей; грани, рёбра, вершины, эскизы, операции.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная (объяснение и рассказ одновременно для всех на начальном этапе);
  • групповая (деление на группы по два человека для выполнения графических и творческих работ,);
  • индивидуальная (парная индивидуальная работа при консультативной помощи во время выполнения практического задания, индивидуальная работа при тестировании, при работе в программе «Компас», при выполнении контрольных заданий).

Комбинированный тип занятия:

  • организационная часть;
  • повторение прошедшего учебного материала;
  • изложение нового материала;
  • инструктивно-пояснительная часть;
  • практическая часть мероприятия;
  • итоговая аналитическая часть.

Принципы ведения занятия:

  • принцип наглядности и доступности усвояемого учебного материала;
  • принцип системности и последовательности подачи знаний;
  • принцип активности и открытости всех участников образовательного процесса;
  • принцип использования межпредметных связей;
  • принцип научности и технологичности обучения;
  • принцип адаптивности к жизни;
  • принцип историзма.

План-конспект занятия

  1. Повторение. Виды – это изображение предметов в ортогональных проекциях. При выполнении чертежей пользуются правилами прямоугольного проецирования. Видимые и невидимые линии получаются путём проецирования предмета на шесть граней пустотелого куба (показать средство обучения - проекционный куб - далее «куб»). При этом предмет располагается между наблюдателем и соответствующей гранью куба. Грани являются основными плоскостями проекций. Следовательно, есть шесть основных плоскостей проекций: 2 фронтальные (вид спереди и сзади); 2 горизонтальные (вид сверху и снизу); 2 профильные (вид слева и справа). Все плоскости проекций совмещаются в одну плоскость вместе с полученными на них изображениями (раскрыть куб). Такая система называется европейской и обозначается Е. Она принята в России и в Европе. Есть американская система, которая обозначается А и используется в США, Англии и Голландии. В этом случае, грани куба являются прозрачными и располагаются между глазом наблюдателя и изображаемым предметом. Расположение видов меняется. Вопрос для учащихся. Для чего надо знать данные системы проецирования? Ответ. Для предотвращения ошибок при чтении чертежей (иностранных государств), выполненных в системе А.

       Все виды в ортогональном проецировании соединены проекционными связями. Основными ортогональными проекциями являются три вида: фронтальный V, горизонтальный H, профильный W. Располагая объект в таком трёхмерном пространстве, получим объёмную модель детали (показать на кубе), которую можно показать в аксонометрическом изображении.

  1. Новая тема. В компьютерной графике также можно изображать объёмные детали при помощи «Компас-3D» Виды трёхмерного моделирования: моделирование тел вращения, кинематических объектов, поверхностей, по сечениям, листовых деталей. Программа «Компас-3D» располагает разнообразными операциями, четыре из которых считаются базовыми: операция выдавливания; операция вращения;  кинематическая операция; операция по сечениям. Операции имеют дополнительные возможности опции, которые позволяют изменять или уточнять правила построения объемного элемента. Трехмерная поверхностная модель состоит из отдельных поверхностей разных типов, которые также образуют в ней грани, ребра и вершины (показать на кубе). Кроме того, в модели обычно присутствуют разнообразные дополнительные элементы: символы начала систем координат, системные и вспомогательные плоскости, оси, пространственные кривые, точки, размеры, обозначения и т. Для создания объемных элементов и простых поверхностей используется перемещение плоских фигур в пространстве. Плоская фигура, в результате перемещения которой образуется объемное тело или поверхность, называется эскизом, а само перемещение — операцией.
  2. Графическая работа. Повторение ПТБ. Повторение основных принципов работы в «Компас».

Задание 1. (для разминки) Вопрос для учащихся. Что изображено на предложенных рисунках? Ответ. Горизонтальные проекции геометрических фигур для одного главного вида (первый рисунок). В программе «Компас-2D» построить фронтальные и горизонтальные виды геометрических фигур по выбору (можно придумать своё решение).  Для мнимого пространственного расположения воображаемых фигур можно использовать проекционный куб.

         

Задание 2. Выполнить в «Компас-3D» задание из задачника 

«1023.  На рисунке изображены фронтальные и горизонтальные проекции набора геометрических фигур. Выполите эскизы полученных пространственных фигур в аксонометрической проекции».

Задание 3. Контроль знаний. Тестирование по «Беннету» для определения начального уровня технического мышления.

  1. Обобщение и анализ. Оставить на рабочем столе компьютера сообщение для учителя: «Что вызвало наибольший интерес?», а «Что затруднило выполнение задания?»
  2. Домашнее задание. Выполнение аналогичных развивающих задач по задачнику «270 задач для самостоятельного активного мышления»

Технологическая карта этапов разработки занятия

       Характеристика предшествующих результатов образовательной деятельности учащихся, для которых проектируется занятие:

  1. Личностные результаты: технологическая смекалка; усидчивость; внимательность; коммуникативность; способность работать в команде.
  2. Предметные результаты: умение использовать в учебном процессе компьютерную программу «Компас»; знания, умения, навыки, полученные в первом году обучения  образовательной программе «Компьютерное черчение».
  3. Метапредметные результаты: знание основных понятий начертательной геометрии; знание компьютерных технологий (информатика); знание законов физики, астрономии; знание исторических фактов развития техники (история); образное восприятие и ассоциативное представление (рисование); знание математических расчётных действий; знание природных явлений.

Цель деятельности учителя, как планируемые результаты: формирование у учащихся умений самостоятельного получения и обобщения информации; умение анализировать, творчески и образно мыслить, оценивать полученные результаты; развитие коммуникативных способностей работы в команде; развитие  практических умений в компьютерной программе «Компас». Способствовать профессиональной ориентации учащихся, формированию интереса к профессии инженера технической направленности; способствовать формированию компетентной молодёжи, адаптированной к современным рыночным отношениям.

Цели деятельности учащихся, как планируемые результаты: формирование у учащихся умений работать в «Компас-3D», знаний о видах трёхмерного моделирования, основных понятиях «Компас-3D», умений постарения объектов в трёхмерном проецировании в компьютерной и ручной графике.

Структурные элементы

Целевая установка

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Уровень УУД

Этап подготовки

2 мин.

Анализ готовности учащихся

Психологический настрой

-

Фронтальная

Приветствие. Создание комфортной психологической обстановки.

Позитивный настрой, хорошее настроение.

Личностные

0

Мотивационно-целевой этап,

5 мин.

Активизация

Активизация настроя и заинтересованности к теме занятия

Проблемный. Эвристический

Фронтально-индивидуальная

Обращение внимания на появление в  классе новых средств обучения. Озвучивание информации о новом направлении в изучении Черчения.

Выявление наличия проекционного куба, фигурных пробок, китайской головоломки и др. средств обучения. Поиск ответа на вопрос: «Как взаимосвязаны эти предметы?»

Познавательные

логические.

Коммуникативные.

3

Актуализация

Актуализация знаний по теме занятия

Проблемный

Фронтально-индивидуальная

Объяснение, что  резко повысилась информативность графических изображений, что привело к актуализации  трёхмерного проецирования.

Выявление учащимися факторов недостаточности графической практики.

Познавательные общеучебные.

Коммуникативные.

3

Мотивация

Мотивация интереса к занятию

Объяснительно-иллюстративный

Фронтально-индивидуальная

Объявление о проведении необычного занятия - путешествия в мир трёхмерного моделирования.

Проявление интереса к возможностям использования трёхмерного моделирования в других областях образования.

Личностные

Познавательные общеучебные.

Коммуникативные.

3

Целеполагание

Определение цели занятия

Проблемный. Исследовательский

Фронтально-групповая

Подведение к пониманию основной цели занятия, задав вопрос: «Для чего нужен проекционный куб?»

Озвучивание цепочки логического подхода к цели занятия. В проекционном кубе можно рассматривать объекты в трёх видах. Следовательно, цель занятия – научиться моделировать объекты в трёхмерном пространстве.

Регулятивные.

Познавательные логические.

Коммуникативные.

4

Этап повторения пройденного материала,

7 мин.

Экспресс-опрос

Формирование умений анализа и поиска ответов на поставленные вопросы

Проблемный.

Эвристический

Фронтально-индивидуальная

Взаимодействие с учащимися по принципу «вопрос-ответ». Озвучивание вопросов по теме с целью установления обратной связи и проверки усвоения  пройденного материала. Озвучивание дополнений по теме.

Ответы и пояснения на вопросы педагога и одноклассников по пройденным темам. Анализ, выводы.

Регулятивные.

Познавательные логические.

Коммуникативные

3

Этап усвоения нового материала,

16 мин.

Первичное усвоение нового материала

Формирование умений аналитического восприятия новой информации

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный

Фронтальная

Объяснение новых понятий и видов трёхмерного моделирования с применением средств обучения и наглядностей.

Конспектирование нового материала.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные общеучебные.

2

Закрепление материала через обратную связь

Развитие практических навыков по проецированию объектов

Проблемный.

Эвристический

Индивидуально-фронтальная

Расположение пространственных геометрических фигур  в проекционном кубе в разных положениях и озвучивание задания: «Какие изображения получаются на плоскостях проекций?»

Вычерчивание на  проекционном кубе (маркером)  или на школьной доске изображений (эскизов) получаемых в  проекциях с комментариями.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные постановка и решение проблемы.

Коммуникативные.

4

Поисково-исследовательский этап,

8 мин.

Дальнейшее усвоение материала до требуемого уровня.

Развитие умений поиска решений  проблемных вопросов

Продуктивный. Эвристический

Фронтально-индивидуальная

Демонстрирование изображений с ортогональными видами набора геометрических пространственных фигур и озвучивание вопроса «Что изображено на предложенных рисунках?»

Коллективный поиск правильного ответа методом «Проб и ошибок», наводящих вопросов. На рисунке изображены проекции набора геометрических фигур.

Регулятивные.

Личностные.

Познавательные общеучебные.

Коммуникативные.

4

Практический этап,

40 мин.

Планируемый результат уровня знаний

Развитие практических навыков работы «Компас-2 D»

Репродуктивный. Исследовательский

Фронтальная

Повторение основных принципов работы в «Компас-2D» и озвучивание задания  «Построить фронтальные и горизонтальные виды набора геометрических фигур в «Компасе».

Выполнение практического графического задания с использованием проекционного куба.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные постановка и решение проблемы.

Коммуникативные

Знаково-символические

3

Планируемый результат уровня знаний

Развитие практических навыков работы «Компас-3 D»

Репродуктивный. Исследовательский

Фронтальная

Повторение основных принципов работы в «Компас-3D» и озвучивание задания  «Решение задачи из задачника»

Решение задачи из задачника на построение набора геометрических фигур в трёхмерном моделировании.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные постановка и решение проблемы.

Коммуникативные Знаково-символические

4

Обратная связь и контроль

Формирование умений обосновать свой выбор

Проблемный

Индивидуальная

Целевой обход, помощь в решении задачи, контроль правильности выполнения задания.

Взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик»  при выполнении графической работы.

Регулятивные.

Личностные.

Познавательные Коммуникативные.

3

Рефлексивно-оценочный этап,

10 мин.

Контроль уровня технического творческого мышления

Формирование умений выполнять технические тесты

Эвристический.

Исследовательский

Фронтальная

Проверка развития уровня технического творческого мышления после выполнения творческой графической работы.

Выполнение тестов Беннета (15 вопросов)

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные общеучебные.

Коммуникативные.

4

Обобщающий анализ занятия и обратная связь

Формирование  умений выполнять обобщающий анализ результатов

Эвристический

Фронтальная

Оставить на рабочем столе компьютера сообщение для учителя: «Что вызвало наибольший интерес?», а «Что затруднило выполнение задания?»

Личностные

Регулятивные

Познавательные

3

Заключительный этап,

2 мин.

Домашнее задание

Формирование  способностей технического творчества

Эвристический. Исследовательский

Фронтальная

Решение развивающих задач из задачника

Личностные

Регулятивные

Познавательные

4

90 мин

Средний уровень учебных действий

3,1

75-80% - «урок отличный»; 65-75% - «урок хороший»; ниже 65% - «урок удовлетворительный»

Эффективность урока:     47 баллов х 100%  =  78% , «урок отличный» 

                                                 60мак баллов                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект открытого занятия по теме "Профориентация". Хочу,могу, надо.

Проект открытого занятия по теме Профориентация." Хочу,могу,надо" посвящен проблеме осознанного выбора профессии,использованы разнообразные формы и методы работы(беседы,лекция,проблемная ситуация,груп...

проект открытого занятия

Рекомендации для оформления открытого занятия...

План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»

План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»...

Проект открытого занятия "Создание виртуального салона мод «Гармония»"

     Открытое занятие направлено на формирование у учащихся пониманий о необычных подходах при пошиве изделий знаменитого модельера-конструктора Н.П. Ломановой; знакомство с проб...

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Проект открытого занятия по макраме в группе 2-го года обучения, раздел "Грамматика" , материал для методического объединения.

Проект содержит подробный конспект занятия для учащихся 2-го года обучения по макраме. В тексте приводится характеристика особенностей учебной группы, описание программы и места занятия в учебном курс...

Технологическая карта занятия по трёхмерному моделированию «Построение простых 3-D моделей в программе Maya»

Педагог дополнительного образования: Сексенбаев Мейрам Еркенович, МОУ ИРМО «Марковская СОШ» Иркутский район.Аудитория: обучающиеся возраст 11-13 лет.Время: 2 часа (1 час – 35 мин).Це...