Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству "Цветочные фантазии в технике квилинга"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Галактионова Ирина Юрьевна                                               воспитатель школы-интерната

 

Тема:    Цветочные фантазии в технике квиллинг.

 

Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи:

Обучающие:

  • способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга, с его основными элементами.
  • формировать умения следовать устным инструкциям, уметь работать с таблицами;

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • совершенствовать    мелкую    моторику    рук, развивать глазомер;

Воспитывающие:

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить   аккуратности,   умению   бережно     использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  •  расширять коммуникативные способности детей.

 

Методическое оснащение занятия:

  • образцы работ в данной технике;
  • выставка иллюстраций и книг;
  • презентация;

 

Инструменты и материалы:

двусторонние цветные полоски бумаги, картон, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, инструмент для скручивания полосок, клей ПВА, ножницы, кисточка.

 

Методы обучения:

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).

 

Форма организации занятия:

работа в группах, презентация своих работ (мини-выставка).

 

Словарная работа:

  • квиллинг;
  • бумагокручение;
  • бумажная филигрань;
  • бумажное кружево.

 

Оборудование:

Звукозаписи  «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Звуки окружающего мира», проектор.

                                                         

План занятия.

 

  1. Организационный момент.

 

-Добрый день, ребята, уважаемые родители и гости. Сегодня у нас необычное занятие, в нём примут участие дети, родители и педагоги.

 

- Занятие приурочено к предстоящему празднику  …        

(Международному женскому дню 8 Марта)

-Существует обычай на праздники дарить подарки.

 

-Что же подарить любимой маме, бабушке, сестрёнке на праздник?

(ответы детей)

-Принято считать, что самый лучший подарок для женщин – это цветы. Их насчитывается более 270 тысяч в мире. Это  комнатные, полевые, садовые и даже есть цветы на водоёмах.  А знаете ли вы их, покажет игра «Узнай  цветок».

(на доске фотографии цветов)

-Я буду загадывать загадки о цветах. Отгадав, поставьте изображение цветов в ряд, напишите над ним первую букву названия и в результате перед вами откроется ключевое слово к нашему занятию.

 

Загадки.

 

  1. То фиолетовый, то голубой,

       Он на опушке встречался с тобой.

       Названье ему очень звонкое дали,

       Но только звенеть он сумеет едва ли.

(колокольчик)

  1. Колосится в поле рожь.

       Там, во ржи, цветок найдёшь.

       Ярко-синий и пушистый,

       Только жаль, что не душистый.          

(василёк)

  1. Я — травянистое растение

       С цветком сиреневого цвета.

       Но переставьте ударение —

       И превращаюсь я в конфету.

(ирис)

  1. Цветёт он майскою порой,

       Его найдёшь в тени лесной:

       На стебельке, как бусы в ряд,

       Цветы душистые висят.    

(ландыш)

  1. На воде увидел ты

 Белоснежные цветы.

 Эти жители реки

 На ночь прячут лепестки.

(лилии водяные)

  1. Хороша трава - красная голова:

             И медку подарит, и чайку заварит.

(иван-чай)

  1. Вот полянка, вся в цветочках,

             Словно в светло-синих точках.

             Соберу здесь для Анютки

             Голубые …     

(незабудки)

  1. Все знакомы с ними:

Яркие, как пламя,

Они однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми …          

( гвоздиками)

-Прочитайте ключевое слово.

КВИЛЛИНГ

-Тема нашего занятия «Цветочные фантазии в технике квиллинг».

(дети читают на доске)

-Предлагаю посмотреть презентацию. После просмотра постарайтесь сформулировать цели занятия

 

(презентация «Цветочные фантазии», муз. П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

 

Постановка целей и задач занятия.

 

-Какие цели вы поставите для себя на занятии?

(ответы детей)

- Сегодня вы познакомитесь с техникой бумажной пластики – квиллинг. Узнаете историю возникновения этого вида рукоделия, научитесь выполнять основные элементы квиллинга, соберёте композицию.

 

Изучение нового материала.

 

Квиллинг (слайд №1)

 

-Где можно узнать значение этого слова?

(интернет, специальная литература, энциклопедии)

Работа с книгами.

(дети зачитывают из книг определение слова «квиллинг»)

Презентация

 

  • №2.  Что такое квиллинг?
  • №3.  История возникновения квиллинга.
  • №4.  Работы в технике квиллинг.
  • №5.  Материалы и инструменты. (показ инструментов, инструктаж по технике безопасности).

 

Пальчиковая гимнастика. (под пение птиц, шум ветра и дождя).

 

-Прежде чем приступить к работе, выполним пальчиковую гимнастику.

 

  • №6.  Основные элементы  квиллинга.

 

-Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. выполняются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, путём накручивания.

 

Техника квиллинга

  • Берем инструмент и полоску, вставляем кончик полоски в прорезь инструмента и начинаем накручивать ее, создавая равномерное натяжение.
  • Теперь аккуратно снимаем накрученную полоску с инструмента. То, что получилось, называется роллом или спиралью.
  • Если на данном этапе приклеить кончик, то мы получим одну из  фигур - тугой ролл (тугую спираль).
  • Но самым основным элементом в квиллинге является свободный ролл (свободная спираль).

      Он получается, когда у тугой спирали кончик приклеиваем не сразу, а даем бумаге     

 раскрутиться до нужной степени, а уже после этого фиксируем конец.

  • Именно из этой фигуры получается большой спектр других форм. Такие формы называются закрытыми.
  • Капля: центр свободной спирали сдвинем в одну сторону, а другую сожмем двумя пальцами и отпустим.
  • Треугольник: делаем каплю, а затем округлую часть сплющиваем, чтобы она стала прямой.
  • Стрела: делаем треугольник, после чего середину его основания вдавливаем внутрь.
  • Глаз (листок): сожмем одновременно с двух сторон свободную спираль и отпусти.
  • Полукруг: Защипываем две области свободной спирали и выпрямляем с одной стороны пространство между ними.
  • Полумесяц: делаем полукруг, потом продавливаем середину прямой области.
  • Прямоугольник: Делаем листок, а затем аналогично сжимаем две оставшиеся стороны

      Выравниваем углы.

Открытые формы

  • Рожки: берем полоску, складываем пополам, и каждую половинку закручиваем наружу в противоположные стороны.  
  • Завиток: не сгибая полоску, закручиваем одну ее половинку в одну сторону, а другую - в другую.
  • Веточка: складываем полоску в соотношении примерно 2 к 1 и обе части закручиваем в одну сторону.
  • Сердечко: сгибаем полоску пополам и каждую половинку закручиваем внутрь.

выполнение

Практическая работа.

 

-Мы познакомились с основными элементами квиллинга, а теперь каждый из вас попробует сделать цветок и листья из этих элементов. К концу занятия каждая группа попытается оформить коллективный подарок в технике квиллинг.

 

- Что вы будете оформлять?

предлагают

1-ая группа – вазу,

2-ая – подарочную коробку,

3-я – картину.

 

- Ваши требования к работе?

аккуратность, цветовое решение, композиция. Выполнение правил техники безопасности, содержать в порядке рабочее место.

(Педагог наблюдает за правильностью выполнения работы, оказывает индивидуальную помощь).

 

Закрепление изученного.

 

- Мы с вами много узнали на этом занятии, научились изготовлять различные элементы и чтобы проверить, как внимательны вы были и что заполнили, ответьте на вопросы викторины.

 

- Где и когда возникло искусство бумагокручения?

(в Европе в конце XIV - начале XV века)

- Как еще можно называть бумагокручение?

(квиллинг, бумажная филигрань)

- Какие изделия можно выполнять в технике квиллинга?

(панно, картины, аппликации, объемные сувениры)

- Чем отличаются открытые и закрытые элементы?

(Закрытые дела-ются из склеенной круглой формы, а открытые делают-ся без клея, только накручивая их).

-Какие формы открытых и закрытых элементов вы запомнили?

(… … …)

Уборка рабочих мест.

 

Подведение итогов занятия.

 

Каждая группа представляет своё изделие, рассказывает, из каких элементов выполнены цветы.

 

- Что больше всего понравилось на занятии?

(ответы детей)

- Что нового вы для себя открыли?

(ответы детей)

- Какие эмоции вы испытывали на занятии?

(ответы детей)

- Что у вас получилось и не получилось на занятии?

(ответы детей)

- Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Подарок, сделанный своими руками, приятен и для того, кто его изготовил и особенно для того, кто такой подарок получит. Ведь он сделан с огромной любовью!

Надеюсь, что знания, приобретенные сегодня на занятии, помогут в решении творческих задач не только на уроках  труда, но и в жизни.  Я  хочу пожелать вам всегда учиться чему - то новому, делиться знаниями с товарищами и конечно же доводить начатое дело до конца. Спасибо за работу. До встречи на следующем занятии.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"

Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся  с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству на тему: «Бисероплетение «Цветы – цепочки»

Воспитание интереса у несовершеннолетних к декоративно - прикладному творчеству....

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству ТЕМА « Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ»

Тема занятия «Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ» является темой раздела «Знакомство с понятиями формы и цвета элементов аппликации» по предмету «Декоративно - прикладное творче...