Занятие по декоративно - прикладному творчеству " Рождественские обряды. "Паук".
методическая разработка

Яковлева Елена Ольгердовна

Занятие по декоративно - прикладному творчеству. Проведено 16. 01. 2014 преподавателем ДХШ г. Десногорска Яковлевой Е.О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauk.docx108.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по декоративно - прикладному творчеству

Проведено 16. 01. 2014 преподавателем ДХШ г. Десногорска Яковлевой Е.О.

«Рождественские обряды. Паук».

Цели:

- ознакомить  и формировать у детей представления о применения соломы в крестьянском быту, познакомить с историей  возникновения промысла плетения из соломы ;

-развивать  познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку;

- воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к  выполненным работам.

 Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, изготовить элемент «Рождественского паука» из соломы (или из трубочек для коктейля).

Методы:

беседа, наглядность, практическая работа.

Форма мероприятия:

Беседа, игра и практическая работа.

Возраст детей: 7-9 лет.

Место  проведения: учебный кабинет

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, наглядные пособия, солома (или 10 трубочек для коктейля), ножницы, длинная игла и нитки (или тонкая проволока).

 Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы,  усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме  в форме рассказа.

3. Игра – викторина.

4. Практическая работа – изготовление «Паука»

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию. Знакомство обучающихся с  целями  и задачами  занятия.

  1. Сообщение новых знаний по теме.

А. Коринфский

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки, горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят,
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
«Христославы! Христославы!»
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…

Во всём мире говорят, что в России Рождество отмечают не так, как в остальных христианских странах. Католическое рождество отмечается в декабре, а православное – только в январе. Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1918 года они были почти забыты. Празднование Рождества тогда было запрещено, и осталось только празднование Нового года.

Однако в последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. В этот день люди радуются, вспоминая рождение Христа – снисхождение и единение Бога с человеком, как говорит нам церковь.

В старину Рождества ожидали весь год, и тщательно к нему готовились. В доме обязательно делали генеральную уборку, наряжали ёлку, готовили угощение к праздничному столу. В день перед Рождеством – сочельник, трапеза была только одна – ужин. Люди воздерживались от еды до самого вечера – до первой звезды.

На ужин подавались постные, или, как сейчас говорят, вегетарианские блюда: вареники, запеканки, овощи, разрешалась также рыба.

А на Рождество стол украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Таким образом, люди хотели сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо считалось символом крепости и прочности.

В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос.

 В России на Рождество принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господня. Гадали, прежде всего, на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши.

В наше время на Рождество принято наряжать в доме ёлку. А в стародавние времена в крестьянских домах во время рождественских праздников в самом почетном месте дома – под потолок в Красном углу, каждый год подвешивали  декоративные конструкции из соломы – «пауков».  Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенные к потолку, такие конструкции  напоминают искусно сплетенную паутину, наверное, потому и называют их так. «Паук» находится в постоянном движении от теплого воздуха, вращается в разные стороны.

Строгая гармония форм и движения «паука» была направлена на оберег дома и его хозяев: в паутину вбиралась вся негативная энергия, присутствовавшая в доме. Каждый год повторялся цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый. «Паука» подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, дарить эстетическое удовольствие – назначение этих удивительных конструкций.

Самая распространенная форма «пауков» – пирамидальная. «Пауки» в форме шара символизировали солнце, их изготавливали во времена языческих верований на весенний новый год. В Беларуси, кстати, и сейчас продаются такие соломенные сувениры.

http://www.hnh.ru/file/0002/1754.jpg  1755  1759  1761 

1763  1762

3. Игры с соломкой.

Ребята, давайте немножко поиграем. Желающие поиграть выходите ко мне. 

«Бирюльки» (Для игры нужно 2 команды )

Бирюльки — короткие соломенные трубочки. Тоненькой верхней соломинкой — крючком  из кучки бирюлек играющий по очереди поддевает соломинку так, чтобы не шевельнуть соседнюю. В случае неудачи крючок переходит в руки соперника. Побеждает тот, кто смог вытащить из вороха как можно больше соломинок.

 «Соломинки»

Соломинки рассыпаются на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры.

Правила

1.      Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой высоты.

2.      Брать их можно рукой или длинной соломинкой с крючком на конце.

Указания к проведению

Соломинки делают одинаковой толщины и длины (10-15см). На каждого играющего должно быть 10 соломинок.

 

«Дятел»

Дети собираются на площадке, выбирают водящего — дятла. Все встают в пары и образуют круг, «дятел» встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

«Дятел» отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он «дятел». Игра повторяется.

«Держи меня, соломинка»

На стол (стул или просто прочную поверхность) ставятся два стакана. Задача игроков - как можно быстрее перелить воду из одного стакана в другой с помощью соломинки.

«Соберем зерно в колосок»

Дети встают парами друг за другом — это колосок. Под музыку все разбегаются — это зерна рассыпались. По сигналу: «Колосок!» - дети ищут свою пару и пытаются построиться. Водящий — мышка — ловит зерна. Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Гадание на соломе.

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать в солому.

Участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание

4. Практическая работа – изготовление «Паука»

 1261842732_16

«Пауки» собираются из отдельных пространственных ромбических элементов . Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник (1). Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару - от центра, третью - к центру, четвертую - от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре (2). Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий - отвести в противоположную сторону и тоже связать (3). Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.

5. Подведение итогов мероприятия.

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас: (Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии? 

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой? 

Какие у вас есть вопросы ко мне?

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1.О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции

2.О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

3.Славянское творчество - matricca.ru/news_

Фото с занятия:

P1161582     P1161599


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Занятие по декоративно-прикладному творчеству "Разноцветные цепочки"

На занятии закрепляются навыки вырезания ножницами, работы с клеем; дети учатся делать цепочки из разноцветной бумаги; развивабтся творческие способности, память, мелкая моторика рук; воспитывается ус...

Открытое внеурочное занятие по декоративно-прикладному творчеству в 6 классе "Скрапбукинг"

Открытое внеурочное занятие по внеурочной деятельности в 6 классе "Декоративно-прикладное творчество" на тему: "Скрапбукинг"....

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству "Цветочные фантазии в технике квилинга"

Тема:    Цветочные фантазии в технике квиллинг.  Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству на тему: «Бисероплетение «Цветы – цепочки»

Воспитание интереса у несовершеннолетних к декоративно - прикладному творчеству....

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Рождественский сувенир" "Изготовление новогодней открытки с использованием пуговиц"

Мастер-класс по изготовлению новогодней открытки с использованием пуговиц. Мастер-класс проводился в рамках фестваля "Рождественский сувенир".Цель: выполнить новогоднюю открытку с применение...