ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными организациями района.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области
ДОКЛАД
на Педагогические чтения
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Автор: методист МБОУ ДОД
Центра детского творчества
Лабецкая Галина Юрьевна
Р.п. Красные Баки
2012 год
Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Это неоднократно подчеркивалось в нормативных документах Правительства и Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.,районная Программа по патриотическому воспитанию до 2015г., «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и др. В этих документах большое внимание уделено роли дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, в частности региональным образовательным программам по воспитанию патриотизма. В качестве примера реализации программы по воспитанию патриотизма и гражданственности в учреждении дополнительного образования можно назвать деятельность Центра детского творчества, работающего с 1991 года. В настоящее время Центр детского творчества является многопрофильным учреждением и методическим центром по организации воспитательной работы в Краснобаковском районе как для системы общего, так и дополнительного образования.
Деятельность ЦДТ охватывает 580 детей и подростков, которые занимаются в 41 творческом объединении по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы обучающихся и творческих коллективов на всероссийских, региональных и районных конкурсах, в частности, посвященных патриотической проблематике: такие как, Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», Всероссийская акция «Я- гражданин России», которая направлена на формирование у молодых граждан активной гражданской позиции, социализацию обучающихся образовательных учреждений.
В 2011 году в рамках проектной линии «Мир. Искусство. Человек.» был проведен районный конкурс "Мальчишник", посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Конкурс проводился в целях привлечения внимания общественности к проблемам воспитания мальчиков, как граждан, патриотов, защитников Отечества; содействия духовному и физическому совершенствованию подрастающего поколения. В конкурсе приняли участие 36 участников из 9 образовательных учреждений района в 5 номинациях. Победители районного этапа конкурса в номинациях « Показательные выступления спортивного направления (гири)», «Показательные выступления по военному делу», «Выступления исполнительских коллективов» приняли участие в зональном этапе, который состоялся в г.Семенов. По итогам зонального конкурса участники были награждены грамотами и подарками. Обучающийся МБОУ Ветлужской средней школы Кучкаров Егор (рук. Доброва Н.Е.) стал победителем зонального этапа конкурса в номинации «Исполнительское творчество» и дипломантом областного этапа конкурса. На протяжении последних трех лет данный конкурс является востребованным среди образовательных учреждений, так как способствует становлению гражданского сознания, ответственности за будущее своей страны, развитие и пропаганде различных форм организации досуговой деятельности мальчиков и юношей. Творческий конкурс "Овеянные славою флаг наш и герб», посвященный истории государственной символики Российской Федерации был направлен на:
-популяризацию государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
- стимулирование работы педагогических коллективов по изучению и популяризации государственной символики Российской Федерации.
- изучение обучающимися и педагогами истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории;
В конкурсе в 2010г. приняли участие 6 образовательных учреждений. Конкурс остается стабильно востребованным среди образовательных учреждений, отмечается ежегодный рост числа участников.
По итогам районного конкурса были отмечены 7 работ обучающихся и педагогов, лучшие 5 работ были направлены на областной этап конкурса.
В 2012 году данный конкурс прошел под названием «С малой Родины начинается Россия» и проводился с целью воспитания идей патриотизма, гордости за свою малую родину и чувства гражданственности.
На районный этап конкурса была прислана 41 работа в номинациях: "Компьютерная графика", "Электронная презентация", Видеоролик "Моя Россия - моя страна", "Литературное творчество", "Методические материалы". В конкурсе приняли участие 28 обучающихся и 12 педагогических работников из 8 образовательных учреждений района. Победителями и призерами конкурса стали 23 участника, лучшие 17 работ были направлены на областной этап конкурса.
По итогам областного этапа обучающаяся МАОУ СОШ №1 р.п. Красные Баки Разина Мария, стала победителем в номинации Видеоролик "Моя Россия - моя страна".
Традиционно проводятся исторический конкурс «Моя семья в истории страны» (цель: приобщение обучающихся к изучению истории семьи как составляющей истории Отечества, бережное отношение к историческому наследию нашего общества), краеведческая- географическая викторина «Край Нижегородский»( цель: патриотическое воспитание учащихся на основе лучших традиций изучения природы и истории родного края); исторический конкурс «История выборов Нижегородской губернии» (целью проведения этого исторического конкурса является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе лучших традиций отечественной и региональной истории и истории Нижегородской земли)- кружковцы Яблоков Никита и Веселов Денис (педагог Новохацкий А.В.) заняли призовое место в 2011/2012 учебном году в областном этапе конкурса; исторические исследовательские конкурсы «Взгляд через века. К истории Нижегородского ополчения» , где приняли участие 7 ОУ, которые представили 20 творческих работ на районный конкурс) и «Путь на Москву. Подвиг Нижегородского ополчения» были посвящены 400-летию Нижегородского ополчения и проведены с целью гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе лучших традиций отечественной и региональной истории и культурных ценностей ( участвовало 6 ОУ, которые представили 11 творческих работ на районный конкурс).
С 2009 по 2012 учебные годы проведено соответственно 9,10,9 районных конкурсов по данной теме. Наиболее активно участвовали ОУ в таких конкурсах, как: «Мальчишник», «Моя семья в истории страны», «Овеянные славою флаг наш и герб», «История выборов в Нижегородской губернии», «Взгляд через века. К истории Нижегородского ополчения». Среди ОУ района наиболее активны обучающиеся и педагоги МАОУ СОШ№1,2, МБОУ Ветлужская, Прудовская средние школы, МБОУ ДОД Центр детского творчества.
Кроме проведения массовых мероприятий по тематике, в Центре детского творчества работает районный клуб «Берегиня» для педагогов, ответственных за краеведческую работу в ОУ (руководитель клуба Лабецкая Г.Ю.). Участников заседаний клуба нацеливаю на активизацию познавательной , исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования их гражданской позиции и на изучение родного края через проведение исторических и краеведческих конкурсов, через социальные проекты по этой тематике.
При Центре детского творчества действует 2 краеведческих кружка ( при ЦДТ- педагог д/образования Новохацкий А.В.; при МАОУ СОШ №2- педагог д / образования Батищева Н.А.). Кружок при ЦДТ проводится в музейной комнате, созданной совместными усилиями детей и педагогов Центра. Занятия по краеведению приобщают обучающихся к культуре и быту родного края. Военно-патриотические клубы «Спарта» и «Варяг», работающие от Центра детского творчества (педагоги Поткин В.А. и Колпаков В.Н.), нацелены в своей деятельности на социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
ЦДТ сотрудничает с районными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, спорта, областными Центрами дополнительного образования, депутатским корпусом, СМИ, телестудией «Наш край». Существование в ЦДТ комплексной системы воспитания и дополнительного образования, заинтересованной в творческом развитии детей и молодежи, помогает их самоопределению, направляет на здоровый образ жизни, позволяет растить патриотов.
Конечно, на местном уровне над формированием патриотической позиции детей и молодежи учреждения дополнительного образования работают не сами по себе, а во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.
Таким образом, учреждение дополнительного образования в масштабах районного центра может выступать в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования детей и подростков, в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитываем личность: Методический сборник авторских сценариев и разработок. - Сергиев Посад, 2008.
2. Федеральная программа развития образования в России (проект). - М., 1993.
3. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. - М, 2005.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области
ДОКЛАД
на Педагогические чтения
«Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения»
Автор: методист МБОУ ДОД
Центра детского творчества
Лабецкая Галина Юрьевна
Р.п. Красные Баки
2013 год
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Ф.Шиллер
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Всестороннее развитие школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
На современном этапе возросла роль дополнительного образования и занимает особое место. С принятием новых Стандартов Образования, инициативы «Новая школа», увеличивается требования к системе дополнительного образования. В связи с этим, дополнительное образование выходит на новую ступень своего развития. Я как работник этой сферы весьма это приветствую.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
В качестве примера объединения основного и дополнительного образования можно назвать деятельность Центра детского творчества. В настоящее время Центр детского творчества является многопрофильной организацией и методическим центром по организации учебной и воспитательной работы в Краснобаковском районе как для системы общего, так и дополнительного образования. В ЦДТ открыты на сегодняшний день 43 творческих объединения с охватом 813 детей по 6 направленностям: научно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно- патриотической, социально- педагогической.
Второй год педагоги организации привлекаются школами во внеурочную деятельность. Так, на базе МАОУ СОШ №1 р.п. Красные Баки ежедневно проводятся в 1,2,3 классах занятия творческих объединений «Этикет» (педагог Лабецкая Г.Ю.), «Школа юных инспекторов движения» (педагог Хренова Л.В.)- социально- педагогическая направленность; танцевальная студия «Мир танца» (педагог Цыганова Н.В.), «Волшебная бисеринка» ( педагог Погодина Н.Ю.)- художественная направленность; «Настольный теннис» (педагог Вахрамеев Е.В.) – физкультурно- спортивная направленность; оригами (педагог Вилкова С.В.) – научно- техническая направленность.
Обучающиеся 1,2,3 классов МАОУ СОШ№2 р.п. Красные Баки занимаются творческой деятельностью в кружках «Оригами» (педагог Вилкова С.В.)- научно- техническая направленность, «Акварелька» (педагог Маякова Л.В.), «Вязание спицами и крючком» (педагог Скворцова Е.А.) - художественная направленность.
В МАОУ Ветлужской СОШ педагог Ешкалов Д.В. проводит с детьми младших классов занятия по шахматам ( физкультурно- спортивная направленность). В филиале «Вдохновение» МБОУ ДОД Центра детского творчества (МАОУ Шеманихинская СОШ) школьники начальной школы под руководством педагога Борисенко Ю.В. обучаются в кружке «Волшебный завиток» (художественная направленность). Благодаря участию во внеурочной деятельности увеличилось количество кружковцев Центра детского творчества на 244 человека.
Все творческие объединения работают на основании Договора о сотрудничестве между МБОУ ДОД Центром детского творчества и образовательными организациями. Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школах имеются необходимые условия: занятия в школах проводятся в кабинетах начальных классов, оснащённых мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, используется актовый зал МАОУ СОШ №1. Педагоги дополнительного образования ЦДТ разработали для занятий дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий, в том числе, информационно-компьютерные технологии. Программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, художественное. социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающих.
Я сама, как педагог дополнительного образования, принимаю участие во внеурочной деятельности по этикету в рамках ФГОС. Имея
возможность свободного построения программ с учётом интересов детей, я выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок получил возможность реализовать свои способности и научился не отдельным умениям и навыкам, а овладел целой системой понятий, представлений, практических действий. Таким образом, дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, учатся «примерять» свои физические и психологические качества к разным ситуациям. Это даёт им преимущество в приобретении практического опыта и овладении различными знаниями и умениями.
Таким образом, прихожу к мысли, что дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка, предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Свою роль как педагога дополнительного образования, я вижу в выполнении следующих задач:
- Использовать в образовательном процессе новые образовательные стандарты;
- Формировать систему одаренности ;
- Сохранять и укреплять здоровье обучающихся;
-Научить ребёнка учиться и творить;
-Научить ребёнка сотрудничать;
-Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Заключение.
Из выше сказанного видно, что дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, у него будет больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов.
Используемая литература:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности .
5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» Ф.Шиллер
Дополнительное образование выходит на новую ступень развития
Творческая деятельность ребенка в ДО - первична
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА- МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ЦДТ ОРИГАМИ ЭТИКЕТ ЮИД
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ЦДТ ОРИГАМИ МИР ТАНЦА ЮИД ВОЛШЕБНАЯ БИСЕРИНКА НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Акварелька Оригами
Мир танца Оригами ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ
2012-2013гг 569 чел. 2013-2014гг. 813 чел.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Занятие «Приветствия в разных странах»
Использовать в образовательном процессе новые образовательные стандарты; Формировать систему одаренности ; Сохранять и укреплять здоровье обучающихся; Научить ребёнка учиться и творить; Научить ребёнка сотрудничать; Научить ребёнка успешно жить в современном обществе. РОЛЬ ПЕДАГОГА В НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование Творческое зерно для ребенка
Используемая литература: 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации». 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. Дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности . 5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области
Доклад на тему:
"Психолого-педагогическая деятельность педагога дополнительного образования"
педагог творческий эрудиция личность
Автор: методист Лабецкая Г.Ю.
р.п. Красные Баки
2012 г.
Образованию, как и всем сферам работы с человеком, нужны таланты. Они были нужны во все времена, но как никогда остро эта потребность обнаружилась в последние годы, в период интенсивного обновления отечественного образования. Талантливую, творческую, увлечённую, активную личность может взрастить только талантливый же и увлечённый педагог. Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога.
Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса творческих качеств: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать, педагогическая наблюдательность, распределённое внимание, умение передавать другим накопленные знания, способность понять и принять воспитанника, педагогическая эмпатия (сопереживание), умение проектировать развитие личности ребёнка и подростка, педагогический такт.
В личности педагога-воспитателя общие и специфические черты неразрывно слиты. Всю совокупность черт, характеризующих творческую личность, можно условно свести к четырём характеристикам: направленности, эрудиции, способностям и умениям, чертам характера.
Рассмотрим кратко эти характеристики.
Отправным и во многом определяющим пунктом творчества выступает направленность, нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению, стремление к поиску лучших решений в этой области.
Основа таких определяющих качеств, как умение чутко улавливать требования времени, понять, а насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и средства решения задач, встающих перед школой и образованием в целом, что, прежде всего, выражается в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию каждого обучающегося.
Творческой личности педагога присущи особая педагогическая увлечённость, ясное понимание "сверхзадачи" педагогического труда - воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребёнка или подростка, вера в его возможности. Педагогическая увлечённость, а порой даже и одержимость - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества.
Хорошо известно значение глубокой и разносторонней эрудированности педагога, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Для людей творческого склада ума материал из сфер, казалось бы, далёких от их профессиональной деятельности, нередко служит источником оригинальных идей и нестандартных решений.
Образный мир искусства, живые впечатления от наблюдений и встреч с людьми, фантастические возможности современной теле- и видеотехники- всё, что пропускает через себя педагог, становится источником развития его воображения, конструктивной мысли, эмоциональной сферы, превращается в строительный материал для будущих занятий, встреч, собеседований, проектов. Вот почему развитие творческих качеств личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Читать и думать о прочитанном, заниматься самообразованием, смотреть кинофильмы и спектакли, посещать различные выставки работ, увидеть собственными глазами памятные исторические места, встречаться с самыми различными людьми - без этого педагогу очень трудно "найти себя" в творческой деятельности.
Очень часто обсуждение вопроса об одарённости и талантливости педагога сводится к проблеме развития педагогических способностей. Эта важная составляющая личности педагога.
Педагогическим способностям уделено немало внимания в психологической литературе. Вообще под способностями понимают такие индивидуально -психологические свойства личности, благодаря которым обеспечивается успешное выполнение какой-либо деятельности и достижение высоких результатов при меньших затратах труда, а также успешное овладение определённой деятельностью.
Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие её способностям требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.
Имеется ряд подходов к выделению и классификации педагогических способностей: гностические (это умения извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности), проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организационные педагогические способности.
Другая классификация педагогических способностей: дидактические способности, которые проявляются: 1) в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал; 2) в наличии установки на учёт психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки и возможностей в самостоятельном выполнении задания; 3) в умении организовать занятие, подготовить обучающихся к восприятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать благоприятный эмоциональный настрой; 4) в умении перестраиваться по ходу занятия в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения детьми текущего учебного материала.
Академические способности связаны наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентностью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.
Перцептивные способности - это способность педагога проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность педагога, которая позволяет ему понимать личность обучающегося и малейшие изменения их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реагировании.
Речевые способности проявляются в умении педагога чётко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога должна быть обращена к обучающимся, способствовать активизированию их мысли и внимания, быть живой, образной, выразительной и т. д.
Организаторские способности - это способность педагога организовать коллектив творческого объединения, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать её, корректировать, контролировать, а также выработать у себя "чувство времени".
Авторитарные способности - возможность педагога оказать непосредственное эмоционально - волевое влияние на обучающегося, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убеждённость в чём-либо.
Коммуникативные способности - это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный подход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.
Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности обучающегося, в педагогическом оптимизме педагога, в его вере в человека.
Творческий процесс требует определённых умений и навыков. Собственно, способности и формируются, и проявляются в процессе деятельности, для продуктивного выполнения которой необходимы соответствующие умения. Поэтому процесс развития способностей всегда связан с приобретением умений и навыков.
Конструктивные и близкие к ним прогностические и проектировочные умения объединяют умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.
Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога дополнительного образования, а также с требованиями профессиональной работы (педагогическая графика, пение, владение техническими средствами, хореография и др.).
Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения - способность видеть себя со стороны, анализировать свою работу, выявлять и исправлять ошибки, осознавать и закреплять успехи.
Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений. Это умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу (предположение или догадка; утверждение), умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые сочетания известных элементов, искать альтернативу напрашивающемуся решению.
Все, кто так или иначе приобщён к творчеству, знают насколько нелёгок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжён с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно - волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, актуальность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые исследователю.
В заключении хочу сказать что психолого - педагогическое сопровождение педагогов дополнительного образования подразумевает повышение психологической и педагогической грамотности и компетентности.
Используемая литература
. Журнал Дополнительное образование 2007 г.,№4
. А. Г. Климов "Введение в психологию труда", 2007г.
. В. А. Загвязинский, Р. Атаханов "Методология и методы психолого-педагогического исследования", 3 -е издание Москва, Издательский центр "Академия" 2006 г.
Предварительный просмотр:
Доклад на методический Совет ИДЦ
«Проектная и исследовательская деятельность как средство воспитания патриотизма у обучающихся МАОУ ДО Центра детского творчества»
(январь 2014г.)
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывная его связь с историей, культурой, достижениями, проблемами , что составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.
Учреждение дополнительного образования, благодаря своему воспитательному потенциалу, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования нового содержания, форм и методов патриотического воспитания. Появляется необходимость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания обучающихся. Только через активное вовлечение в такого рода деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в этом направлении.
В районной целевой Программе «Патриотическое воспитание граждан Краснобаковского района на 2014–2016 годы» определено содержание, основные направления и пути развития формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».
Суть Программы - охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Наш Центр детского творчества также работает по этой Программе.
Проектная и исследовательская деятельность является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства, нашего края через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, области, поселка, а потом подготовка и проведение исторических краеведческих исследовательских конкурсов, а значит, осознание своей социальной значимости, останется в душе ребенка на долгие годы.
Ежегодно Центр детского творчества проводит районные исторические исследовательские конкурсы «Отечество», «Моя семья в истории страны», «История выборов на Нижегородской земле», исследовательские конкурсы «Юный исследователь», «Юный экскурсовод», викторину «Край Нижегородский», фестиваль «Мальчишник», соревнования «Зарница», фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» ( номинация «Связь времен и поколений»). Данные конкурсы используют такую форму воспитательной работы как исследовательские проекты. Их содержание строится на совместной деятельности учащихся , кружковцев, их родителей, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Сценарии защиты проектов рождаются постепенно в результате экскурсионной, проблемно-поисковой, другой познавательной деятельности, осуществляемой на классных часах, в работе творческих групп, на занятиях творческих объединений.
Все эти мероприятия подчинены единой направленности: военно-патриотической, которая постепенно проходит через все возрастные группы учащихся образовательных организаций. Процесс коллективного погружения в ту или иную область знаний получает и адекватное воплощение. Результат такого творчества – защита проекта на внутриучрежденческом этапе конкурса, районном и особенно областном финале конкурса. Таким образом, вместе с нашей страной школьники отмечают события важного государственного, исторического значения. В прошлом учебном году, например, конкурс «Отечество» был посвящен Курской и Сталинградской битве, в конкурсе «Моя семья в истории страны» обучающиеся раскрывали свои темы исследований по номинациям «Нет забытых деревень», «Судьба семьи в истории страны», «Семейная реликвия», «Мое генеалогическое дерево», в конкурсе «История выборов на Нижегородской земле» показаны исследования истории выборов нашего края, жизненный путь депутатов Верховного Совета СССР, конкурс «Юный экскурсовод» предполагал решение тестовых заданий по истории Нижегородского края, Нижегородского Кремля, нижегородского ополчения, истории улиц, площадей г. Нижнего Новгорода, геральдика Нижегородского края и др.
В Центре детского творчества обучающиеся тоже принимают участие в создании проектов, в написании исследовательских работ. Презентация, защита проекта с использованием мультимедийных технологий – это яркое событие в организации. Свои впечатления педагоги и дети присылают на сайт ЦДТ, где сразу же после мероприятия помещаются фотографии и отчет.
Проанализировав работу по исследовательской и проектной деятельности , педагогический коллектив решил - что же все-таки лучше: одно большое общее дело, которое готовится коллективом обучающихся и педагогов или много разрозненных мероприятий, как это было раньше ? Уверена – интереснее, продуктивнее и больше запоминается одно большое дело, прошедшее через самостоятельную, эмоционально окрашенную деятельность детей и взрослых. В связи с этим творческой группой ЦДТ был разработан социальный проект «Наследие» (2010-2013гг.), который определил ряд мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию. Сюда входит работа краеведческого кружка (педагог Новохацкий А.В.); заседания клуба «Берегиня»; знакомство с фондом районного краеведческого музея, библиотеки; участие в исследовательских исторических конкурсах; встречи с ветеранами ВОВ, Аф
ганистана, Чечни; возложение цветов к памятнику погибшим воинам; конкурсы патриотической песни; волонтерское и тимуровское движение и т.д.
Вне всякого сомнения, такая работа находит глубокий эмоциональный отклик в душе каждого ребенка , запоминается на всю жизнь и положительно влияет не только на творческое развитие учащихся, но и на формирование у них активной гражданской позиции.
Необходимо отметить, что эффективность проектно-исследовательской деятельности обучающихся напрямую зависит от системы профессиональных компетентностей педагога. Поэтому данная методика предъявляет высокие требования к педагогу как организатору проектно-исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческого роста и развития. С этого учебного года Центр детского творчества является районной экспериментальной площадкой по теме «Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования».
Технология проектно-исследовательской деятельности в воспитательной системе ЦДТ в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибольший простор для разнообразной работы с учащимися, создает оптимальные условия для формирования духовно-нравственных качеств личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, для раскрытия творческого потенциала детей.
Методист Лабецкая Г.Ю.
Использованная литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.,2011.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. − М., 2006.
3. Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: Материалы международной конференции /Под ред. Е.А. Александровой — М., 2007, Вып. 10, ч. 1. C. 31-35.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.− М., 2004.
6. Поливанова Л.Н. Проектная деятельность школьников. − М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования
эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....
Аттестация обучающихся в учреждениях дополнительного образования
В статье описана процедура аттестации обучающихся в конкретном учреждении....
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
Формирование экологической компетенции обучающихся в учреждении дополнительного образования
Научная статья...
Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"
В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся имеет большое значение. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение ...