проект открытого занятия
план-конспект урока ( класс) на тему

 Рекомендации для оформления открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_otkrytogo_zanyatiya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

 Центр развития творчества детей и юношества Приокского района

 Oткрытое занятие по теме

 «Введение в образовательную программу»

Педагог: Волков Александр Валентинович

г. Н.Новгород

2009 г.

  1. Аннотация на образовательную программу

        Образовательная программа, в рамках которой проводится данное открытое занятие – это образовательная программа дополнительного образования детей ансамбля русской песни «Коробейники». Программа реализуется в   творческом объединении музыкальной студии муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества Приокского района г. Н.Новгорода.

 Реализуемая автором  программа, является результатом многолетней работы и может быть рекомендована педагогам дополнительного образования, осознающим необходимость и значимость популяризации и пропаганды народного музыкального творчества,  развития  творческих   способностей     учащихся на его основе.        

Формы и способы предлагаемой по программе деятельности сохраняют, усиливают, развивают  естественные побуждения детей к творчеству, дополняют прочными знаниями, необходимыми навыками и умениями, учитывают возраст, пол, характер, индивидуальность личности ребенка.

Занимаясь  по образовательной программе, обучающиеся знакомятся с историей и первичными знаниями о народной культуре, знакомятся с русскими народными инструментами, осваивают исполнительское мастерство на этих инструментах,  приобретают навыки ансамблевой игры и самое важное являются активными пропагандистами русского народного творчества, что играет немаловажную роль в  воспитании у детей чувства патриотизма.

Обучающиеся  в процессе занятий получают большой объём знаний,  а также умений и навыков. В дальнейшем это может быть использовано в их будущей профессиональной ориентации.

 

  1. Психолого-педагогические особенности возраста детей, с которыми планируется проведение открытого занятия

Открытее занятие предполагается проводить с детьми начальной школы (подготовительная ступень)  по вышеуказанной программе.         

Обучаясь в подготовительной группе ученик должен получить достаточно большой объём знаний и представлений о предмете, которым он занимается. Вся работа должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

         Наиболее важным и ответственным является начальный период обучения. В этот период закладывается основной фундамент знаний и навыков учеников. Руководитель раскрывает перед детьми весь арсенал приёмов игры на различных инструментах.

        Работа в ансамбле - это непрерывный и многолетний процесс развития и закрепления у детей определенных технических и исполнительских навыков. При построении учебной работы необходимо учитывать такие особенности обучающихся, как восприимчивость, податливость, желание подражать старшим. Поэтому руководитель на занятиях как можно больше должен сам показывать различные приёмы игры. Необходимым условием в работе должен быть учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        С  первых  уроков   "новички"   знакомятся   с    музыкальными инструментами, которые имеются в ансамбле, но начинают свои первые шаги с обучения игры на ложках. Сначала дети знакомятся с различными ритмическими рисунками,   а  затем  эти  ритмы  трансформируют  в  приёмы  игры  на  ложках.

Следует   подчеркнуть   значение   ритма   как   одного   из элементов музыкального языка. Ученик еще с первых уроков не знаком с нотной грамотой, но  ритмические  рисунки  и  обороты  ему  подвластны,  к  тому  же  если он от природы наделён отличным чувством ритма. Сложнее с теми детьми, у которых этот дар отсутствует. Самым основным в развитии чувства ритма является ощущение и воспроизведение равномерности движения в разных темпах.

3. Характеристика оборудования для проведения открытого занятия: средства обучения, технические средства и др.

 Для проведения открытого занятия необходимо:         

        

  • учебный кабинет ;
  • стулья для обучающихся –  12 штук;
  • стул для педагога;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер в комплекте или ноутбук;
  • деревянные ложки – 24 штуки;
  • шумовые и ударные народные инструменты.

4.Тема учебного занятия

«Введение в образовательную программу»

  1. Место открытого занятия в данном учебном курсе

Данное занятие является вводным и направлено на возникновение у младших школьников интереса  к русскому народному творчеству и игре на народных инструментах.  

  1. Сложность занятия вообще и конкретно для предполагаемой группы

В силу того, что предлагаемое занятие является вводным, оно не должно вызывать особых сложностей в решении задач, поставленных перед обучающимися в процессе занятия.

 Все задания, подобранные для предполагаемой группы,  соответствуют  сформированным  умениям и навыкам у детей данного возраста. Используемые педагогом формы и методы проведения занятия, характер общения на занятии должны активизировать личностную и деятельную активность ребенка, способствовать проявлению интереса к предлагаемому виду   творчества.  

  1. Тип учебного занятия

Занятие является комбинированным: в предлагаемом учебном занятии различаются как элементы изучения, усвоения нового материала, так и  самостоятельная работа детей, направленная на применение знаний, умений и навыков.

  1. Цели и задачи

Цель занятия: Создание условий для проявления интереса к русскому народному творчеству  у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

обучающие:

  • дать первоначальные познавательные сведения о русских народных инструментах;  теоретические сведения о приемах игры на народных инструментах; обучение этим приемам;
  • применять знания и умения, полученные детьми ранее;

развивающие:

  • способствовать развитию познавательных интересов, творческой активности и мышления младших школьников;
  • развитие слуховых представлений и чувства ритма;
  • развитие первоначальных навыков ансамблевой игры;
  • приобретение навыков первичных выступлений;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма;
  • способствовать эстетическому воспитанию младших школьников.

  1. Методы обучения, применяемые педагогом:
  • словесный (объяснение),
  • репродуктивный (воспроизведение),
  • наглядный,
  • практическая работа.

  1. Форма организации учебного занятия

Данное занятие можно отнести к комплексному учебному занятию, включающему в себя  совокупность  основных форм, направленных на формирование интереса к предложенному виду творчества: сообщающей беседы – демонстрации народного творчества с применением современных компьютерных технологий, показ приемов игры на народных инструментах,  самостоятельной работы по предложенной тематике, демонстрация конечного результата.

11.Хронометраж занятия

Время, необходимое для проведения занятия - 45 мин.

№ п/п

Ход занятия

Время (мин)

1

Организационное начало занятия. Сообщение темы, цели и особенностей данного занятия

2

2

Введение в новый вид творчества. История развития народных инструментов. Электронная презентация

8

3

Демонстрация приемов игры на народных инструментах.

5

4

Проверка чувства ритма у детей.

5

5

Практическая работа учащихся.

Обучение игре на народных инструментах.

20

6

Подведение итогов практической работы

3

7

Заключительная часть занятия. Демонстрация конечного результата.

2

ИТОГО

45

       

  12.Содержание занятия

п/п

Ход занятия

Время, методы

1

Организационное начало занятия. Сообщение темы, цели и особенностей данного занятия.

Педагог встречает детей в кабинете и предлагает занять рабочие места.

 Педагог представляется .

 Сообщение темы, цели и особенностей данного занятия.

- педагог:

    «Сегодня у нас необычная встреча. Я приглашаю вас в мир народного творчества. Нас ожидает увлекательное путешествие в прошлое, знакомство с исконно русскими музыкальными инструментами».

2 мин.,

Рассказ, беседа.

2

Введение в новый вид творчества. История развития народных инструментов.

      В  давние времена, когда еще не было мелодических инструментов, люди изготавливали музыкальные инструменты из того, что было у них под руками. Одним из первых инструментов были деревянные ложки.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный  и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Иностранцы везут их к себе домой в качестве сувениров, так как ложки – это и старинный предмет быта и они же – музыкальный инструмент. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенцы, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

В игре одного исполнителя используются как две, так и три ложки.

       Продолжим наше путешествие,  и я вам расскажу о трещотках и бубне.

 Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Для этого вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластинок и столько же промежуточных прокладок между ними.

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Трещотка сжимается как гармошка. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск.

Кто не помнит гоголевских строк про тройку, только не про оценку, которую вы получаете в школе, а про трёх коней, запряженных в одну упряжку.

Как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристый перезвон.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание колокольчиков и бубенцов. И инструмент этот называется – бубен.

Вот вы и познакомились с некоторыми народными инструментами. Можно было бы много еще рассказывать о других самобытных народных инструментах, но это темы других наших встреч.

        Рассказы о народных инструментах чередуются с демонстрацией концертных номеров из репертуара ансамбля «Коробейники».

8 мин.,

Рассказ, беседа, электронная презентация.

3

Демонстрация приемов игры на народных инструментах.

        Педагог демонстрирует различные приемы игры на ложках, трещотках и бубне.

5 мин.

Сообщающая беседа, исполнение

4

Проверка чувства ритма у детей.

       Педагог задает различные ритмические рисунки и просит детей воспроизвести их с помощью перестука ложкой об ложку, тем самым, проверяя чувство ритма у детей.

5 мин.

Сообщающая беседа, самостоятельная работа

5

 Практическая работа учащихся.

Обучение приемам игры на народных инструментах

    - Мы с вами познакомились с некоторыми народными инструментами. Вы увидели и услышали, как они звучат и, как на них играют ребята. Теперь наша с вами задача освоить некоторые приемы игры  на народных инструментах и сделать небольшой концертный номер к концу занятия.  

        Обучение начинается с освоения игры на двух ложках:

ложкой об ложку, которые держатся в правой и левой руках, дети выстукивают различные ритмы;

в правой руке между первым, вторым и третьим пальцами зажимаются ложки, и поочередно по правой ноге и по поднятой вверх левой ладони производятся удары ( по одному, по два, по три удара).

         После того, как дети научились правильно держать ложки, можно приступать к игре в различных вариационных приемах. Ложками, которые держатся в правой руке, можно ударять практически по всем частям нашего тела.

        Вся работа по обучению приемам игры на ложках проводится под музыкальное сопровождение.

        Несколько учащихся из состава группы осваивают приемы игры на трещотках и бубне. Здесь основной акцент ставится на хорошее ощущение ритмических рисунков.

        Под музыку русской народной песни «На горе – то калина» начинается инструментовка и постановка концертного номера, который дети должны продемонстрировать в конце занятия.

20 мин.

Сообщающая беседа, самостоятельная работа.

6

Подведение итогов практической работы.

     Итак, мы с вами выучили и подготовили первый в вашей творческой жизни концертный номер с использованием русских народных ударных и шумовых инструментов.

    Целесообразно в конце занятия поблагодарить детей за участие на данном занятии.

3 мин.

7

Заключительная часть занятия.

В заключительной части занятия учащиеся демонстрируют, подготовленный ими концертный номер – русская народная песня «На горе-то калина»

2 мин.

Демонстрация самостоятельной работы.

13.Результаты открытого занятия

У обучающихся должны сложиться общие представления об истории русских народных инструментах, освоение ими приемов игры на народных инструментах. Результатами занятия должны быть: проявление интереса у детей к данному виду творчества, организованная успешная работа детей в самостоятельном выполнении задания.

14. Методическое обеспечение занятия

Методическим обеспечением открытого занятия являются:

  • материалы электронных презентаций, записанные на электронном носителе (диск); 
  • наглядное пособие: фотографии народных инструментов;
  • комплект шумовых и ударных народных инструментов;
  • видеофильм концертных выступлений ансамбля «Коробейники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по защите творческих проектов

Цель занятия: создание условий для развития адекватной самооценки учащихся при защите творческих работ и проектов. Повторение алгоритма выполнения проекта.Задачи занятия.Развивающие– расширение знаний...

Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"

Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"...

Проект открытого занятия по теме "Профориентация". Хочу,могу, надо.

Проект открытого занятия по теме Профориентация." Хочу,могу,надо" посвящен проблеме осознанного выбора профессии,использованы разнообразные формы и методы работы(беседы,лекция,проблемная ситуация,груп...

План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»

План-проект открытого занятия на тему: «Волшебное путешествие»...

Проект открытого занятия «Трёхмерное моделирование»

Зачётное итоговое занятие по результатам освоения курса по техническому черчению с применением компьютерной программы "Компас" 2D и "Компас" 3D...

Проект открытого занятия "Создание виртуального салона мод «Гармония»"

     Открытое занятие направлено на формирование у учащихся пониманий о необычных подходах при пошиве изделий знаменитого модельера-конструктора Н.П. Ломановой; знакомство с проб...

Проект открытого занятия по макраме в группе 2-го года обучения, раздел "Грамматика" , материал для методического объединения.

Проект содержит подробный конспект занятия для учащихся 2-го года обучения по макраме. В тексте приводится характеристика особенностей учебной группы, описание программы и места занятия в учебном курс...