ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся имеет большое значение.  Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

        Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Это неоднократно подчеркивалось в нормативных документах Правительства и Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг., районная Программа по патриотическому воспитанию , «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и др. В этих документах большое внимание  уделено роли дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, в частности республиканским образовательным программам по воспитанию патриотизма. В качестве примера реализации программы по воспитанию патриотизма и гражданственности в учреждении дополнительного образования  можно назвать деятельность Дома детского творчества.

      Деятельность ДДТ охватывает 860 детей и подростков, которые занимаются в    44   творческих объединениях  по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы обучающихся  и творческих коллективов на  всероссийских, региональных и районных конкурсах, в частности, посвященных патриотической проблематике. При Доме детского творчества действует  объединения туристско- краеведческой направленности. Педагоги дополнительного образования ведут занятия по дополнительным образовательным программам:

 ( при МОУ Приволжская СОШ обьединение «Мередиан»- педагог д/образования  Данилова Л.В.; при МБУОД ДДТ обьединение «Лидер» - педагог д / образования Онеева Л.А.).; при МОУ Карайская ООШ обьединение «Юный краевед» - педагог дополнитьельного образования Гордеева А.В.; при МОУ Паратская СОШ объединение «Юный краевед» - педагог дополнительного образования Михайлова М.М.; при МОУ Сотнурская СОШ объединение «Мой край» - педагог дополнительного образования  Ямбулатова А.Е.; при МОУ Большекарамасская ООШ объединение «Чоткар тукым» - педагог дополнительного образования Сапаев А.А. Объединение «Поиск» при МБУОД  ДДТ проводится в музее, созданной совместными усилиями детей и педагогов ДДТ. Занятия по краеведению приобщают обучающихся к культуре и быту родного края.  Военно-патриотическое обьединение  «СОБР» , работающие от дома детского творчества при МОУ Сотнурская СОШ - педагог дополнительного образования Иванов О.В., нацелено в своей деятельности на социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

      ДДТ сотрудничает с  районными образовательными учреждениями, учреждениями  культуры, спорта,  с республиканским центром по туризму «Роза ветров» ,с республиканским Дворцом  творчества детей и молодежи, с районным и республиканским   СМИ. Существование в ДДТ комплексной системы воспитания и дополнительного образования, заинтересованной в творческом развитии детей и молодежи, помогает их самоопределению, направляет на здоровый образ жизни, позволяет растить патриотов.

Занятия проводят в различных формах. Это экскурсии, викторины, поисково-исследовательская деятельность, конкурсы, соревнования, конференции, однодневные походы и др.

Наши дети становятся активными участниками различных конкурсов на муниципальном, республиканском и российском уровнях очно и заочно.

Педагоги и методисты также занимают активную жизненную позицию: выезжают на соревнования, выступают с опытом работы на конференциях педагогического мастерства, семинарах, издают методические пособия.

Так, Данилова Л.В. заняла 3-е место на туристских соревнованиях Татчумара 2015 в группе Ж-50; Михайлова М.М. в очередной раз со своей ученицей Малининой Викторией стала участницей Республиканской конференции по «православному краеведению»; Гордеева А.В. – республиканского семинара по «Организации работы школьного музея».

Год для нас (как и в целом для страны и мира) был особенным – юбилей 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Много мероприятий было посвящено этой дате: массовые встречи с детьми с рассказами-материалами о ветеранах, фотоконкурсы. В честь 70 – летнего юбилея Великой  Победы  методистом Яндимировой А.М. выпущен сборник «А память нам покоя не дает».

 Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывная его связь с  историей, культурой, достижениями, проблемами , что составляет  духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Учреждение дополнительного образования, благодаря своему воспитательному потенциалу, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

           Но реализация  патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования  нового содержания, форм и методов патриотического воспитания. Появляется необходимость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания обучающихся. Только через активное вовлечение в такого рода деятельность и сознательное участие в ней,  можно достигнуть успехов в этом направлении.    

          Проектная и исследовательская  деятельность является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания  школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства, нашего края  через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, района, поселка, а потом  подготовка и проведение  исторических краеведческих исследовательских конкурсов, а значит, осознание своей социальной значимости, останется в душе ребенка на долгие годы.

           Результат такого творчества – защита проекта на внутриучрежденческом этапе конкурса, районном и особенно областном финале конкурса. Таким образом, вместе с нашей страной школьники отмечают события важного государственного, исторического значения

          На районной краеведческой конференции исследовательских работ «Край родной марийский» по направлению «Военная история» Николаева Алена, Смоляков Алексей, Иванова Антонина, Ипатова Татьяна, обучающиеся таких объединений как « Мой край», «Поиск», «Юный краевед» педагогов дополнительного образования Ямбулатовой А.Е., Онеевой Л.А., Гордеевой А.В. стали дипломантами различных степеней. (цель: приобщение обучающихся к изучению марийской истории  как составляющей  истории Отечества, бережное отношение к историческому наследию нашего общества), на межрайонном спортивном соревнование «Вперед юноармейцы» воспитанники объединения «Юный краевед» при МОУ Карайская ООШ заняли призовое место ( цель: патриотическое воспитание учащихся на основе лучших традиций изучения природы и истории родного края) также на районной научно- практической конференции «Мой первый шаг в науку» обучающаяся этого же  объединения Захарова Полина Заняла призовое место

 ; на районной спартакиаде допризывной молодежи и в военно-спортивной игре, посвященной Дню конституции и Дню героя Отечества (целью проведения этого конкурса  является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе лучших традиций Марийской земли)- обучающиеся объединения «СОБР» Яковлев Дмитрий и Логинов Юрий   (педагог дополнительного образования Иванов О.В.) заняли  призовые места ;  в республиканском   первенстве по пулевой стрельбе  обучающийся объединения «СОБР» Митякова Анна стала дипломанткой .

         Модифицированные общеобразовательные программы «Веселые ребята», «Фантазеры», «Свечечка», «Веселая семейка», «Семья» работающие от дома детского творчества (педагоги Кожевникова С.А., Мосунова И.Е., Чернова А, Е., Скворцова Е.И.), нацелены в своей деятельности на социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

      ДДТ сотрудничает с  районными образовательными учреждениями, учреждениями  культуры, спорта,  республиканским Дворцом творчества детей и молодежи ,  СМИ,. Существование в ДДТ комплексной системы воспитания и дополнительного образования, заинтересованной в творческом развитии детей и молодежи, помогает их самоопределению, направляет на здоровый образ жизни, позволяет растить патриотов.

  Конечно, на местном уровне над формированием патриотической позиции детей и молодежи учреждения дополнительного образования работают не сами по себе, а во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.

 

Используемая литература:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.    

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности

5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_grazhdanskom_i_patr.vospitanii.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на Педагогические чтения

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор: Боякова С.Г. – методист МБУДО «ДДТ»

         Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся имеет большое значение.  Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

        Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Это неоднократно подчеркивалось в нормативных документах Правительства и Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг., районная Программа по патриотическому воспитанию , «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и др. В этих документах большое внимание  уделено роли дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, в частности республиканским образовательным программам по воспитанию патриотизма. В качестве примера реализации программы по воспитанию патриотизма и гражданственности в учреждении дополнительного образования  можно назвать деятельность Дома детского творчества.

      Деятельность ДДТ охватывает 860 детей и подростков, которые занимаются в    44   творческих объединениях  по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы обучающихся  и творческих коллективов на  всероссийских, региональных и районных конкурсах, в частности, посвященных патриотической проблематике. При Доме детского творчества действует  объединения туристско- краеведческой направленности. Педагоги дополнительного образования ведут занятия по дополнительным образовательным программам:

 ( при МОУ Приволжская СОШ обьединение «Мередиан»- педагог д/образования  Данилова Л.В.; при МБУОД ДДТ обьединение «Лидер» - педагог д / образования Онеева Л.А.).; при МОУ Карайская ООШ обьединение «Юный краевед» - педагог дополнитьельного образования Гордеева А.В.; при МОУ Паратская СОШ объединение «Юный краевед» - педагог дополнительного образования Михайлова М.М.; при МОУ Сотнурская СОШ объединение «Мой край» - педагог дополнительного образования  Ямбулатова А.Е.; при МОУ Большекарамасская ООШ объединение «Чоткар тукым» - педагог дополнительного образования Сапаев А.А. Объединение «Поиск» при МБУОД  ДДТ проводится в музее, созданной совместными усилиями детей и педагогов ДДТ. Занятия по краеведению приобщают обучающихся к культуре и быту родного края.  Военно-патриотическое обьединение  «СОБР» , работающие от дома детского творчества при МОУ Сотнурская СОШ - педагог дополнительного образования Иванов О.В., нацелено в своей деятельности на социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

      ДДТ сотрудничает с  районными образовательными учреждениями, учреждениями  культуры, спорта,  с республиканским центром по туризму «Роза ветров» ,с республиканским Дворцом  творчества детей и молодежи, с районным и республиканским   СМИ. Существование в ДДТ комплексной системы воспитания и дополнительного образования, заинтересованной в творческом развитии детей и молодежи, помогает их самоопределению, направляет на здоровый образ жизни, позволяет растить патриотов.

Занятия проводят в различных формах. Это экскурсии, викторины, поисково-исследовательская деятельность, конкурсы, соревнования, конференции, однодневные походы и др.

Наши дети становятся активными участниками различных конкурсов на муниципальном, республиканском и российском уровнях очно и заочно.

Педагоги и методисты также занимают активную жизненную позицию: выезжают на соревнования, выступают с опытом работы на конференциях педагогического мастерства, семинарах, издают методические пособия.

Так, Данилова Л.В. заняла 3-е место на туристских соревнованиях Татчумара 2015 в группе Ж-50; Михайлова М.М. в очередной раз со своей ученицей Малининой Викторией стала участницей Республиканской конференции по «православному краеведению»; Гордеева А.В. – республиканского семинара по «Организации работы школьного музея».

Год для нас (как и в целом для страны и мира) был особенным – юбилей 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Много мероприятий было посвящено этой дате: массовые встречи с детьми с рассказами-материалами о ветеранах, фотоконкурсы. В честь 70 – летнего юбилея Великой  Победы  методистом Яндимировой А.М. выпущен сборник «А память нам покоя не дает».

 Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывная его связь с  историей, культурой, достижениями, проблемами , что составляет  духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Учреждение дополнительного образования, благодаря своему воспитательному потенциалу, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

           Но реализация  патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования  нового содержания, форм и методов патриотического воспитания. Появляется необходимость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания обучающихся. Только через активное вовлечение в такого рода деятельность и сознательное участие в ней,  можно достигнуть успехов в этом направлении.    

          Проектная и исследовательская  деятельность является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания  школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства, нашего края  через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, района, поселка, а потом  подготовка и проведение  исторических краеведческих исследовательских конкурсов, а значит, осознание своей социальной значимости, останется в душе ребенка на долгие годы.

           Результат такого творчества – защита проекта на внутриучрежденческом этапе конкурса, районном и особенно областном финале конкурса. Таким образом, вместе с нашей страной школьники отмечают события важного государственного, исторического значения

          На районной краеведческой конференции исследовательских работ «Край родной марийский» по направлению «Военная история» Николаева Алена, Смоляков Алексей, Иванова Антонина, Ипатова Татьяна, обучающиеся таких объединений как « Мой край», «Поиск», «Юный краевед» педагогов дополнительного образования Ямбулатовой А.Е., Онеевой Л.А., Гордеевой А.В. стали дипломантами различных степеней. (цель: приобщение обучающихся к изучению марийской истории  как составляющей  истории Отечества, бережное отношение к историческому наследию нашего общества), на межрайонном спортивном соревнование «Вперед юноармейцы» воспитанники объединения «Юный краевед» при МОУ Карайская ООШ заняли призовое место ( цель: патриотическое воспитание учащихся на основе лучших традиций изучения природы и истории родного края) также на районной научно- практической конференции «Мой первый шаг в науку» обучающаяся этого же  объединения Захарова Полина Заняла призовое место

 ; на районной спартакиаде допризывной молодежи и в военно-спортивной игре, посвященной Дню конституции и Дню героя Отечества (целью проведения этого конкурса  является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе лучших традиций Марийской земли)- обучающиеся объединения «СОБР» Яковлев Дмитрий и Логинов Юрий   (педагог дополнительного образования Иванов О.В.) заняли  призовые места ;  в республиканском   первенстве по пулевой стрельбе  обучающийся объединения «СОБР» Митякова Анна стала дипломанткой .

         Модифицированные общеобразовательные программы «Веселые ребята», «Фантазеры», «Свечечка», «Веселая семейка», «Семья» работающие от дома детского творчества (педагоги Кожевникова С.А., Мосунова И.Е., Чернова А, Е., Скворцова Е.И.), нацелены в своей деятельности на социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

      ДДТ сотрудничает с  районными образовательными учреждениями, учреждениями  культуры, спорта,  республиканским Дворцом творчества детей и молодежи ,  СМИ,. Существование в ДДТ комплексной системы воспитания и дополнительного образования, заинтересованной в творческом развитии детей и молодежи, помогает их самоопределению, направляет на здоровый образ жизни, позволяет растить патриотов.

  Конечно, на местном уровне над формированием патриотической позиции детей и молодежи учреждения дополнительного образования работают не сами по себе, а во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.

Используемая литература:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.    

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности

5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение.  Осн...

Аттестация обучающихся в учреждениях дополнительного образования

В статье описана процедура аттестации обучающихся в конкретном учреждении....

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Использование различных физминуток и пальчиковых игр на занятиях в творческих объединениях, как здоровьесберегающий фактор....

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...