Проект открытого занятия «Трёхмерное моделирование»
план-конспект занятия (10 класс) по теме
Зачётное итоговое занятие по результатам освоения курса по техническому черчению с применением компьютерной программы "Компас" 2D и "Компас" 3D
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkrytogo_zanyatiya_tryohmernoe_modelirovanie.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект открытого занятия «Трёхмерное моделирование»
Время проведения занятия: 90 минут
Место проведения: компьютерный класс МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»
Участники: воспитанники 10 класса МБОУ «СОШ №27» НМР РТ
Раздел: Вводное занятие (2год обучения)
Тема занятия: Виды трёхмерного моделирования. Решение задач на знание пространственных тел.
Учебно-методический комплекс:
1. Боголюбов С.К. Черчение. – М.: Машиностроение, 1985. – 334 с.
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс– М.: Астрель, 2004. – 221 с.
3. Бергутова Р.Ф. Задачник «270 задач для самостоятельного активного мышления»
Методическое оснащение занятия:
1. Материально-техническая база:
- компьютерный класс;
- компьютеры, передвижной комплекс компьютер-телевизор с сенсорным экраном;
- куб проекционный, пространственные геометрические фигуры;
- чертёжные принадлежности, чертёжная бумага.
2. Дидактическое обеспечение:
- компьютерная обучающая программа «Компас»;
- задачник «270 задач для самостоятельного активного мышления»;
- наглядности (пространственные геометрические фигуры).
Методы обучения:
- по степени самостоятельности и активности мышления используются методы обучения: (Коджаспирова Г.М.)
1) репродуктивный объяснительно-иллюстративный метод при объяснении новой темы (приём - устное изложение материала);
2) продуктивная частично-поисковая эвристическая беседа (приём - поиск ответов на вопросы);
3) репродуктивное линейное программированное обучение при повторении основных принципов работы в «Компас-2D» (приём – выполнение действий по аналогии);
4) продуктивная исследовательская творческая работа при выполнении изометрической проекции группы пространственных тел в «Компас- 3D» (приём - самостоятельная работа);
- по контролю и самоконтролю используются методы обучения: (Бабанский Ю.К.)
1) аналитический метод практического контроля и самоконтроля (приём - тестирование).
Новые термины для запоминания: программа «Компас 3D»; трёхмерное моделирование; моделирование твёрдых тел; моделирование тел вращения; моделирование кинематических объектов; моделирование поверхностей, моделирование по сечениям, моделирование листовых деталей; грани, рёбра, вершины, эскизы, операции.
Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная (объяснение и рассказ одновременно для всех на начальном этапе);
- групповая (деление на группы по два человека для выполнения графических и творческих работ,);
- индивидуальная (парная индивидуальная работа при консультативной помощи во время выполнения практического задания, индивидуальная работа при тестировании, при работе в программе «Компас», при выполнении контрольных заданий).
Комбинированный тип занятия:
- организационная часть;
- повторение прошедшего учебного материала;
- изложение нового материала;
- инструктивно-пояснительная часть;
- практическая часть мероприятия;
- итоговая аналитическая часть.
Принципы ведения занятия:
- принцип наглядности и доступности усвояемого учебного материала;
- принцип системности и последовательности подачи знаний;
- принцип активности и открытости всех участников образовательного процесса;
- принцип использования межпредметных связей;
- принцип научности и технологичности обучения;
- принцип адаптивности к жизни;
- принцип историзма.
План-конспект занятия
- Повторение. Виды – это изображение предметов в ортогональных проекциях. При выполнении чертежей пользуются правилами прямоугольного проецирования. Видимые и невидимые линии получаются путём проецирования предмета на шесть граней пустотелого куба (показать средство обучения - проекционный куб - далее «куб»). При этом предмет располагается между наблюдателем и соответствующей гранью куба. Грани являются основными плоскостями проекций. Следовательно, есть шесть основных плоскостей проекций: 2 фронтальные (вид спереди и сзади); 2 горизонтальные (вид сверху и снизу); 2 профильные (вид слева и справа). Все плоскости проекций совмещаются в одну плоскость вместе с полученными на них изображениями (раскрыть куб). Такая система называется европейской и обозначается Е. Она принята в России и в Европе. Есть американская система, которая обозначается А и используется в США, Англии и Голландии. В этом случае, грани куба являются прозрачными и располагаются между глазом наблюдателя и изображаемым предметом. Расположение видов меняется. Вопрос для учащихся. Для чего надо знать данные системы проецирования? Ответ. Для предотвращения ошибок при чтении чертежей (иностранных государств), выполненных в системе А.
Все виды в ортогональном проецировании соединены проекционными связями. Основными ортогональными проекциями являются три вида: фронтальный V, горизонтальный H, профильный W. Располагая объект в таком трёхмерном пространстве, получим объёмную модель детали (показать на кубе), которую можно показать в аксонометрическом изображении.
- Новая тема. В компьютерной графике также можно изображать объёмные детали при помощи «Компас-3D» Виды трёхмерного моделирования: моделирование тел вращения, кинематических объектов, поверхностей, по сечениям, листовых деталей. Программа «Компас-3D» располагает разнообразными операциями, четыре из которых считаются базовыми: операция выдавливания; операция вращения; кинематическая операция; операция по сечениям. Операции имеют дополнительные возможности опции, которые позволяют изменять или уточнять правила построения объемного элемента. Трехмерная поверхностная модель состоит из отдельных поверхностей разных типов, которые также образуют в ней грани, ребра и вершины (показать на кубе). Кроме того, в модели обычно присутствуют разнообразные дополнительные элементы: символы начала систем координат, системные и вспомогательные плоскости, оси, пространственные кривые, точки, размеры, обозначения и т. Для создания объемных элементов и простых поверхностей используется перемещение плоских фигур в пространстве. Плоская фигура, в результате перемещения которой образуется объемное тело или поверхность, называется эскизом, а само перемещение — операцией.
- Графическая работа. Повторение ПТБ. Повторение основных принципов работы в «Компас».
Задание 1. (для разминки) Вопрос для учащихся. Что изображено на предложенных рисунках? Ответ. Горизонтальные проекции геометрических фигур для одного главного вида (первый рисунок). В программе «Компас-2D» построить фронтальные и горизонтальные виды геометрических фигур по выбору (можно придумать своё решение). Для мнимого пространственного расположения воображаемых фигур можно использовать проекционный куб.
Задание 2. Выполнить в «Компас-3D» задание из задачника
«1023. На рисунке изображены фронтальные и горизонтальные проекции набора геометрических фигур. Выполите эскизы полученных пространственных фигур в аксонометрической проекции».
Задание 3. Контроль знаний. Тестирование по «Беннету» для определения начального уровня технического мышления.
- Обобщение и анализ. Оставить на рабочем столе компьютера сообщение для учителя: «Что вызвало наибольший интерес?», а «Что затруднило выполнение задания?»
- Домашнее задание. Выполнение аналогичных развивающих задач по задачнику «270 задач для самостоятельного активного мышления»
Технологическая карта этапов разработки занятия
Характеристика предшествующих результатов образовательной деятельности учащихся, для которых проектируется занятие:
- Личностные результаты: технологическая смекалка; усидчивость; внимательность; коммуникативность; способность работать в команде.
- Предметные результаты: умение использовать в учебном процессе компьютерную программу «Компас»; знания, умения, навыки, полученные в первом году обучения образовательной программе «Компьютерное черчение».
- Метапредметные результаты: знание основных понятий начертательной геометрии; знание компьютерных технологий (информатика); знание законов физики, астрономии; знание исторических фактов развития техники (история); образное восприятие и ассоциативное представление (рисование); знание математических расчётных действий; знание природных явлений.
Цель деятельности учителя, как планируемые результаты: формирование у учащихся умений самостоятельного получения и обобщения информации; умение анализировать, творчески и образно мыслить, оценивать полученные результаты; развитие коммуникативных способностей работы в команде; развитие практических умений в компьютерной программе «Компас». Способствовать профессиональной ориентации учащихся, формированию интереса к профессии инженера технической направленности; способствовать формированию компетентной молодёжи, адаптированной к современным рыночным отношениям.
Цели деятельности учащихся, как планируемые результаты: формирование у учащихся умений работать в «Компас-3D», знаний о видах трёхмерного моделирования, основных понятиях «Компас-3D», умений постарения объектов в трёхмерном проецировании в компьютерной и ручной графике.
Структурные элементы | Целевая установка | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД | Уровень УУД | |
Этап подготовки 2 мин. | Анализ готовности учащихся | Психологический настрой | - | Фронтальная | Приветствие. Создание комфортной психологической обстановки. | Позитивный настрой, хорошее настроение. | Личностные | 0 |
Мотивационно-целевой этап, 5 мин. | Активизация | Активизация настроя и заинтересованности к теме занятия | Проблемный. Эвристический | Фронтально-индивидуальная | Обращение внимания на появление в классе новых средств обучения. Озвучивание информации о новом направлении в изучении Черчения. | Выявление наличия проекционного куба, фигурных пробок, китайской головоломки и др. средств обучения. Поиск ответа на вопрос: «Как взаимосвязаны эти предметы?» | Познавательные логические. Коммуникативные. | 3 |
Актуализация | Актуализация знаний по теме занятия | Проблемный | Фронтально-индивидуальная | Объяснение, что резко повысилась информативность графических изображений, что привело к актуализации трёхмерного проецирования. | Выявление учащимися факторов недостаточности графической практики. | Познавательные общеучебные. Коммуникативные. | 3 | |
Мотивация | Мотивация интереса к занятию | Объяснительно-иллюстративный | Фронтально-индивидуальная | Объявление о проведении необычного занятия - путешествия в мир трёхмерного моделирования. | Проявление интереса к возможностям использования трёхмерного моделирования в других областях образования. | Личностные Познавательные общеучебные. Коммуникативные. | 3 | |
Целеполагание | Определение цели занятия | Проблемный. Исследовательский | Фронтально-групповая | Подведение к пониманию основной цели занятия, задав вопрос: «Для чего нужен проекционный куб?» | Озвучивание цепочки логического подхода к цели занятия. В проекционном кубе можно рассматривать объекты в трёх видах. Следовательно, цель занятия – научиться моделировать объекты в трёхмерном пространстве. | Регулятивные. Познавательные логические. Коммуникативные. | 4 | |
Этап повторения пройденного материала, 7 мин. | Экспресс-опрос | Формирование умений анализа и поиска ответов на поставленные вопросы | Проблемный. Эвристический | Фронтально-индивидуальная | Взаимодействие с учащимися по принципу «вопрос-ответ». Озвучивание вопросов по теме с целью установления обратной связи и проверки усвоения пройденного материала. Озвучивание дополнений по теме. | Ответы и пояснения на вопросы педагога и одноклассников по пройденным темам. Анализ, выводы. | Регулятивные. Познавательные логические. Коммуникативные | 3 |
Этап усвоения нового материала, 16 мин. | Первичное усвоение нового материала | Формирование умений аналитического восприятия новой информации | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Фронтальная | Объяснение новых понятий и видов трёхмерного моделирования с применением средств обучения и наглядностей. | Конспектирование нового материала. | Личностные. Регулятивные. Познавательные общеучебные. | 2 |
Закрепление материала через обратную связь | Развитие практических навыков по проецированию объектов | Проблемный. Эвристический | Индивидуально-фронтальная | Расположение пространственных геометрических фигур в проекционном кубе в разных положениях и озвучивание задания: «Какие изображения получаются на плоскостях проекций?» | Вычерчивание на проекционном кубе (маркером) или на школьной доске изображений (эскизов) получаемых в проекциях с комментариями. | Личностные. Регулятивные. Познавательные постановка и решение проблемы. Коммуникативные. | 4 | |
Поисково-исследовательский этап, 8 мин. | Дальнейшее усвоение материала до требуемого уровня. | Развитие умений поиска решений проблемных вопросов | Продуктивный. Эвристический | Фронтально-индивидуальная | Демонстрирование изображений с ортогональными видами набора геометрических пространственных фигур и озвучивание вопроса «Что изображено на предложенных рисунках?» | Коллективный поиск правильного ответа методом «Проб и ошибок», наводящих вопросов. На рисунке изображены проекции набора геометрических фигур. | Регулятивные. Личностные. Познавательные общеучебные. Коммуникативные. | 4 |
Практический этап, 40 мин. | Планируемый результат уровня знаний | Развитие практических навыков работы «Компас-2 D» | Репродуктивный. Исследовательский | Фронтальная | Повторение основных принципов работы в «Компас-2D» и озвучивание задания «Построить фронтальные и горизонтальные виды набора геометрических фигур в «Компасе». | Выполнение практического графического задания с использованием проекционного куба. | Личностные. Регулятивные. Познавательные постановка и решение проблемы. Коммуникативные Знаково-символические | 3 |
Планируемый результат уровня знаний | Развитие практических навыков работы «Компас-3 D» | Репродуктивный. Исследовательский | Фронтальная | Повторение основных принципов работы в «Компас-3D» и озвучивание задания «Решение задачи из задачника» | Решение задачи из задачника на построение набора геометрических фигур в трёхмерном моделировании. | Личностные. Регулятивные. Познавательные постановка и решение проблемы. Коммуникативные Знаково-символические | 4 | |
Обратная связь и контроль | Формирование умений обосновать свой выбор | Проблемный | Индивидуальная | Целевой обход, помощь в решении задачи, контроль правильности выполнения задания. | Взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик» при выполнении графической работы. | Регулятивные. Личностные. Познавательные Коммуникативные. | 3 | |
Рефлексивно-оценочный этап, 10 мин. | Контроль уровня технического творческого мышления | Формирование умений выполнять технические тесты | Эвристический. Исследовательский | Фронтальная | Проверка развития уровня технического творческого мышления после выполнения творческой графической работы. | Выполнение тестов Беннета (15 вопросов) | Личностные. Регулятивные. Познавательные общеучебные. Коммуникативные. | 4 |
Обобщающий анализ занятия и обратная связь | Формирование умений выполнять обобщающий анализ результатов | Эвристический | Фронтальная | Оставить на рабочем столе компьютера сообщение для учителя: «Что вызвало наибольший интерес?», а «Что затруднило выполнение задания?» | Личностные Регулятивные Познавательные | 3 | ||
Заключительный этап, 2 мин. | Домашнее задание | Формирование способностей технического творчества | Эвристический. Исследовательский | Фронтальная | Решение развивающих задач из задачника | Личностные Регулятивные Познавательные | 4 | |
90 мин | Средний уровень учебных действий | 3,1 |
75-80% - «урок отличный»; 65-75% - «урок хороший»; ниже 65% - «урок удовлетворительный»
Эффективность урока: 47 баллов х 100% = 78% , «урок отличный»
60мак баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект открытого занятия по теме "Профориентация". Хочу,могу, надо.
Проект открытого занятия по теме Профориентация." Хочу,могу,надо" посвящен проблеме осознанного выбора профессии,использованы разнообразные формы и методы работы(беседы,лекция,проблемная ситуация,груп...
проект открытого занятия
Рекомендации для оформления открытого занятия...
План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»
План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»...
Проект открытого занятия "Создание виртуального салона мод «Гармония»"
Открытое занятие направлено на формирование у учащихся пониманий о необычных подходах при пошиве изделий знаменитого модельера-конструктора Н.П. Ломановой; знакомство с проб...
План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...
Проект открытого занятия по макраме в группе 2-го года обучения, раздел "Грамматика" , материал для методического объединения.
Проект содержит подробный конспект занятия для учащихся 2-го года обучения по макраме. В тексте приводится характеристика особенностей учебной группы, описание программы и места занятия в учебном курс...
Технологическая карта занятия по трёхмерному моделированию «Построение простых 3-D моделей в программе Maya»
Педагог дополнительного образования: Сексенбаев Мейрам Еркенович, МОУ ИРМО «Марковская СОШ» Иркутский район.Аудитория: обучающиеся возраст 11-13 лет.Время: 2 часа (1 час – 35 мин).Це...