Дополнительная образовательная программа хореографического объединения «Модерн»
рабочая программа (11 класс) на тему
Содержание программы.
1 Водные занятия.
2 Ритмика.
3 Игровые технологии.
4 Азбука классического танца.
5 Бальные танцы.
6 Народные танцы.
7 Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.
8 Репетиционно-постановочная работа.
9 Итоговые занятия и досуговые мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юлбатская основная общеобразовательная школа
Сабинского муниципального района РТ»
«Согласовано»: | «Утверждаю»: |
Зам. директора по воспитательной части | Директор МБОУ «Юлбатская ООШ» |
МБОУ «Юлбатская ООШ» | |
Агелова Р.З.____________ | _______________А.Х.Ахметов. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА хореографического объединения «Модерн»
Год реализации: на 4 года
Возраст учащихся: с 7 до 17 лет
Руководитель кружка: Давлетшина А.Ф.
2017 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центра детского творчества»
Сабинского района Республики Татарстан
Удверждена на заседании
педагогического совета
«___»___________2017г
_________В.А.Хабибрахманова
Дополнительная образовательная программа
хореографического объединения
«Модерн»
Срок реализации: 4 года.
Возраст учащихся: с 7-17 лет
Руководитель объединения: Давлетшина А.Ф.
п.г.т Богатые Сабы -2017год.
Образовательная программа «Модерн»
Содержание.
I . Введение
1.1 Обоснование актуальности программы;
1.2 Обоснование авторства.
II . Пояснительная записка.
2.1 Педагогические принципы и идеи;
2.2 Концептуальные основы и методики прогаммы,методы и формы работы;
2.3 Цели и задачи программы.
2.4 Условия реализации прогаммы.
2.5 Критерии оценочной деятельности детей.
III . Содержание программы.
3.1 Водные занятия.
3.2 Ритмика.
3.3 Игровые технологии.
3.4 Азбука классического танца.
3.5 Бальные танцы.
3.6 Народные танцы.
3.7 Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.
3.8 Репетиционно-постановочная работа.
3.9 Итоговые занятия и досуговые мероприятия.
IV . Учебный план.
V . Учебно-тематическое планирование на 4 года обучения.
VI . Ожидаемые результаты.
VII . Материально-техническое обеспечение занятий.
VIII . Список литературы.
I . Введение.
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
1.1. Обоснование актуальности программы.
Образовательная программа «Модерн», объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
1.2. Обоснование авторства.
Занятия программы получения знаний и навыков с учётом получения знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Внедрение в программу интегрированных занятий с элементами импровизации, является отличительной чертой от других программ. Разработанные интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации позволили обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично» выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками, сколиоз, плоскостопие. Практика доказала, что дети с физическими отклонениями не только прошли 4-х годовое обучение, но и успешно выступали на праздничных концертах.
Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.
II . Пояснительная записка.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана авторская образовательная программа «Модерн» детского творческого объединения. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
- сохранение и охрана здоровья детей.
2.1. Педагогические принципы и идеи.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:
- научности;
- интеграции;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
- соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
2.2. Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы.
- научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);
- публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);
- материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская). Правовую основу программы составляют:
- Конституция РФ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Методы и формы работы:
- поощрения;
- интеграции;
- игровой;
- беседы.
Одним из главных методов программы «Модерн», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний.
Занятия по программе оказали положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса.
Обучающиеся танцевального объединения значительно укрепили своё здоровье, что подтверждает показатель посещения занятий.
2.3. Цели и задачи программы.
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
- расширение знаний в области современного хореографического искусства;
- выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развития чувства гармонии, чувства ритма;
- совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
- развитие гибкости, координации движений;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
- укрепление физического и психологического здоровья.
2.4. Условия реализации программы.
В хореографическое объединение приходят дети с 7 лет. Наполняемость групп зависит от года обучения, так:
1 год обучения - 15 чел.
2 год обучения – 15 чел.
3 год обучения – 15 чел.
4 год обучения – 15 чел.
В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия педагоги включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.
«История создания танцев народов мира» не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед - дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах. Задача данных бесед - не меняется на 3 и 4 годах обучения.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало, - Раздел «Игровые технологии» включён во все года обучения.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.
Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших.
Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
За 2 года обучения дети приобретают определенный баланс знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии «Фэнтази данс» с элементами импровизации. Данный урок раскроет способности ребенка, поможет выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире. Главная задача занятия, уметь выразить свои ощущения используя язык хореографии, литературы и изобразительного искусств, и содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. На 3 и 4 году обучения обучающимся интересно узнать о новых танцевальных направлениях, о жизни выдающихся балерин, балетмейстеров или популярных танцевальных групп. Программа 3 и 4 обучения нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на усовершенствование хореографического мастерства. Учащиеся 3 и 4 года обучения достойно выступают не только на районных мероприятиях, но и участвуют в областных смотрах.
2.5. Критерии оценочной деятельности детей .
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.
А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы «Модерн» в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно.
Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.
Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой взгляд, соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.
III . Содержание программы.
3.1. Вводные занятия.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
3.2.«Ритмика»
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.
3.3.Игровые технологии.
«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности.
Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.
Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.
В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.
Игровые технологии программы:
- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
3.4 Азбука классического танец.
Непременные условия классического танца — выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий, высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений и, наконец, выносливость и сила. Приобретается это ежедневным тренажем, при тщательном выполнении установленных правил, и постоянной сценической практикой.
Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницей, что в первом классе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет самое начало учебы, когда изучают элементы движений.
Урок состоит из упражнений у палки и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки) и упражнения на пальцах.Последовательность упражнений у палки: plie, battements tendus, battements tendus jetes, rond de jambe par terre, battements fondus или battements soutenus, battements frappes, battements double frappes, rond de jambe en l'air, petits battements, battements developpes, grands battements jetes.Упражнения на середине зала исполняются в той же последовательности, что и у палки. Затем в упражнения на середине зала вводится adagio. За adagio следует allegro; маленькие и большие прыжки и, не менее двух-трех раз в неделю, упражнения на пальцах.
Урок начинается танцевальным маршем в спокойном темпе, который постепенно ускоряется, затем возвращается в обычный, после чего приступают к упражнениям. Марш приводит организм в рабочее состояние, налаживает дыхание и кровообращение. первом классе марш полезен и в середине урока, как отдых от статичных положении. Урок завершается port de bras с наклонами вперед и перегибами назад и в стороны. Port de bras восстанавливает дыхание, приводит в спокойное состояние организм.Указанная выше последовательность движений обязательна главным образом в первом классе. дальнейшем последовательность движений зависит от возрастного состава учащихся и от их профессиональных данных.
3.5 Бальные танцы.
Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно ещё в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела. Без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивает фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания бальной хореографии в системе воспитания.
Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Бальный танец одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные pas и т.д. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую немалую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.
3.6 Народные танцы.
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.
Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление
хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами.
Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения
над животным миром. Возникают танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя .Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине .
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое
подчёркивается танцовщиком. Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов. Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, например, плавности хода танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,
приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,
общению друг с другом в движении.
Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа
Важной частью при изучении характерных танцев является познание и правильное исполнение движений танцев различных народов. Только тогда при разучивании нового танца исполнитель быстро и легко сможет справлятсья с лексикой. Приступая к разучиванию новых движений, педагог должен точно и ясно объяснить исполнителям все нюансы изучаемого материала, не только теоретически, но и практическим показом. В характерном танце, несмотря на его национальность, наблюдается множество движения у которых есть общая структура. В этих случаях особо важно акцентировать внимания на такие особенности в стиле и характере национального танца, как положение рук и корпуса, начинание и завершение танцевальных движений, которые отличают их от подобных движених другой национальности.
Мы знаем, что характерный танец, это сценический вид аутентичного народного танца и в нем обязательно присутствует влияние хореографа. Во избежание возможного унифицирования композиционного рисунка танцев разных народов, которым является стремление некоторых авторов предложить более оригинальные решения в геометрии своего национального танца, обезательно нужно обратить внимание на выше указаные характерные отличия в рисунке разных национальных танцев. Тогда национальную принадлежность каждого танца можно будет определить не только по танцевальной лексики и по национальному костюму, но и по рисунку.
Заключительный этап в изучении дисциплины “Методика преподавания характерного танца” является создание и исполнение характерного танца, который обобщает весь процесс обучения. Здесь исполнитель показывает качество усвоения изучаемого материала и умение работатб с танцевальной лексикой различных национальных танцев, сохраняя все нюансы, характерные для той или другой националности, которые отличают этот танец от других национальных танцев.
3.7 Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.
Данное занятие было создано для учащихся прошедших программу, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия «Фэнтази-Данс» способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самосстоятельность», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация -- один из главных элементов данного занятия. Если учащийся изучает по программе Башкирскии танец или современный, то на занятиях «Фэнтази Данс» предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию или учащийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку.
Задачи занятия «Фэнтази —Данс»:
- раскрыть потенциальные способности;
- закрепление музыкальных и хореографических знаний;
- увеличить границы самостоятельного творчества;- содействовать личностному самоопределению.
3.8.Репетиционно-постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - • не очень интересно».
Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Башкирский», «Ирландский», «Узбекский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.
Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.
Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.
3.11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, концерты.
Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.
IV. Учебный план.
№ | Разделы | Количество часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | Вводные занятия. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Ритмика. | 4 | 4 | 6 | 6 |
3 | Игровые технологий. | 20 | 10 | 8 | 8 |
4. | Азбука классического танца. | 20 | 25 | 20 | 15 |
5. | Бальные танцы. | 15 | 15 | 15 | 15 |
6. | Народные танцы. | 15 | 20 | 15 | 15 |
7. | Интегрированное занятие «Фентази-Данс» с лементами импровизации. | - | - | 4 | 10 |
8. | Репетиционно-постановочная работа. | 80 | 80 | 83 | 82 |
9. | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 7 | 7 | 10 | 10 |
Зачет | |||||
Всего: | 162 | 162 | 162 | 162 |
V. Учебно-тематическое планирование на 4 года обучения.
Учебно- тематический план 1года обучения.
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятия. | 1 | 1 | |||
2 | Игровые технологий. | 20 | 20 | |||
2.1 | Хлопаем в ладоши(развитие чувства ритма). | 5 | 5 | |||
2.2 | Подари улыбку(повышения позитивного настроения). | 5 | 5 | |||
2.3 | Подражаем животным(актерское мастерство). | 4 | 4 | |||
2.4 | 1,2,3-фигура замри(на воображение) | 4 | 4 | |||
3 | Ритмика | 4 | 2 | 2 | ||
3.1 | Изображаем то,что говорим. | 2 | 1 | 1 | ||
3.2 | Ритмичные упражнения. | 2 | 2 | |||
4 | Азбука классического танца. | 20 | 3 | 17 | ||
4.1 | Позиций рук и ног. | 2 | 05 | 1.05 | ||
4.2 | Plie.1позиция. | 2 | 2 | |||
4.3 | Grand plie. | 2 | 2 | |||
4.4 | Battemen tandu 1 позиция. | 2 | 2 | |||
4.5 | Por de bra | 2 | 05 | 1.05 | ||
4.6 | Прыжки | 2 | 2 | |||
4.7 | Большие броски. | 2 | 05 | |||
4.8 | Медленное поднимание ног. | 2 | 05 | 1.05 | ||
4.9 | Повороты. | 2 | 05 | 1.05 | ||
4.10 | Rond de jambe parter. | 2 | 05 | 1.05 | ||
4.11 | Диагностика | 2 | 2 | |||
5 | Бальные танцы. | 15 | 2 | 13 | ||
Полька. | 7 | 1 | 6 | |||
5.1 | Положение и открывание рук. | 2 | 05 | 1.05 | ||
5.2 | Подскок. | 2 | 05 | 1.05 | ||
5.3 | Голоп. | 2 | 2 | |||
5.4 | Хлопки и притопы. | 1 | 1 | |||
Вальс. | 8 | 1 | 7 | |||
5.5 | Основные шаги. | 2 | 05 | 1.05 | ||
5.6 | Положение рук,корпуса. | 2 | 05 | 1.05 | ||
5.7 | Припадание в сторону. | 2 | 2 | |||
5.8 | Повороты. | 2 | 2 | |||
6 | Народные танцы. | 15 | 2 | 13 | ||
Татарский танец | 7 | 1 | 6 | |||
6.1 | Положение рук. | 1 | 05 | 05 | ||
6.2 | Переменный шаг. | 2 | 05 | 1.05 | ||
6.3 | Пятка носог. | 2 | 2 | |||
6.4 | Бишек. | 2 | 2 | |||
Русский танец. | 8 | 1 | 7 | |||
6.5 | Открывание и закрывание руки. | 2 | 05 | 1.05 | ||
6.6 | Бег,прыжки и повороты. | 2 | 05 | 1.05 | ||
6.7 | Приседание мальчиков.Притопы. | 2 | 2 | |||
6.8 | Парные движения. | 2 | 2 | |||
7 | Репитиционно-постановочная работа. | 80 | 2 | 78 | ||
8 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия. | 4 | 4 | |||
Зачет | 2 | 2 | ||||
Всего: | 162 | 12 | 150 |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||
2 | Ритмика. | 4 | 1 | 3 | |||
2.1 | Ритм.Акцент. | 2 | 05 | 1.05 | |||
2.2 | Темп.Характер.Разбор музыкальных произведений. | 2 | 05 | 1.05 | |||
3 | Игровые технологий. | 10 | 10 | ||||
3.1 | Пропоем,прохлопаем любимую мелодию(развития слуха) | 2 | 2 | ||||
3.2 | Ниточка с иголочкой. | 2 | 2 | ||||
3.3 | Мы едем,едем,едем. | 2 | 2 | ||||
3.4 | Веселая карусель. | 2 | 2 | ||||
3.4 | Музыкальные предметы. | 2 | 2 | ||||
4 | Классика. | 25 | 2 | 23 | |||
4.1 | Позиций рук иног. | 2 | 2 | ||||
4.2 | Плие по 2 поз. | 2 | 2 | ||||
4.3 | Батман тандю жете. | 2 | 2 | ||||
4.4 | Батман фондю. | 3 | 3 | ||||
4.5 | Фраппе. | 3 | 05 | 2.05 | |||
4.6 | Большие броски. | 2 | 2 | ||||
4.7 | Медленное поднимание ног. | 3 | 3 | ||||
4.8 | Порде бра. | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.9 | Прыжки с поворотами. | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.10 | Растяжки. | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.11 | Диагностика | 2 | 2 | ||||
5 | Бальные танцы | 15 | 3 | 12 | |||
Танец «Падеграс» | 4 | 1 | 3 | ||||
5.1 | Поклоны для девочек и мальчиков. | 1 | 05 | 05 | |||
5.2 | Положение рук и корпуса головы. | 1 | 1 | ||||
5.3 | Шаги в сторону и в перед. | 1 | 05 | 05 | |||
5.4 | Постановка танца. | 1 | 1 | ||||
Полька. | 4 | 1 | 3 | ||||
5.1 | Основные шаги,прыжки. | 1 | 05 | 05 | |||
5.2 | Притопы,прихлопы.Положения рук. | 1 | 1 | ||||
5.3 | Движения в паре. | 1 | 1 | ||||
5.4 | Постановка танца. | 1 | 05 | 05 | |||
Вальс. | 5 | 1 | 4 | ||||
5.1 | Основной шаг. | 1 | 05 | 05 | |||
5.2 | Покачивание. | 1 | 1 | ||||
5.3 | Положения рук. | 1 | 05 | 05 | |||
5.4 | Вальс в паре. | 1 | 1 | ||||
5.5 | Постановка. | 1 | 1 | ||||
5.6 | Отработка пройденного. | 2 | 2 | ||||
5.7 | Повторения пройденного. | 2 | 2 | ||||
6 | Народные танцы | 20 | 4 | 16 | |||
Татарский стилизованный танец. | 10 | 2 | 8 | ||||
6.1 | Переменный шаг. | 4 | 1 | 3 | |||
6.2 | Пятка,носок, | 1 | 1 | ||||
6.3 | Подстовные шаги. | 1 | 1 | ||||
6.4 | Повороты и рисунки. | 2 | 2 | ||||
6.5 | Беседа о музыке и костюмах. | 1 | 1 | ||||
6.6 | Бишек. | 1 | 1 | ||||
Русский стилизованный танец. | 10 | 2 | 8 | ||||
6.1 | Позиций рук и ног. | 2 | 1 | 1 | |||
6.2 | Передача настроений. | 1 | 05 | 05 | |||
6.2 | Основные ходы и прыжки. | 2 | 2 | ||||
6.3 | Дроби. | 2 | 2 | ||||
6.4 | Подбор музыки и повторение под музыку. | 2 | 05 | 1.05 | |||
6.5 | Отработка пройденного. | 1 | 1 | ||||
7 | Репитиционно-постановочная работа. | 80 | 2 | 78 | |||
7.1 | Постановка танца «Вальс» | 15 | 05 | 14.05 | |||
7.2 | Постановка «Польки» | 15 | 05 | 14.05 | |||
7.3 | Постановка «Татарского стил.» танца. | 15 | 05 | 14.05 | |||
7.4 | Постановка «Русского стил.» танца. | 15 | 05 | 14.05 | |||
7.5 | Репитиций. | 20 | 20 | ||||
8 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия. | 7 | 7 | ||||
Зачет | |||||||
Всего: | 162 | 13 | 149 | ||||
Учебно-тематический план 3 года обучения. | |||||||
1 | Вводное занятие.Правила техники безопасности. | 1 | 1 | ||||
2 | Ритмика | 6 | 2 | 4 | |||
2.1 | Затакт.Динамические оттенки. | 2 | 05 | 1.05 | |||
2.2 | Строение музыкального произведения. | 2 | 05 | 1.05 | |||
2.3 | Передача динамических оттенков в движениях новых танцев.Слушание мелодий для новых танцев. | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Игровые технологий | 8 | 2 | 6 | |||
3.1 | Я в музыке услышу кто ты,что ты?(развитие чувства ритма). | 1 | 05 | 05 | |||
3.2 | Память движений. | 1 | 05 | 05 | |||
3.3 | Комплименты. | 1 | 05 | 05 | |||
3.4 | Изображения предметов. | 1 | 05 | 05 | |||
3.5 | На поляне(актерское мастерство). | 1 | 1 | ||||
3.6 | Настроения(актерское мастерство). | 1 | 1 | ||||
4 | Классический танец | 20 | 2 | 18 | |||
4.1 | Плие с открыванием руки,по1позиций. | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.2 | Плие с открыванием руки,по1-3позициям. | 2 | 2 | ||||
4.3 | Основные классические движения Аллегро. | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.4 | Батман тандю с 1-3позициям. | 2 | 2 | ||||
4.5 | Батман тандю жете с 1-3 позициям. | 2 | 2 | ||||
4.6 | Медленное поднимание с 1-3 позициям. | 2 | 2 | ||||
4.7 | Большие броски с 1-3 позициям | 2 | 2 | ||||
4.8 | Прыжки с 1-3 позициям | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.9 | Прыжки с поворотами с 1-3 позициям | 2 | 05 | 1.05 | |||
4.10 | Пор де бра. | 2 | 2 | ||||
4.11 | Зачет | 2 | 2 | ||||
5 | Бальные танцы. | 15 | 2 | 13 | |||
Твист | 8 | 2 | 6 | ||||
5.1 | Основные движения.История танца. | 2 | 2 | ||||
5.2 | Прослушивание и подбор музыкального материала.Характер. | 2 | 2 | ||||
5.3 | Ходы в паре. | 2 | 2 | ||||
5.4 | Отработка под музыку. | 2 | 2 | ||||
Разрешите пригласить. | 7 | 2 | 5 | ||||
5.5 | Как танцевали на балах.Знакомсва. | 2 | 2 | ||||
5.6 | Шаги,постановка корпуса,положения рук. | 2 | 2 | ||||
5.7 | Повторения движении в паре. | 2 | 2 | ||||
5.8 | Рисунки. | 1 | 1 | ||||
6 | Народные танцы | 15 | 2 | 13 | |||
Башкирский танец. | 8 | 1 | 7 | ||||
6.1 | Характер в танце.Положения рук. | 2 | 05 | 1.05 | |||
6.2 | Притопы. | 2 | 05 | 1.05 | |||
6.3 | Основные шаги. | 2 | 2 | ||||
6.4 | Основные движений. | 2 | 2 | ||||
Узбекский танец. | 7 | 1 | 6 | ||||
6.5 | Знакомства с народом танца.Положение рук,корпуса головы. | 2 | 1 | 1 | |||
6.6 | Работа с кистями рук. | 2 | 2 | ||||
6.7 | Повороты. | 2 | 2 | ||||
6.8 | Отработка под музыку. | 1 | 1 | ||||
7 | Интегрированное занятие «Фентази –Данс» с лементамси импровизации. | 4 | 4 | ||||
7.1 | Импульс времени (новинки музыки,хореографии в России и странах Европы). | 2 | 2 | ||||
7.2 | Танцевальная мозайка:За волшебной дверью.Вспомогательные моменты для создания образов. | 2 | 2 | ||||
8 | Репетиционно-постановочная работа | 83 | 83 | ||||
9 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 8 | 8 | ||||
Зачет | |||||||
Всего: | 162 | 11 | 151 |
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№ | Наименование раздела итема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Ритмика. | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Повторение пройденных тем на новом музыкальном материале. | 2 | 2 | |
2.2 | Слушание и анализ музыки для новых танцевальных композиции. | 4 | 2 | 2 |
3 | Игровые технологии. | 8 | 8 | |
3.1 | Угадай слово. Портрет(на воображение). | 2 | 2 | |
3.2 | Измени образ человека(на актерское мастерство). | 2 | 2 | |
3.3 | Дорисуй настроение человека. | 2 | 2 | |
3.4 | Изоброжаем животоное (актерское мастерство). | 2 | 2 | |
4 | Азбука классического танца. | 15 | 3 | 12 |
4.1 | Плие,гранд плие по 5п,с открыванием руки. | 2 | 05 | 1.05 |
4.2 | Батман тандю по 5п,с открыванием руки, | 2 | 05 | 1.05 |
4.3 | Батман тандю жете по 5 . | 2 | 05 | 1.05 |
4.4 | Батман фраппе по 5. | 2 | 05 | 1.05 |
4.5 | Фондю в сторону от станка. | 2 | 05 | 1.05 |
4.6 | Пти батман. | 2 | 05 | 1.05 |
4.7 | Медленное поднимание по 5. | 1 | 1 | |
4.7 | Большие броски по 5,прыжки по 5позиции. | 2 | 2 | |
4.8 | Зачет | 2 | 2 | |
5 | Бальные танцы. | 15 | 3 | 12 |
5.1 | Ча-ча-ча. | 7.05 | 1.05 | 6 |
5.2 | Позиций рук и корпуса. | 2 | 05 | 1.05 |
5.3 | Перенос веса на месте. | 2 | 05 | 1.05 |
5.4 | Перетаскивание стопы. | 2 | 05 | 1.05 |
5.5 | Ча-ча-ча шассе в сторону. | 1.05 | 1.05 | |
Вальс. | 7.05 | 1.05 | 6 | |
5.6 | Основные шаги. | 2 | 05 | 1.05 |
5.7 | Парные движения. | 2 | 05 | 1.05 |
5.8 | Квадраты. | 2 | 05 | 1.05 |
5.9 | Повороты. | 1.05 | 1.05 | |
6 | Народные танцы. | 15 | 3 | 12 |
Татарский лирический танец. | 7.05 | 1.05 | 6 | |
6.1 | Характер,положение рук,ног и корпуса. | 2 | 05 | 1.05 |
6.2 | Плавные переменные шаги. | 2 | 05 | 1.05 |
6.3 | Движения с платками. | 2 | 05 | 1.05 |
6.4 | Основные движения. | 1.05 | 1.05 | |
Ирландский танец. | 7.05 | 1.05 | 6 | |
6.5 | Основные движения и корпус. | 2 | 05 | 1.05 |
6.6 | Прыжки. | 2 | 05 | 1.05 |
6.7 | Рисунки. | 2 | 05 | 1.05 |
6.8 | Круговые движения,чечетка. | 1.05 | 1.05 | |
7 | Интегрированное занятие «Фентази –Данс» с лементами импровизации. | 10 | 10 | |
7.1 | Ритм,движение и поиск. | 2 | 2 | |
7.2 | Стили,стилизазия. | 2 | 2 | |
7.3 | Легко ли быть учителем? | 2 | 2 | |
7.4 | Создание художественного образа. | 2 | 2 | |
7.5 | Я-руководитель шоу-бизнеса. | 2 | 2 | |
8 | Репетиционно-постановочная работа. | 80 | 80 | |
8.1 | Постановка танца. | 40 | 40 | |
8.2 | Повторение и отработка. | 40 | 40 | |
9 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия. | 10 | 10 | |
9.1 | Концертная деятельность. | 8 | 8 | |
9.2 | Зачет | |||
10. | Поход. | 2 | 2 | |
Всего: | 162 | 12 | 150 |
VI. Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
- позиции рук и ног;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять движения классического экзерсиса.
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
- названия классических движений нового экзерсиса;
- значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны
знать:
- новые направления, виды хореографии и музыки;
- классические термины;
- жанры музыкальных произведений.
Уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны
знать:
- виды и жанры хореографии;
- историю создания танцев народов мира;
- классические термины;
- лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
VII. Материально-техническое обеспечение занятий.
Занятия проводятся в спортивном зале, генеральные репетиции проводятся на сцене РДК. В распоряжении танцевального объединения: музыкальный центр, ноутбук. На интегрированных занятиях учащиеся используют для работы: альбомные листы, картон, карандаши, фломастеры.
VIII Список литературы
1.Музыкально-двигательные упржнения.Москва «Просвещение» 1991
2.Детские подвижные игры народов СССР.
3. Г.Настюков Сюжетный танец. Профиздат 1960
4. Москва «Просвещение»,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Хореографическое обучение"
Хореография является органической частью системы образования, воспитания и развития личности ребенка в школе. Специфика обучени...
Презентация дополнительной образовательной программы хореографического коллектива «Сияние»
Презентация содержит цель, задачи, содержание и разделы программы хореографического объединения....
Дополнительная общеразвивающая программа "Хореографическая школа"
Дополнительное образование – процесс непрерывный и способствует личному самоопределению ребенка. Именно в учреждениях дополнительного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Мониторинг результатов обучения по дополнительным образовательным программам в области хореографического искусства
С целью оценки результатов образовательного процесса, анализа качества и эффективности освоения программы проводится мониторинг качества образования. Применяет...
Дополнительная общеразвивающая программа хореографической направленности "Непоседы".
Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцева...